Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные теоретические положения. Средние века – исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций



Средние века – исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций, в котором принято выделять раннее Средневековье (V-X вв.), развитое Средневековье (XI-XIV вв.) и позднее Средневековье (XV-XVI вв.). Основными источниками средневековой культуры явились: во-первых, наследие античной цивилизации, т.е. наследие Западной Римской империи, в бывших провинциях которой началось преобразование античной культуры римского типа в средневековую; во-вторых, христианство, внедрившееся с Востока и ставшее великой духовной силой, объединившей население римских провинций и варваров, которые основали в этих провинциях свои королевства.

В эпоху Средневековья сложилась особая политическая система феодализма, имевшая свои юридические нормы, классы и сословия; установилось господство церкви как социальной структуры, религии как идеологии культуры и морали средневекового общества. В связи с этим на протяжении всех Средних веков наблюдается параллельное развитие и борьба двух тенденций в воспитании и образовании: духовной и светской. Всё это нашло отражение в педагогической мысли и практике.

Средневековое духовное образование было представлено системой церковных школ: приходские, монастырские (внешние и внутренние), соборные. Сосредоточием церковной культуры были именно монастыри, имевшие обширные библиотеки. На начальном уровне учащиеся осваивали чтение, письмо, церковное пение. Базовый уровень образования был представлен «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика, диалектика – «тривиум»; арифметика, геометрия, астрономия, музыка – «квадриум». Обучение в церковных школах осуществлялось на латинском языке, было индивидуальным, допускало суровые наказания розгой, палкой.

К расцвету Средневековья появился новый вид средневековой учёности – схоластика, цель которой заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания. В период Реформации школьное дело подвергается прогрессивным изменениям на основе идей доступности и равенства в праве на образование, обучения на родном языке, что нашло отражение в практике братских общинных школ.

Светское воспитание и образование дифференцировалось сообразно социально-классовой структуре средневекового общества. Для сыновей светских феодалов существовала «рыцарская школа» воспитания (с 7 до 21 года). Содержание её составляли семь «рыцарских добродетелей»: охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, игра в шашки, стихосложение и песнопение в честь «прекрасной дамы». Дети непривилегированных сословий получали семейное (домашнее) воспитание.

Однако к XI в. в связи с усилением роли городской культуры, ростом ремесленно-купеческих слоёв общества появляется потребность в светских городских школах. Они рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ. Следует обратить внимание на то, что обучение в них проходило на родном языке, имело практико-ориентированный характер и не исключало приобщения к религиозной нравственности.

Городские школы дифференцировались на школы счёта, дававшие элементарное образование, латинские (например, коллегии во Франции), дававшие повышенное образование. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоёв населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Название одной из древнейших парижских коллегий – Сорбонны – перешло со временем на весь Парижский университет. В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведениям – колледжам (Англия) и коллежам (Франция).

Также в XII – нач. XIII вв. появились высшие школы – университеты, наиболее известными из которых были: Болонский, Пармский и Моденский (Италия), Парижский (Франция), Оксфордский и Кембриджский (Англия), Саламанкский (Испания) и др. (см. Приложение «Старейшие университеты на карте Европы XII-XV вв.»).

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) школьная система развивается на основе идей гуманизма, натурфилософии, преемственности с античной культурой. Наиболее ярким примером такой гуманистической авторской школы может служить «Школа радости» итальянского педагога Витторино да Фельтре (1378-1446).

В целом, средневековые школы и особенно школы эпохи Возрождения содействовали процессу создания в Европе определённых образовательных систем сообразно потребностям общества и человека, состоянию культуры, научного знания.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 163 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...