Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свободомыслие и атеизм в середине века



В средние века, подчинив себе светскую власть, церковь устанавливает «духовную диктатуру» и пресекает всякие попытки выйти за пределы христианского миросозерцания. Церковные догмы становятся исходными пунктами и основой всякого мышления. В этих условиях развитие свободомыслия было крайне затруднено, а открытая борьба против церкви стано­вится фактически невозможной. В силу этого противостоя­щие религии учения несут на себе печать религиозного ми­ропонимания, свободомыслия. Материалистические тен­денции выступают в этот период в религиозной форме.

Другими видными представителями свободомыслия средних веков являются Роджер Бэкон, Дуне Скотт и Уильям Оккам.

Роджер Бэкон выступал с резкой критикой религиоз­ного мышления, отстаивал самостоятельность научного исследования. Есть три источника познания — авторитет, рассудок и опыт. Авторитет без доказательства недостато­чен. Рассуждение также безнадежно, если оно не провере­но опытом.

Много сделал для освобождения философии от опеки теологии Дуне Скотт; ссылаясь на неограниченную свобо­ду божественной воли, он объявлял материю способной мыслить.

Против папства и его власти боролся Уильям Оккам. По его убеждению, папы не являются наместниками Хри­ста. Высшим духовным органом. Заслуга средневекового свободомыслия заключает­ся в том, что в течение длительного времени оно в сложных условиях не прекращало борьбы с религией и тем самым подготовило почву для буржуазного атеизма.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...