Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кадр 25



ется тональной или воздушной пер-спективой.

Объекты, снятые в условиях то-нальной перспективы, теряют какие-то из привычных опознавательных признаков. Изменяются их фактуры, форма передается не живописной светотенью, скульптурно выяв-ляющей объемы, а мягкими свето-тональными перепадами. Плоскость, линия, контур становятся главными компонентами, из которых строится изображение, тяготеющее к графике (кадр 26). Композиции такого типа обычно имеют темный передний план, который помогает зрителю ощутить иллюзию пространства. «Глубину кадра» сидящие в кинозале определяют по тональным раз-личиям, зная, что в реальных ус-ловиях светлое изображение является результатом взгляда через воз-душный слой. Поэтому более светлое для них равно наиболее удаленному.

Мамонты и бизоны первобытного художника, судя по дошедшим до нас изображениям, «гуляли» по стене пещеры только в отличную погоду. «Все должно быть очень хорошо видно, а иначе что же это за живо-пись?» — так, вероятно, думал бы косматый предок, если бы умел рас-суждать на отвлеченные темы. Не будем упрекать его за такое прими-тивное суждение.

Прошло примерно тридцать тысяч лет, и в 1927 году почти такие же слова услышал кинооператор Э. К. Тиссэ, когда туманным летним утром он взял камеру и направился на киносъемку в Одесский морской порт. «Зачем делать брак? — гово-рили ему коллеги. — Ведь стоит туман, и всем ясно, что погода не съемочная!»

Кадры, снятые в то утро, вошли во всемирно известный фильм «Бро-неносец «Потемкин», и киноведы назвали этот эпизод «сюитой тума-

нов». Эдуард Казимирович Тиссэ открыл кинематографистам и кино-зрителям красоту туманной среды, пронизанной солнцем. Тогда ее уви-дели на экране впервые.

Сегодня мы знаем этот прием съемки — он помогает киноопера-торам создавать живописные прост-ранственные композиции, которые не могут получиться в солнечную погоду с чистым, прозрачным воз-духом.

Представим себе, что тридцать тысяч лет назад в ясный солнечный день нас вызвал на соревнование художник палеолитической эпохи: «Давайте посмотрим, кто из нас лучше изобразит стадо мамонтов?!»

...И вот мы стоим на опушке доис-торического лесочка. Прямые сол-нечные лучи ровно освещают все про-странство. Различить, что ближе и что дальше, трудно. Вот недалеко стоят два мамонта — один наполо-





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...