Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

1 страница. 1. Новые производственные отношения являются главной и решаю-щей силой, которая определяет ускоренное развитие производительных сил



Общие сведения об архитектуре. Основные понятия и термины

Вероятно, всем знакомо понятие «малая родина». За этим слово-
сочетанием стоит нечто такое, что нам особенно дорого и близко, что
мы ощущаем как часть самих себя, от чего мы не можем оторваться, а
если и отрываемся когда-нибудь, то испытываем чувство утраты, не-
возвратимой потери. Существует ли какой-либо материальный экви-
валент понятию «малой родины»? В чем конкретно воплощается это
понятие, что встает перед нашим мысленным взором, когда мы произ-
носим эти слова? Думается, что для многих «малая родина» и «отчий
дом» — понятия-синонимы, а конкретизируются они во впечатлени-
ях и образах детства и отрочества. Вспоминая об этой ранней поре на-
шей жизни, мы чаще всего думаем именно о доме, в котором жили со
своими родителями, в котором находили и любовь, и тепло, и уют, и
защиту. А что такое «дом»? Это — необходимое людям искусствен-
ное сооружение, задумывают которое архитекторы, а осуществляют
строители. Дом — это объект архитектурного творчества, часть той
архитектурной среды, от которой неотделим современный человек,
живущий в XXI веке. Действительно, практически каждый шаг совре-
менного человека не только связан с архитектурой, но во многом и
предопределен ею. Люди появляются на свет в родильном доме, вос-
питываются в «отчем доме», получают знания в школах и институтах,
работают на заводах и фабриках, на фермах и в шахтах, приобщаются
к миру культуры и искусства в театрах и кино, в музеях и библиотеках,
отдыхают, гуляют, занимаются спортом в парках и садах, на стадионах
и в манежах. А ведь все, что только что перечислено, принадлежит
миру архитектуры — миру, в котором мы живем и трудимся, веселим-
ся и страдаем, создаем и теряем.

Архитектура как один из видов сознательной деятельности челове-
ка родилась в глубокой древности. Развиваясь, познавая и осваивая
мир, человеческое общество материализовало свои достижения в ар-
хитектурных сооружениях. Сохранившиеся памятники архитектуры
способны говорить с нами: о тех, кто их создавал, кто в них нуждался,
360


кто когда-то жил в них; они рассказывают особым языком архитектур-
ных форм — языком богатым, выразительным и разнообразным, но
нелегким для восприятия. Научиться понимать этот язык не так про-
сто. Но стремиться к этому надо — в особенности тем, кто ощутил в
себе потребность в общении с прекрасным, с миром искусства. Ибо
архитектура — это неотъемлемая часть искусства, она живет и раз-
вивается по единым для всего искусства эстетическим законам.

Как и изобразительное искусство, архитектура (зодчество) при-
надлежит к числу так называемых пространственных, или пластиче-
ских, искусств. Реализация архитектурного замысла (т. е. возведение
здания или сооружения в соответствии с проектом архитектора) воз-
можна только в трехмерном пространстве; всякая постройка имеет
объем, характеризуемый, как и в скульптуре, тремя измерениями. Как
и статую, здание или сооружение можно обычно обойти кругом, рас-
смотреть с разных сторон. Однако в отличие от скульптуры здание,
кроме внешнего объема, обладает еще и заключенным в нем внутрен-
ним пространством; в здание можно войти, побывать на разных его
этажах, познакомиться с расположением внутренних помещений (ин-
терьеров). Здание возводится для того, чтобы его можно было исполь-
зовать по определенному назначению; таким образом, произведения
архитектуры выполняют сугубо утилитарные функции, отвечая тем
или иным жизненно важным потребностям как отдельного человека,
так и общества в целом. В этом заключается существенное отличие
произведений архитектуры от творений живописца или ваятеля, кино-
режиссера или композитора, которые создаются прежде всего для
удовлетворения эстетических потребностей человека. Но от многих
зданий или сооружений общество требует не только способности ре-
шать ту или иную практическую задачу, но и красоты. Это и ставит ар-
хитектурное произведение в один ряд с произведениями других видов
искусства; благодаря этому мы видим в архитекторе (как и в живопис-
це, скульпторе, музыканте или танцоре) художника, который мыслит
образами и должен творить по законам красоты, создавая ценности не
только материальные, но и эстетические.

Современное цивилизованное общество не мыслит себя без архи-
тектуры и нуждается в ней постоянно. Этим постоянством определя-
ются в значительной степени образ жизни, настроение и привычки
людей. Следовательно, архитектуру можно признать одним из наибо-
лее действенных факторов, «управляющих» жизнью общества. Но
теми же обстоятельствами может быть объяснена и «слабость» архи-
тектуры как искусства: постоянное общение с нею приводит к тому,
что многие из нас нередко перестают замечать архитектуру, как не за-
мечают воздух, которым дышат. Недостаточное внимание к архитек-
турной среде, в которой мы живем, не только обедняет человека ду-


ховно, но и лишает его возможности сознательно, активно взаимодей-
ствовать с этой средой.

Сказанное выше следует обязательно учитывать, «настраивая»
себя на диалог с архитектурой. С той же целью надо усвоить хотя бы
минимум сведений о природе архитектурных форм, об основных зако-
номерностях, в соответствии с которыми происходит объединение
этих форм в осмысленную композицию.

Слово «архитектура» — греческое по происхождению; оно со-
стоит из двух корней — «архос», что значит «главный», «высший», и
«тектон», т. е. «строитель», «строительство». Таким образом, «архи-
тектура» — это «главное», или «высшее строительство», а человек,
профессионально занимающийся архитектурой (архитектор), — это
«главный строитель». В русском языке понятиям «архитектура» и
«архитектор» соответствуют слова «зодчество» и «зодчий».

Современная теория архитектуры определяет этот вид творчества
так: архитектура есть искусство создавать целесообразно организо-
ванные и эстетически выразительные пространственные материаль-
ные структуры, предназначенные для жизни и деятельности людей.
Это определение подтверждает «двуединый» характер архитектуры.
Творческий процесс в ней начинается с разработки (согласно полу-
ченному заданию) проекта, являющегося графическим изображением
задуманной зодчим композиции — здания, сооружения, городского
квартала или целого города. Зданием обычно называют постройку,
имеющую полезный внутренний объем. Если такого полезного внут-
реннего объема постройка (например, мост или обелиск) не имеет, то
она обычно называется сооружением. Но этому слову часто придается
смысл и обобщающего термина — им обозначается вообще всякая
постройка.

Архитектурное проектирование проходит обычно через несколько
стадий — от первых набросков и эскизов до рабочих чертежей. В со-
став проекта входят ортогонали, изображающие фасады (внешние по-
верхности архитектурного объема), планы этажей и разрезы будущего
сооружения, его перспективные изображения с разных точек зрения,
генеральные и ситуационные планы, показывающие связь проекти-
руемого здания с архитектурным или природным окружением, а также
макеты или модели, чертежи деталей и фрагментов здания, включая
его конструкции, наконец, расчеты, пояснительные записки и т. Д
Графические достоинства чертежей и рисунков архитекторов могут
быть достаточно высоки, что придает им самостоятельную художест-
венную ценность. Однако надо иметь в виду, что проект представляет
собой хотя и очень важную, но все же промежуточную стадию творче-
ского процесса. Только после его реализации в натуре можно судить о
достоинствах и недостатках архитектурного замысла в полной мере.
362


При решении большинства архитектурных задач требуется так ор-
ганизовать пространство, чтобы оно отвечало назначению сооруже-
ния. Пространство, организованное подобным образом, выделяется

из окружающей среды при помощи материальной оболочки, пред-
ставляющей собой сочетание поверхностей того или иного геометри-
ческого вида (стены, перекрытия и т. д.). Именно благодаря такой
оболочке мы, находясь внутри нее, ощущаем себя в организованном
пространстве. Находясь же вне этого пространства, мы воспринима-
ем его как некоторый объем, реально существующий в окружающей

среде.

Пространство, поверхность и объем — это три составляющие ар-
хитектурной формы. Сочетание архитектурных форм друг с другом,
предопределенное проектом, называется объемно-постранственной
композицией здания или сооружения. От того, насколько удачно ре-
шена композиционная задача, зависят как степень соответствия со-
оружения своему назначению, так и его эстетическая выразитель-
ность.

Под покровительством архитектуры и часто в тесном единении с
нею развиваются и другие виды искусства. Если они образуют с архи-
тектурными формами нерасторжимый сплав, выражающий глубокие
и важные идеи, то мы имеем дело с синтезом искусств.

Крупный зодчий и теоретик архитектуры Витрувий, живший в
I веке до н. э. в Древнем Риме, говорил, что в архитектуре «все следует
делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту». Пере-
численные здесь качества объединяются обычно понятием «триада
Витрувия». Расшифруем каждую из составляющих этой триады, на-
чав с «пользы».

2. Польза. Функция. Виды архитектуры
и типы зданий

Польза — это способность здания или сооружения выполнять
свое назначение (функцию). Круг функциональных задач, решаемых
архитектурой, определяет общество, а точнее говоря,— господствую-
щие классы общества, обладающие материальными возможностями,
Достаточными для осуществления дорогостоящего капитального
строительства. Через назначение архитектурных сооружений наибо-
лее полно выражается социальная сущность архитектуры как искус-
ства, обусловленность ее «социальным заказом».

Необходимость выполнения той или иной функции предопределя-
ет соответствующую организацию пространства, которая, в свою оче-
редь, зависит от планировки здания. План, разработанный архитекто-
ром, устанавливает функциональные связи между интерьерами, нахо-
дящимися на одном уровне (этаже, ярусе); вертикальные же коммуни-


кации между ними определяются решением разрезов. Исторически
сложилось несколько основных архитектурно-планировочных сис-
тем, к числу которых относятся ячейковая, коридорная, бескори-
дорная, анфиладная
и зальная системы.

Различие в назначении позволяет определенным образом класси-
фицировать здания и сооружения; они могут принадлежать к различ-
ным видам архитектуры, а внутри каждого вида подразделяются на ка-
тегории (группы) и типы.

Одним из основных видов архитектуры является гражданская
архитектура.
Этим понятием объединяется множество зданий и со-
оружений, призванных удовлетворять потребности общества, относя-
щиеся к сфере гражданской (светской) и частной жизни. Здания жи-
лые
и общественные — это две главные категории сооружений,
объединяемых понятием «гражданская архитектура». Известно боль-
шое количество типов тех и других. Среди жилых зданий, например,
можно выделить многоквартирные городские жилые дома и крестьян-
ские жилища, общежития и гостиницы, дворцы и особняки, загород-
ные виллы и коттеджи. Большим разнообразием групп и типов отли-
чаются общественные здания, такие, как театры и кинотеатры, музеи
и картинные галереи, биржи и выставочные павильоны, школы и ин-
ституты, детские сады и ясли, больницы и санатории, магазины и рын-
ки, библиотеки, спортивные сооружения и административные здания,
предназначаемые для размещения различных учреждений. К граж-
данскому зодчеству относят и произведения монументально-декора-
тивного искусства — памятники, триумфальные колонны, обелиски,
городские ворота, монументальные ограды. Подобные сооружения,
как правило, не имеют достаточно развитого внутреннего объема; их
роль сводится к выполнению не утилитарной, а исключительно худо-
жественной, символической или мемориальной функций. Кроме того,
в понятие «гражданская архитектура» входит и архитектура малых
форм, произведениями которой являются разного рода киоски, па-
вильоны, афишные тумбы и стенды, навесы у остановок городского
транспорта, фонтаны и декоративные бассейны, фонари и скамьи,
террасы и лестницы (например, в парке или на небережной).

В самостоятельные виды выделяются культовая, промышленная
(включая транспортную), сельскохозяйственная, ландшафтная и во-
енная архитектуры.

Развитие жизненных потребностей иногда обусловливает необхо-
димость полного или частичного изменения первоначального назначе-
ния зданий в процессе их эксплуатации, что обычно требует соответ-
ствующих перестроек. Кроме того, нередко встречается совмещение в
одном здании нескольких функций; примерами такого совмещения
могут быть жилой дом с магазином на первом этаже или универсаль-
ный спортивно-зрелищный зал.


Весьма часто оказывается необходимым объединять здания род-
ственного назначения в достаточно компактные группы, или комплек-
сы; таковы комплексы зданий крупных учебных заведений (универси-
тетов, политехнических и педагогических институтов), больниц, заво-
дов и фабрик, выставок и стадионов. Характерным примером ком-
плекса зданий может служить современный микрорайон, т. е.
первичная «ячейка» города, рассчитанная на проживание 9—12 ты-
сяч человек и включающая, кроме жилых домов разных типов, ряд
зданий для учреждений обслуживания (торговые центры, школы, дет-
ские сады и т. п.). От комплекса следует отличать ансамбль — разви-
тую в пространстве композицию зданий и сооружений, которые объе-
диняют не столько функциональные связи, сколько значительное
идейно-художественное содержание.

Взаимодействующие друг с другом здания, сооружения, их ком-
плексы и ансамбли составляют городской организм, «скелетом» ко-
торого служит система магистралей.

Проектирование городов, изучение закономерностей их функцио-
нирования и развития входит в задачу особой отрасли архитектурной
деятельности, называемой градостроительством.

3. Прочность. Строительные материалы
и конструкции. Тектоника.
Ордерная система

Прочность здания или сооружения обеспечивается строительны-
ми материалами и конструкциями, в обосновании выбора и расчете
которых в наше время обязательно участвуют инженеры-строители;
вместе с архитекторами — авторами проекта — они составляют еди-
ный творческий коллектив.

Требования к прочности, а следовательно, и к долговечности со-
оружений зависят от их назначения, местоположения и условий экс-
плуатации.

Строительные материалы подразделяются на естественные и ис-
кусственные. К первым относятся широко используемые в строитель-
стве с древнейших времен дерево и камень. Искусственным путем
были созданы такие материалы, как строительная керамика (кирпич,
черепица), металлический прокат, бетон и железобетон, пластмасса,
стекло. Выбор для возведения конкретного сооружения тех или иных
Материалов базируется на всестороннем учете присущих им свойств —
таких, как прочность, твердость или пластичность, удельный вес, теп-
ло- и звукопроводность, водонепроницаемость, огнеупорность и др.
Отобранные материалы идут на изготовление различных частей зда-
ний и их основных конструкций.


Подземной частью здания или сооружения является его фунда-
мент, опоройдля которого служит искусственное (например, свайное)
или естественное (грунт) основание. Часть фундамента, возвышаю-
щаяся над поверхностью земли примерно до уровня первого этажа,
называется цоколем. Как правило, цоколь получает особую архитек-
турную обработку, выделяющую его в общей композиции здания. Для
этого, в частности, может служить облицовка прочным и долговечным
материалом, предохраняющим подножие постройки от вредного воз-
действия влаги. Основной объем сооружения состоит из таких частей,
как стены, перекрытия, колонны (столбы), перегородки, крыши, ле-
стницы, дымовые трубы, лифтовые шахты, балконы, эркеры. Кроме
того, здание насыщается разнообразным оборудованием, обеспечи-
вающим нормальную эксплуатацию построек по назначению. К тако-
го рода оборудованию относятся различные столярные изделия (две-
ри, оконные переплеты, полы, плинтусы, встроенная мебель и пр.),
системы отопления, вентиляции, канализации и т. п.

Любое здание является сложной конструкцией,«работающей»,
однако, с очень малым коэффициентом полезного действия, посколь-
ку рассчитана она на восприятие, главным образом, собственного
веса, относительно которого полезная нагрузка (людей, мебели, обо-
рудования), как правило, невелика.

По выполняемой роли конструкции здания могут быть подразде-
лены на несущие, несомые и ограждающие, а материалы — на основ-
ные, связующие и облицовочные.

Основная техническая задача, решаемая в строительстве, состоит
в перекрытии пролета, т. е. расстояния между опорами, ограничиваю-
щими внутреннее пространство здания, организованное в соответст-
вии с замыслом архитектора. Эта цель достигается при помощи конст-
руктивных систем различного вида.

Один из наиболее распространенных видов строительных конст-
рукций — это конструкции стеновые. Они основаны на применении
стен, в большинстве случаев совмещающих функции ограждения и
опоры и воспринимающих вертикальную нагрузку от перекрытий.
Стены могут возводиться с использованием разных материалов, на-
пример, дерева в виде бревен или брусьев, камня, кирпича, монолит-
ного и сборного железобетона. Бревна или брусья, связанные по уг-
лам постройки, образуют ее конструктивную основу, называемую сру-
бом, или клетью. Стены каменных зданий возводятся в технике камен-
ной или кирпичной кладки, выполняемой с «перевязкой» швов и
стыков между составляющими ее кирпичами или блоками камня, ко-
торые называются квадрами, или рустами.

Сверху здание ограничивает крыша, защищающая постройку от
атмосферных осадков. Крыши, влагонепроницаемую часть которых
составляет кровля, в большинстве случаев имеют наклонные поверх -
366


ности, или скаты. Самой распространенной в строительной практике
является двускатная крыша. Торцовая стена перекрытого ею здания
завершается в соответствии с формой покрытия треугольным фронто-
ном. Если ширина здания невелика, а скаты крыши крутые, то фрон-
тон получается относительно узким и высоким. Такие фронтоны назы-
ваются щипцовыми, или щипцами.

Кроме двускатных существуют крыши и другой формы, в том чис-
ле односкатные, четырехскатные (пирамидальные), мансардные (с
«переломом», что позволяет разместить непосредственно под ними
жилье) и др. В традиционном русском зодчестве нередко встречаются
высокие шатровые крыши и покрытия криволинейной формы —
«бочкой» и «кубом», делающие силуэт постройки более выразитель-
ным. Не менее широко, чем стеновые, распространены стоечно-ба-
лочные конструкции, состоящие, как свидетельствует само название,
из вертикальных стоек-опор, называемых также колоннами и столба-
ми, и поддерживаемых ими горизонтальных балок, или архитравов. В
этом случае на опоры действуют только вертикальные (сжимающие)
нагрузки, балки же находятся в состоянии изгиба, который вызывает
сложное напряженное состояние этого элемента конструкции, испы-
тывающего как сжатие (в верхнем поясе), так и растяжение (в ниж-
нем).

Каркасная конструкция играет роль своего рода прочного «скеле-
та» здания. В простейшем случае все конструктивные элементы кар-
каса представляют собой прямолинейные стержни — вертикальные
(стойки) и горизонтальные (ригели). Их иногда дополняют подко-
сы — диагональные связи. Однако элементы каркасной конструкции
нередко имеют и более сложную, криволинейную форму. Каркас при-
нимает на себя всю нагрузку от перекрытий и необходимость в мас-
сивных несущих стенах в данном случае отпадает. Вот почему запол-
нение промежутков между элементами каркаса может иметь характер
относительно тонких «мембран», играющих только роль ограждения;
такие «мембраны» могут выполняться из стекла, что позволяет зри-
тельно максимально «облегчить» каркасное сооружение, сделать его
прозрачным.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 524 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...