Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретический блок



1 Виттельс Ф., Фрейд. Его личность учение и школа. Л.: Эго, 1991 (репринт с издания 1925 г.).

2 Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000.

3 Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990.

4 Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000. С.98-143.

5 Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: изд-во Эксмо, 2002.

6 Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. М., 1994.

7 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1980.

8 Хрестоматия по истории психологии. МГУ, 1980.

9 Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: изд-во «Евразия», 1998.

10 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб., 1997.

11 Шерток Л., Р. де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., Прогресс, 1991.

Теоретический блок

1. Музеология, как научная дисциплина: донаучная стадия развития

Музееведение (музеология) - научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. В начале XX века появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики: «Museum Journal» (1901 г., Великобритания), «Museumkunde» (1905 г., Германия). В 1946 году в Париже был учрежден Международный совет музеев, больше известный под англоязычной аббревиатурой ИКОМ (International Council of Museum). Он поставил своей целью организацию сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными профессионалами всего мира, разработку и техническое обеспечение программ в области развития музейного дела. С 1960-х годов начали изучать музеологию. Первая публикация по теории музеологии – 1968 год Иржи Неуступный «Музей и исследовательская работа» (чешская музеология). С 1976 г. ведущую роль стал играть международный комитет по музеологии. К началу 80-х гг. в свет вышло 600 публикаций об определении предмета музеологии. Значительная часть публикаций появилась в Центральной и Восточной Европе. Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру. Объектом музееведения является музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях. Предметом музееведения являются объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея.

Эволюция музеологии – процесс постепенной эмансипации (отход от профильных дисциплин). Основоположник современной теоретической музеологии – З.Странский, выделил 3 стадии развития:

Донаучная стадия: рукописный и печатный каталоги – описания коллекций, появляются в Эпоху Возрождения, постепенно распространяются. Первые описания это инвентарные описи, затем печатные каталоги, после появляются путеводители – показать значимость музейного собрания. Важно доказать, что владелец или очень богат или обладает прекрасным вкусом, или изощрённый учёный. Первый теоретик – немецкий врач Самуэль фон Квихельберг в 1565 году выпустил книгу «Заготовки или Заглавие обширного театра». Организация коллекций со всего мира, предложил развёрнутую систему систематизаций. Выделил 5 классов и 53 подкласса. Надеялся, что его книга активизирует коллекционеров, но этого не произошло, он умер через два года. По его методу была организована Кунсткамера в Мюнхене. Квихельберг предлагает создать «театр» памяти. Он был первым, в чьей системе предмет выступил в роле предмета познания, предмета изучения, обсуждения. Именно предмет играет ключевую роль. Раньше, источник вдохновения или размышления, тренировки памяти.

Каталоги начали издаваться с начала XVII века: коллекция Оле Ворма (датский врач в Копенгангагском университете). В 1655 г. издан его музей Ворма, который содержал методические рекомендации. В России: Адам Алеарий написал «Записки о Москве», в 1660 г. составил справочник о Готторпской кунсткамере. Развитие области знания. Френсис Бэкон – значение собраний для образовательной деятельности. Ян Амос Каменский, Готфрид Лейбниц – подчёркивание значение для просвещения. В 1674 г. выходит книга немецкого учёного, профессора Киевского университетата Иоганна Давида Майора – «Непредвосхищённые мысли о кунсткамерах и натуралиенкамерах» (предметы полированные). Он был создателем одного из первых анатомических садов и театров.

Майор пытается осмыслить феномен и рассуждает, зачем человек коллекционирует? В книге содержится первый глоссарий – около 40 слов. Есть короткий список авторов коллекций: европейских, библейских, Монтесумы. Он первым заговорит об определённой теории, введет термин – tactica conclavium – музееведение («тактика организации кабинетов») – как правильно создавать – камеры, вунтеркамеры – комната с диковинками.

Область знания развивалась интенсивно, отсюда - потребность в словаре. Дефиниция появилась в первой трети XVIII столетия - термин музеография ввел Гамбургский коллекционер Каспар Фридрих Найкель (не был учёным), написавший «Руководство к правильному пониманию музеорума». В книге была указана небольшая историография. Аристотель – первый научный коллекционер. Книга носит характер и описательный и рекомендательный (дискриптивный и прескриптивный). Даёт краткую сводку терминов, даёт различие между натуралиями и артефактами (то, что создано человеком). Термин музеография оказывается более удачный, чем тактика конклавиум. В 1836 г. происходит издание Карла Линнея – библиотека ботаника – пособие по ботанической библиотеке. Найкель разделяет учёных по системе Линнея, выделяет класс curiosi – любители диковин, а в нем три подкласса: eropeaei – растения Европы, exotici – вне Европы или неизвестно, museographie – собирание, хранение и описание природных предметов в собрания. Дескриптивный подход – описание коллекций. Прескриптивный – набор правил, советов, рекомендация – организация коллекций.

В начале XVIII века термин переходит в английскую науку, но учёные разных стран мыслят «музеографию» по-разному: одни считают, что это комплекс текстов, посвящённых описанию музеев, другие же, считают, что это набор правил по организации музеев. В середине XIX века появляется термин «музеология» (1839 г., Георг Ротвеллер, Германия): предисловие к нумизматическому каталогу, во введении к анналам голландского искусства. Он понимал под музеологией порядок хранения, описания коллекций в музее. Орнитолог, таксидермист Филипп Леопольд Мартин - основоположник музейной термопластики (натягивать чучело на жёсткий каркас). Написал ряд трудов, 2 том вышел в 1870 г. – термопластика или музеология. Именно труд Мартина способствовал распространению термина «музеология». В его некрологе он назван таксидермистом и музеологом. Методология профильных дисциплин не могла дать ответы сразу. Теория и практика музейной работы в этих работах рассматривались в качестве подчинённых профессиональным дисциплинам, музеология была прикладной наукой.

2. Музеология, как научная дисциплина: эмпирическая и описательная стадия

Эмпирическая и описательная стадия: В 1878 г. в Мюнхене стал издаваться журнал «О музеологии и антиквароведении». Главный редактор - Директор музея «Зелёные своды» Иоаганн Теодор фон Грассе. До 1885 года журнал печатался, раз в месяц выходил. Описание, атрибуция – содержание эмпирическое. Грассе впервые говорил о музеологии как о самостоятельной науке в 1883 г. – статья «Музеология как научная дисциплина». Музейный мир конца XIX столетия – тенденция к профессионализации музейной работы. Проблемы музеев, вполне себе практические проблемы, стоят перед всеми музеями мира. Новое течение – движение за музейную модернизацию – стали раздаваться голоса сделать музеи доступными для широкой публики: освещение, планировка музеев, экспозиции, реклама, путеводители и т.д. Появляются учебники и учебные курсы по музейной деятельности, зарождаются музейный маркетинг и первые специализированные музейные ассоциации (в 1889 г. в Великобритании, в 1906 г. в США). В начале XX века в образовательную программу вошла история искусства и музеография. В 1905 г. в Дрездене начал выходить ещё один журнал «Музееведение».

Джордж Браун Вуд в 1905 году выпустил книгу «Принципы управления музеями», где даёт первую развёрнутую классификацию музеев: по содержанию (художественный, естественно-научный, исторический и т.д.) и по целям для создания музеев (национальные, краеведческие, университетские и т.д.). Он был активным сторонником образовательной функции музея, писал о художественных музеях. Считал, что общество несёт полную ответственность за сохранение музея. Ивс Бенджамин Гилман – секретарь Бостонского университета изящных искусств. В 1918 г. выпустил книгу «Цели и методы идеального музея», в которой есть явная полемика с трудом Вуда. Гилман предложил иную трактовку: экспонаты попадают в музей в силу своих эстетических качеств, следственно, музей - это храм наших чувств через восприятие. Речь шла о двух подходах к сущности музея: собрание абстракций (научных идей, образцы взаимозаменяемы), собрание уникальных предметов, стимулирующих мышление (объекты незаменяемы).

Практика музейного дела обособляется. В 1924 г. Ричардом Бахом принимается попытка разделить термины музеологию (организация) и музеографию (описание). Появляются первые международные организации. В 1927 г. в Париже создаётся Международное Бюро музеев, действовала под эгидой Лиги Наций через комиссию интеллектуального сотрудничества. Бюро действовало как информационный центр, после начало выпускать журнал «Музейон», выходил до 1946 г. В 1934 г. в Мадриде прошла конференция – «Проблемы музеографии», впервые проблемы собственно самой музеографии, а не профдисциплин. В 1937 г. в Каире проходит конференция «Проблемы археологических раскопок». Пока не было чёткой теоретической базы и учебного курса. Музей в современном понимании мог возникнуть на определённом уровне условий. Западное влияние – зарождение рационального мировозрения, гуманизма, демократических ценностей. Острая потребность в восстановлении музеев наступает после Второй мировой войны, создаются международные и национальные комитеты по музейным делам. В 1948 году проходит первая конференция ИКОМ. Конференция призвала к обучению технических сотрудников – музеографов. В Лондоне была признана профессия реставраторов, в Мадриде признана необходимость образования новых кадров.

70-80-е гг.: музейная революция. Закрепление за музеями социальной роли. Постепенно проходила фрагментация музееведения.

3. Музеология, как научная дисциплина: стадия теории и синтеза

В 1971 г. проходит конференция ИКОМа в Гренобле и Париже «Музей на службе человека». Было признано, что собирание, хранение, изучение находятся на службе человечества и постоянного меняющегося общества. Музеи утверждаются в статусе образовательных институтов. Появление «новой музеологии». В 1976 г. в Найроби ЮНЕСКО призывает к демократизации культуры. Ромедер выпускает книгу «Методы и средства музейной работы», где предлагает рассматривать науку о коммуникациях. Необходимо развивать университетские курсы по теоретической музеологии – она всё ещё понимается как дисциплина прикладная, она эволюционировала в область независимых знаний. Музейный навык заменяется на музейное знание. Уилкомб Уошборн – представитель старых профессионалов, антрополог, иронизировал по поводу музейной профессии. Музейная работа развивается полностью из профильных дисциплин. Призвание музеологов быть источниковой базой для исследователей.

Идеи Уошборна привели к дискуссии, которая и показала элементы осмысления перехода музеологии в статус научных дисциплин. Иржи Неуступный был одним из первых, кто поставил вопрос о музеологии как об академической дисциплине. Для Неуступного музеология самостоятельная ветвь знания, музеология это объединение научных дисциплин. Музеологические дисциплины: историческая музеология, искусствоведческая. Такова позиция Неуступного в 1968 г., но позже Неуступный уступил, т.к. даже самые серьёзные из академических дисциплин изменились. Неуступный признавал музеологию некоей теорией, музеология – некая методология. Збынник Странский представлял университет города Брно и Моравский университет.

Странский также выделил несколько подходов к музееведению:

Три причины длительного формирования научной дисциплины музеология:

1. Большое количество документов, принадлежащих сходным наукам.

2. Часто отрицаются необходимость специального образования.

3. Интерес музейщиков ограничивался типом музеев, где они работают.

В 1990-х годах 90 % считали музеологию научной дисциплиной. Черты научной дисциплины: историчность; внутренняя логика научного познания; объективная социальная необходимость науки. Отсюда и особый предмет познания, собственный научный язык, собственные методы, выстраивание единой научной системы. Йово Мароевич: музиальность - это, что позволяет предмету, помещенному в пространство музея, становиться документом. Музиальность связана с культурной ролью объекта. Есть научная информация – факты, есть культурная информация – ценности. Коммуникационный подход Дункана Камерона и Айлин Хупер-Бринхилл. Идея математика Клода Шеннона, культуролога Маршала Макклюина. Передача информации: необходимы источник информации, язык (передатчик), канал передачи, приёмник, конечная цель (восприемник информации). Шеннон ввёл два новых устройства: кодирующее устройство и декодирующее (он был связистом в годы войны). Линеарность – элементы расположены в строгой последовательности. Шеннон ввёл ещё два понятия, связанных с контекстом: шум, избыточность – просто всё не будет, повторение элементов сообщения, которые устраняют коммуникационные неудачи. Когда в сообщении используется код, который мы знаем, порог шума несколько дальше. Добавлена обратная связь – от конечной цели идёт ответный сигнал. Шеннона интересует структура информации и её количество, содержательные и ценностные аспекты не затрагиваются. Идеи Маршала Макклюина: общество развивается под изменением коммуникаций, в первую очередь важно качество, влияние коммуникации на общество. Коммуникации визуальные – коммуникативная среда предопределяет характер структуры. Музеям следует больше уделять внимание живому диалогу с посетителями. Дункан Камерон пытался выявить отличие музея от других коммуникативных систем. Элементы книжной экспозиции следует избегать, через экспонаты посетитель принимает визуальную информацию, через гида получает вербальную информацию. Задача экскурсовода в том, чтобы научить посетителей музея языку вещей. Необходимо введение новых специальностей: музейных психологов, социологов и т.д.. Камерон выстраивает теорию: передатчик – музейный работник – предмет – посетитель.

Идеи Бахтина в работах по Достоевскому. Концепция диалога: адресованность высказывания, без слушателя нет и говорящего. Ролан Барт развивает эти идеи: слово не имеет значения, слово это возможность значения, каждое новое прочтение текста создаёт новое осмысление. Интертекстуальность – ссылки на чужие тексты. Купер-Гринхилл выступила с критикой идей Камерона: односторонний характер модели – передача заранее заданного сообщения. Приёмник только лишь воспринимает нечто готовое. Не только музейные сотрудники наделяют предметы смыслом, каждый зритель туда приносит свою интерпретацию. Реальность не существует, она создаётся посредством коммуникации. Имеет смысл конструирование. Это и есть конструктивизм – смысл конструируется. Знание не передаётся, оно конструируется. Ученик не пустой сосуд, он активный участник создания информации.

В современной отечественной литературе принято выделять две большие части: общая музеология (изучает закономерности развития музея как феномена) и специальная музеология (изучает закономерности профильных музеев). В рамках общей и специальной музеологии можно выделить целый ряд отдельных частей:

1. Историческая (генетическая) часть – история музейного законодательства, история самой музеологии, как научной дисциплины, история архитектуры.

2. Теоретическая часть (общая и специальная) – существует три теории: теория документирования (комплектование музейных фондов), теория тезаврирования (учёт, хранения, организация музейных фондов, обращения к предмету как к сокровищу) и теория коммуникации (включение знаний о музее в коммуникации, экспозиционная и выставочная деятельность, публикация исследований).

3. Музейное источниковедение.

4. Прикладная музеология (музеография) – включает в себя научную методику, технику музейной работы, управление музейного дела (связи с общественностью).

4. Музей: теории возникновения, модели создания, типологии

Музей (определение международного совета музеев) – постоянное некоммерческое учреждение, которое служит делу общества и его развития, доступное широкой публике, занимающиеся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонируем материальными свидетельствами о человеке и среде его обитания. Кроме музеев, этому определению соответствуют и другие учреждения (музеологические институты): Ботанические сады, частные собрания, Планетарии и т.д. Основным музейным принципом является – изымать предметы из мира, сохранив их от разрушений, чтобы выстраивать вторичные музейные системы и использовать в культурных целях. Можно выделить 4 теории возникновения музеев:

1. Субъективно-эстетическая теория – у человека есть любовь к прекрасному, человек стремиться окружить себя предметами, пробуждающие у него эстетические эмоции.

2. Биологическая теория – человеку свойственен некий коллекционный инстинкт (связан с древнейшими пластами истории – собирательство было биологическим фактором выживания человека).

3. Этимологическая теория – появление музеев связано с возникновением первых музеев в Древней Греции (образец для подражания), а затем уже в Европе и Америке.

4. Социальная теория – причину возникновения музеев видит в общественной потребности (у общества есть потребность в сохранении предметов прошлого, чтобы можно было выстроить историю развития человеческого общества).

Все эти теории связаны с общими философскими размышлениями, но любая теория подвержена критики. Есть 4 модели создания музеев, которые связаны с реальным историческим материалом:

1. Традиционная модель – подчёркивает связь музеев с коллекционированием (эти совокупности предметов позволяют передавать современникам и потомкам информацию о развитии общества). При определённых условиях коллекция может превратиться в музей. В первую очередь эта модель характерна для учреждений, которые выполняют свою основную функцию (Эрмитаж, Оружейная палата).

2. Филантропическая модель – создатель или владелец коллекции передаёт её городу, государству, учебному или религиозному учреждению с целью сделать доступной для широкого круга посетителей. Такая модель характерна для музеев в США, например, знаменитый Метрополь и Мома.

3. Революционная модель – музей возникает по декрету новой власти (в таких музеях сосредотачиваются предметы совершенно разные, изъятые у бывших владельцев). Первый музей такого рода был открыт в Париже – Лувр, музей истории Франции, созданные в 1793 году. После 1917 года в России появляются пригородные музеи под Санкт-Петербургом (Петергоф, Царское Село, Павловск и т.д.).

4. Коммерческая модель – предметы или коллекции покупаются с целью формирования музея. Яркий пример тому, создание в 18 веке Британского музея.

Типология музеев. Существуют в рамках систематизации 3 основных подхода: разделение музеев по типам, видам и профилям, каждый из которых построен в зависимости от тех критерий, которые мы выделяем главным для музеев. Принято выделять 3 типа музеев: научно-просветительские музеи (занимается в основном просветительской деятельностью), научно-исследовательские музеи (занимается в основном глубокими исследованиями в той или иной области), учебные музеи (занимается в основном образовательной деятельностью). По виду выделяется 3 вида музеев: государственные музеи (ведомственные или министерские), общественные музеи (распространён во второй половине 20 века, обычно создавались при школах, на предприятиях, при акционерных обществах), частные музеи (принадлежащие частным лицам). По профилям музеи выделяются: исторические, художественные, религиозные, естественно-научные, искусствоведческие, технические, отраслевые, комплексные музеи. В отечественной науке в середине 20 века предложили классификацию по предметам: коллекционный (создаются на основе коллекций) и ансамблевый (создаются на основе комплекса) музеи.

5. Основные мотивации создания коллекций

Коллекция: предмет должен потерять своё утилитарное значение, предмет защищён от распада и разрушения, консервация и реставрация предмета, выставлен на всеобщее обозрение в определённом пространстве, предмет – материальное воплощение картины мира. Мотивации собирательской деятельности:

  1. Сакральная – люди склонны искать контакты с высшими силами, votivus - подношение; Тодайдзи – 15-метровая статуя Будды в Нари (столица Японии в 8 веке) от императора Сёму.
  2. Экономическая (трофейная, налоговая, насильственный путь) – торговля весьма ограничена, денег ещё нет. Предметом обмена является домотканая одежда, металл в слитках и т.д.;
  3. Социальный престиж – богатство повышает социальный статус (гробница с оружием);
  4. Политическая – патриотическое значение собраний. Выставляются предметы, подчёркивающие единство людей (знамёна, оружие, трофеи, побеждённых врагов). В феодальную эпоху сложно разделить на родовые, патриотические и национальные коллекции.
  5. Единство средиземноморского и предазиатского мира.
  6. Доказательство родства с легендарными предками.

Процесс формирования собрания ценностей уходит в глубокую древность, когда собирали оружие, еду, бытовые предметы и складывали их в определённом месте. Луис Ликки в пещере Олдувай нашёл небольшие камушки зелёной лавы (предметы ещё не артефакты, но весьма любопытны для истории), такие предметы хранились, имели особую форму, достаточно глубокое измерение. Важной чертой коллекции является реставрация и консервация, а также доступность для осмотра публики. Коллекция – это не один предмет, а несколько, подобранные в определённом стиле или временном пространстве. Важно отметить тот факт, что коллекция является воплощением картины миры (невербальный нарратив). Коллекция – комплекс предметов, который подвергается определённому попечению (как правило, в закрытом помещении со специальной температурой) и предоставляется для осмотра. Музей – это всегда публичное учреждение, частная коллекция всегда останется частной, даже если намного переживёт своего создателя. И музеям и коллекциям, характерны мотивации, хотя исторические условия могут быть определяющими (одни остаются неизменными, другие меняются, в зависимости от того как меняется система ценностей). Одной из самых ранних является сакральная мотивация (вера в высшие силы), зачастую в специальных святилищах помещались предметы, которые как считалось, связывают человека с иным миром. В дальнейшем в связи с развитием религиозных убеждений, сакральные предметы, как правило, хранятся в храмах – анатем (предметы, которые преподносились божеству и имели определённую ценность).

В эпоху средневековья к этому примыкает собрание реликвий, которые связаны с определёнными преданиями и историческими событиями. В очень ранние исторические эпохи появляются храмовые комплексы, например, комплекс Сёсоин (на вершине огромная статуя Будды – 8 век н.э.), который сохранилось до сих пор. Аналогичные предметы можно найти в мусульманской и латиноамериканской культуре доколумбовой Америки. При переходе от присвающего хозяйства к производящему, возникают излишки продуктов, и появляется обмен, частная собственность, государство. Во дворцах, у военачальников, государственных служащих скапливаются излишки продукции и сокровища. В Античной Греции (начало 5 века до н.э.) много примеров переплавки серебра и других сокровищ, которые были переплавлены и на эти средство построен флот, позволивший разгромить персов в Саломинском сражении. В России во времена Северной войны по указу Петра Великого серебряные предметы и колокола были переплавлены. Богатство обладает сакральным значением (харизма или удача), соответственно и собирание ценностей является предметом харизмы.

Собирание также являлось предметом мотивации, доказывающим родственные отношения или исторические события. Политическая мотивация подчёркивает патриотическое сознание – трофеи. Например, ростры (корма и носы кораблей), панцири, мечи, знамёна, короны и т.д. В феодальную эпоху трудно провести границу между государственной, частной или национальной мотивацией. Проявление к интеграции – основание греко-македонских колоний Александром Македонским, соединение культов разных регионов. Человек довольно похож с медведем, он очень любопытен. Ещё в середине 6 веке вавилонские цари пытались раскапывать и восстанавливать отдельные здания города Ура. При дворах древневосточных царей появляются зверинцы. Мотивация собирательства как средства исследовательской деятельности (коллекции Аристотеля, на основе которой в его школе проводятся исследования, Александрийский музеон). С 17 века наступает Эпоха Просвещение и главенство эмпирической (опытной) науки. Собирательство может нести эстетическое переживание. Диалогические собрания (предметы, выставленные напоказ, передавали информацию публике) и монологические собрания (посещать или не посещать собрания – дело хозяина коллекции).

6. Античный музеон. Основные типы

Люсьен Февр: «Время потраченное на изучение этимологии слова никогда не бывает потраченным». Понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» (museion) означало «место, посвящённое музам, то есть святилище муз. Слово «музей» латинского происхождения, museum начинает активно использоваться в 18 веке. Древнейший музей был Александрийский музеон, а также музеоны при Академии Платоны и Ликее Аристотеля. Чрезвычайно важным является изучение музейного принципа: сохранение предметов, коллекционирование, исследование истории собирательства. В историографии есть две точки зрения:

1. Классические музеи.

2. Многофункциональные центры (коллекции были отнюдь не обязательными для музеев, огромную роль занимает музей нового типа – образование, хранилище, исследовательские площадки).

Форм было несколько: музеон мог быть межгосударственным эллинским святилищем, музеон мог быть под контролем какого-нибудь сообщества, музеон мог находится под контролем царской власти (исполнитель завещания частного лица или инициатор организования музеона), музеон в качестве частного семейного храма. Такое многообразие форм фиксируется в эпоху эллинизма. Первые прототипы музеев – места (в основном, гроты) мифологических, легендарных и исторических героев. Часто музеоном являлись святилища, где собирались трофеи, кубки, оружие и драгоценности (пришли в упадок после распространения христианства). В долине Муз в Беотии было много статуй животных и богов, главенствовали изображения Богов: 9 муз, статуи Аполлона и Гермеса, несколько статуй Диониса (Лисиппы и Мира). Идёт процесс выделения мемориальных зон – участков памяти легендарных персонажей, богов, исторических героев. С течением времени ценителем искусства приезжают посмотреть на скульптуры, отсюда возникает необходимость путеводителя («Описание» Повсания). Поклонение предполагало проводить соревнования (агона), их основатель по преданиям – Гесиод. Участники соревновались в музыке, живописи, игре, спортивных соревнованиях. 260-220 гг. до н.э. – расцвет святилища (рост пожертвований в ходе политической борьбы), следовательно, активное заполнение ландшафта статуями и надписями. Со времён Суллы государство покровительствует святилищу, во главе стоит император. Хранитель культа – государство В частном культе – гражданин мог стать жрецом. Религиозные союзы, школы – развитие museiona, как научного сообщества. Музы-хранительницы мировой гармонии получили особое внимание в философии античности.

Museion при Академии Платона – опыты, центр здоровья, для Платона путь познания возможен сверхчувственным путём. Для него museion – сакральный центр Академии. Платон признавался сыном Аполлона, следовательно, коллекционирование предметов тут не имело значение. В святилище муз каждый день месяца совершались обряды, из числа слушателей назначался «служитель муз» и «приноситель священных жертв». Museion при Ликее Аристотеля стал местом обучения, сохраняя функции святилища. У Аристотеля не было разрыва между эмпирическим и умозрительным значением, следовательно, процесс познания непрерывен. 335 год до н.э. – Аристотель начал преподавать в Ликее – началось строительство museiona. Оно продолжалось и после смерти Аристотеля его учеником Теофрастом. В museione были и трапезная, и аудитории, и «перепад» (крытая галерея). В процессе обучения был включен мусический агон (соревнования). Процесс обучения обеспечивал формирующуюся коллекцию и библиотеку. Коллекция пополнялась дарами учеников Аристотеля – Александра Македонского (прислал с востока множество минералов, чучел животных, книг). Библиотека включала в себя литературные произведения, трактаты, записи наблюдений, альбомы и т.д. Этот museion лёг в основу создания Museiona в Александрии (всё то же + анатомический театр). 334-286 гг. до н.э. – самый плодотворный период Ликейского museiona.

Александрийский museion первый создаётся по решению властей. Он создаётся в новый период (эллинизм) в период создания монархии и создания единого средиземноморского пространства (расширились границы искусства, поступления из царской казны). Правителя государств соревнуются и в собирании коллекций (редкостей, рукописей мудрецов). Самая мощная династия Птолемеев – Египет выступал в роли свящённой земли первоначального знания, там возник самый значительный museion. 221 год до н.э. – создание Александрийского museiona. В годы Филадильфа II создаются биологический сад, при Птолемее III – библиотеки. Дары Марка Антония – последние крупные пополнения. Это было научное и сакральное объединение во главе со жрецом. В Антиохе в державе Селевкидов создавали нечто подобное. Создавали библиотеку, скорее всего museion строили по примеру Афинского центра. Museion как, частный семейный храм возник на острове Фера, учреждённый Эликмедой, пожертвовавшей средства на служение музам.

В специфику museiona объединили 4 функции:

  1. Возбуждение творческой активности в свящённом месте (создавалась особая эстетическая среда).
  2. Организация творческих соревнований для демонстрации активности.
  3. Сохранение исторической памяти, отсюда создание предметной среды.
  4. Хранить память и передавать накопленный опыт последующим поколениям.

7. Коллекционирование в эпоху античности

Музей унаследовал 2 функции: сохранение и передачу последующим поколениям. Современный музей выполняет и креативные функции. В Древней Греции и Риме были общественный и частные коллекции. Первые места коллекций – античные храмы. Там были жрецы, которые занимались не только охраной предметов, но и учётом. Составлявшиеся ими списки вещей были очень подробными, в них указывались наименования предмета, материал, из которого он изготовлен, вес, особые признаки, степень сохранности, имя бога, которому посвящён, повод и дата посвящения, имя и этническая принадлежность дарителя. Периодически, чтобы избавиться от разрушенных временем предметов и освободить место для новых поступлений, составлялись списки вещей на изъятие, утверждавшиеся советом храма. Ничего уничтожать не разрешалось. Не обладавшие художественной ценностью предметы переплавляли в слитки из золота и серебра, которые затем посвящали богам. Произведения своей прославленной живописной школы греки обычно помещали в специальные хранилища – пинакотеки. Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках. Самая известная пинакотека греческого мира находилась на афинском Акрополе (437-432 гг. до н.э., архитектор Мнесикл).

Первые древнегреческие коллекции формировались стихийно, носили сакральный характер, являлись общим достоянием граждан и в силу своей природы отличались неоднородным составом. В эпоху эллинизма две династии Птолемеи и Аттомиды коллекционировали рукописи и статуи. В Александрийской библиотеке насчитывалось свыше 700 тыс. томов (папирусной бумаги). Одна из мотиваций – мотивация к престижу, это было не столько собрание Аттомидов или Птолемеев, сколько отражение мощи их империй. 3 век до н.э. – римские легионеры завоевывают Грецию и Южную Италию и активно знакомятся с греческой культурой. Первоначально предметы в Риме размещают в обычных зданиях, однако уже позже были сооружены портики, где хранились трофеи. Часть ценностей оседают во дворцах, на виллах, в домах римских полководцев. Появляются культурные коллекции в частных римских домах, начинают складываться приёмы экспонирования, размещение и презентация гостям, выделяются первые правила в этой области.

Коллекции собираются не только в сакральных зданиях, так в 148 году возникает портик Метелла – первое специальное сооружение для произведений искусства. Иметь у себя в доме или на вилле коллекцию было очень почётно (поднимает культурный статус людей). Марк Антоний – азартный коллекционер. В этот же период формируются собрания специалистами и деятелями искусства, например, кружок Сципиона (2 век). Формируется художественный рынок, появляются посредники и эксперты ценностей, отсюда возникают аукционы и выставки. Возникает острая потребность в экспертах и консультантах, так как растёт число изготовления копий, а, следовательно, и подделок. Владельцем огромного собрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший знаменитый храм бога врачевания Асклепия в Эпидавре. Диапазон интересов римских коллекционеров отличался необычайной широтой. Почётное место в собраниях нередко занимали природные редкости и древности. Помпей Великий привёз с Востока образцы чёрного эбенового дерева, а Марк Скавр доставил из Иудеи скелет неизвестного морского животного, который молва считала останками того самого чудовища, на съедение которому предназначалась Андромеда.

Однако основная масса коллекционеров отдавала предпочтение произведениям искусства, особенно статуям и картинам. В I веке до н.э. пинакотека, или картинная галерея, входит уже в число обязательных апартаментов частного дома или виллы. Наряду со скульптурными и живописными изображениями предков, в неё помещали портреты правителей, государственных деятелей, знаменитых современников, писателей, философов минувших эпох. При выборе персоналий очень важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельца галереи. Кроме статуй и картин греческих мастеров римские коллекционеры собирали вазы, кубки и другие изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости или черепахового панциря, предметы обстановки из бронзы, кедра, клёна, кипариса, восточные ковры из золочёных нитей. Высоко ценились предметы из горного хрусталя и янтаря с Балтии, причём стоимость янтарной статуэтки превышала стоимость раба.

Огромное сооружение 60-х годов н.э. – Золотой дворец Нерона, где также хранилось множество ценностей (вскоре после его смерти разрушен). Грандиозность и оригинальность замысла отличала знаменитую виллу императора Адриана (117-138 гг.), построенную им на площади в 120 га в окрестностях Рима, в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь, вдали от городского шума и суеты, были разбиты сады, воздвигнуты здания для приёмов и пиров, созданы библиотека и Морской театр. Но своеобразие и неповторимость придавали вилле воспроизведения знаменитых архитектурных сооружений и отдельных памятников, поразивших воображение Адриана во время его многочисленных путешествий по необъятным просторам Римской империи. Здесь можно было увидеть Академию Платона и Ликею Аристотеля, святилище Сераписа близ Александрии, Стоа Пойкиле, фессалийскую Темпейскую долину и т.д. Тонкий ценитель греческой культуры, Адриан украсил многочисленные постройки своей виллы множеством статуй – оригиналами и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.

В последней трети I века н.э. обладателем одного из самых богатейших художественных собраний Рима стал храм Мира, или форум Мира, форум Веспасиана, как его стали называть впоследствии. В нём были собраны привезённые с Востока императором Веспасианом и его сыном Титом выдающиеся произведения греческого искусства, восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма. Здесь же оказались и произведения искусства из разрушенного Золотого дворца Нерона. Жемчужиной живописной коллекции храма Мира была картина Протогена «Иалис», на которой художник изобразил внука бога Солнца Гелиоса, основателя и героя-эпонима города Иалис на острове Родос. В 38 году до н.э. в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей, названная в честь её создателя «Памятниками Асиния Поллиона».

Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании этого слова, однако отдельные элементы того, что ныне принято называть «музейной деятельностью», уже присутствовали в Древнем Риме. Складываются приёмы экспонирования и презентации предметов искусства. Создана система охраны храмов и коллекций (цензоры – учёт утвари, эдилы – контроль за состоянием общественных построек). В эпоху империи функции эдилов и цензоров переходят к 2 кураторам. Один следит за коллекцией храмов, другой следит за частными коллекциями. При Константине Великом появляется куратор храмов и куратор статуй, которые подчиняются императору. Скульптурные произведения часто располагались в садах и парках, а для отдельных строений – павильонов, гротов, беседок и укромных уголков подыскивались статуи и рельефы, которые своим сюжетом или иными характеристиками отвечали назначению данного помещения. Коллекционные предметы нередко размещались не по принципу декоративности, а несли определенную смысловую нагрузку, что было особенно характерно для загородных вилл римской интеллектуальной элиты.

8. Светские и церковные коллекции в эпоху средних веков

Главной особенностью средневековой культуры был её глубоко религиозный характер. Живопись тоже выражала главным образом библейские сюжеты и темы, на неё смотрели как на замену чтения для неграмотных. Средневековый театр был представлен религиозными процессиями и мистериями, а наиболее популярным жанром литературного произведения той эпохи стали жития святых. Три начала культуры Средневековья: античное, христианское (европейское), национальное (варварское). Распространение получили идеи символизма и неоплатонизма, следовательно, иное отношение к материальным объектам. Отношение к коллекции было как к воплощению идеи, к тому же предметы являются памятниками прошлого, они интересны своей историей. Античное искусство воспринималось негативно. Вещи становятся реликвиями, свидетелями эпохи. Средневековый человек встречался с искусством главным образом в храме. Человека той поры притягивали яркие и сверкающие вещи, ведь их цвет ассоциировался с Богом и Светом как символом божественного Спасения. Поэтому предметы культа старались создавать из дорогих и редких материалов – золота, серебра, драгоценных камней, перламутра, янтаря.

Сокровища церкви могли храниться в обычных закрытых шкафах, но чаще всего находились в специальном помещении. Это могла быть особая комната рядом с алтарём или пристройка к храму, а в монастырях – отдельное здание. Церковно-славянское название этих строений – ризница, место для хранения церковной утвари и риз, т.е. облачений священнослужителей. На рубеже V-VI вв. Теодорих назначает хранителя художественной сокровищницы. Начинают формироваться церковные и частные сокровищницы с IV-VI вв. При Карле Великом (768-814 гг.) значительно увеличилось число храмов, монастырей, сокровищниц (за счёт расширения территорий Каролингского государства и покорения новых народов). Институт частного коллекционирования в эпоху раннего средневековья начинает исчезать и сменяется на церковные сокровищницы. Реликвии, артефакты и сокровища стали хранить в церквях (первая появилась в городе Люнце).

Военная добыча, захваченная во время сражений с аварами и арабами, также обогащала христианские сокровищницы, а в XI-XIII вв., важнейшим источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали Крестовые походы, особенно Четвёртый Крестовый поход, когда был взят Константинополь и разбита Византийская империя. Тогда в Европу попало огромное количество византийских ценностей. Военная добыча, полученная при этом венецианцами, легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции. Крестоносцы же отдали свою часть награбленных ценностей под залог для получения ссуды французскому королю Людовику IX Святому. Церковные сокровищницы часто посещали странствующие богомольцы, ведь паломничество было характерным явлением средневековой культуры. Существовала практика показа предметов собрания паломникам и высоким гостям. Храмы собирали, хранили и представляли предметы эпохи, которые способствовали передаче культурных традиций.

Светские коллекции формировались в виде «гардеробных» (собраний драгоценностей). Чертой коллекций было стихийное формирование коллекций. В недрах такого коллекционирование, зарождается намеренное собирание предметов по их категориям:

В Средние века, особенно в XVI веке одной из самой крупных сокровищниц была Оружейная палата в Москве (хранили оружие, доспехи, знамёна, кубки, церковную утварь, царские одежды и т.п.). Собиралась в основном с XIII по XVI века, расцвет – царствование Ивана Грозного. В начале XVII века пришла в упадок (разграблена интервентами) вследствие Смутного времени и Польского нашествия. Сохранить удалось лишь малую часть средневековой коллекции. Понятие «коллекционирование» применительно к средневековым сокровищницам, особенно на начальном этапе их развития, носит достаточно условный характер. Ведь их содержимое в значительной степени формировалось случайно и бессистемно. Оно состояло главным образом из предметов, захваченных во время войн и феодального грабежа, купленных у заезжих купцов, полученных в качестве подарка или подношения, сделанных на заказ местными ремесленниками. Но уже в эпоху классического Средневековья стала медленно, но неуклонно выкристаллизовываться такая форма аакумуляции предметов, когда вещи попадали в собрание не случайно, а подбирались намеренно в соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателями. Именно за таким целенаправленным коллекционированием было будущее, и хотя в полной мере этот феномен смог раскрыться только в эпоху Возрождения, его первые слабые ростки появились уже в средневековой культуре.

Самым ярким представителем нового, ещё только формирующегося типа европейских частных коллекционеров стал герцог Жан Беррийский (1340-1416 гг.), младший сын французского короля Иоанна Доброго. Страстный собиратель и щедрый меценат, герцог в соответствии со своим социальным статусов и духом времени приобретал ювелирные изделия, драгоценные камни, роскошные ковры, дорогие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Но при этом его гардеробная, в отличии от гардеробной брата короля Карла V, была уже не просто хранилищем предметов роскоши, а помещением для коллекций тонного знатока и любителя искусства. В средневековых храмах и сокровищницах хранились и накапливались предметы, которые занимали особое место в системе ценностей эпохи и были важны для передачи культурной традиции. На основе собраний христианских реликвий, икон, картин, скульптуры, церковной утвари, а также других предметов, обладающих исторической и мемориальной значимостью, объективно осуществлялась определённая культурно-образовательная деятельность.

9. Новое коллекционирование в эпоху Возрождения

Впервые подобие музеев появлялись в Эпоху Возрождения, в Италии, во Флоренции (деятельность семейства Медичи). Музей зарождается как социально-культурная организация. Понятие «Возрождение» появилось в Италии на основе ошибочной, но широко распространенной концепции, согласно которой после гибели блестящей античной цивилизации наступила эпоха беспросветного невежества и варварства, пренебрежительно названная «средними веками». Впервые этот термин употребил в 1550 году художник Дж.Вахари, обозначив им деятельность итальянских художников XIV века. Сохраняя преемственность со средневековыми традициями, культура эпохи Возрождения, построенная на античном фундаменте, уже не укладывалась в узкие рамки сословно-корпоративных связей и церковно-аскетической морали с её отречением от земных радостей и земной красоты. Светское начало в ней уверенно заявило своё право на самостоятельное развитие, всё более независимыми от церкви становились литература, искусство, философия, наука и образование, а в системе ценностей эпохи на первый план выдвинулись идеи гуманизма.

Одним из следствий стремления ренессансной личности к познанию мира стал бурный расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства Средневековья, оно приобретало целенаправленный характер. В центре внимания коллекционеров оказалось античное наследие, которое считалось первоисточником знаний. Активно стало коллекционироваться античное наследие – скульптура, глиптика, монеты, рукописи и т.д. Почетное место в коллекциях стали занимать и произведения современных художников. Мощный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия, благодаря которым европейцы узнали о далеких континентах – коллекционирование этнографических материалов, флоры и фауны. Родиной коллекционирования была Италия, где в богатых виллах и дворцах собирались богатейшие коллекции. Одним из первых обладателей коллекции античных монет и медалей стал знаменитый поэт и родоначальник гуманистического движения в Италии Франческо Петрарка. Гуманист Поджо Браччолини, чья неустанная деятельность вновь открыла миру труды Витрувия, Плиния Старшего, Павсания, Филострата, питал особый интерес к древним надписям, коллекционируя наряду с античными монетами и скульптурой эпиграфические памятники.

В XVI в. в развитии коллекционирования происходят важные изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия экспозиции сторонним зрителем. К работе над экспозициями привлекались гуманисты, художники, выдающиеся архитекторы. Так появились первые музейные учреждения, степень доступности которых зависела от воли владельца. Коллекции размещались в специально отведенных помещениях и даже зданиях, которые имели особую конструкцию. Появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей. Постепенно появляются башни с часами, календарное время начинают членить, знание меняется на историческое. До этого у средневекового человека часы для и ночи менялись с течением времени года (длина дня). Италия – открытие ценности искусства, как артефакта, отсюда, стимуляция собирательства. Новая форма собирания предметов не сразу получила название «музея». В Италии они назывались «студиолло» или «гротто», в Германии – «кунсткамера» или «вундеркамера». Студиоллы при знатном роде де Эсте. Первые в помещениях без окон с росписными стенами, вдоль стен шкафы с экспонатами. Студиоллы символизировали владения графа, следовательно, идея владеющий студиоллой – владеет миром. Кунсткамеры и вундеркамеры могли быть синонимами, а могли и не быть (вундеркамера – просто удивительные вещи, а кунсткамера – вещи, созданные человеком).

В эпоху Возрождения наиболее распространенными у коллекционеров были галереи и кабинеты.

Галерея – зал удлиненной формы, одну из противоположных сторон которого прорезывал сплошной ряд окон. Простор и обилие света делали ее наиболее подходящей архитектурной постройкой для экспонирования живописи и скульптуры.

Кабинет – помещение гораздо меньших размеров, как правило, квадратной формы. Обычно в нем хранились редкости разного рода, естественно-научные образцы и произведения искусства небольшого формата. Изначально кабинетом называли ларец или шкафчик с множеством выдвижных ящиков, в которых было удобно держать документы и драгоценности. В дальнейшем, сама комната, обставленная таким типом мебели, стала называться кабинетом. В немецком языке синонимом слову «кабинет» использовалось слово «камера». Самостоятельно эти термины не употреблялись довольно редко, а входили в состав слов, как:

- мюнцкамера (монеты и медали);

- шатцкамера (ювелирные драгоценности);

- вундеркамера (редкости природы);

- кунсткамера (рукотворные редкости, произведения искусства).

Но грань между содержимым таких кабинетов носила весьма условный характер. Другие термины уже относились не к виду архитектурной постройки, а к содержимому коллекции.

Антикварий – собрание античных древностей, преимущественно скульптуры, и место для их экспонирования. Самый первый антикварий был создан на Капитолии в Риме в 1471 году римским папой Сикстом IV.

Студиоло – кабинет для гуманистических занятии, в котором, наряду с библиотекой, находились и художественные коллекции; помещение для ученого досуга. В период Ренессанса продолжали употребляться термины предшествующих эпох. Синонимом галереи была «пинакотека», если там были собраны коллекции живописи.

«Гардеробная» - сокровищница или кладовая дорогих вещей (в т.ч. и картин, как у Козимо 1 Медичи в середине XVI века).

Слово «музей», забытое в Средние века, вновь вошло в обиход, но сначала оно было синонимом слова «коллекция». 1492 г. – опись имущества флорентийского банкира Лоренцо Медичи. Его коллекция рукописей и гемм была названа музеем. Позднее музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, где она хранилась. Паоло Джовио на вилле Комо разместил свою коллекцию живописных портретов великих людей и назвал ее музеем – «Museum Jvianum». Каждый портрет сопровождался «Похвальным словом»- латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание портретируемого лица. Музеями часто называли свои кабинеты итальянские естествоиспытатели. Благодаря этому за понятием «музей» в эпоху Возрождения закрепилось значение помещения, в котором на основе коллекционных образцов осуществлялась работа по изучению и интерпретации окружающего мира.

В подражание образцу жизни римских интеллектуалов, итальянские аристократы и именитые граждане создавали в своих домах специальные помещения для гуманистических занятий, чтения древних авторов и философских бесед. Изначально такие, кабинеты-студиоло включали лишь библиотеку и отличались аскетическим убранством. Но в XV веке бурное развитие коллекционирования внесло коррективы в их основную идею и предназначение. В Студиоло стали размещать коллекции художественного характера – геммы, медали, рукописи, живопись и скульптуру.

Наряду с чтением древних авторов значительная часть досуга, проводимого в кабинете, отводилась созерцанию произведений искусства и рассуждений по этому поводу.

Декоративное оформление Студиоло носило аллегорический характер согласно замыслу коллекции для выражения определенной идеи (аллегории были взяты из античной мифологии). Студиоло воспринимался как реминисценция античного мусейона.

Развитие коллекционирования постепенно меняло облик Студиоло и закладывало в них идеологические программы, как апология правительства, содержимое носило все более универсальный характер. В начале XVI века были выполнены декорации для Студиоло правительницы Мантуи Изабеллы Д’Эсте. Стены были украшены не традиционным панно, а полотнами современных живописцев, которым покровительствовала Изабелла. Сюжеты были взяты из мифологии или созданы придворными гуманистами. Студиоло Изабеллы превратилось в хранилище живописной коллекции, там же была ее личная библиотека. Скульптура из ее коллекции хранилась в отдельном помещении – Гроте под кабинетом. Самое известное Студиоло герцога Франческо I Медичи (1579 г.) было создано во флорентийском Палаццо Веккио под руководством Дж. Вазари. В соответствии с программой историка и филолога Винченцо Борини: там были изображены аллегорические образы стихий и природы.

Студиоло утратило значение помещение для ученого досуга, и там стали размещаться коллекции произведений искусства, редкостей, естественнонаучные образцы и т.д., которые хранились за глухими дверцами шкафов с аллегорическими росписями. Совокупность разных категорий предметов в сочетании с декором олицетворяла «мир в миниатюре», где сам Франческо символически выражал идею господства божественно в мире и свое место правителя и властелина. В XV-XVI вв. Студиоло эволюционировало от библиотеки и помещения для досуга до декорированной сокровищницы. Но принцип организации коллекций был таков, что не позволял считать ее одной из разновидностей музея – это было протомузейным учреждением. Отсутствовал элемент публичности – экспонаты были спрятаны за дверцами шкафов. Тем не менее, Музей, как социокультурный институт стал впервые формироваться на основе целенаправленного коллекционирования в XV-XVI вв. в Италии.

В XVI веке в развитии коллекционирования произошли важные качественные изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определённой концепцией и с учётом восприятия создаваемых экспозиций сторонним зрителям. К работе над этими экспозициями часто привлекались гуманисты, художники, выдающиеся архитекторы. Так появились первые музейные учреждения, степень доступности которых зависела исключительно от воли владельцев. Одни открывали двери только для титулованных особ и придворных художников, другие же считали возможным показывать свои экспозиции более широкому кругу лиц. Джовианский музей (Пауло Джовно – придворный медик при папском дворе) был устроен на руинах античной виллы. Музей содержал портреты исторических деятелей. Предметы делятся на 4 группы, в зависимости от заслуг персонажа. После смерти братьев Доковио в начале XVII века здание было разрушено, а коллекция разошлась по разным музеям. Всё чаще собрания имеют концепцию. Экспозиция строится с расчетом на восприятие зрителем, отсюда возникают публичные учреждения. Кабинет естествоиспытателей – источниковая база. У музея нет определённого типа постройки, это универсальный термин. Сонтенбло – новый культурный центр. Франциск I сам занимается подбором статуй и картин для своего собрания. Крупные собрания у Габсбургов (Алькасар) при дворе Рудольфа II (Прага – новый центр). Основные черты коллекций:

10. Новые функции и новые формы собраний в эпоху Нового времени

За становлением музея как социокультурного феномена, возникшего в эпоху Возрождения (XV-XVI века), последовало дальнейшее развитие коллекционирования и музейного дела в XVII-XVIII веках. Со второй половины XVII века развивается мощное духовное и культурное движение Просвещения. Это движение совпало с бурными переворотами (Тридцатилетняя война в Германии и Чехии (1618–1648 гг.), Английская буржуазная революция (1642-1649 гг.), Американская война за независимость (1776–1783 гг.) и Великая Французская революция (1789–1794 гг.). А также с мощной научно-технической промышленной, аграрной и транспортной революцией 18 века в Великобритании. В это время резко изменилось соотношение социальных сил, в первую очередь повысилась роль нового общественного слоя – буржуазии и определённых слоёв дворянства и духовенства, интересы которого отражало Просвещение. Идеи Просвещения, основанные на вере в прогресс и в силу разума, значительно повлияли на развитие музейного собирательства. Но и само коллекционирование и музейное дело в эти столетия составили одну из его существенных черт. Сущность Просвещения – утверждение естественнонаучной системы воззрений, основанных на успехах математики и механики, и признание самостоятельности человеческого разума, требующего доказательств для объяснения всего существующего. Ведущее направление этической мысли просветителей – утилитаризм, требующий согласовывать интересы личности с благополучием общества, приобщения к ценностям Просвещения всех тех, кто вне зависимости от происхождения доказал способность их восприятия своим трудом, знанием, гражданскими поступками или богатством. Просветители считали национальные и социальные различия между людьми несущественными. Популяризация достижений естественных наук и технических знаний велась просветителями в непривычных до этого масштабах. Республиканские идеи и идеи Просвещения побудили определённые слои имущих классов пойти по пути создания первых публичных музеев, доступных посетителям не только из высших, но и из других сословий. Просветительские идеи были восприняты и монархами некоторых государств. В числе предпринятых ими реформ было предоставление коллекций двора для осмотра публики в устроенных с этой целью музеях (Тоскана, Рейнский Палатинат, Саксония, Австрия).

Просвещение сосуществовало с другими мощными духовными процессами, такими, например, как Контрреформация. В связи с этим ряд католических учреждений Центральной и Западной Европы расширил свои культурные функции и устраивал картинные галереи и естественнонаучные музеи (фр. г. Безансон и Португалия). В XVII-XVIII веках повысилась роль вновь создаваемых научных учреждений нового типа – научных обществ и академий. Одна из характерных черт эпохи – это стремление к упорядоченности во всём. Поэтому в коллекциях и музеях стали преобладать составленные по возможности, в определённом порядке подлинные предметы, материальные свидетельства процессов, происходивших в природе и обществе.

В период Просвещения заметно выделились образовательные и воспитательные функции музеев. Многие из созданных в то время были рассчитаны на удовлетворение потребности развивавшегося общества европейских стран в получении образования. Видный вклад в развитие коллекционирования и музейного дела внесли педагоги того времени. Работавший в Польше чешский педагог Ян Амос Коменский и немецкий педагог Вольфганг Ратке обосновали принцип наглядности и предметности и пропагандировали включение в процесс обучения подлинных предметов как исторических и природных источников. Педагог, экономист и химик Иоганн Иоахим Бехер обосновал включение в процесс обучения собрание предметов музейного значения и создание учебных музеев и лабораторий. Директор гимназии в Готе Андреас Райгер добился введения в школах Саксен-Гота_Альтенбургского герцогства инвентаризованных музейных коллекций наглядных пособий по естествознанию для показа школьникам на уроках.

Осмыслению феномена музея в большой мере помог разбор особенностей музейного дела в работах немецких специалистов того периода (И. Д. Майор, Д. В. Моллер, Л. К. Штурм, М. Б. Валентини). Венцом теоретического осмысления феномена музея стало сочинение гамбургского коммерсанта Каспара Фридриха Е(Э)нкеля (К. Найкель) «Музеография». Он впервые применил термин «музеография». В сочинении К. Найкеля, как и в других музеографических сочинениях описываемого периода, подчёркивалось, что музеи должны служить назиданию, обучению и пользе. Термин «музеография» в данном случае означает описание музеев, их основных свойств, требований, предъявляемых к ним обществом. Социальные и научные условия времени, в которое создавались эти сочинения, не давали ещё полной возможности преобразовать описательную дисциплину музеографию в музеологию как общественную науку.

Наименование коллекций. В XVII-XVIII веках в Европе получили развитие новые формы помещений для рассредоточения и представления коллекций. Понятие «студиоло», распространённое ранее, было вытеснено из коллекционерского обихода понятием «кабинет». Под кабинетом понималось небольшое помещение, в котором находились произведения искусства или другие интересные предметы. Оно размещалось поблизости от спальни владельца замка, дворца или дома. Часто кабинеты размещали так, чтобы из них был виден сад, в угловых частях здания, в башнях или павильонах. Получили распространение кабинеты картин, для которых часто создавались картины небольших размеров. Кроме кабинетов картин создавались «мюнц-кабинеты» (от немецкого «мюнце» – монета, медаль). Среди них получил известность в начале XVIII века мюнц-кабинет герцога Саксен-Гота-Альтенбургского в замке Фриденштейн в г. Гота (Тюрингия). Французский коллекционер и гравёр А.-Ж. Дезалье д' Аржанвиль установил критерии для организации подобных кабинетов. Он дополнил их длинным списком предметов, которые могли вызвать интерес собирателя редкостей: сюда входили картины, гравюры, рисунки, книги, медали, резные камни, античные предметы, фарфор, оружие и доспехи, образцы древней и зарубежной обуви, минералы, растения и образцы животных, научный инструментарий.

С середины XVII века кабинеты становятся средством самоутверждения своих владельцев чаще, чем это было принято раньше. Их убранство становится всё более изощрённым и роскошным, они всё больше приобретают публичное значение (то есть их посещают избранные гости владельцев). В период Просвещения среди кабинетов выделились кабинеты фарфора и зеркальные кабинеты. Наиболее ранний кабинет, содержащий коллекцию дальневосточного фарфора документируется 1663 годом. Наиболее представительным был кабинет фарфоровых изделий курфюрста саксонского Фридриха-Августа I. Среди известных зеркальных кабинетов можно назвать подобные кабинеты во дворце дофина и Зеркальную галерею в королевском дворце в Версале. Также существовали кабинеты восковых фигур и панорамы, ботанические сады и зверинцы.

В период Просвещения окончательно оформились определённые типы коллекционеров и в их числе создателей и сотрудников первых музеев, которые складывались со времени Возрождения. Среди этих типов в первую очередь следует назвать антикваров (или виртуозов). Термин «антиквар» в XVII веке относился к любителю, коллекционеру и исследователю знаний об античности, античных традициях и материальных остатках. Движение антикваризма было тесно связано с археологическими раскопками и с изучением и коллекционированием предметов античного искусства. Он включал в себя также интерес к внеевропейским цивилизациям. Постепенно антиквары стали интересоваться древностями не одной только Италии, но и своих собственных стран в поисках своей этнической идентичности. Региональные поездки, «гран-туры» и посещение Италии стали популярными в среде зажиточных людей.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 662 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...