Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия русского космизма



Религиозно-нравственная сфера как основа практической деятельности человечества первоначально легла и в основу русского космизма, основоположником которого является Н.Ф.Федоров (1828-1903). В своей «Философии общего дела» практическая деятельность понимается как направленная на победу над смертью, как обретение человеком своей изначальной сущностной самобытности, в которой бессмертие невозможно без воскресения всех предшествующих поколений. Указанное невозможно без овладения природой в таких космических масштабах, которые делают возможным её преобразование. Так начинается главенствующая идейная линия русского космизма – мысль об укорененности человеческого бытия в космосе, закономерные возможности космических масштабов человеческой деятельности, становящемся в космосе, совершенство которого есть роль самого человека и общества.

Видными представителями космизма были выдающиеся ученые и мыслители К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Следует отметить, что в основу теоретической космонавтики Циолковского легла идея о космической природе человека и его космической эволюции как закономерного этапа развития разума, который во Вселенной проходит разные стадии своего развития, - космонавтика понималась мыслителем, как средство осуществления человеком своего предназначения.

Вернадский – создатель учения о биосфере, говорил о «вечности жизни», которая есть атрибут космоса, поддерживал гипотезу панспермии (развитие жизни на Земле из неких «семян» живого, занесенных на Землю после её возникновения). Ему принадлежит учение о ноосфере (сфера разума) – этапе эволюции живого вещества, биосферы на стадии разума, на которой тот осмысляет свое место, сущность и пути в мире.

Чижевский указывает на связи жизни на Земле и космоса, стихии которого (прежде всего солнце) оказывают влияние на биосферу, существ, её населяющих, их здоровье и состояние психики, что, в свою очередь, отражается в поведениях масс, вызывая творческие взлета или стихийные общественные процессы.

Таким образом, русская философия – часть мировой философской культуры, в которой вечные философские вопросы и проблемы преломились в особенностях процессов социальной эволюции и дали начало ряду оригинальных философских систем, исследование особенностей которых в сравнении с западной философией есть путь к глубокому пониманию всей философии.

  1. Духовно-нравственные искания русских мыслителей. То же самое,что и в 15 вопросе. Учебн стр 186
  2. Категория бытия в философии. Бытие человека. учеб 235 мит 2 стр 3-9

Понятие бытия является одним из центральных в философии. Оно обозначает то подлинно сущее в мире, что существует вне зависимости от человеческого сознания. Человек – объективная часть бытия, в нём укоренённая и им определяемая в свойствах и возможностях. Вся история философии – это попытки установить границы бытия, понять, что же является объективно существующим, а что – нет, ибо вопрос о бытие – это одновременно и вопрос о природе разума и познания.

Самосущему (бытию) всегда присущи внутренняя логика и закономерности. Поэтому философская систематизация бытия необходима, чтобы вычленить предмет исследования и его специфические особенности, которые и станут предметом познания. Бытие имеет свою иерархию, в которой можно выделить реальность различного вида, например физическую, химическую и биологическую. Другая разновидность бытия – это бытие духовное. Духовное - такая же реальность, как и остальное бытие, более сложный уровень его проявления. Оно затрагивает весь внутренний мир человека, его сознательное и бессознательное содержание. Реальность бытия духовного проявляется и в том, что человек, взаимодействуя с другими людьми, исходит из реальности духовных процессов в вещном бытие человека. Всё сказанное позволяет назвать бытие духовного более точно – бытие индивидуального духовного.

Можно выделить также бытие общественного духовного. Оно представлено в формах отношений между людьми, которые осознаются как межиндивидуально существующая реальность. Их ещё называют формами общественного сознания: таковы мораль, искусство, религия, политика. Они подчинены внутренним закономерностям. В которых проявляется их объективный характер.

Таким образом, категория бытия есть шаг к осознанию единства мира и в единстве его форм и в их самости. Основная характеристика бытия – реальность, независимая от сознания субъекта со своим характером и природой.

  1. Материя и принципы её структурирования. учеб 243 мит 2 стр 914

Исходным из ныне известных уровней является физический вакуум – особое состояние материи, из которого когда – то могла возникнуть Вселенная и которое определяет процессы в микромире. Материя не исчерпывается нашей Вселенной, которая является лишь наибольшей известной нам на сегодня реальностью. Поэтому нельзя говорить, что Вселенная возникла из «ничего» - она продукт особых форм материи. Следующий уровень – уровень элементарных частиц и физических полей, представляющих неразрывное единство бытия на микроуровне.

Совокупность свойств и взаимодействий, присущих рассмотренному уровню организации материи, проявляется в единстве нового уровня ядерного и следующего за ним атомного. Атомный уровень – это уровень, на котором перестают закономерности микромира. Поэтому данный уровень является переходным к новой форме движения материи – химической. Атомы – это уже типы химических элементов. Возможность устранения их строения и электромагнитное взаимодействие между атомами приводит к образованию нового структурного уровня – молекулярного.

Следующие структурные уровни неживой природы проявляются уже на мегауровне. Огромные массы вещества во Вселенной под действием гравитации образуют тела такой плотности, что между атомами возникают столь малые расстояния, на которых «запускаются» ядерные реакции. Так образуется звёздный уровень организации материи. Гравитация объединяет в е6диные ансамбли звёзды и планеты, образуя звёздно – планетные системы. Гравитация же связывает в единые системы звёздно – планетные системы. Они называются галактики. Наконец, галактики образуют ещё более грандиозные образования – скопления и сверхскопления галактик, образующих так называемую крупномасштабную структуру Вселенной. Видимая часть Вселенной называется метагалактика. Это наибольший из известных уровней организации материи.

Живая материя на элементарном уровне представлена биологическими макромолекулами. Системно организованные они составляют единое целое живых клеток, которые могут выступать и как самостоятельные микроорганизмы. Совокупноть структурно и функционально дифференцированных клеток составляют ткани и органы, несуществующие в функциональной целостности живого организма.

Социальная форма движения материи также реализуется через определённую иерархию структурных уровней, на каждом из которых возникают качественно новые связи (в форме отношений) между элементами системы общества. Основой является индивид, сочетающий в себе единство биологического и социального.

  1. Пространство и время как философские категории. мит 2 стр 14-до конца
  2. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального пространства; её значение в медицине. мит 2 стр 14-21
  3. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине. мит 2 стр 21-..
  4. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни. Происхождение человека .учеб 513. Мит 3 до 13 стр
  5. Проблема сознания в философии и медицине. учеб стр 220 стр 259
  6. Структура сознания. Основные свойства сознания. мит 3 стр 13
  7. Проблема идеальности сознания. Творческая активность сознания. мит 3 стр 17-20
  8. Философские представления о «бессознательном» и их связь с медициной. Учебник 268
  9. Познание как философская проблема. мит 4 стр 3 и далее учебн стр 258
  10. Многообразие видов познания. мит 4 стр 3 и далее учеб стр 285
  11. Основные этапы и формы процесса познания. мит 4 стр 3 и далее
  12. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания). мит 4 стр 3 и далее
  13. Истина как цель познания. Проблема критериев истины. учебник 305 мит 4 стр 3 и далее
  14. Проблема субъекта и объекта познания, их взаимодействие. учебн стр 295
  15. Научные революции. Понятие «парадигмы».

Смена парадигм (англ. paradigm shift) — термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы). Впоследствии термин стал широко применяться и в отношении других сфер человеческого опыта. Циклы развития науки (по Т. Куну)

· Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории.

· Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ.

· Научная революция — формирование новой парадигмы.





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...