Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 4. Тайны и загадки литературного творчества



Процесс восприятия искусства носит интимный характер и предполагает различный эффект при чтении разными людьми одного и того же произведения. Гамлет у каждого читателя будет выглядеть по-разному. Таким образом, читатель превращается в соавтора писателя. Воображение читателя играет важную роль, оно воссоздает картины, созданные автором и зафиксированные им на бумаге при помощи языка, его знаков и символов (слов и букв). Можно провести простой литературный эксперимент (см. «Приложение 1. Эксперимент»).

Неисчерпаемость художественного произведения. Именно с ней связана тяга к перечитыванию. К одному и тому же тексту изящной словесности можно обращаться много раз, и всегда он будет звучать по-разному. Почему? Текст неизменен, но меняется человек, которому свойственно находить и прочитывать именно то, что интересует его больше всего на данный момент.

Феномен «живых героев». Литература – модель жизни, и только тогда в ней не будет лжи, когда автор искренен, когда он не выполняет роль кукловода для своего героя, а осознает полную его независимость. Такую историю описывает в главе «Бунт героев» из книги «Золотая роза» К.Г. Паустовский:

«Кто-то из посетителей Ясной Поляны обвинил Толстого в том, что он жестоко поступил с Анной Карениной, заставив броситься под поезд.

Толстой улыбнулся и ответил: «Это мнение напоминает мне случай с Пушкиным. Однажды он сказал какому-то из своих приятелей: «Представь, какую штуку удрала со мной моя Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». То же самое я могу сказать про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется». Все писатели хорошо знают эту неподатливость героев: «Я в самом разгаре работы, — говорил Алексей Николаевич Толстой, — не знаю, что скажет герой через пять минут. Я слежу за ним с удивлением».

Творческий процесс. Одна из величайших тайн, разгадку которой современное литературоведение не нашло. Как рождается произведение? Все владеют письменностью, но почему же не каждый грамотный человек может стать писателем? Что за качества и способность нужны, чтобы писать хорошие стихи или романы? Что такое талант? Ответы на эти вопросы дают дневники, статьи и мемуары писателей. Вот как описывает суть творческого процесса М.А. Булгаков в «Театральном романе», рассказывая о рождении пьесы «Дни Турбинных» по мотивам романа «Белая гвардия» (см. Приложение 2.).

Тайная внутренняя свобода. Обязательное условие творческого процесса. Художник должен быть абсолютно независим от государства, власти и какой бы то ни было политики. Он не должен лгать именно об этом говорит Булгаков: «Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». Если художник предает свой талант и начинает писать в угоду власти или конъюнктуре, талант платит ему тем же, произведения теряют свою силу и становятся просто безжизненными текстами – графоманией.

Пророческий дар литературы. Литература – это зеркало, в котором отражается реальности и замирает там навсегда. Читая романы разных эпох, можно переместиться во времени и заглянуть в прошлое. Помимо этого, литература – это еще и взгляд в будущее. Всем известно, что научно-фантастические книги предсказали многие технические открытия. Но и тексты изящной словесности тоже способны предсказывать. Яркий тому пример это стихотворение:

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

Автор этого стихотворения – английский поэт Джон Донн (1572-1631).

Контрольные вопросы:

1. Чем объясняется феномен неисчерпаемости художественного произведения?

2. Приведите примеры реализации пророческого дара литературы. Почему он становится возможным?

3. Почему для писателя и художника так важна внутренняя свобода?

4. В чем заключается загадка творческого процесса?

Лекция 5. Художественная литература: слово и образ

Существуют различные способы познания, но в основе всех видов искусства лежит образ-картина.

Три способа познания

Научный художественный религиозный

(логические построения) образ вера

Художественный мир возникает под пером писателя благодаря способности человеческого сознания создавать в воображении живые картины и образы действительности. Слово — сигнал, побуждающий к работе воображение. Само искусство часто понимается как мышление в образах и противопоставляется мышлению концептуальному, возникшему на более позднем этапе человеческого развития. Образное "мышление" составляет основу основ человеческого мироощущения.

Художественный образ есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 729 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...