Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

4 страница. Динамике, яркой декоративности, сложности решения внутренне- го пространства, предложенного Растрелли



Динамике, яркой декоративности, сложности решения внутренне-
го пространства, предложенного Растрелли, отвечают столь же под-
388


жные, насыщенные разнообразной декорацией фасады дворца.
Всему объему здания свойственна усиленная пластика форм, соответ-
ствующая подразделению сооружения на связанные друг с другом
объемы. Благодаря этому фасады обогащаются игрой светотени, ко-
торую еще больше разнообразят многочисленные колонны и сложные
рельефные обрамления окон и входов.

Трехчетвертные колонны, украшающие фасады дворца, располо-
жены в два яруса, в силу чего создается впечатление «зыбкости»,
эфемерности этой композиции, выполняющей чисто декоративную
роль. Креповки антаблементов способствуют зрительной «разгруз-
ке» колонн, что лишний раз подчеркивает их неконструктивный ха-
рактер. Колонны размещены вдоль стен в сложном «пульсирующем»
ритме, особенно выразительном на южном фасаде. Поскольку колон-
ны поставлены также на углах здания, возникает эффект «перетека-
ния» ордерных форм по горизонтали; ребра выступов сглаживаются,
это опять-таки способствует динамизации архитектурной компози-
ции.

Кроме иллюзии движения по горизонтали колонны Зимнего двор-
ца создают эффект вертикального «взлета», динамику которого под-
хватывают декоративные вазы и скульптуры, установленные на кры-
ше. Благодаря такому венчанию верхняя граница здания теряет чет-
кость, «размывается». Этот прием также усиливает присущую Зим-
нему дворцу «подвижность» форм. Но несмотря на свой динамизм
дворец все же производит впечатление сооружения монументального,
крепко «привязанного» к земле. Этому способствуют прежде всего
крупные габариты здания, плотная масса составляющих его объемов,
весомая материальность которых особенно хорошо ощущается у под-
ножия стен. Однако при восприятии здания издалека мотив движения
его форм, их грациозная легкость становятся доминирующими. Такое
контрастное взаимообогащение свойств архитектурной композиции
для барокко очень характерно.

Идея архитектурно организовать обширное пространство к югу от
дворца родилась еще у Растрелли. Однако реализовать ее он не успел,
и проект планировки большой парадной площади перед царской рези-
денцией несколько позже разработала «Комиссия о каменном строе-
нии Санкт-Петербурга и Москвы», главным архитектором которой
был А.В. Квасов. Именно по его предложению было решено придать
площади криволинейную в плане форму. Западная ее часть (примы-
кающая к Невскому проспекту) была застроена к началу 1780-х годов:

ю проектам архитектора Ю.М. Фельтена здесь возвели три однотип-
ных особняка с портиками в первых этажах. Восточная же сторона

лощади осталась неурегулированной; застроенная небольшими не-
мрачными домами, она представляла собой продолжение правой сто-

'°ны Миллионной Луговой улицы (позднее ул. Герцена, ныне Боль-


шая Морская ул.), подходившей к площади как бы по касательной к ее
криволинейному контуру.

Решительная реконструкция Дворцовой площади была осуществ-
лена К-И. Росси в связи со строительством крупного административ-
ного здания, предназначенного для Генерального (или Главного) шта-
ба русской армии и двух министерств — иностранных дел и финансов.
В состав западного крыла этого громадного здания вошли перестроен-
ные в соответствии с общим замыслом дома, проектировавшиеся
Фельтеном.

Главный штаб, стоящий «лицом» к Зимнему дворцу, является
весьма характерным памятником классицизма — стиля, эстетика ко-
торого почти во всем противоречила барокко. Но Росси удалось до-
биться ощущения абсолютной согласованности его творения с бароч-
ным обликом Зимнего дворца, что и позволяет считать Дворцовую
площадь ансамблем. Среди приемов, использованных в композиции
Главного штаба и способствовавших достижению такого результата,
очень существенную роль играет криволинейная форма плана здания.
Благодаря упругому изгибу фасада архитектура Главного штаба и
приобрела те ярко выраженные динамические свойства, которые по-
зволили композиционно сблизить произведение Росси с Зимним двор-'
цом. В то же время изменчивые, сложные по пластике массы дворца и
строгие формы Главного штаба совершенно различны по характеру
динамики и выражают самостоятельные архитектурные темы, соот-
ветствующие художественным идеалам своего времени. Обращенный
на площадь фасад Зимнего дворца —■ это стихия безостановочного
«волнообразного» движения, лишенного четко выраженного органи-
зующего центра. Наоборот, композиция Главного штаба подчинена
ясному «регулирующему» началу: развиваясь от крыльев к центру,
она достигает максимума эмоциональной напряженности в свободном
взлете триумфальной арки, под которой на площадь в точности по оси
симметрии дворца выходит Большая Морская улица. Арка восприни-
мается как смысловой центр всей площади, превращающейся в мемо-
риал, посвященный памяти победы в Отечественной войне 1812 года.
В то же время арка является и очевидным композиционным центром
площади, способствующим ясной организации ее пространства, что и
придает последнему классическую законченность. Так, соединив в
своем произведении мотивы движения и покоя, непрерывности и за-
вершенности, Росси добился гармонии различных по стилю форм.

Достижению той же цели помогают и другие приемы, использо-
ванные зодчим-классицистом. Например, фасады Главного штаба,
как и дворца, разделены на два яруса, близкие друг другу по высоте.
Горизонтали междуэтажных и венчающих карнизов, охватывая пло-
щадь, тоже подчеркивают целостность пространства. Однако тракто-
ваны ярусы Главного штаба и Зимнего дворца по-разному, и это свя-
390


зано с различием эстетических принципов барокко и классицизма.
Ярусы дворца равнозначны, тогда как в здании Главного штаба пер-
вый ярус трактуется как устойчивый цоколь, несущий верхние этажи,
объединенные ордером. Декоративные колоннады Главного штаба,
немногочисленные, но сочные по пластике детали, скульптура арки
вносят в классически строгую, уравновешенную композицию Главно-
го штаба черты праздничной яркости, перекликающиеся с архитекту-
рой дворца.

Арка Главного штаба — один из шедевров синтеза искусств в рус-
ском классицизме. Скульптурные композиции, созданные по эскизам
К.И. Росси известными мастерами ваяния С.С. Пименовым и
В.И. Демут-Малиновским, убедительно раскрывают тему триумфа,
торжества и ликования по случаю победы, одержанной народом в
смертельной схватке с врагом. Великолепным завершением арки яв-
ляется изображение колесницы Победы с шестеркой коней, эффект-
но воспринимающееся на фоне неба. Эта скульптурная группа может
выглядеть по-разному в зависимости от ракурса, в котором мы ее рас-
сматриваем. При фронтальном обзоре она кажется торжествен-
но-спокойной, величавой, как само здание. Но при взгляде сбоку, ко-
гда особенно остро чувствуется динамизм гигантской параболы Глав-
ного штаба, скульптурная композиция словно преображается, приоб-
ретает стремительность, наполняется энергичным движением.

Как и арка Главного штаба, Александровская колонна напоминает
о победе русского народа над армией «двунадесяти языков». В компо-
зиции колонны воспроизведен традиционный тип триумфального со-
оружения, рожденный эпохой античности. Удачный выбор места уста-
новки, абсолютных размеров и пропорций монумента позволил
О. Монферрану добиться в данном случае превосходного результата:
колонна не только органично вошла в уже сформировавшийся ранее
ансамбль, но и приняла на себя роль совершенно необходимого ему
композиционного «стержня».

Фасад здания штаба гвардейского корпуса, расположенного на
восточной стороне Дворцовой площади, разделен, подобно Главному
штабу, на два яруса, первый из которых решен как цоколь, а второй
представляет собой колоннаду из двенадцати ионических трехчетверт-
ных колонн. Однако, в отличие от соседнего сооружения, колоннада
штаба гвардейского корпуса не фиксирует центр фасада, а распро-
странена фактически на всю его длину. Это дает возможность нейтра-
лизовать композиционную роль здания в ансамбле площади и вместе с
тем создать естественный переход от Главного штаба с его обширны-
ми поверхностями стен, не обработанных ордером, к сложной много-
Колонной композиции дворца.

На западе пространство Дворцовой площади переходит в столь же
большую площадь перед главным фасадом Адмиралтейства, а та, в


свою очередь, смыкается с Сенатской площадью, широко раскрытой к
Неве. Так возникает уникальный ансамбль трех центральных площа-
дей Петербурга, в котором грандиозный размах и величавость сочета-
ются с поистине классической четкостью и ритмически ясной органи-
зацией пространства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
10 класс

1. Ваше определение архитектуры как искусства.

2. В чем заключается «двуединая» природа архитектуры?

3. Что такое «триада Витрувия»?

4. Какие виды архитектуры вы можете назвать?

5. Что такое «микрорайон»? Если вы живете в районе новостроек, перечислите
здания разных типов, находящиеся в вашем микрорайоне.

6. В чем разница между конструкцией и частью здания?

7. Дайте определение ордера.

8. Назовите наиболее характерные элементы, по которым легче всего распознать
ордера.

9. Что такое арка и свод? Чем они отличаются друг от друга?

10. Изобразите схему цилиндрического свода и его частей (распалубки, лотки).

11. Что такое архитектурная композиция? Из каких элементов она состоит?

12. В чем отличие метра от ритма? Назовите примеры метрических и ритмических
рядов в архитектуре.

13. Приведите примеры использования цвета в архитектуре.

14. Что такое тождество, нюанс и контраст? Проиллюстрируйте эти понятия ар-
хитектурными примерами.

15. Сравните симметричные и асимметричные композиции в архитектуре. В чем
их художественные отличия друг от друга?

I курс

1. Почему архитектуру называют «созидательным искусством»?

2. В чем заключается разница между общением людей с произведениями архитек-
туры и их общением с произведениями других видов искусства?

3. Чем определяется роль архитектуры в жизни общества?

4. Что такое «архитектурный проект»? Какие стадии проходит архитектурное
проектирование?

5. Расшифруйте понятие «архитектурная графика». Какие произведения архи-
тектурной графики вы знаете (по публикациям или из числа находящихся в музеях)?

6. Что такое функция? Какие функции выполняют здания и сооружения? Назови-
те несколько примеров.

7. Каково ваше представление о синтезе искусств? Приведите примеры синтети-
ческих произведений искусства.

8. Дайте определение архитектурного ансамбля. В чем его отличие от комплекса
зданий?

9. Петропавловская крепость — комплекс или ансамбль? Обоснуйте примене-
ние в этом случае того или иного термина.

10. Приведите примеры композиций разного вида (объемная, плоскостная, ли-
нейная и т. д.).


11. Какие системы планировки применяются в архитектуре? Приведите соответ-
ствующие примеры.

12. Что такое архитектурный стиль? Сформулируйте ваше определение.

13. Какие архитектурные стили вы знаете? Дайте краткую характеристику одного

из них.

14. Оцените основные различия между барокко и классицизмом.

15. Каковы характерные особенности эклектики как основного архитектурного
направления второй половины XIX века. Какие памятники эклектики вам известны?

ЗАДАНИЯ

1. Покажите роль масштаба в архитектурной композиции (на примере зданий
Академии наук и Кунсткамеры в Петербурге).

2. Сравните композиции Смольного монастыря и Смольного института как ха-
рактерных памятников барокко и классицизма.

3. В чем выражается синтез искусств в композиции Казанского собора.

4. Здание Адмиралтейства — памятник градостроительного искусства и пример
синтеза искусств эпохи классицизма.

5. Попытайтесь предложить трактовку ордерных форм в архитектуре барокко и
классицизма (на примерах Зимнего дворца, зданий Главного штаба и Адмиралтейства).

6. Проследите динамику перехода от барокко к классицизму на примере зданий
Государственного Эрмитажа.

7. Перечислите высотные композиции в древнерусском зодчестве и в архитектуре
Петербурга. Сравнительный анализ.

8. Проанализируйте различные приемы организации пространства на примерах
интерьеров Зимнего дворца и зданий Эрмитажа.

9. Рассмотрите ансамбль Марсова поля: сочетание старого и нового.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...