Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава II. Внушение в повседневной жизни



Употребляя слова – ум, мысль, мозг, органы, тело – в их общепринятом смысле, мы тут же заметим, что вообще трудно сказать, насколько тело действует на ум, но что во всяком случае оно на него действует. Расстройство какого-нибудь физического органа имеет свое отражение в мозгу и соответственное влияние на ум. Расстроенный желудок, слишком плотный обед, лишняя рюмка, не деятельность печени или прилив к ней крови, переполнение прямой кишки, расстройство деятельности почек, слабые легкие или легкие, хоть сами по себе и не слабые, но частью наполненные застоявшимся воздухом с более или менее значительным содержанием в нем углекислого газа, испорченный зуб, какой-нибудь воспаленный и больной нерв – все это ведет за собой головные боли, невралгии, мрачные мысли, раздражительность, дурное расположение духа, злость (увы, преступления), беспокойство и страх, недостаток энергии, смелости, мужества, медлительность, желание откладывать все на после и т.д.

Говорят, что Наполеон проиграл одну важную битву из-за временного несварения желудка. Не знаю, правда ли это, но мы видим, что многие люди сплошь да ряжом упускают свой удобный случай и теряют дорогу в жизни из-за подавленного, болезненного настроения, произведенного, по-видимому, расстройством какого-нибудь физического органа. Каков желудок солдата, такова сама армия. Неудачи и несварение желудка как-то всегда идут вместе. Весь организм как-будто сочувствует поврежденному органу; засорение желудка, расстройство питания, малокровие, недостаток половой силы и т.д. – все это отражается на функциях ума. Но вот приглашенный врач облегчает и устраняет телесные страдания – и ум опять просветляется и вновь сквозит в выражении лица.

Рассмотрим теперь случай, когда физическое ego не действует отрицательно на ум. Когда присутствие головы, печени, желудка и т.д. не дает себя знать ощутительным образом, тогда чувствует нравственный подъем, ясность мыслей, бодрость, энергию, жизнерадостность и способность отдать все свои силы труду, умственному или физическому – в зависимости от своей общей одаренности и темперамента. Я не думаю, что кто-нибудь будет оспаривать эти простые положения.

Все такие обстоятельства, как окружающая среда, климат, время года, одежда, квартира, труд, пища и тому подобные условия, влияют на ум. Пасмурный день, сытость, туман, резкий или просто холодный ветер, теплый день, воздух с богатым содержанием кислорода, солнечное сияние и т.д. – все это, непосредственно действуя на тело, производит соответственные изменения и в настроении. «Погода подавляет меня», «В воздухе чувствуется электричество», «Пойдет дождь – я чувствую это в своей голове, в ногах, в мозоли» - такие выражения встречаются достаточно часто, чтобы указать этим на как бы общепризнанное влияние тела на ум.

Влияние тела на ум никем не оспаривается. Оно может быть благотворным или наоборот. К сожалению, оно слишком часто бывает неблагоприятно, потому что большинство людей живет и поступает так, как будто тело их и есть их настоящее «я», и его удобство, удовлетворения, недуги, боли и т.д. и т.д. озабочивают их гораздо более, чем разумное закаливание его и физическое развитие. Даже вопросы здоровья и предупреждения болезней обращают на себя их внимание лишь постольку, поскольку это не мешает им наслаждаться жизнью в настоящее время. Хотя и невозможно проследить с достаточной полнотой влияние тела на ум и мысль, все же самый поверхностный опыт укажет нам, что влияние это весьма велико в повседневный сознательной жизни.

Теперь, если мы рассмотрим влияние ума и мысли на тело, мы увидим, что оно гораздо важнее и значительнее влияния тела на ум, даже в том случае, если и нет умышленного сознательного стремления к этой цели. Подробная разработка этого вопроса далеко выходит из рамок труда, подобного настоящему; мы должны здесь удовольствоваться лишь проблеском истины, но уже и этого будет достаточно, чтобы увидеть, «что человек думает о себе в своем сердце, то он и есть». «Ум – все; что вы думаете о себе, тем вы становитесь», сказал Будда, и это настолько же верно в настоящее время, как и тогда, когда было произнесено впервые.

Ум действует на тело, в хорошую или в дурную сторону, в поразительной степени. Ежедневный опыт и медицинские наблюдения, а в особенности изыскания в области гипнотизма и аналогичных предметов, показывают нам, что душевные эмоции и связанные с ними мысли, несомненно, производят свое действие на тело. Расположение духа влияет на пищеварение, отнимает аппетит, делает нас нечувствительными к боли или, наоборот, обостряет её. Радость, приятная беседа ускоряет пищеварение; озабоченность, мрачные предчувствия, страх и печаль, хотя бы они и имели разумное основание, замедляют его. Гнев же отравляет кровь столь успешно, как будто человек проглотил кусочек яда специально для этой цели.

Если гнев изменяет продукты выделения и делает их более или менее ядовитыми – факт, опирающийся на множество данных, - то ясно также и то, что хладнокровие, самообладание, подавление раздражительности, умение владеть собой и культивирование в себе добрых светлых, здоровых мыслей способствует свежести, чистоте, бодрости, здоровью и безболезненности тела. То, что влияет на одного индивидуума, влияет прямым или косвенным путем также и на тех, с которыми он приходит в соприкосновение; и его хорошие качества, достоинства, здоровье и счастье или его раздражительность, злоба, ненависть и бессердечие порождают себе подобные, притягивая лучшие или худшие стороны тех, которые входят в сферу его влияния.

Мы все знаем, что страх сгоняет краску с лица, замедляет или, наоборот, ускоряет деятельность сердца, задерживает выделения, в один час может сделать волосы седыми и даже быть причиной смерти человека. Известны случаи, когда внезапное потрясение, вызванное какой-нибудь тяжелой вестью, или неожиданная вспышка гнева со стороны другого лица, производили у субъекта страшную дрожь каждого нерва, каждого члена. Иногда страх побуждает к действию, и характер последнего отвечает в известной степени умственными силам, состоянию здоровья и температуру рассматриваемого лица. Хороший пример этого дается в описании пожара, возникшего недавно в подвальном помещении госпиталя св. Викентия в Индианаполисе. Сестры разбудили пациентов и больничный штат и бросились к наиболее тяжело больным, чтобы помочь им выбраться из здания. «Один из пациентов, страдавший аппендицитом и лишь недавно перенесший операцию, сам встал с кровати и без посторонней помощи прошел в лазаретную каретку». «С другим пациентом сделалась истерика, и хотя ему не угрожала непосредственная опасность, он выпрыгнул из окна на улицу и убился на месте».

«Два хирурга, производившие в этот момент весьма серьезную и трудную операцию одному пациенту, решили, ввиду крайней неотложности операции, докончить свою работу, рискуя быть отрезанными от выхода, в случае, если бы пламя распространилось на операционную комнату».

Итак, опасность возбудила энергию первого пациента; он собрал свои силы и сделал то, чего в обыкновенных условиях он не в состоянии был сделать. Второй потерял голову – и результат был фатален.

Хирургов же (жаль, что «Express» в своем донесении от 19 апреля 1904 г. не дает имени этих мужественных людей) вдвойне побудило к действию, как сознание тяжелого состояния их пациента, так и необходимость успешно закончить операцию, и эти обстоятельства придали им особенную ловкость и быстроту.

Приятно заметить, что операция была вполне доведена до конца; пациента вынесли, и оба врача могли тогда удалиться в безопасное место.

С нами охотно согласятся, что состояние ума и род мыслей имеют свое хорошее или дурное влияние на тело. Мы видели, что сильные возбуждения, радость и горе кладут на него соответствующий отпечаток. Они удлиняют и укорачивают наши дни. Если эти результаты столь заметны, несмотря на то, что производятся помимо нашей воли, то каковы они должны бать, когда к ним стремятся умышленно и сознательно! Сравните на минуту человека, который постоянно носится с собой и ищет сочувствия своим неудачам, слабому желудку, разным своим болезням и недугам, с человеком, который с твердым намерением решил направить свои мысли к укреплению собственного тела, который хочет поддержать, упорядочить и вылечить свой организм и побороть свои неудачи; который решил быть веселым и жить чистой и здоровой жизнью, постоянно стремится к доброму (а не только когда это выгодно) и влиять на своих ближних намеренно хорошим расположением духа и доброжелательством. Контраст велик, и результаты также весьма различны. Мы сталкиваемся с подобными людьми ежедневно.

Человек может быть несчастен, слаб здоровьем и беден, но давая своим мыслям правильное направление, обдуманно говоря, умышленно думая о себе лучшее и пользуясь наилучше своими обстоятельствами, он приобретает здравый ум, бодрость тела и вдобавок ещё влияние на других. Человек в первом нашем примере внушал себе дурные мысли, во втором – хорошие. Первый старался убедить себя, что он окончательно гибнет, что нет смысла бороться и т.д. Все мы знаем подобные истории. Поистине, чего он ожидал, то и получил.

Второй не думал сдаваться. Он не задерживал каждого встречного своими разговорами о собственных разочарованиях, неудачах и т.д. Он старался весело смотреть на мир; он любезно раскланивался со своими знакомыми и находил для них ласковое слово (ведь не они были виноваты в его несчастьях); он не был болтлив; он поставил себе задачей улучшить свое положение, верил, что достигнет успеха, и достиг его. Если он и говорил с другими о своих делах, то только в оптимистичном духе, не допускающем мысли о неудаче, и его слова были для него «произносимыми вслух самовнушениями», бодрящими, падающими надежду и порождающими успех. Чем он считал себя в душе, тем он и сделался.

Помимо внушений, возникших в самом человеке, существует ещё много внушений со стороны окружающей среды. Для большинства людей, живущих обыденной жизнью внешних впечатлений, эти последние имеют наибольшее значение, так как они дают мыслям то или другое направление; а за мыслью быстро следует и действие. Незнание самого себя, своих сил и способностей в изобилии порождает страх, который в свою очередь является источником весьма сильных элементов внушения, подрывающих жизненность организма и делающих его неспособным бороться с болезнями. Сотни людей заболевают только потому, что боятся заболеть. С другой стороны, знание – сила. Оно дает надежду и бодрость, отгоняет страх, сопротивляется злу, поднимает жизненные силы организма, дает новую энергию мозгу, силу и сосредоточенность уму, мощь мыслям, и вообще радость, спокойствие души и здоровье тела.

Существует два вида сочувствия. Первый вид не нуждается в описании. Он неоценим. Это – показатель силы, мудрости и великодушия, заложенных в глубине души каждого человека. На втором же нам необходимо остановится подробнее. Субъект, проявляющий свое сочувствие в этой последней форме, постоянно предвидит какое-нибудь несчастье; он «знает, что это так будет». Он «охает и ахает» над всеми окружающими и только расстраивает своих друзей нравственно и физически. Он носится с чужой болезнью, лелеет её, повторяет вслух опасения других, раздувает и подтверждает преувеличенные представления пациента о серьезности его болезни, и сам же портит результаты своих добрых намерений. Своими прямыми и косвенными внушениями, что «этому нельзя помочь», что «бесполезно бороться», он причиняет пациенту вред, вместо того, чтобы вырвать его из когтей болезни, поддержать и ободрить примером своего собственного терпения и твердости, дать ему полезный совет и внушить сбросить с себя летаргию и апатию, действительно ведущие к хроническим болезням души и тела.

Нет ничего опаснее и не благоразумнее, как говорить своим пациентам, знакомым, и в особенности детям, «что они – больны». Ибо, чем слабее тело, тем больше внимания обращает на себя больной, и тем сильнее действует на него воображение. Направить воображение по этому пути - значит накликать и вызвать болезнь. Все подобного рода внушения очень вредны.

Если внушения со стороны посторонних людей являются могущественными факторами в здоровье и болезни, то внушения самому себе ещё более действенны и важны. Мы ближе всего к себе самим. Внушения других лиц не окажут на нас особенного влияния, если мы сами не примем их и не поверим им. Что мы думаем о себе, тем мы и становимся, как в обыденной, так и в подсознательной жизни.

Много болезней «схватывается» благодаря лишь самовнушению, а вовсе не в силу прилипчивости данной болезни; со стороны многие самые опасные инфекционные болезни иногда не «пристают» к человечеству только потому, что этому противодействует положительный характер его мыслей. Можно найти множество, примеров, когда лица, уверявшие себя, что они не заболеют, что они слишком здоровы для этого и т.д., действительно избегали оспы, холеры, гастрической лихорадки, гриппа и других болезней, между тем как другие, по-видимому, более крепкие люди, легко оказывались их жертвами.

Подражание – важный фактор. Если бы говорить о здоровье было так же модно, как говорить о болезнях, тогда наверное было бы больше здоровья. Когда король Эдуард VII заболел аппендицитом, и это сделалось общеизвестным, сейчас же по всей Англии появилась масса подобных же заболеваний и операций. Аппендицит навряд ли можно классифицировать, как инфекционную или заразную болезнь. Я, по крайней мере, не слыхал, чтобы было открыто его заразное начало. Как бы то было, он оказался «очень прилипчивым».

Было бы хорошо, если бы люди наконец осознали, что «здоровье» также «очень прилипчиво», и что все органы тела и умственные способности можно улучшить, укрепить и оздоровить, если только серьезно захотеть этого. Иногда улучшение наступает скорее, иногда медленнее, но оно рано или поздно наступает.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...