Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава III. Внушение в гипнотизме



Мы видели в 1-й главе, что гипнотическое состояние (гипноз) вызывается искусственным образом. Некоторые утверждают, что вообще нельзя провести аналогии между обыкновенным и гипнотическим сном. Брейд держался именно такого мнения. И действительно, что касается некоторых характерных частностей, взгляд его был верен. Приверженцы нансийской школы гипнотизма не видят разницы между естественным сном и гипнозом, так как, по крайней мере, с внешней стороны нет большого различия между убаюкиванием ребенка, усыплением проповедником своих слушателей и методами гипнотизера, усыпляющего пациентов с помощью «словесных внушений сна».

Для того чтобы разобрать все эти различия, было бы необходимо рассмотреть подробно все мыслительные процессы в состоянии бодрствования и сна, а это завлекло бы нас далеко от цели.

Для нашей цели достаточно будет заметить, что мозг и нервная система суть органы ума, и что ум есть имя для совокупности как всех мыслительных способностей, так и чувствований, присущих человеку. Ум не есть только интеллект – он заключает в себе последний. Интеллект состоит из нескольких способностей – способности восприятия внешних впечатлений, познавательной способности, индуктивного мышления, способности самосознания, логики и памяти. С ними соприкасаются так называемые полуинтеллектуальные способности и утонченные эмоции или чувствования - милосердие, интуиция, различные настроения, духовные чувства, уважение и благоговение; творческие способности, воображение; элементы собственного характера, как например, сила воли, гордость, чувство собственного достоинства, стремление к похвале; далее чувство голода и жажды; желание – созидать, совершенствовать, строить или разрушать; чувство исполнительности целый ряд других основных стремлений и страстей – любовь, привязанность к дому, детям, друзьям, обществу и родине; затем способности умственной координации; способность решать, т.е. бессознательно сочетать несколько разнородных побуждений и выводить их общий итог. Все это в связи с самосознанием и чувством индивидуальности дает нам то, что мы называем «умом», в отличие от чисто лишь рассудочных способностей.

Кроме всего этого существует ещё и подсознательные мыслительные акты, сопровождаемые автоматическими рефлексами в мозгу, причем последний играет или подчиненную роль или, наоборот, является побудительной причиной. Ибо человеческое сознание распространяется не только на внешний мир, но и на мир внутренний, и деятельность ума постоянно возбуждается или подавляется; соответственно этому и течение мыслей приобретает то или другое направление.

Центральные органы мозга можно сравнить с телефонной станцией, во главе которой стоит начальник – сознание различной степени интенсивности, а у него несколько помощников и целый штат служащих, соответственно бесчисленным отдельным центрам мозговой коры, которые получают, распределяют, соединяют и приводят в порядок чувственные и психические впечатления. Отсюда она посылаются в мир, лежащий вне вместилища сознания, к какой-нибудь части тела и т.д., или, отражаясь сознательно и бессознательно в выражении лица, манерах, разговоре и прочее, влияют телепатически или иным путем на других людей и направляют так или иначе их мысли.

Все впечатления – от простого легкого укола, дуновения ветерка, нескольких, мимоходом брошенных кем-нибудь слов; от того, что мы видим, до того, что попадает лишь отчасти в поле нашего зрения и что мы воспринимаем бессознательно; как впечатления чувств, так и психические впечатления, которые нельзя проследить, до деятельности каких-либо органов чувств – все они тщательно регистрируются и приводятся в порядок нашими подсознательными умственными процессами.

В предыдущей главе был дан краткий очерк умственной деятельности и внушения в обыденной жизни. В этой главе мы сделаем ещё шаг вперед. Изучая явления, производимые внушением, мы не можем не заметить всего разнообразия и многосложности умственных актов и мозговой деятельности. Мы замечаем, как то или другое физическое впечатление переходит автоматически в умственное представление, как известная идея воспринимается, перерабатывается, отводится в особое место и производит соответствующие изменения в уме, или наконец влияет на тело, выражаясь в каком-нибудь физическом акте.

При все этом интеллект, т.е. рефлекторные и рассудочные способности, играют лишь малую роль, а часто и совершенно незначительную, тогда как чувств, склонности, ощущения и эмоции, равно как и автоматические и бессознательные силы ума занимают видное положение уже в обыденной жизни, как это я указывал в своем труде «В мире невидимого»; в гипнозе же, сомнамбулизме и экстатических состояниях транса они выдвигаются на первое место.

Уже сто лет тому назад д-р Гюнтер сказал: «Я уверен, что могу сосредоточивать свое внимание на любой части тела до тех пор, пока там не появится известное ощущение» - и эти слова ясно показывают, чего можно достичь «самовнушением» как сосредоточенным усилием ума. Все это воспроизводится в гипнотизме и лежит в основе целительных методов «нового способа мышления».

В состоянии бодрствования, т.е. в обычной фазе сознания, внимание и мысли рассеиваются на различные предметы, и тогда наиболее деятельной является передняя лобная доля мозга. Во время же гипноза деятельность интеллектуальных центров сокращается, и ум сосредотачивается и работает в одном, произвольно выбранном, направлении, притом с изумительной разницей в силе мысли и её способности излечить недуги, а также достигать тех или иных физиологических результатов.

Силы интеллекта играют громадную роль в жизни, но на одну мысль чисто интеллектуального порядка приходится тысяча мыслей, лежащих вне интеллекта и сходящих из одного или нескольких чувствований и эмоций. Проповедник, политический деятель, врач – все они пользуются этим и постоянно рассчитывают на игру эмоций, для того чтобы достичь своей цели, давая мыслям людей, с которыми они имеют дело, желательное для себя направление.

Одним словом, нет идеи, которая сообщалась бы только рассудку, не задевая также эмоций и чувств; и все они вступают между собой в целый ряд взаимоотношений, прежде чем проявится под влиянием этой новой, принятой рассудком, идеи, в виде могучей силы ума, т.е. мысли. Мысль может вдохновить все существо человека или может проявляться в каком-нибудь определенном творчестве, живописи, скульптуре, науке, изобретениях, религии и т.д. и производя удивительную перемену в индивидууме. В гипнотизме эти изменения, конечно в границах природной одаренности субъекта, происходят в направлении, обусловленном его умственным и моральном развитием и здоровьем духа и тела.

Эти изменения к лучшему производятся с помощью представлений, запечатленных в уме индивидуума в состоянии восприимчивости, т.е. в состоянии гипноза как в легких, так и более глубоких его стадиях.

Когда мы оказываем влияние на наших ближних, мы не прибегаем лишь к рассудку и логической способности, но пользуемся также и тем обстоятельством, что человек по природе своей двойственен более, чем в одной фазе своего существования. Он не только существо физиологическое, по и психическое. Он интеллектуален, рассудочен и осмотрителен; он также автоматичен, интуитивен и эмоционален. Помимо всего этого, он нечто большее; он – трансцендентальное, высшее существо и имеет, кроме обыкновенных органов чувств, ещё и другие пути и врата к познанию, именно свой подсознательный и духовный мир, и через эти врата путем внушения, можно иметь доступ к высшему «я» человека и искать его содействия. Но гипнотизер-практик отдает меньшую долю внимания метафизическим и отвлеченным проблемам мыслительных актов и функционирования мозга. Его главным образом интересует лечение болезней, и в этом отношении он прав.

Что такое «внушение в гипнотизм»? Внушение означает собой всякое впечатление, физическое или психическое, производимое путем прикосновений, звуков, слов, письменных или устных указаний делать или думать так-то и так-то, впечатление, наилучше воспринимаемое субъектом в особом состоянии восприимчивости или в гипнозе. Гипноз есть состояние более или менее сходное со сном и состоянием, граничащим с последним, и его существенной, характерной чертой является не самый сон, но искусственно вызванная восприимчивость и податливость к внушению.

Бернгейм говорит: «Я хочу обратить особенное внимание на то обстоятельство, что сон в гипнозе вообще не существенен; что эта фаза гипнотического влияния, из которой можно извлечь пользу, может существовать и без сна, и что многие пациенты находятся в состоянии гипноза, хотя они в это время и не спят. Если пациент не закрывает глаз вообще, или закрывает их только на время, я и не требую, чтобы он слишком долго смотрел мне в глаза или на пальцы, так как иногда случается, что глаза пациента продолжают быть открытыми неопределенное время, и таких образом вместо идеи о сне у него является одна лишь усиленная фиксация взгляда. В этих случаях гипнотизер получит лучшие результаты, если сам закроет субъекту глаза … Пассы, а также смотрение в глаза или на пальцы гипнотизера полезны лишь поскольку, постольку это способствует большей сосредоточенности внимания пациента, и сами по себе не представляются существенно необходимыми».

Главная цель гипнотизации – не усыпить пациента, но возбудить и сосредоточить на чем-нибудь его внимание, и не позволять его мыслям изменить данное направление. Гипнотизм, по определению Бернгейма, означает «вызывание особенного психического состояния, усиливающего восприимчивость к внушению, но вообще он не является необходимым предварительным условием; наоборот, это последнее обыкновенно обуславливает и регулирует явления гипнотизма».

Мы имели в виду указать в предыдущих строках на важную в гипнотизме роль внушения, служащего главной причиной и исходным пунктом всех явлений экспериментального и терапевтического характера.

Читатель имеет теперь более или менее ясное представление о гипнотизме. Ему следует ещё познакомится по возможности лучше с главнейшими чертами характера своего пациента или субъекта, и тогда он может приступить и к практике.

Он должен хорошо помнить два положения:

1) Что восприимчивость или уже существует нормально в человеке, или может быть вызвана в нем искусственно. Если ее не имеется с самого начала, то непосредственная цель гипнотизера заключается в том, чтобы вызвать ее.

2) Что при наличии нормального или искусственно вызванного состояния восприимчивости последующие внушения направляют и регулируют течение мыслей субъекта.

Если внушение делается субъекту надлежащим образом в то время, когда он находится в состоянии повышенной восприимчивости, то такому внушению он не сможет и не захочет противостоять.

Производить внушения надлежащим образом - дело опытности, уверенности и специальной способности, в которой важную роль играют интеллигентность, характер и здоровье гипнотизера. Следующим и притом наиболее естественным фактором успешности внушения является индивидуальность (интеллигентность и характер) субъекта, сосредоточенное внимание которого поддерживается и развивается гипнотическими процессами. Вначале оно направляется обыкновенно на какой-нибудь простой предмет, с целью умерить нормальную деятельность ума и вызвать состояние восприимчивости.

Самой важной является именно эта предварительная стадия, т.е. достижение вышеупомянутого состояния восприимчивости. Остальное сравнительно не трудно и становится все легче и легче по мере того, как гипнотизер и гипнотизируемый ознакомляются ближе с индивидуальными чертами друг друга, т.е. когда между ними возникает известный род гармонии, или так называемый раппорт.

Нужно рассмотреть ещё одно обстоятельство. Внушения должны быть неоднократно повторяемы, для того чтобы они могли, так сказать, прорыть свою собственную колею в умственной структуре субъекта. Капля воды долбит камень; повторные внушения приобретают все большую и большую силу, сламывают сопротивление субъекта и в конце концов принимаются им за непреложную истину.

Мы все знаем значение внимания и повторения в деле обыкновенного воспитания, когда надо закрепить в уме какую-нибудь идею, фразу или урок. Даже для того чтобы закрепить впечатление, нужно известное время, как это хорошо известно всем, изучавшим проявления памяти. Фраза должна быть неоднократно повторяема, чтобы глубже запечатлеться в уме и провести в физических органах последнего свою специальную бороздку.

Внимание и повторение – краеугольные камни успешного внушения. Нужно возбудить и поддержать внимание пациента, и с помощью повторения закрепить в его уме новую идею – прорыть новое русло для течения его мыслей. К достижению этого результата и сводится попытка повторных внушений.

Важное значение возобновления гипнотических сеансов и повторных внушений (конечно, существует много случаев моментального исцеления – я встречался с ними в своей собственной практике) станет более понятно, если мы примем во внимание то обстоятельство, что страдания большинства людей как тех, которые действительно больны, так и тех, которые испытывают ощущение физической боли лишь вследствие неправильного образа мысли и болезненного страха, зависят в громадной степени от того, что они постоянно делали и делают себе ложные внушения. Эти люди находятся под влиянием низкопробной литературы беззастенчивых шарлатанов, мало интересующихся терапией, совершенно не знакомых с её принципами и единственная цепь которых – напугать людей и набить свои собственные карманы. Болезненный страх заразиться; боязнь за себя, выражающаяся в разнообразнейших формах – все это способствует или заболеванию, или длительности болезни.

Например, некоторые люди знают, что тот или другой из их родителей, или какой-нибудь дед или бабушка умерли от воспаления легких, чахотки, рака, болезней сердца, почек, паралича, апоплексии и т.д. Быть может, у кого-нибудь из их предков наблюдалась та или другая душевная болезнь, или замечалась известная странность в поведении; род болезни не столь важен; им достаточно знать, что что-то такое там рассказывают о ней своим знакомым, выражают опасения за себя или за ребенка. «Знаете ли, вот его отец, или такой-то и такой-то по отцовской линии, умер от ----». «Я боюсь за ---, у него такие-то и такие-то симптомы». Или они вбивают себе в голову, что сами по всей вероятности заболеют и умрут от той или другой болезни, так как «это уже в семье», и т.д., до тех пор пока у них не исказятся все ощущения и не начнут действительно согласовываться с симптомами данной болезни, которая предполагается наследственной и которой, по их мнению, им не избежать. Подобные ложные самовнушения, основанные на болезненном страхе, приносят очень много вреда.

Все эти ошибочные внушения, а также и предвзятые мысли нежелательного характера следует совершенно искоренить противоположными и внушениями, которые произвели бы перемену, спасительную перемену в направлении ума. Эти новые, разумные внушения, если ещё к ним присоединится искреннее сочувствие постороннего лица (например, врача-гипнотизера), приобретают двойную силу в зависимости:

1) от ума, сообразительности, опытности, личного обаяния или гипнотического влияния гипнотизера;

2) от восприимчивости самого пациента, внимание которого удалось сосредоточить на каком-нибудь не раздражающем предмете и каком-нибудь не неприятном для него умственном представлении.

Свои целительные или терапевтические внушения гипнотизер должен неоднократно повторять и повторять, вдавливать их, так сказать, в мозг пациента, чтобы вызвать у него глубокое, определенное и ясное впечатление и направить силу его мыли на новый и верный путь.

Все болезни, излечиваемые лекарствами, излечиваются и внушением, а болезни мозга и нервные болезни поддаются лечению внушением легче, чем всяким другим средством. Вот краткий список болезней, при которых с большой выгодой можно применить внушение:

невралгии головы, лица и других областей тела; ревматизм в различных стадиях развития; всевозможные виды головных болей, все равно, обусловлены ли они болезненным состоянием мозга или возникают, как рефлексы, со стороны тела; неврастения и сопряженные с ней все болезненные явления, истерия, бессонница, ипохондрия; умственные и нравственные извращения, дипсомания (алкоголизм); страсть к наркотикам и т.п.; дурные привычки, начиная с привычки грызть ногти и кончая положительно деморализующими и неисправимыми пороками; воровство и разврат; чрезмерная нервность и чувствительность, заикание, недостаток мужества, силы воли и т.д.; забывчивость, уныние; несварение желудка, запоры; самомнение, застенчивость, болезненный страх – молнии, грома, людей, новых мест, экзаменов и появления перед публикой; также и более серьезные болезни, как например, нервная слепота и глухота, паралич, эпилепсия, а часто и умопомешательство.

Во многих случаях хронических функциональных расстройств, не поддающихся обычному медицинскому пользованию, лечение внушением дает положительные результаты. Таким, образом, можно сказать, что, хотя внушение и не претендует на излечение решительно всех болезней, оно с большим успехом может применяться как во всех обыкновенных болезненных состояниях, так и в тех случаях, когда медицинская наука встречает затруднение или оказывается совершенно бессильной. В этом-то и состоит громадная польза гипнотизма.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...