Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественные коллекции и музеи по странам



Италия

В 17 – первой половине 18 века в Риме был создан ряд великолепных художественных коллекций как проявление особого социально-культурного феномена, получившего название «непотизм» (от латинского «nepos» - потомок). Это было тесно связано с тем покровительством, которое оказывали своим племянникам очередные римские первосвященники, назначавшие их на самые доходные и влиятельные посты. Такие художественные собрания служили символами престижа и свидетельствовали о вкусе и величии коллекционеров. Они носили полуприватный, полупубличный характер и были открытыми для знатоков, художников и путешественников. Часто коллекции помещались в виллах и садах племянников пап на окраинах Рима.

Примером непотизма может служить карьера кардинала Шипионе Боргезе, племянника папы Павла V. Богатые коллекции Боргезе были размещены главным образом на его вилле в районе Пинчо. После смерти Павла V и упадка политической карьеры Шипионе вилла перестала служить украшением политической деятельности кардинала и стала местом, которое всё чаще посещали любители искусства и художники, чтобы изучать находившиеся здесь произведения искусства. Во второй половине 17 и в 18 веке здесь поселились стипендиаты созданной в 1648 году парижской Академии живописи и скульптуры. Коллекция Боргезе состояла их двух частей – скульптуры и живописи. Кардинал Ш. Боргезе стал образцовым коллекционером 17 века не только для римской культурной среды. Его коллекция пережила своего создателя, служа всей Европе на протяжении двух последующих столетий.

В итальянских картинных галереях в этот период используется как нововведение развеска картин, целиком покрывающих поверхность стен помещений. Впервые об этом нововведении сообщил римский коллекционер маркиз Винченцо Джустиньяни около 1610 года. В 17 веке в Италии продолжили развиваться приёмы размещения плоскостных экспонатов в экспозициях коллекций и музеев. Картины в такой экспозиции развешивали симметрично на целой поверхности стены, обычно в резных или позолоченных рамах. Кроме традиционных по тематике произведений живописи, всё чаще выставлялись жанровые и пейзажные картины. Первой галереей, в которой картины представлены предпочтительнее, чем античные скульптуры, была галерея во дворце Колонна в Риме.

В 18 веке коллекционирование в Риме несколько изменилось по сравнению с предыдущим столетием. Особого внимания заслуживают открытие Капитолийского музея, создание Виллы Альбани и открытие Пио-Клементинского музея в Ватикане, ставшего основой для современных ватиканских музеев. Капитолийский музей фактически был первым римским публичным музеем, он принадлежал городу. 18 век был временем, когда археологические находки в Италии почти утроились по сравнению с предыдущими столетиями. Этому способствовало развитие археологии и реставрационное ремесло. Папы попытались приостановить вывоз за границу антиков, который приобрёл невиданные масштабы, установив для себя право первенства на приобретение археологических находок. Скульптуры, приобретённые этими первосвященниками, поступили в ведущие музеи Рима – Капитолийский и Пио-Клементинский.

Пио-Клементинский музей был пристроен к Ватиканскому дворцу в Риме и включал в себя основные формальные черты, которые будут постоянно повторяться в дальнейшем в специально строящихся музейных зданиях: большую лестницу, ротонду с куполом по типу римского Пантеона, открытый дворик и длинные залы, основанные по образцу дворцовых галерей. Развитие этой формы здания для размещения музейных коллекций приходится на последующие за периодом Просвещения времена. При великих герцогах Петре Леопольде и его преемнике Фердинандо III была произведена реорганизация коллекций дворца Уффици в соответствии с систематическим подходом, который характеризовал идеологию Просвещения. Галерея Уффици отводилась под античное и современное искусство. Картины расположили согласно художественным школам. Галерея должна была иллюстрировать историю искусства, а не служить, как это считалось ранее, храмом воспитания вкуса.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...