Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методы психологии религии




В своих исследованиях психология религии использует различные методы. Чаще всего она прибегает к изучению самонаблюдений, рефлексий (самоосмысление, самоанализ) религиозных лиц, о содержании которых они рассказывают во время бесед, интервью, письменно. При этом исследователи постоянно стараются отличить в дневниках, автобиографических заметках, рассказах верующих, мистиков, аскетов, отшельников, ясновидцев желательное от действительного, особенно у сектантов. Речь идет о контактах со сверхъестественным, которых они стараются достичь молитвами, медитациями, постами, а затем могут воспринять свои галлюцинации (от лат. – бред, видение), виртуальные продукты воображения как реальность, настоящий контакт.

Распространенный в психологии религии, как и в других областях психологических исследований, метод интервью – это разговор научных работников с верующими, во время которой они отвечают на заранее подготовленные и на спонтанные вопросы.

^ Виды интервью:


  1. Особенно интересную информацию удается почерпнуть во время нежёстко фиксированного интервью, особенностью которого есть свободные, не регламентированные темой и формой вопросы, а затем возможность достичь высокой искренности, вдумчивости, рефлексивности человека, которому адресован вопросы.

  2. ^ Жестко фиксированному, закрытому интервью, в котором респондентам необходимо лишь выбрать один из заранее подготовленных вариантов ответа на поставленный вопрос, недостаёт искренности, информации о разнообразных нюансах эмоциональной, психической жизни личности. Тем не менее, полученные по такой методике данные значительно легче стандартизировать, обрабатывать.

Активно использует психология религии и метод наблюдения. Исследователи наблюдают за психическими реакциями, поступками, поведением религиозных лиц, групп во время культовых деяний, богослужений, молитв, других форм общения, деятельности. Учитывая интимность, впечатлительность религиозных переживаний верующих, наблюдение за ними должны быть особенно тактичными, деликатными и незаметными.

Иногда психология религии использует естественные эксперименты. При этом необходимо соблюдать абсолютно все требования, согласно которым ни одни экспериментальные вмешательства не должны мешать религиозной деятельности и в повседневной жизни верующих. Ими пользуются для сравнения однородных объектов исследования, одна часть которых испытает определенные, возможно, организованные экспериментаторами в допустимых границах влияния, а другие – нет. Например, какое-то количество лиц, групп слушает проповеди определенного содержания, провозглашаемые проповедником с теми или другими особенностями, чертами. За отличиями, которые возникли между группами, личностями, которые слушали эти проповеди, и теми, что их не слушали, строят аналитические заключения об эффективности используемых в проповеди информационных влияний, социально-психологических механизмов, коммуникативных приемов, личностных характеристик оратора и т.п.

Профилактика попадания людей в деструктивные секты – это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления, только здравая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать зависимости от нее в дальнейшем. Намного легче предупредить человека об опасности попадания в секту, чем потом пытаться вывести его из состояния сектозависимости.

Вопросы вербовщику для распознавания того, является ли он членом секты:

1. Как долго вы состоите в этой группе? Пытаетесь ли вы привлечь меня в какую-то организацию?
2. Можете ли вы назвать мне другие организации, связанные с этой группой?
3. Кто стоит во главе организации? Каково его прошлое? Какое у него образование? Нет ли у него судимости?
4. Во что верит ваша группа? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Допустим ли обман в каких-то обстоятельствах?
5. Что должны делать члены группы, после того, как они вступают в нее? Должен ли я буду бросить работу или учебу, пожертвовать в пользу группы собственность и накопления, прекратить отношения с семьей и друзьями, которым может не понравится мое членство в группе?
6. Существует ли в обществе неоднозначные оценки вашей группы? Если люди критикуют вашу группу, каковы их основные претензии?
7. Как вы относитесь к бывшим членам группы? Пытались ли вы когда-либо обсудить с ними, почему они вышли из группы? Если нет, то почему? Запрещает ли ваша группа общение с бывшими членами?
8. Какие три вещи вам не нравятся больше всего в вашей организации и ее лидере?

Как не попасть в тренинг -секту?
Советы дает практический психолог, психотерапевт, преподаватель Мария Минакова:

1. Обратите внимание на личность тренера — дипломы, сертификаты, упоминание его имени в СМИ. Если личность тренера — туманна, насторожитесь.

2. Помните о безопасности. Если вам не обеспечивают конфиденциальность на тренинге, если тренер настаивает на том, чтобы вы исполняли все упражнения, даже если вы того не хотите, речь может идти о психокульте.

3. Обратите внимание на контроль тренера над участниками — если вам не разрешают встать и уйти в любой момент, если чувствуете, что не контролируете себя, если в рамках занятия вас вводят в транс — это секта.

4. Чувство “что-то здесь не так”, интуитивное беспокойство, неловкость — если вы ощутите тревогу, сразу уйдите.

5. Если вас уговаривают под различными предлогами привести друзей на тренинг — это психокульт.

6. Оцените адекватность тренинга к его направленности — вас убеждают, что на тренинге по бизнес-переговорам вам помогут устроить личную жизнь, а на тренинге личностного роста вы научитесь зарабатывать миллион?

7. Если вас обучают техникам, связанным с давлением: НЛП, гипноз и так далее, это может свидетельствовать о том, что именно эти техники на вас и используют.

8. Есть еще некоторые свидетельства психокульта: на сайте компании может быть размещена информация о сектах — чтобы вы “почувствовали разницу”. Также у многих психокультов, как и у религиозных сект, есть социальная программа, которая никак не связанна с родом их деятельности — помощь детским домам, например. Так вербовщики вовлекают новых людей в организацию. Способ оплаты курса тоже может указать на психокульт — если он нестандартный, условия возврата денег — не ясны — будьте бдительны!

12. Свободомыслие и атеизм.

Свободомыслие по отношению к религии — это признание права на свободу, свободное исследование окружающего мира. В рамках свободомыслия может быть и бескомпро­миссно-отрицательное отношение к религии, каким явля­ется атеизм (с греч. а — частица отрицания, tеоs — бог, т.е. безбожие), и осторожное сомнение в существовании сверхъестественного мира.

В полной мере понятие «свободомыслие» может быть отнесено лишь к «атеизму» — как системе взглядов, осно­ванных на материализме. Материалистическая филосо­фия является теоретической основой атеизма. Понятие «атеизм» может употребляться только в связи с материализмом, будь то материализм стихийный или теоретиче­ский, т.е. философский.

Свободомыслие выражается и в менее последователь­ных по сравнению с атеизмом формах критики религии. Одной из них, наиболее рано возникшей, является «скеп­тицизм» в отношении религии, т.е. — сомнение в истинно­сти религии. Современный скептицизм, например, неопо­зитивистов — это выражение настроений части господст­вующего класса в современную эпох. Одной из распространенных ныне форм свободомыслия является «религиозный нигилизм» — это. отрицание религии как абсурда, не связанное с научным пониманием сущности законов ее существования.

И, наконец, еще одно понятие, употребляемое в лите­ратуре, «антиклерикализм» — критика церкви (духовенст­ва) как общественного института, выступление против ее претензий на руководство обществом.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 803 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...