Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава VII. Косвенное внушение и самовнушение



Я всегда придавал громадное значение косвенному методу внушения, т.е. внушению наяву. Правда, его не всегда удается применить, но он имеет ту хорошую сторону, что дает возможность использовать впечатлительность пациента, не вызывая в нем страха перед потерей сознания, обыкновенно связанного с идеей о гипнотизме. Может случиться и то, что пациент, будучи вполне податливым, внушению в его косвенной форме, оказывается плохим субъектом для гипноза. Хотя я и пользуюсь успехом как гипнотизер, я никогда не применял метода прямого гипнотического воздействия там, где я мог ограничиться косвенным. Я провожу внушение в обыкновенном разговоре, в связи с лечением магнетизмом, электризацией, массажем, гидротерапией, или незаметно сопровождаю этими внушениями свои гигиенические указания пациенту, совет испробовать самовнушение и т.д. Приведу несколько примеров.

Жена одного механика шерстопрядильной фабрики в Ланкашире страдала хроническим ревматизмом правого предплечья и руки, и в продолжение двух лет не в состоянии была ни одеваться без посторонней помощи, ни работать по хозяйству. Предплечье и рука сделались неподвижными в суставах, были сведены и стали совершенно бесполезными. По временам в них чувствовались сильные боли. Как раз в это время я читал там лекции по гипнотизму. Как и во всех небольших городках, все там знали друг друга, и болезнь этой женщины была хорошо известна всем в городе и окрестностях. Первый сообщил мне о ней хозяин гостиницы, сказавши, что она хочет повидаться со мною и ждет внизу. Она пришла со своей знакомой, описала свою болезнь и спросила, могу ли я ей помочь ей. Я интуитивно чувствовал, что могу исцелить ее, и ответил утвердительно. Я посмотрел ей пристально в глаза, попросил встать и, положив свою левую руку ей на плече, провел своей правой три пасса сверху вниз над всей ее рукой. При третьем пассе она почувствовала, как что-то хрустнуло – и сведенная, одеревенелая рука разогнулась и упала вдоль теля. Пациентка была исцелена; все симптомы ревматизма исчезли. Она выбежала из гостиницы радостная и пораженная, и менее чем через два часа весь город говорил об этом. Так как население этого города состоит преимущественно из фабричных рабочих, то вся история отнюдь не потеряла всех своих элементов чудесного и передавалась из уст в уста ещё многие месяцы.

В моей практике было много подобных случаев. Один богатый ливерпульский углепромышленник страшно страдал невралгией лицевых нервов, несмотря на советы и помощь как своего домашнего доктора, прекрасного врача, так и другого специалиста. Я в это время (1876 г.) читал в Ливерпуле лекции по гипнотизму и давал публичные сеансы в местном зале Св. Иакова. Для лечения я применил косвенный метод (именно – магнетизацию). Мой пациент сел в кресло, в своем собственном доме, в присутствии жены и ещё кое-кого из посторонних. Я положил руку ему на голову и начал делать пассы над его правым виском и сбоку лица. Он сел в кресло в агонии, а через четверть часа встал, улыбаясь. Я охотно допуская, что вылечить человека таким простым и смешным способом – бессовестное шарлатанство, но уже много лет грешу этим, и право не чувствую угрызений совести. Впоследствии я всегда пользовался расположением и дружбой этого господина.

Одно из моих первых исцелений в Глазго было в 1890 г., когда я вылечил одного из тамошних видных коммерсантов, усердного прихожанина пресвитерианской церкви на улице Сиднея. За последние два года его часто можно было видеть пробирающимся на костылях к своей скамье в этой церкви, куда он неизменно ездил всякий раз, как бывал в состоянии выйти из дому. Искалеченные ступни ног служили ярким доказательством когда-то бывшего ревматического воспалительного процесса. При лечении его я пользовался внушением, а также проводил пассы над его ногами – и через две недели он оставил костыли в моем приемном покое. Так как он был филантроп и весьма религиозный человек, принимающий деятельное участие в церковных и миссионерских делах, то его хорошо знали в городе, и его излечение оказало мне не малую услугу в дни моей ранней практики в Глазго. Ещё и теперь там можно найти в живых много людей, могущих подтвердить вышесказанное.

В более поздний период своей деятельности я вылечил одного помещика-аристократа, занимавшего одновременно должность полковника милиции и мирового судьи. Он уже несколько лет страдал воспалением седалищного нерва. За последние полтора года ему становилось иногда так плохо, что его доктору приходилось ездить к нему даже по ночам, чтобы делать ему подкожные впрыскивания. Его домашний врач, человек передовых идей, видя, что его пациент более уже так долго, и не только не поправляется, но наоборот, зная, что впрыскивания нельзя продолжать более безнаказанно, и считая своей обязанностью вылечить человека, а не только придерживаться этикета, посоветовал массаж и предложил послать за автором настоящей книги. Конечно, массаж был только предлогом (ни в коем случае нельзя производить массаж вдоль воспалительных оболочек седалищного нерва). Лечение состояло в косвенном внушении и незаметных пассах; прикосновение же электродов к различным частям воспаленного нерва служило лишь показанным средством. Перед началом лечения я заявил пациенту, что он будет вылечен за неделю или дней за десять. Он был здоров через семь дней.

Один хорошо известный всем фермер на острове Бьют (Шотландия) долгое время не мог без посторонней помощи ни одеваться, ни раздеваться, причем даже и тогда испытывал сильные боли. Он часто принужден был лежать в постели и забрасывать все дела своей фирмы, приходящей от этого в упадок. Косвенным внушением он был вылечен в три недели и после этого не только не мог вести свои дела, но даже сам развозил молоко потребителям, чего он не в состоянии был делать уже два с половиной года. С тех пор прошло семь лет, и болезнь не возвращалась.

В г. Бери, в Ланкашире, пятнадцатилетняя дочь заведующего местным кооперативными складами в продолжение более чем трех месяцев сильно страдала Виттовой пляской; пользовалась наилучшим уходом и всеми медицинскими средствами, обыкновенно употребляемыми в этих случаях. Была исцелена в десять минут «наложением рук».

Во всех случаях пациенты приходили ко мне по совету своих врачей.

Лично, в этих и подобных случаях, я интуитивно чувствовал, что не только могу вылечить самую болезнь, но и знал также, какой способ лечения нужно применить в каждом отдельном случае, а также мог назначить срок для выздоровления. Можно было бы провести ещё много примеров косвенного метода гипнотического лечения, но довольно будет и вышеприведенных, тем более что они помещены здесь лишь в виде иллюстрации.

Внушение, сущность которого излагается на этих страницах, проходит красной нитью через весь процесс лечения. Внимание сосредотачивают на одном пункте, в пациента вдохновляют надежду, а внушения производят не только голосом, манерами, прикосновениями, пассами и т.д., но также и внутренним убеждением в несомненности того или другого результата, т.е. силою мысли, действующей на подсознательное «я» пациента и заставляющей его беспрекословно принимать эти внушения.

Успех Брейда, например, был феноменален; и, однако, сотни других, в его время и позже, в точности следовавших его методам, не имели успеха. Они не в состоянии были гипнотизировать. Почему? Потому что Брейд имел твердые убеждения, а они их не имели. При равных прочих условиях уже одно это обуславливает громадную разницу, что касается способности гипнотизировать. Важно не то, что говорится, но как говорится, и то, что заставляет внушение идти прямо к цели и быть принятым пациентом – это мысль, заключающаяся в словах. Внушение не есть только «убаюкивание», но приказание, заряженное и одухотворенное динамической силой мысли и личности внушающего. Это – внушение плюс икс. Этим иксом является индивидуальность гипнотизера, между элементами которой в особенности нужно упомянуть ровный характер, силу воли, терпение, здоровье, энергию и доброжелательность. Есть ещё одна составная часть этого икса – это интуиция. Она может быть и не вполне ясно выраженной как в гипнотизере, так и в пациенте; все же одна есть где-то в глубине их, и она-то подготовляет почву для их взаимного понимания друг друга и для проявления субъективных мысленных сил в обоих. Искренне убеждение с одной стороны и доверие с другой представляет собою один из видом проявления этой интуиции (слово «интуиция» (от лат. intueri, intuitus – смотреть пристально на что-нибудь, вглядываться) обыкновенно употребляется для обозначения присущего человеку инстинктивного и непосредственного познания как отличного от обыкновенного наблюдения. Эта способность дает возможность сразу различить истинную природу, характер и особенности человека, предмета, побуждения или состояния. Это способность «знать», которую нельзя бессознательно приходит к верному заключению. В моем труде «В мире невидимого» слову «интуиция» придается более широкое значение, и это иллюстрируется интересными психометрическими опытами).

До сих пор я разбирал два вида лечения внушением – именно так называется прямой метод, в основе которого лежит гипнотическое состояние субъекта, и метод косвенный, в котором не прибегают к гипнозу, а пользуется естественной впечатлительностью пациента или пациентки, и в котором можно заметить все существенные признаки внушения.

Я перейду теперь к последнему оставшемуся виду гипноза, а именно – к внушению индивидуума самому себе, то есть самовнушению.

Хотя характер, состояния здоровья, ум и опытность гипнотизера являются важными факторами при лечении болезней внушением, несомненно и то, что восприимчивость пациента, его спокойное состояние духа, внимание и ожидание тех или других результатов не менее существенны. Вообще одинаково важно и то и другое. С одной стороны, внушения должны носить такой характер, чтобы быть принятыми пациентом без сопротивления; с другой стороны, даже в случаях «лечения на расстоянии», где, казалось бы, важно главным образом внимание и ожидание самого пациента, внушающий должен быть надежным и опытным человеком, хотя бы для того, чтобы иметь возможность дать своему пациенту необходимые указания и направить его внимание надлежащим образом.

Кто пробует применить на практике методы «нового способа мышления», в котором ясно проводится идея самовнушения, тот извлечёт из этого пользу в прямой зависимости от своего доверия к автору или вообще к тому лицу, которое познакомило его с этой теорией и посоветовало провести ее в жизни. Поэтому при самовнушении, когда внушения делаются пациентом самому себе, последний непременно должен быть искренно убежден в необходимости и выгодах этого метода лечения, если он хочет, чтобы его усилия увенчались успехом.

По собственному опыту я прихожу к следующему важному заключению, а именно: если пациент или субъект искренно верит внушению, то последнее одинаково действенно, независимо от того, делается ли оно гипнотизером прямым или косвенным путем, или же самим индивидуумом самому себе.

Брейд имел именно такие искренне убеждения. Хотя он и учил, как вызвать гипноз в других, сам он думал, что каждый пациент приходит в это состояние по своему собственному желанию; поэтому, когда он однажды сильно заболел, он загипнотизировал и вылечил самого себя.

В середине сентября 1844 г. У него на почве переутомления, а также внезапно обнаружились сильные ревматические боли, охватившие левую сторону шеи, грудь и всю левую руку. Боли были так сильны, что он совершенно не мог заснуть три ночи подряд, и в последнюю ночь дошли до того, что он не в состоянии был оставаться в одном положении более пяти минут. Он не мог ни повернуть головы, ни двинуть рукой, ни даже вздохнуть, не испытывая при этом жесточайших болей, вроде тех, какие бывают иногда при плеврите.

«В этом состоянии, - говорит он, - я решил испробовать действие гипнотизма. Я попросил двух друзей, как раз бывших у меня в это время и знакомых с системой гипнотизации (метод Брейда), следить за тем, что произойдет разбудить меня, как только я перейду в достаточно глубокое состояние гипноза. Получив от них обещание в точности выполнить свою задачу, я сел, вытянул руки и ноги и загипнотизировал себя. По прошествии девяти минут, они разбудили меня – и, к моему приятному удивлению, я не испытывал ни малейшей боли и был в состоянии производить всевозможные движения вполне свободно. Я говорю, что был приятно удивлен, по следующим причинам: правда, я часто наблюдал подобные результаты у своих пациентов; но одно – слышать о боли, а другое – чувствовать ее. Мои страдания были до того необычно сильны, что я не мог вообразить себе, что другой человек мог когда-нибудь так страдать при ревматизме, как я. Поэтому я ожидал лишь некоторого утоления боли и, следовательно, поистине был приятно удивлен, найдя, что все мои боли совершенно исчезли. Мое самочувствие было превосходно весь остальной день; я хорошо спал целую ночь, а на следующий день чувствовал лишь небольшую неловкость в больных членах, но ни малейшей боли. Спустя неделю я заметил легкий рецидив болезни, который я удалил, загипнотизировав себя ещё раз; и вот уже почти шесть лет, как я вполне избавился от ревматизма».

Конечно, нельзя ожидать, что всякий другой сможет так же легко привести себя в состояние гипноза, не говоря уже о том, чтобы вылечить себя в девять минут, так как не все обладают в достаточной степени опытом, твердостью убеждений и личным характером такого человека, каким был Брейд; но все же можно сделать немало в этом направлении, пользуясь разработанными за последнее время способами самовнушения, при которых наведение гипноза не является безусловного необходимым.

Лечение самого себя можно с успехом проводить:

1) делая себе внушения непосредственно по пробуждении или, наоборот, перед тем, как заснуть, то есть в состоянии дремоты, близкой ко сну;

2) производя эти внушения в состоянии бодрствования по методам «нового способа мышления» в любое время дня и ночи; и этот последний способ наиболее пригоден и действенен тогда, когда предварительно вызвано надлежащее состояние восприимчивости посредством простых дыхательных упражнений.

(Существует много видов этих упражнений. Из них укажем лишь на одно весьма несложное само по себе, но вместе с тем чрезвычайно важное, так называемое ритмическое дыхание. Руководствуясь собственным пульсом, как естественным для себя источником времени, нужно медленно и равномерно дышать носом, причем после каждого вдоха и выдоха, продолжительность которых одинакова и определяется заранее, следует задерживать дыхание на половину этого времени. Например, можно вдыхать, считая шесть ударов пульса, задерживать воздух в легких в течение трех ударов, выдыхать опять в продолжении шести ударов и снова задерживать дыхание на три таких единицы времени и т.д. Нужно постепенно увеличивать время вдоха, выдоха и соответственно этому и задержку воздуха в легких, хотя нет нужды заходить особенно далеко в этом направлении, так как главную роль играет здесь ритм, сообщающий ощущение своеобразной вибрации последнего каким-то новым чувством душевного равновесия, силы и почти физической радости. Ритмическое дыхание известно в Индии с глубокой древности и составляет одно из главных физических основ психической тренировки факиров. Гипнотическое влияние, способность телепатического воздействия и восприятия и многие другие психические феномены проявляются значительно сильнее непосредственно после этих простых дыхательных упражнений, сопровождаемых надлежащим направлением умственной деятельности).

Я вообще не рекомендую доводить себя до глубокого гипнотизма, но в случае бессонницы, считаю его вполне законным и полезным средством, обеспечивающим субъекту здоровый и освежающий сон.

Хороший, крепкий сон необходим для здоровья. Если кто-либо страдает бессонницей, то пусть он, ложась спать, расслабит все мускулы тела и, спокойно и медленно дыша, мысленно делает себе соответствующие самовнушение. Если только он сосредоточит в достаточной мере свое внимание на мысли о сне, он, безусловно, заснет.

В 1866 г. Льебо, хорошо знакомый с брейдовской «Неврогипнологией», а также и с практикуемыми индусами методами погружения себя в транс, сказал: «Я глубоко убежден, что существует на свете искусство, благодаря которому можно заставить дух человека влиять на тело; и чтобы познакомится с этим искусством, не нужно искать его где-то далеко, у других людей, так как каждый легко может найти эту способность в самом себе, без всякого вмешательства постороннего месмериста, а просто сосредоточив свое внимание на одной только и мысли и желании «выздороветь». Никакое другое средство не дает таких положительных и прочных результатов; и это могущественное средство находится в распоряжении каждого человека.

Пастор Пауль Эмиль Леви в Нанси особенно тщательно изучал и проверял на своих пациентах этот способ лечения самовнушением; поэтому пусть никто из моих читателей не думает, что я говорю о чем-то таком, что может и не оправдаться на практике. Каждый пациент может вызвать в себе состояние покоя и восприимчивости или считая цифры в уме, или повторяя бессвязные слова, или, наконец, регулируя свое дыхание.

«И вот для пациента настает момент, когда он начинает чувствовать какую-то истому, инертность ума и тела; мысли и чувства как бы стушевываются и заволакиваются дымкой. Даже видения, обыкновенно сопутствующие дремоте и сначала развлекавшие его помимо воли, теряют теперь резкость своих очертаний. Этот момент является наиболее пригодным для того, чтобы пациент начал внушать себе то, что считает для себя нужным».

Леви представляет делать себе внушения сначала шепотом, затем немного громче, а также советует, по мере повторения этих самовнушений, произносить их все более и более решительным тоном, чтобы сильнее закрепить их в своем уме. Хотя эти внушения вслух имеют свою хорошую сторону, я убедился, что самовнушения, делаемые в уме, не менее действенны.

Чтобы вполне использовать все эти методы, необходимо лишь осознать свои недостатки и быть вполне искренним в своем желании усовершенствоваться и подчинятся выше дефектов собственного характера. Нужно развивать все свои телесные и духовные силы и лучше и разумнее управлять обстоятельствами или, что одно и то же, извлекать из них наибольшую пользу. Истинное счастье и успех в жизни зависит от верной оценки вещей и от труда; если же человек предпочитает плыть по течение, пренебрегает работой и стремится только к удовольствиям, то его ждут только разочарования и неудачи.

Мы должны пользоваться самовнушением для того, чтобы «проснуться», а не спать, чтобы сбросить с себя чары страха, раздражительности, нервности, болезни, самомнения или, наоборот, робости и застенчивости, ненормальности, различных извращений и т.д. – и иметь успех в жизни. Если кто-нибудь болен, он может, утверждая противное, возвратить себе здоровье; бледный может сделаться богатым, трус храбрым; нерешительный, слабовольный, может сосредоточится и приобрести силу воли – одним словом каждый может «проснуться» и увидеть, что у него есть высшее «я» и сила внутри, и ему остается лишь разумно воспользоваться этой силой и проходить свой дальнейший жизненный путь достойным этого лучшего «я».

Пусть каждый носит в себе убеждение, что в мире больше добра, чем зла; больше добра в настоящем «я» человека, чем это можно заключить по поверхностному наблюдению; что все ведет к добру, если только мы захотим этого; что благо приобретается ценой усилия и что для его достижения мы должны сосредоточить все необходимые для этого физические и умственные силы.

В жизни для всего есть свое время – для сна и для бодрствования, для мысли и для дела, для веры и для знания. Сон предшествует дневной бодрости; мысль – делу; вера – знанию. Мысль, сосредоточенная в данном направлении, в конце концов, проявится и в действии и принесет обильные плоды. Мы видим это во всех житейских сферах. Здравомыслящий человек, который ничего не ожидает получить даром, неизменно выигрывает во всем. Те, которые хотят употребить свои силы с наибольшей выгодой, найдут время и думать, а затем и действовать по заранее выработанному плану.

Наилучший способ сосредоточится – это поискать какое-нибудь уединенное место, сидеть спокойно и ослабить все мускулы, так чтобы в них не оставалось никакого нервного напряжения; одновременно с этим отдыхом и истомой тела забудьте все огорчения, заботы и тревоги и сосредоточьтесь на желаемом Вами качестве физическом или умственной организации. Вдумайтесь и углубляйтесь в сущность этого качества, представляйте его себе Вашими духовными очами. Дышите медленно и спокойно, регулируя дыхание силою воли. Выдыхая, «желайте»; вникайте в смысл произносимых в уме слов, думайте о достижении желаемого, будь то душевное спокойствие, здоровье, самообладание или сила воли. Это – стремление ввысь и молитва. Вдыхая, «вдохновляйтесь»; притягивайте из источника невидимых, но могучих сил души и духа все, чего Вы ищете, и пусть эти упражнения продолжаются, скажем, по пятнадцать минут, два раза в день, и тот, кто испробует их, сравнительно скоро почувствует резкую перемену в себе, усиление воли и духовной мощи и повышенную способность к работе и добру.

Вышеуказанный метод самоусовершенствования имеет много преимуществ. Упражнения эти нужно производить наедине, и о них никогда не нужно говорить при посторонних, но всем избытком жизненной энергии и всеми новыми способностями и силами души, приобретаемыми благодаря этим упражнениям, нужно старательно и серьезно пользоваться в жизни, в кругу своей семьи и в сношениях с другими людьми.

Что нужно в каждом отдельном случае болезни души или тела, можно сказать, зная лишь подробности этого случая. «Новый способ мышления» так же стар, как мир, но правильно понятный и применяемый на практике он ясно показывает, чего может достигнуть в повседневной жизни дух слов: «могу» и «хочу». Последний лежит и в основании успешной гипнотической практики.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...