Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

1 страница. 90. 20 съезд КПСС. Критика клуьта личности И.В



Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер. Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству) собственностью своего владельца.

К середине XV в. поместное землевладение становится определяющей формой хозяйствования в северо-восточной Руси. Слуги вольные, княжеские дружинники сливаются со слугами дворовыми, княжеской челядью на основе поместного землевладения: служба тех и других теперь связывается с земельными пожалованиями от князя, независимо от того какую службу они несли — ратную или дворцовую.

Поземельным устройством служилых людей заведовал Поместный приказ, их военно-служебные отношения регламентировались Разрядным приказом.

К середине XVI в. были установлены точные нормы военной повинности, приходившейся на служилого человека, в соответствии с размерами выделенной ему земли.

Поместные наделы или оклады назначались по отчеству и по службе, т.е. в соответствии с родовитостью служилого человека, занимаемой им должностью и качеством службы.

В XVI в. дворянская (ратная и дворовая) служба стала сословной и наследственной повинностью.

До середины XVI в. земли бояр, вольных слуг, дворян, купленные ими у чернотяглых общин облагались поземельными повинностями, также как и земли служилого человека, на которых работали его дворовые люди. Только с середины XVI в. часть этих земель, пропорциональная поместному окладу их владельца, «обелялась», т.е. освобождалась от тягла, государственных повинностей и налогов.

С утверждением поместной системы получал развитие принцип: кто владеет землей, тот должен служить. Этот принцип стал распространяться и на вотчинное землевладение, обусловив два следствия: ограничивался круг лиц, имевших право приобретать вотчины; ограничивалось право распоряжения вотчинами.

Вотчинное землевладение тем самым, превращалось в привилегию служилого сословия, нельзя было оставаться вотчинником, не неся государственной службы, непосредственно и лично или через своих вооруженных слуг и ратников.

Чтобы поддержать служебную годность отдельных лиц и целых семейств, государство разработало ряд мер, гарантирующих оставление или переход вотчин в нужные руки.

В 1562 и 1572 гг. изданы царские указы, запретившие отчуждение княжеских и боярских вотчин. Можно было продать при крайней нужде лишь часть родовой вотчины, но и эта процедура стеснялась правом выкупа родовых вотчин родичами продавца. Вотчинникам запрещалось отказывать свои вотчины «по душам в монастыри». Эти правила, ограничивая вотчинную собственность, приближали ее по форме к поместному владению.

К концу XVI в. поместное землевладение количественно намного превзошло вотчинное.

Во второй половине XVII в. процесс сближения вотчины с поместьем ускорился, пути его были многообразными. Поместное владение могло превратиться в вотчинное путем выслуги, иногда уже при пожаловании поместья, часть оклада сразу передавалась в вотчину. Помещикам разрешалось покупать у казны поместные земли в вотчину.

Поместное землевладение проявляло явное стремление превратиться в наследственное, т.е. вотчинное землевладение. По установившейся традиции поместье либо делилось между сыновьями помещика после его смерти; либо оставалось за младшим, вступающим в службу; либо переходило к малолетним детям в виде пенсии.

С начала XVII в. поместья нередко прямо завещаются детям и женам, как вотчины. Появляется специальный термин «родовое поместье».

Другими видами распоряжения поместьями были мена, сдача поместий в аренду с обязательством содержать сдатчика пожизненно, с 1674 г. отставные помещики получили право сдавать поместье за деньги, т.е. фактически их продавать.

Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские «отходы» чаще происходили из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

В середине XVI в. была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем. Устанавливался единый порядок государственной службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей.

Одновременно расширились права владельцев поместий: были даны разрешения на обмен поместья на вотчину, передачу поместья в приданое, наследование поместий; с XVII в. царским указом поместья могли преобразовываться в вотчины.

Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимущества в судебном процессе и права занимать чиновничьи должности.

Городское население в XVII в. получило устойчивое наименование посадские люди.

Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).

Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму.

Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня. Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян.

Составлявшиеся в 50—90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об урочных летах, устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет).

Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями — внеэкономическим и экономическим. В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

С середины XVI в. правительство в силу финансовых и полицейских соображений начинает ограничивать свободу крестьянского перехода.

Земли, на которых проживали крестьяне по типу землевладения делились на три категории: церковные, принадлежавшие церковным учреждениям, служилые или боярские, принадлежавшие служилым людям, и государевы, делившиеся в свою очередь на дворцовые, приписанные к дворцу, и черные, т.е. собственно государственные.

Свобода крестьянина включала его право перехода и право заключать арендный договор с землевладельцем. Новоприходец должен был в установленные сроки поставить дом и освоить землю, в случае неисполнения обязанностей он платил неустойку. Само принятие новоприходца в хозяйство требовало поручительства со стороны третьих лиц.

По договору крестьянин обязывался выполнять повинности за пользование землей: барщину и оброк. Государственные повинности («тягло») падали в XV—XVI вв. не на личность крестьянина, а на тяглую землю, кто бы ею не владел, и кто бы ее не обрабатывал.

Основная масса свободных крестьян попадала в зависимость от владельцев земли, на которую они садились, через кабалу, получение ссуды или подмоги, что напоминало более древнюю форму закупничества. В XV—XVI вв. денежная ссуда называлась издельным серебром, крестьянин за нее должен был работать на хозяина.

«Новоприходцы» часто получали льготы по государеву тяглу, т.е. освобождение от казенных податей, и по господским повинностям, освобождаясь на срок от уплаты оброков и барщинных отработок.

Тяжесть повинностей лишала крестьянина стимула расширять свой окладный надел, подспорье он находил в неуловимых для тяглового обложения угодьях — лесах, водах, лугах.

Свободный переход крестьян ставил служилых землевладельцев в затруднительное положение: их земли часто оставались без рабочих рук и не обеспечивали их владельцев необходимыми для существования и исполнения службы средствами.

Первым юридическим актом, наметившим прикрепление крестьян к земле (если не считать положение Судебника 1497 г. о сроках перехода, о Юрьеве дне) был указ 24 ноября 1597 г. (принятый как раз в Юрьев день). В нем речь шла об обязательном возвращении беглых крестьян, срок бегов которых не превышал 5 лет.

К началу XVII в. было осуществлено прикрепление старожилъцев к их местам проживания — в этом были заинтересованы и землевладельцы, и община (круговая порука перелагала на оставшихся в общине членов недоимки и платежи за ушедших из нее крестьян). Именно в отношении старожильцев устанавливаются заповедные лета, определившие срок давности, дававший тяглому человеку звание «старожильца».

Государственные и дворцовые крестьяне прикреплялись к земле, образовав особое сословие, в их среду не допускали владельческих крестьян. Принцип круговой поруки проявился здесь в обособлении определенных категорий крестьян и представлял собой чисто полицейскую меру.

Прикрепление владельческих крестьян было в значительной мере связано с экономическими, кабальными, долговыми отношениями. Землевладельцы являлись посредниками между государевым тяглом, казной и крестьянами, они несли ответственность за казенные платежи своих крестьян, часто уплачивая за них государственные подати. В финансовую зависимость от землевладельца попадали прежде всего старожильцы, костяк и опора владельческого хозяйства. Вотчинник и помещик стремились удержать крестьян ссудами, льготами и кредитами.

К концу XVI — началу XVII в. свободный переход для большинства крестьян сводился к трем основным формам: побег, своз и сдача. Под сдачей понималось замещение ушедшего крестьянина другим. Своз означал переход крестьянина от одного господина к другому, новый хозяин уплачивал за него пожилое прежнему хозяину, возвращал выплаченную ему ссуду и т.п.

Нередко, отягощенные долгами, ссудами и тяглом крестьяне, переходили в холопство. В этом случае для казны как тягловые люди они были потеряны. В 1606 г. Лжедмитрий I своим указом запрещает переход крестьян в холопство, многие из холопов возвращались в прежнее состояние. Тогда же устанавливается пятилетняя исковая давность для дел о крестьянских побегах.

В период «Смуты» закон 1607 г. прикреплявший крестьян к земле по писцовым книгам, утратил силу, крестьяне по-прежнему пользовались правом свободного перехода. Но практика прикрепления крестьян сближала эту категорию населения с холопством, которое также все шире базировалось на кабальных, заемных отношениях.

В 1627—1628 гг. правительство провело новую перепись населения. Эта акция должна была помочь распределить и прикрепить податное население к определенным местам, т.е. носила финансово-полицейский характер. По ходу разрешались поземельные споры, фиксировались отношения помещиков и крестьян, вольные и бродячие люди записывались за определенными местами и владельцами.

Прикрепление крестьян проходило в двух направлениях: к земле и к личности землевладельца. Крестьяне заключали с помещиками крепостные соглашения, в которых обязывались жить в определенной деревне, или на определенном участке, или «за данным господином», или «где господин укажет». Крестьянские повинности и сроки крестьянской крепости также устанавливались по соглашению сторон.

Срок урочных лет после Смуты был вновь сокращен до пяти (в 1607 г. он достигал 15 лет). В 1641 г. дворяне обратились к царю с просьбой отменить урочные годы, вместо этого был просто продлен срок сыска — для беглых 10 лет, для вывезенных (другими хозяевами) — 15 лет.

В 1646 г. в ходе новой переписи было обещано прикрепить крестьян без урочных лет, навсегда. Это обещание было выполнено в Уложении 1649 г., узаконившем возвращение беглых крестьян, занесенных в писцовые книги 1627—1628 гг. и переписи 1646—1647 гг. Теперь иски по крестьянским делам не подлежали давности, равно как иски о холопах.

Землевладельцам запрещалось принимать не только крестьян, записанных в писцовые книги, но и членов их семей по прямой нисходящей и по боковой нисходящей, включая жен и мужей. Крепостное состояние стало наследственным, а сыск беглых — бессрочным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по широкому кругу дел, несли имущественную ответственность по долгам своих господ.

Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства.

Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: были ограничены источники холопства (отменено холопство по городскому ключничеству, запрещено холопить «детей боярских»), участились случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного холопа кабальный не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

Сокращение холопства осуществлялось разными путями. В 1550 г. холопам-родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе. С 1589 г. ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV—XVI вв. в качестве источников холопства уже не упоминали наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство. Вместе с тем усложнялась процедура отпуска холопов на волю.

С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно расширились юридические права этой категории крестьян: их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде. Кабальное холопство вместе с тем превратилось в форму зависимости, которая с XVI в. стала распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

Окончательное закрепощение крестьян произошло только в середине XVII в. и было закреплено Соборным Уложением 1649 г. Юридически крестьяне прикреплялись к земле, а не к личности землевладельца — победила одна из двух концепций закрепощения, превалирующим оказался фискальный государственный интерес.

Государственная централизация сопровождалась оформлением, консолидацией сословий в российском обществе XVII в. Сформировались четыре основных социальных группы, права и обязанности которых уже определились: служилые люди (бояре, дворяне, окольничьи, дети боярские), посадские тяглые люди, сельские тяглые люди (крестьяне), холопы.

Обязанностью служилых землевладельческих людей была наследственная воинская, придворная или административная служба. Посадское торгово-ремесленное население «тянуло тягло», платило налоги и сборы в соответствии с характером торгово-промысловой деятельности и размеров оборота. Крестьянское тягло определялось размерами обрабатываемой пашни. Холопы находились в услужении у частных лиц, будучи их дворовыми, крепостными людьми.

Вопрос 23. Государственный строй сословно-представительной монархии. Власть царя. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы.

Идея самодержавной, самовластной, неограниченной верховной власти была сформулирована самим Иваном IV. Доктрина складывалась в обстановке террора, направленного на ликвидацию остатков феодальной раздробленности, когда с реформаторскими начинаниями было покончено, а внутренняя политика вылилась в форму опричнины.

К середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии. Ее политические идеи были сформулированы самым видным оппонентом Ивана Грозного князем Курбским. Курбский называл царя тираном и его власть законопреступной. Он подверг критике всю законодательную и судебную деятельность царя, настаивал на тождестве понятий «право» и «справедливость», осуждая политический террористический режим опричнины.

В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя московского, передаваемый по наследству.

В своей деятельности Иван IV опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» из доверенных лиц.

В состав Боярской думы входили бояре московского великого князя, бывшие удельные князья и их бояре. В XVI в. в состав Думы стали входить окольничьи и думные дворяне, а также думные дьяки, которые вели делопроизводство.

Боярская дума решала важнейшие государственные дела и обладала законодательными полномочиями. Дума утвердила окончательные редакции Судебников 1497 и 1550 гг. По формуле «царь указал и бояре приговорили» Боярская дума утвердила указы 1597 г. о кабальном холопстве и беглых крестьянах. Вместе с царем Дума утверждала различные законодательные акты: уставы, уроки, указы. Дума руководила системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры. Сама Дума вела посольские, разрядные и поместные дела.

В XVI в. цари стремятся ослабить политическое значение Думы — аристократического органа, ограничивающего их власть. Из состава Боярской думы выделяется более узкий по составу орган, состоявший из преданных царю людей.

С помощью специально сформированной из надежных лиц «Избранной рады» Иван IV провел ряд важнейших реформ (судебную, земскую, военную), направленных на ослабление власти боярской аристократии. Были сужены управленческие и законодательные права Думы.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI до середины XVII в. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям, но принимались всем составом Собора. Через систему соборов власть стремилась выявить мнения наиболее влиятельных классов и групп населения.

Структура соборов достаточно сложна: в состав Стоглавого Собора (1551) в полном составе входили Освященный Собор, Боярская дума и «Избранная рада». Наиболее представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г., решавший вопрос о войне с Польшей. На нем сформировались пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).

Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия, другие — совещательного (как Дума). Однако полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву бывали разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой.

На Собор XVI в. делегат мог попасть в силу своего служебного звания, положения или по должности, он представлял свое общество, на руководство которым он был избран или назначен. При выборе на Собор от делегата требовалось не столько представительство местных нужд и требований, сколько его способность обсуждать, давать советы по общегосударственным вопросам и способность исполнять принятые на Соборе решения, реализовывать их. С этой точки зрения наиболее активным и подходящим слоем соборных депутатов были представители столичного дворянства и столичного купечества.

Соборы конца XVI — начала XVII в. носят уже иной характер: на них сталкивались мнения и требования, представленные делегатами разных социальных групп и территорий, а в их деятельности появилась одна весьма важная функция — на Соборах стали избирать царя.

Земский собор XVI в. не был народным представительством, но лишь расширением центрального правительства. Работа его делегатов как бы дополняла деятельность Боярской думы, постоянно действующего государственного совета, дополняя его представителями от местных обществ. В отличие от западноевропейских представительных органов, родившихся в политической борьбе уже сложившихся сословий, российские Соборы возникли как совместные совещания Боярской думы со столичной аристократической элитой, проводившей в жизнь правительственные решения. Земские соборы родились из административно-управленческих потребностей государства. Хотя мечта о всеземском соборе, отражающем общественные нужды, возникла еще в XVI в., но как представительное учреждение Собор сформируется только в XVII в.

Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми (Разбойным, Стрелецким) появились и новые территориальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский) приказы. Реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов происходили довольно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

Исследователи отмечают, что приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа «пути»), приказа — «избы» (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями. В настоящие отраслевые органы управления — приказы — «избы» (канцелярии) превратились уже к середине XV в.

К середине XVII в. число приказов достигло 90. В качестве структурного подразделения приказа выступал стол, специализировавшийся в своей деятельности либо по отраслевому, либо по территориальному принципу.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...