Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

2 страница. Со времен античности в строительстве очень широко используют- ся конструкции с криволинейными перекрытиями пролетов — ароч- ные



Со времен античности в строительстве очень широко используют-
ся конструкции с криволинейными перекрытиями пролетов — ароч-
ные, сводчатые и купольные. Механика работы таких конструкций та-
кова, что в них возникают только сжимающие напряжения, которые
хорошо выдерживают камень и кирпич. При использовании указан-
ных материалов криволинейные перекрытия пролетов являются кон-
струкциями более рациональными, чем прямое архитравное перекры-
тие, которое, как об этом уже говорилось, находится в состоянии изги-
ба, а его плохо выдерживают и кирпич, а камень. Однако по сравне-
нию с архитравным перекрытием арка имеет существенный


недостаток: распределение усилии в ней таково, что у ее основания (в
«пятах») возникают горизонтальные силы (силы распора), которые
стремятся опрокинуть опоры арки. Чтобы избежать этого, необходи-
мо усиливать опоры либо путем увеличения их массивности, либо при-
соединяя к ним дополнительные укрепления — контрфорсы. Камен-
ная арка собирается из камней клинчатой формы, верхний из которых
называется замковым камнем, или замком.

Свод и купол являются производными арки; с помощью первого
может быть перекрыто помещение квадратное или прямоугольное в
плане, а с помощью второго — круглое. Арки бывают разной формы.
Те из них, которые имеют вид полуокружности, называются полуцир-
кульными (их высота, или подъем, равна половине перекрываемого
пролета). Арки с высотой меньшей, чему полуциркульной, называют-
ся пологими, а в тех случаях, когда они очерчиваются сложной кри-
вой — овалом или эллипсом,— их именуют Коробовыми. У повы-
шенных арок подъем превышает половину пролета. Частный случай
повышенной арки — стрельчатая, или ланцетовидная; она образует-
ся двумя дугами, встречающимися в вершине арки подуглом. В строи-
тельстве используются также арки еще более сложной формы, на-
пример, подковообразные, многолопастные, ползучие (с пятами, рас-
положенными на разной высоте). В древнерусском зодчестве XVII
века широко применялись двойные и тройные арки с висячими «гирь-
ками».

В зданиях разного назначения арки используются как завершения
оконных и дверных проемов, с их помощью перекрываются воротные
проезды и крыльца. Ясно, что применяя арки различной формы, зод-
чий получает возможность усложнять и разнообразить рисунок фаса-
дов, что может сделать здание более интересным, запоминающимся.

От формы зависит в определенной степени и «работа» арки. Силы
распора, действующие в пятах, уменьшаются по мере увеличения
подъема арки. Этот эффект прекрасно использовали средневековые
строители, сооружая колоссальные храмы — памятники готического
стиля. В них используются арки стрельчатых очертаний, что позволя-
ло «облегчить» строительную конструкцию и подчеркнуть развитие
архитектурной композиции по вертикали.

Как и арки, своды тоже могут быть полуциркульными, пологими
(коробовыми) или повышенными, в том числе стрельчатыми. Если по
длине свода форма его поперечного сечения не меняется, то такой
свод называется цилиндрическим. В строительной практике исполь-
зуются и части цилиндрических сводов — распалубки и лотки. Эти
части получаются в результате сечения свода по его диагоналям двумя
вертикальными плоскостями; распалубки включают в себя арку, об-
разующую свод, а лотки — его прямолинейное основание. Сочетание
четырех лотков образует перекрытие, называемое лотковым, или сомк-
368


нутым, сводом. Четыре распалубки составляют крестовый свод — его
можно представить как результат пересечения под прямым углом двух
цилиндрических сводов. Если опорами сомкнутого и цилиндрического
сводов могут служить только стены, то крестовому своду достаточно
для его поддержания четырех отдельно стоящих опор, размещенных в
углах квадратного или прямоугольного плана, перекрываемого таким
сводом.

Еще одну разновидность сводчатого перекрытия — зеркальный
свод — можно получить, если «срезать» вершину сомкнутого свода
горизонтальной плоскостью, называемой зеркалом. Криволинейные
поверхности, являющиеся частями лотков и соединяющие зеркало со
стенами, называются «падугами».

Из полусферического свода (а это и есть купол) также можно по-
лучить несколько частей, использующихся в составе архитектурных
форм. Если представить себе сечение полусферического купола в
виде четырех вертикальных плоскостей, следы которых в круглом ос-
новании купола образуют вписанный в него квадрат, то результатом
этой операции станет вычленение из полусферы четырех сферических
треугольников, называемых парусами, поддерживающих верхнюю
часть купола («скуфью»). Такой видоизмененный купол называется
парусным. На четыре паруса может быть поставлен и полный купол
любой формы (пологий, повышенный или полусферический), в таком
случае он называется «куполом на парусах». Часто купол ставится на
паруса не непосредственно, а опирается на цилиндрический барабан,
поддерживаемый парусами. Такая комбинация форм, часто исполь-
зующаяся в композиции культовых зданий, обеспечивает переход от
круглого основания купола и барабана к так называемому «подку-
польному квадрату». По углам последнего располагаются мощные
подкупольные опоры (пилоны), связанные подпружными арками, ме-
жду которыми заключены паруса. В композиции культовых зданий не-
редко также встречается сочетание купола на парусах с крестообраз-
но расположенными относительно подкупольного квадрата частями
здания, перекрытыми цилиндрическими сводами; подобное сочетание
характерно для крестовокупольной системы, зародившейся в VI в. н. э.
в архитектуре Византии и воспринятой позднее древнерусским зодче-
ством.

Для современной архитектуры характерен еще один вид конструк-
ций, обозначаемый термином «пространственные конструкции». К
числу различных типов такого рода конструкций относятся сво-
ды-оболочки, консольные и складчатые конструкции, структурные
плиты, висячие (вантовые) системы, наконец, пневматические конст-
рукции. Они создаются при помощи современных высокопрочных ма-
териалов (сталь, железобетон, армоцемент, пластмасса) и работают
чаще всего как одно целое, без разделения на несущие и несомые час-

24-4438 369


ти. Благодаря этому с помощью пространственных конструкций уда-
ется перекрывать без промежуточных опор огромные площади прак-
тически любой конфигурации; очень разнообразны по форме и сами
покрытия, осуществляемые с помощью пространственных конструк-
ций, поэтому они открывают перед современными архитекторами
множество композиционных возможностей. При проектировании и
расчете пространственных конструкций учитывается «опыт» самой
природы: своды-оболочки, например, часто напоминают раковины,
скорлупы или панцири пресмыкающихся, а в консольных конструкци-
ях используется принцип построения такого всем знакомого природ-
ного организма, как дерево с его ветвями. Что касается висячих конст-
рукций и их разновидности — тентовых конструкций, то их помощью
люди начали пользоваться очень давно, ставя палатки или сооружая
мостики, подвешенные к гибким лианам или веревкам.

Строительные материалы и конструкции, играющие в архитектуре
очень важную роль, оказывают значительное влияние на формирова-
ние внешнего облика сооружений, на их художественные качества.

Сами по себе ни рационально организованная ячейка пространст-
ва, ни какая-либо строительная конструкция или ее часть (например,
столб, арка, балка или купол) не могут произвести художественный
эффект. Однако, будучи включенными в разработанную зодчим архи-
тектурную композицию, они становятся элементами некоего художе-
ственного целого, все части которого в той или иной степени способ-
ствуют достижению общей эстетической цели.

Например, расположенные друг за другом помещения, соединен-
ные дверными проемами, находящимися на одной оси, превращаются
в динамично развивающуюся анфиладу, словно устремленную в бес-
конечность. Ряд опор, поддерживающих горизонтальное перекрытие,
может восприниматься как выразительная по ритму структура, «дис-
циплинированная» благодаря строго определенному порядку в распо-
ложении формирующих ее прямолинейных элементов. Арка может
быть оценена нами как знак «приглашения», если она обозначает
вход в здание. Купол, венчающий храм, в течение уже многих столетий
служит символом небесного свода, обнимающего землю.

Художественно осмысленное выражение в архитектурных формах
особенностей и свойств строительных материалов и конструкций, а
также характер их работы, определяется термином «тектоника» или
«архитектоника». Если во внешних формах или интерьерах здания по-
следовательно раскрывается их конструктивная основа, то компози-
цию такого здания называют тектоничной, или тектонически правди-
вой. Но во многих случаях архитекторы отнюдь не ставят перед собой
такой задачи, а, наоборот, исходя из художественных соображений,
стремятся в той или иной степени (в частности, при помощи декора-
ции) скрыть от глаза зрителя конструкции сооружения или дать о них
370


искаженное представление. В подобных случаях говорят о «нетекто-
ничности», или «атектоничности» архитектурной композиции. Если,
наконец, с помощью определенных композиционных средств зодчий
создает впечатление присутствия в данном сооружении конструкции,
которой в действительности нет, то соответствующее архитектурное
решение называют «иллюзорно-тектоническим».

В разных городах можно найти немало соответствующих приме-
ров. В Петербурге, в частности, образцом тектонически правдивой
композиции может служить Казанский собор, возведенный в 1801 —
1811 годах по проекту А.Н. Воронихина.

Наружные колоннады собора представляют собой художественно
осмысленную стоечно-балочную конструкцию, позволяющую легко
понять механику взаимодействия опор и перекрытий. Столь же ясна
конструктивная логика интерьеров Казанского собора, перекрытых
арками и сводами. Подобная тектоническая ясность свойственна
большинству памятников классицизма второй половины XVIII— на-
чала XIX в.— архитектурного стиля, развивавшего традиции антич-
ной классики. Наоборот, стиль барокко — предшественник класси-
цизма в русской архитектуре — демонстрирует нетектонический под-
ход к решению композиционных задач.Одним из наиболее известных
памятников русского барокко является Зимний дворец в Петербурге.
Стены этого здания (а именно они служат в данном случае основными
несущими конструкциями) по воле зодчего Ф.Б. Растрелли превраще-
ны в сложные по ритму и пластике поверхности, словно находящиеся
в непрерывном «пульсирующем» движении и почти лишенные глади,
что не дает возможности ощутить их массивность и толщину, а следо-
вательно, и оценить подлинное конструктивное значение.

На Дворцовой набережной Невы стоит еще один дворец, постро-
енный в 1867—1872 годах по проекту А.И. Резанова для великого
князя Владимира Александровича Романова (ныне Дом ученых). Этот
дворец принадлежит к числу характерных памятников эклекти-
ки — направления, преобладавшего в европейской архитектуре вто-
рой половины XIX века. Архитекторы, работавшие в рамках этого на-
правления, считали возможным использовать в своих произведениях
мотивы и формы различных стилей прошлого, совмещая их нередко с
современными конструктивными решениями. Вот и Дом ученых по
внешнему облику похож на дворцы Флоренции XV века, стены кото-
рых сложены из крупных блоков камня, разделенных глубокими шва-
ми и стыками. Подобную систему «разрезки» стены как бы на отдель-
ные блоки, или русты (такая система называется «рустовкой»), ис-
пользовал и А.И. Резанов. Однако каменная кладка в спроектирован-
ном им здании имитируется в штукатурке, которая является
облицовкой стены, на самом деле выполненной из кирпича. Это и есть

24* 371


«иллюзорно-тектонический» прием, изображающий конструкцию, в
действительности не существующую.

Стеновые конструкции тектонически наименее выразительны.
Если стены не имеют внешней облицовки, их структура предстает пе-
ред нами в «обнаженном» виде: мы видим бревна сруба, кирпичную и
каменную кладку такими, как они выполнены сходя из конструктив-
ных требований. Но из этой «обнаженности» нередко извлекается ху-
дожественный эффект, что и позволяет говорить о тектоничности ре-
шенных таким образом конструкций. Бревна, не закрытые тесовой
(т. е. дощатой) обшивкой, обогащают стену игрой света и тени, и мы
можем любоваться текстурой и цветом свежесрубленных или потем-
невших от времени древесных стволов. Кирпичная кладка, выполнен-
ная из материалов высокого качества, красивая по тону, с аккуратно
расшитыми швами, тоже может служить источником эстетического
воздействия. Особенно эффектно выглядят каменные стены, расчле-
ненные на русты, что правдиво выявляет структуру кладки, выполнен-
ной из отдельных блоков. Дополнительный художественный эффект
можно извлечь в таком случае, по-разному обрабатывая лицевые по-
верхности блоков — шлифуя или полируя их или оставляя естествен-
ную поверхность камня необработанной, грубой (в таком случае гово-
рят о каменной кладке «под шубу»). Соединение в кладке блоков раз-
ных размеров, цвета и формы, по-разному обработанных, придает по-
верхности стены живописный, динамичный характер, обогащает ее
игрой света и тени. Такая система «нерегулярной» каменной обли-
цовки использовалась петербургскими архитекторами начала XX
века, работавшими в характере «северного модерна», примером
здесь могут служить дома № 1 —3 на Каменноостровском проспекте
(1900—1904, архитектор Ф.И. Лидваль), № 11 на Стремянной улице
(1906—1907, архитекторы Н.В. Васильев и А.Ф. Бубырь) или мечеть
на Петроградской стороне (1909—1914, архитекторы Н.В. Васильев,
А.И. Гоген, С.С. Кричинский). Когда рустовка выполняется в штука-
турной облицовке кирпичных стен (что мы видели на примере фасада
Дома ученых в Петербурге), такой прием нельзя назвать тектонически
правдивым, поскольку он не выявляет реальной конструкции, но все
же он может быть признан вполне обоснованным с точки зрения тек-
тоники: рустовка помогает подчеркнуть толщину, массивность стены
и, следовательно, полнее охарактеризовать ее как прочную и надеж-
ную часть здания.

Важная роль в структуре стены принадлежит проемам (окнам и
дверям), которые дают возможность судить о расположении и разме-
рах внутренних помещений, о назначении здания. Поэтому с давних
пор окна и двери выделялись на фасадах посредством специфически
оформленных проемов: окна большей частью получают рельефные
обрамления, называемые наличниками, а входы в здание и воротные


проезды решаются в виде монументальных, более или менее ярко ук-
рашенных порталов.

Самым совершенным примером тектонически правдивой компо-
зиционной системы в архитектуре является ордерная система (ордер).
Слово «ордер» — латинского происхождения и означает «порядок»,
«строй». Ордерная система определяет взаимоотношение и порядок
расположения частей художественно осмысленной стоечно-балочной
конструкции. Зародившись в зодчестве Древней Греции, ордер про-
должал развиваться в архитектуре Древнего Рима, а в строгую систе-
му композиции, сделавшуюся независимой от породившей ее конст-
рукции, превратился в эпоху Возрождения.

Существует пять разновидностей ордера — тосканский, дориче-
ский, ионический, коринфский и композитный (сложный). Согласно
теории, в состав каждого ордера входят пьедестал, колонна и антабле-
мент (так называемый «полный ордер»). Неполный ордер не имеет
пьедестала, на который в полном ордере ставится колонна. Последняя
является основной опорой, воспринимающей тяжесть горизонтально-
го перекрытия, которое и называется антаблементом. Каждая из пе-
речисленных частей ордера подразделяется, в свою очередь, еще на
несколько элементов. Так, колонна, как правило, имеет профилиро-
ванное основание (базу), ствол и капитель (венчание) Антаблемент
разделяется на три горизонтальных пояса — архитрав, фриз и кар-
низ; последний представляет собой выступающую, консольную часть
антаблемента, как бы защищающую нижерасположенные части орде-
ра от атмосферных осадков. Пьедестал состоит из базы, стула и кар-
низа.

Правила построения ордеров, разработанные теоретиками Воз-
рождения Палладио, Виньолой, Альберти, Скамоцци и др., преду-
сматривают и более подробную детализацию упомянутых частей. Ка-
питель, например, состоит из шейки (она представляет собой верх-
нюю часть ствола колонны), эхина — плавно расширяющейся кверху
части, а также абаки — плиты, на которую непосредственно опирает-
ся архитрав. В состав карниза входят тоже три части — поддержи-
вающая (она может выполняться в виде ряда фигурных кронштейнов),
свешивающаяся (выносная плита, или «слезник») и венчающая. У
разных вариантов ордера антаблемент выглядит по-разному, детали-
зируется более или менее сложно, но обязательно сохраняет свою
трехчастную структуру. Ордера отличаются друг от друга также фор-
мой и размерами капителей, по внешнему виду которых легче всего
«узнать» тот или иной ордер. Однако главное, что отличает один ордер
от другого,— это его пропорции, прежде всего — относительная вы-
сота колонны, выражаемая в модулях. За модуль в теории ордеров
принимается радиус основания колонны. Согласно правилам Виньо-
лы, высота колонны в тосканском ордере равна 14 модулям, в дориче-


ском — 16, в ионическом — 18, в коринфском и композитном — 20
модулям. Следовательно, при одном и том же диаметре основания тос-
канская колонна выглядит наиболее тяжелой и массивной, а коринсф-
ская или композитная — наиболее легкой и стройной. Различия в
пропорциональном строе ордеров соответственно сказываются и на
общем облике сооружений, архитектурное решение которых основа-
но на применении ордерной системы. Например, используя тоскан-
ский или дорический ордер, архитектор может придать своему произ-
ведению суровый оттенок, утяжелить, монументализировать его. Та-
кова, в частности, Биржа на Стрелке Васильевского острова в Петер-
бурге, решенная архитектором Тома де Томоном в дорическом ордере.
Другой зодчий эпохи классицизма — К-И. Росси, — создавая компо-
зицию Александрийского театра, обратился к коринфскому ордеру и в
значительной степени именно благодаря этому сделал здание торже-
ственно-нарядным, мажорным по характеру.

Тектоничность ордера достаточно очевидна: в состав ордера вхо-
дят части, строго соответствующие частям стоечно-балочной конст-
рукции, соединения которых друг с другом (точки передачи усилий) ак-
центируются более или менее сложно разработанными деталями —
базами и капителями. Ствол колонны профилируется по особой кри-
вой, которая называется кривой энтазиса. Начинаясь на '/3 высоты от
основания колонны, эта кривая достигает вершины опоры, приходя в
точку, состоящую на оси колонны на 5/6 модуля. Таким образом, ко-
лонна плавно сужается кверху, напоминая этим ствол дерева, а благо-
даря энтазису создается впечатление, что она слегка пружинит под тя-
жестью перекрытия. Ствол колонны нередко покрывается вертикаль-
ными желобками (каннелюрами) — они подчеркивают вертикальную
устремленность этой важнейшей части ордера и, кроме того, услож-
няя рельеф ствола, создают на его поверхности игру светотени.

Разнообразные детали, входящие в состав ордера, как и энтазис,
способствуют превращению ордера из, казалось бы, мертвой схемы в
живую, пластически выразительную композицию. Изменение про-
порций, рисунка и соотношения деталей в разных ордерах делает ор-
дерную систему очень гибкой, способной выразить в композиции зда-
ния или сооружения подчас весьма тонкие нюансы в художественном
содержании. В связи с этим ордер становится очень привлекательным
для художника-архитектора. Вот почему, родившись в глубокой древ-
ности, ордер позднее неоднократно возрождался к новой жизни, ис-
пользовался и в эпоху Возрождения, и в архитектуре классицизма
XVII, XVIII и начала XIX века, и в эклектике второй половины XIX сто-
летия, и в зодчестве XX века.

Выше отмечалось, что «узнаванию» того или иного ордера спо-
собствуют в первую очередь характерные детали. Так, фриз дориче-
ского ордера компонуется как ритмическое чередование слегка высту-
374


пающих из его плоскости триглифов и расположенных между ними
метоп (последние часто украшаются рельефами). Известны два вари-
анта дорического ордера — греческий и римский. Колонны греко-до-
рического ордера, всегда каннелированные, не имеют баз. Колонны
римско-дорического ордера, обязательно имеющие базы, могут быть
и гладкими, и каннелированными. Простотой деталей и массивностью
форм римско-дорическому ордеру близок тосканский, но фриз по-
следнего выполняется гладким, без триглифов и метоп. Внешне наи-
более характерной частью ионического ордера является капитель ко-
лонны, эхин которой украшен крупными спиральными завитка-
ми — волютами; их соединяет рельефный пояс из ритмично повто-
ряющихся яйцевидных выпуклостей, которые называются иониками,
или овами. Фриз ионического ордера может оставаться гладким, но
нередко он выполняется в виде непрерывной ленты скульптурных
рельефов. Архитрав ионического ордера обычно расчленяется на три
пояса при помощи фасций — небольших выступов, благодаря кото-
рым пояс, расположенный выше, слегка нависает над нижним. В ко-
ринфском ордере самой заметной отличительной особенностью также
служит капитель. Она выше, чем в более тяжелых ордерах, и пышно
украшена стилизованными изображениями листьев аканта, из кото-
рых как бы вырастают маленькие спиральные завитки, поддерживаю-
щие углы искривленной в плане абаки. Похожа на коринфскую капи-
тель композитного, или сложного, ордера, но с акантовыми листьями
в ней соединяются крупные ионические волюты. Архитравы и коринф-
ского, и композитного ордеров тоже имеют фасции, но они нередко
дополняются орнаментальными поясками, в которых используются
мотивы ионик или другие узоры. Очень сложны по форме и, как пра-
вило, богато украшены карнизы коринфского и композитного орде-
ров, в состав которых входят орнаментированные кронштейны, под-
держивающие слезник.

По законам ордера строятся многие архитектурные композиции,
получившие в классической архитектуре характер канонических. Та-
ковы колоннада (длинный ряд колонн, несущих общий антаблемент)
или портик — несколько колонн (обычно четное число), поддержи-
вающих фронтон, балкон с балюстрадой или антаблемент с надстрой-
кой в виде массивной стенки, называемой аттиком.

Классический фронтон со всех трех сторон ограничен карнизами,
но горизонтальный карниз, в отличие от наклонных, не имеет, как пра-
вило, венчающей части. Треугольное поле фронтона (тимпан) часто
используется для размещения на нем скульптурных композиций —
барельефов и горельефов. Нередко статуи устанавливаются и по уг-
лам фронтона. Кроме того, углы фронтона могут украшаться акроте-
риями — крупными орнаментальными деталями.


Выше отмечалось, что ордер как композиционная система в из-
вестном смысле абстрагировался от породившей его конструкции
Неконструктивными, т. е. иллюзорно-тектоническими, или декора-
тивными вариантами ордера являются композиции, в которых вместо
колонн, работающих как опоры, используются полуколонны (они вы-
ступают из плоскости стены наполовину диаметра), трехчетвертные
колонны (выступают на три четверти диаметра) и пилястры — пло-
ские вертикальные членения стены, лишь незначительно из нее вы-
ступающие и повторяющие пропорции и детали колонн того или иного
ордера.

В архитектуре встречаются случаи замены ордерных опор скульп-
турными изваяниями. Женские фигуры, использующиеся вместо ко-
лонн, называются кариатидами. В той же роли выступают и мощные
мужские фигуры — атланты, или теламоны.

В сфере использования каркасных конструкций интересным при-
мером своеобразной тектонической системы может служить фах-
верк — деревянный каркас, элементы которого выявляли на фасадах
жилых домов и хозяйственных построек, возводившихся в Средние века
и в эпоху Возрождения; брусья каркаса при этом образуют на фасадах
четкий геометрический орнамент, служащий украшением зданий.

В эпоху Средневековья на основе изобретенного тогда каменного
каркаса развивалась архитектура готики. Готический каркас, который
выполнялся также и в технике кирпичной кладки, состоит не только из
прямых, но и из криволинейных элементов — арок стрельчатых очер-
таний, разнообразные сочетания которых позволяли создавать зри-
тельно легкие «скелеты» громадных храмов, динамично возносящих-
ся вверх, к небу.

На рубеже XIX и XX веков были выработаны композиционные
приемы, позволявшие художественно «освоить» многоярусные кар-
касные конструкции из металла и железобетона. Впервые это было
сделано мастерами так называемой «чикагской школы» при сооруже-
нии американских небоскребов. На фасадах высотных зданий их кар-
касная основа выявляется благодаря жесткой «графике» вертикаль-
ных и горизонтальных членений, а также благодаря большим плоско-
стям остекления, заполняющим промежутки между элементами кар-
каса.

Тектонически оправданные композиционные схемы, основанные
на применении криволинейных перекрытий пролетов, впервые сфор-
мировались в древнеримском зодчестве. Такие постройки Древнего
Рима, как акведуки, триумфальные арки, знаменитые Колизей и Пан-
теон, всем своим обликом свидетельствуют о том, что в основу их кон-
структивного решения положен принцип арочно-сводчатых и (в по-
следнем из перечисленных примеров) купольного покрытий. Арки,
своды и купола, позволяя перекрывать значительно более обширные
376


пространства, чем это возможно с помощью балок, обеспечивают
создание интерьеров, поражающих своими размерами. Криволиней-
ные перекрытия разных типов, сочетаясь друг с другом, формируют, в
соответствии с замыслом архитектора, сложные по пластике и дина-
мичные структуры, обладающие замечательной художественной вы-
разительностью.

Конструкции, основанные на применении криволинейных пере-
крытий пролета, характерны для средневекового зодчества стран Евро-
пы (романский стиль), Византии, Древней Руси, Закавказья, Средней
Азии, арабского Востока. Выше уже упоминалась крестовокупольная
система композиции, которая может служить очень убедительным при-
мером тектонически правдивой системы архитектурных форм.

Для выявления арочных конструкций в архитектурной компози-
ции служит собственная система приемов, сложившаяся еще в древ-
ности.Сама кривая арки обычно подчеркивается рельефным обрамле-
нием, называемым архивольтом. Выделяются и тектонически наибо-
лее «напряженные» узлы арки — ее пяты и замковый камень. Пяты
декорируются так, что они напоминают капители пилястр; выполнен-
ные таким образом, они называются импостами. Замок арки обычно
выделяется крупным рустом клиновидной формы, нередко он украша-
ется скульптурой, волютами или другими декоративными формами.

В зодчестве Древнего Рима, в архитектуре эпохи Возрождения и
классицизма арочно-сводчатые и купольные формы часто взаимодей-
ствуют с ордером. Сочетание арки с расположенными по сторонам де-
коративными колоннами или пилястрами настолько характерно для
древнеримской архитектуры, что получило даже специальное намено-
вание — «римская архитектурная ячейка». В архитектуре Возрожде-
ния широкое распространение получили ряды арок (аркады), опорами
для которых служат колонны (ордерная аркада). В архитектуре клас-
сицизма часто встречаются портики в виде колоннады, поставленной
на массивную аркаду (примером может служить здание Смольного ин-
ститута в Петербурге). В интерьерах классицистических построек
ряды колонн нередко поддерживают сводчатые перекрытия, колонна-
ми же декорируются подкупольные пилоны. Здесь же уместно заме-
тить, что ордер способен хорошо выразить тектонику несущей стены,
которая, как и колонна, находится под воздействием вертикальных
сил давления. Поэтому в классической архитектуре широко практику-
ется совмещение несущих стен как основной конструкции с ордерны-
ми формами — декоративными колоннами и пилястрами.

Применительно к современной архитектуре можно говорить о
тектонике пространственных конструкций, богатыми формообразую-
щими возможностями которых успешно пользуются мастера совре-
менного зодчества, создавая гигантские аэровокзалы и выставочные
залы, крытые стадионы и бассейны, гаражи и заводские цеха.


4. Красота. Архитектурный образ.
Образно-композиционные средства.
Стиль в архитектуре





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...