Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Язык мышление сознание действительность



Правильность точность выразительность уместность

Богатство логичность доступность

точность

Благодаря этой системе с 80-х годов XX века в лингвистике принято под культурой речи понимать «область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности и системе её коммуникативных качеств».

В середине 90-х гг XX века профессор Е.Н.Ширяев расширил представление о культуре речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Главным преимуществом подхода Е.Н. Ширяева выступает целесообразность. Все выбранные языковые средства оцениваются по тому, насколько она помогает решить центральную речевую задачу.

Вместе с тем Е. Н. Ширяев рассматривает культуру речи как инструмент выбора только языковых средств, хотя и ориентированных на достижение цели всей речи. таким образом, собственно речевые средства, речь как текст, адресат речи и его ответная реакция, процесс создания речи – все это при таком подходе остается вне проблем культуры речи.

2. Речевая культура общества и речевая культура личности.

В чем состоит культура речи общества?

При рассмотрении культуры речи важно различать речевую культуру общества и речевую культуру отдельного человека.

Характеризуя уровень культуры речи наших современников, лингвисты, психологи социологи сходятся во мнении, что:

- речь становится более унифицированной: в ней преобладают стандарт, клише;

- в речи слабо проявляется индивидуальность - появилась усредненность в выражении содержания высказывания;

- в речи появились такие качества: резкость в оценках, отсутствие оттенков, полутонов, потеря чувства слова и чувства стиля, речевого вкуса.

И как следствие - неумение большинства людей адекватно выразить свои мысли и чувства. Нынешнее положение с культурой речи общества стало закономерным итогом его развития за последнее время, поэтому сейчас ощущается еще большая потребность в речи иной направленности, в иной лексике, в ином уровне речевой культуры в целом. Русский язык - живой, поэтому в нем происходят различные процессы - обогащения и обновления, устаревания и т.д. В новых условиях появилась потребность в образцах нового речевого поведения и стал формироваться современный идеал.

В то же время "речевая культура общества есть отбор, собирание и зарождение лучших образцов речевой деятельности" (Ю. В. Рождественский). Использование этих образцов и обучение им формирует речевую культуру личности. В этом смысле культура личности во многом определяется культурой общества.

Что определяет культуру личности?

Личность ощущает запросы общества и так или иначе на них реагирует, но речевая культура личности всегда отражает ее индивидуальность. Она, с одной стороны, опирается на культуру общества, с другой -каждый человек как личность, как человек разумный и говорящий, вбирает из культуры общества не только то, что в наибольшей степени соответствует его индивидуальности. Например, цитирует те или иные речевые произведения.

В этом смысле культура речи предполагает настолько высокий уровень развития речевой личности, при котором отбор наиболее уместных и оптимальных с точки зрения всех параметров ситуации общения языковых средств часто происходит почти на уровне речевого автоматизма. Культурный человек говорит в данном жанре и стиле, в основном, "с листа", спонтанно. И исключения с подбором и припоминанием тех или иных слов и выражений, с построением тех или иных синтаксических конструкций лишь подтверждают это правило.

А для людей, профессия которых связана с повышенной речевой ответственностью, владеть "нормальной" речью недостаточно: необходима речь искусная, мастерская, то есть иной уровень ее "качественности".

Вместе с тем в настоящее время культура речи личности формируется в условиях, когда количество ситуаций высоко значимого публичного общения невелико и речевое общение направлено в основном на восприятие средств массовой коммуникации. Поэтому основными жанрами стали бытовой диалог или манипулятивные разговоры. Отсюда - недостаточная развернутость речи при отсутствии оформленной законченной монологической речи в небытовых ситуациях. Речь молодежи часто характеризуется чертами внутренней речи - ей негде было развернуться во внешнюю и окрепнуть как внешняя речь. Преимущественно обиходно бытовое общение, не требующее серьезного содержания речи, не способствует также и развитию общей культуры личности. Обилие иностранных фильмов привело к тому, что многие перенимают сам стиль поведения, культуру и этикетные нормы других сообществ различных стран, а в речи используют штампы и калькированные, т.е. переведенные буквально, выражения. Например: "Ты в порядке?", "Вау!" и т.п.

Все это приводит к тому, что при характеристике уровней владения культурой речи О. Б. Сиротинина констатирует: высший уровень владения речью встречается крайне редко, а полностью безошибочное владение речью в процессе специального исследования не встретилось ни у кого.

3. Критерии оценки культуры речи. Нормированность как главный механизм культуры речи.

Основные критерии оценки культуры речи.

Речь, прежде всего, воспринимают так же, как человека, - по «одежке», по внешнему облику. Следовательно, в первую очередь мы замечаем «одежду мыслей» и, соответственно, представляем себе по речи весь «облик человека». Обычно думают: «Правильно говорит – значит, хорошо говорит». Это происходит потому, что в нашем восприятии общая культура человека, которая неотделима от речи без ошибок, тесно связана с психологической установкой на содержательность этой речи, поскольку правильная вежливая речь вызывает доверие к её содержанию и к её автору. Но это не всегда оправданно.

Культура речи предполагает речевое взаимодействие людей с целью их взаимопонимания. На это направлены и нормы, которые тоже объединяют людей в пользовании одним и тем же языком, и речевые модели, которые служат тому, чтобы люди понимали не только то, что сказано, но и то, что имелось в виду. Этой цели служат и возникающая на базе сказанного общность, смыслов, знаний, понимания и характер взаимоотношений между людьми. Поэтому этичность и коммуникативность – главные условия культуры речи наряду с общей образованностью, и как следствие, владение речевыми и языковыми нормами.

Критерии оценки речи начали складываться в недрах риторики как достоинства речи. Достоинства/недостатки речи в разной трактовке, разного объема и в разной степени были использованы всеми авторами риторических трактатов, но не всегда назывались ими. И сразу же достоинства/недостатки осознавались коммуникативно-ориентированными: будь уместным, будь понятным слушателям, выбирай аргументы в зависимости от того, кому говоришь, и т.д.

Если говорить о достоинствах речи, то речь должна быть качественной, а значит – обладающей необходимыми свойствами, которые делают речь привлекательной для читателей и свидетельствуют о речевом мастерстве его автора. Такие свойства речи в лингвистике принято называть коммуникативными и в этом опираться на систему коммуникативных качеств речи Б. Н. Головина.

Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным.

Получается, что разные качества речи «работают» на те или иные стороны речи, на те или иные нормы – этические, коммуникативные, языковые и речевые.

Чем отличаются «качества» и «достоинства» речи?

В настоящее время в риторике термины «достоинства и недостатки речи» и «коммуникативные качества речи» используются как синонимы. Некоторые различия в значении терминов «качества речи» и «достоинства речи»:

1. «Достоинства/недостатки» точнее отражают положительную или отрицательную оценку различных сторон конкретного текста, а термин «коммуникативные качества речи» предполагает преимущественно положительную оценку речи.

2. «Качества» оценивают речь по соответствию/несоответствию языковым и речевым нормам, а «достоинства и недостатки» речи не ограничиваются названными, они включают в себя еще и коммуникативные и этические нормы, поэтому термин «достоинства и недостатки» по содержанию и сфере употребления шире, чем «качества» речи.

3. Качество речи – это то, что ей присуще в большей или меньшей степени, при тех или иных условиях. Качество может быть плохим, хорошем и превосходным. Достоинство речи – это то, что оценивается положительно всегда, безусловно. Соответственно достоинство – это высшая степень качества.

4. По качествам речи преимущественно оценивают уже готовую речь, а достоинства придают, прежде всего, своей речи в процессе её создания и доработки, а применительно к чужой речи достоинства служат не только параметрами анализа речи, но и образцами для подражания.

5. Эти термины отражают и уровень осознанности в использовании тех или иных речевых средств. Качества речи предполагают прежде всего стремление избежать ошибок в речи, достоинства требуют от автора речи намеренного продуманного целенаправленного использования различных речевых средств или значимого отказа от них. При этом допускается осознанное и оправданное отклонение от нормы, которое адресат оценивает как значимое и удачное.

Каждое качество речи оценивается как достоинство или как недостаток речи в зависимости от того, насколько и как оно влияет на текст данного жанра и стиля и на эффективность речи в целом.

Достоинства речи – это еще и некоторые ориентиры для тех, кто хочет говорить правильно не только относительно соблюдения языковых норм.

Кроме того, разные формы речи, стили и жанры требуют своего подхода, своего набора наиболее важных критериев.

Культура речи очень тесно связана с культурой общения. И достоинства речи проявятся в ней, если:

- у говорящего есть чувство собственного достоинства;

- говорящий с уважением относится к адресату как достойному собеседнику;

- говорящий хорошо знает, что культурно, а что не соответствует принятым в этом обществе правилам поведения и речи.

Сейчас все более укрепляется в сознании людей то, что речь человека – это показатель его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, а нормированность речи выступает как условие и как показатель культуры речи человека.

Какова роль норм в общении?

Культура всегда и везде создает некие определенные правила – правила этикета, правила речи, целые ритуалы – обряды для обозначения значительности каких-то событий. Эти ритуалы различались у разных народов и в разных местностях, но их объединяет то, что они совершались по правилам. А человека, не соблюдающего эти правила, называли невежей. Поэтому нормированность – это средство структурирования каких то процессов, норма отражает, прежде всего, традиции, установления, обычаи. Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.

В этом плане норма всегда коммуникативна – она упорядочивает общение, делает его узнаваемым и предсказуемым. Кроме того, норма – это всегда средство ограничения «своих» и «чужих». В отношении речи норма выполняет те же функции.

В культуре речи каждый вид норм предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон в частности. Этические нормы оцениваются по шкале прилично/неприлично, хорошо/плохо. Коммуникативные – удачно/неудачно, эффективно/неэффективно и т.д. Этикетные – принято/не принято. Языковые – правильно/неправильно. Речевые – по каждому из достоинств: логично/нелогично, точно/неточно, уместно/неуместно, разнообразно/однообразно и т.д.

Наиболее разработанным является учение о языковой норме, по аналогии с которой исследуются и другие виды норм.

Что такое языковая норма?

Языковая норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка. «Норма – это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С. И. Ожегов). Таким образом, в основе нормы всегда лежит выбор одного из нескольких вариантов. Норма – это результат социально-исторического отбора языковых и речевых единиц. В толковых словарях «норма» - это узаконенное установление. Обычный общепринятый, обязательный порядок, состояние чего-либо. Правило.

Норма нужна для того чтобы:

- люди понимали друг друга правильно;

- отличить образованного человека от необразованного;

- образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на его воспитание и развитие у остальных;

- сохранять языковые традиции.

Как и за любое нарушение установленных правил, за нарушение норм следует наказание. Это наказание – коммуникативные помехи. Кроме того, в качестве наказания может быть восприятие человека другими как некультурного, необразованного.

В речи окружающих нас людей, с телеэкрана, по радио мы все время слышим нарушение норм. Так ли уж необходимо их неукоснительно соблюдать? Ведь в большинстве случаев мы понимаем, что именно эти люди говорят. Но для этого нам требуется приложить специальные усилия, «настроиться на определенную волну» с говорящим. В результате такого нашего внутреннего перевода неизбежно происходит потеря информации.

Если вспомнить, что культура общения и культура речи, в частности, призваны облегчить процесс общения и понимания речи, то становится очевидно, что несоблюдение языковых норм идет вразрез с основами культуры.

Особенно явно это тогда, когда несоблюдение норм, ошибки не только портят впечатление от речи, но и создают основу для непонимания или неправильного понимания.

Всегда ли нарушение языковых норм связано с ошибкой?

В то же время далеко не любое нарушение языковых норм может быть признано ошибкой. Виды норм неодинаково влияют на успешность общения. Этические и коммуникативные нормы, то есть те, которые поддерживают конструктивное неконфронтационное общение, более значимы, приоритетны по сравнению с языковыми. Главное в конструктивном общении – гармония. Поэтому далеко не всегда строгое соблюдение языковой нормы уместно – мы правильными словами или ударениями можем разрушить общность, подчеркнуть свое превосходство, дать понять о неравенстве и т.д. Вероятно, стоит не всегда «замечать» неправильности в чужой речи и по возможности избегать самому нарочно употреблять правильные варианты, чтобы не обидеть человека.

Нарушение норм в качестве шутки возможно только «с высоты» прекрасного владения речью и при условии, что эти отступления от норм квалифицируются и слушателями не только как намеренные, но и как оправданные.

Горазда хуже, если норма нарушается вследствие пренебрежения правилами. В таком отношении к нормам проявляется недостаточное овладение этими нормами, отсутствие навыка делает выбор из нескольких языковых средств. Такое отношение к нормам всегда выходить за рамки культуры речи.

Следовательно, чтобы добиться хорошей речи, чтобы адекватно выражать её смысл и свою индивидуальность, нужно хорошо знать язык, различные его средства и законы, по которым он функционирует. Речевая норма – это закон, который требует взвешенного решения того, можно ли и нужно ли применять его в данной ситуации.

Контрольные вопросы для самоподготовки.

1. Понятие «Культура речи»?

2. Что определяет культуру личности?

3. Назовите основные критерии оценки культуры речи?

4. В чем заключается понятие «языковая норма»?

5. Всегда ли нарушение языковых норм связано с ошибкой?

Литература:

1. Основная литература:

1.1 Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/Под ред. проф. В.И. Максимова-М.:Гардарики, 2007-413 с.

1.2 Введенская, Л.А Русский язык и культура речи: Учеб. пособие-Ростов н/Д.:Феникс, 2008-539 с.

1.3 Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи:Курс лекций/под ред. Н.А. Ипполитовой-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2011-344 с.

2 Дополнительная литература:

2.1 Митрошенков, О.А. Эффективные переговоры / О.А. Митрошенков. – М.: Инфра-М, 2000. – 280 с.

2.2 Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – Санкт-Петербург: Союз, 2002. – 576 с.

2.3 Русский язык и культура речи / Под редакцией В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 413 с.

2.4 Социальная психология и этика делового общения / Под редакцией

профессора В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2010. –

160 с.

2.5 Скаженик, Е. Н. Деловое общение / Е. Н. Скаженик. – Таганрог:

ТРТУ, 2006. http://www.aup.ru/books/m161/

2.6 Холопова, Т.Н. Протокол и этикет для деловых людей / Т.Н. Холопова, М.М. Лебедева. – М.: Инфра-М, 2011. – 401 с.

3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

3.1. http://www.gramota.ru/slovari/dic

3.2. http://dazor.narod.ru/pr_udar.htm

Тема: «Этикет и культура делового общения»

План:

1. Деловой этикет и правила этикета;

2. Правила вербального этикета;

3. Правила общения по телефону и правила деловой переписки.

4. Контрольные вопросы для самопроверки.

5. Литература.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1104 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...