Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 25. Единая цивилизация или конфликт цивилизаций?



Всемирно-исторический и цивилизационный подходы

к развитию общества

Понятие цивилизации. Понятие "цивилизация" происходит от латинского слова "civilis" - гражданский, родственного таким словам, как "civis" - гражданин и "civitas" - город, государство. Употребление этого слова в современном русском языке многозначно: мы можем говорить о "высокой цивилизации", "высоком уровне цивилизации" или "глобальной цивилизации"; в то же время используются такие выражения, как "древнеегипетская цивилизация", "китайская цивилизация" и даже "столкновение цивилизаций". Если существует глобальная цивилизация, то кто с кем сталкивается?

Два основных значения термина "цивилизация", использованные выше, связаны с тем, что в социальных науках существуют два основных подхода к пониманию развития общества. Согласно первому, всемирно-историческому подходу, цивилизация - это достаточно высокая степень развития культуры.

В соответствии же с цивилизационным подходом, цивилизация - это локальная (ограниченная во времени и пространстве) культурно-историческая общность людей, т.е. общность людей, связанная воедино общей историей и культурой. Поэтому данный подход также именуется культурно-историческим подходом или теорией локальных цивилизаций.

Всемирно-исторический подход также можно назвать линейно-стадиальным или прогрессистским. Его приверженцы

-- убеждены в том, что существует прогресс, т.е. поступательное развитие общества, при котором каждая последующая ступень в чём-то выше предыдущей;

-- убеждены в единстве человечества, т.е. в том, что упомянутые выше ступени поступательного развития являются в сущности одними и теми же для всех стран и народов.

Напротив, сторонники цивилизационного подхода убеждены в следующем:

-- прогресса нет, любой подъем сменяется спадом, поэтому прогресс - это иллюзия;

-- человечества как единого целого не существует, есть отдельные страны, народы, у которых есть свой путь.

Цивилизации, согласно этой точке зрения, рождаются, расцветают, угасают, сменяются другими, которые проходят тот же цикл развития. Рассмотрим основных представителей этих двух подходов подробнее.

Всемирно-исторический подход. Обычно возникновение идеи прогресса связывают с эпохой Просвещения. Однако она древнее, и её возникновение связано с христианством. Предшественником теории прогресса был Августин Аврелий (см. тему 11). Возможно, интерес к вопросам развития общества был вызван тем колоссальным социально-политическим процессом, свидетелем которого он был, - падением Западной Римской империи.

Античные мыслители представляли историю идущей по кругу. В отличие от них, у Августина история приобрела смысл, цель и направленность. Отправной точкой он считал сотворение Адама и Евы, а рождение Христа было, по его мнению, кульминационным моментом истории. Завершение ее связано со вторым пришествием Иисуса Христа и установлением царства Божия. Смысл истории по Августину, таким образом, заключался в распространении христианской религии. Августином была также разработана и светская теория периодизации истории: он выделил пять этапов, соответствующих пяти царствам, последним из которых была Римская империя. Большинство средневековых мыслителей отталкивалось от учения Августина.

Светская теория прогресса была сформулирована просветителями XVIII в. (см. тему 17). Слово "цивилизация" также появляется в это время: в 1757 г. его впервые употребил маркиз де Мирабо. По его определению, "цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий". В наше время это скорее назвали бы "цивилизованностью"... Почти сразу же слово "цивилизация" стало обозначать не только определенное состояние человеческих взаимоотношений, но и период истории, для которого он свойствен. Начиная с просветителей, цивилизация стала пониматься как определённая стадия развития человеческого общества, которая следует за стадиями дикости и варварства, характеризуясь высоким уровнем развития науки, техники и культуры. Некоторые из просветителей предлагали более сложные периодизации. Так, Ж.-А. Кондорсе (1743 - 1794) в своей книге "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1794) выделил десять этапов человеческой истории, последний из которых начинался Великой французской революцией.

К прогрессистским теориям следует отнести и взгляды Г. - В. Ф. Гегеля, предложившего в качестве критерия прогресса увеличение свободы (см. тему 19) и теорию общественно-экономических формаций К. Маркса (см. тему 20).

Среди современных теорий, относящихся ко всемирно-историческому подходу, можно назвать теории индустриального и постиндустриального общества, разрабатываемые в 1950-е - 1970-е гг. Р. Ароном, Д. Беллом, У. Ростоу, А. Туреном и др. Каждый из них предложил свою версию периодизации развития человеческого общества, слегка отличную от других. Обобщив и упростив их, можно всё разнообразие периодизаций свести к трём основным этапам:

-- традиционное;

-- индустриальное;

-- постиндустриальное общество.

Традиционное общество, в основе экономики которого лежит сельское хозяйство, господствовало повсеместно до XVII в. Главными социальными институтами традиционного общества являлись церковь и армия.

Начиная с XVII в. в Северо-Западной Европе формируется индустриальное общество. Его экономической основой стала промышленность, а основными социальными институтами - те организации, которые производят материальные блага (корпорации, фирмы и т.д.). Индустриальное общество достигло наивысшей точки развития к середине XX в., распространившись к тому времени по большей части земного шара.

Во второй половине ХХ в. в наиболее развитых странах мира - США, Западной Европе, Японии - стало зарождаться постиндустриальное общество. Его экономической основой являются новые наукоёмкие отрасли промышленности, связанные с информационными технологиями, а главными социальными институтами - организации, производящие знания (образовательные и исследовательские учреждения).

Сходная схема была предложена американским публицистом и футурологом Э. Тоффлером (р. 1928). Чтобы подчеркнуть динамичность этапов развития общества и в то же время плавность перехода от одного этапа к другому, он назвал их "волнами". "Первая волна", по его мнению, это аграрное общество, "Вторая волна" - индустриальное, а "Третья волна", сущность которой пока окончательно не прояснилась, так и называется "Третьей волной" ("Third wave").

Возникновение цивилизационного подхода. Теории Н. Данилевского и К. Леонтьева. Представление о циклическом характере развития общества было свойственно античным мыслителям. В Новое время циклистские взгляды в той или иной мере разделяли итальянские мыслители Никколо Макиавелли (1469 - 1527) и Джамбаттиста Вико (1668 - 1744).

Однако основоположником цивилизационного подхода, или, как он позже стал называться, теории локальных цивилизаций, следует считать русского мыслителя Н. Я. Данилевского (1828 - 1889). К термину "цивилизация" в значении "локальная культурно-историческая общность людей" он почти не прибегал, но изобрёл понятие "культурно-исторический тип", использовавшееся им именно в этом значении. Н. Я. Данилевский выделил 10 культурно-исторических типов, в т.ч. египетский, китайский, индийский, греческий, римский, славянский и романо-германский. Каждому культурно-историческому типу присуща определенная "основа" - та сфера духовной деятельности, в которой он наиболее преуспел. Всего основ, по мнению Н.Я. Данилевского, четыре:

-- религиозная;

-- культурная;

-- политическая;

-- экономическая.

Так, у древних греков лучше всего развита культурная основа, у римлян - политическая, в странах Западной Европы (относимых к романо-германскому культурно-историческому типу) - две основы: политическая и культурная. А вот у славянского культурно-исторического типа хорошо развиты все четыре основы. Развитость религиозной основы подтверждается существованием православия, экономической - крестьянской общины, политической - самодержавной монархии и культурной - народности.

Отстаивая идею самобытности культурно-исторических типов, Н. Я. Данилевский был склонен оценивать отрицательно влияние одного типа на другой. Так, он был убежден во вреде западноевропейского влияния для России. В то же время влияние Византии на формирование славянского культурно-исторического типа оценивалось им очень положительно. Думается, тому причиной его субъективные пристрастия (он был славянофилом), а не научные соображения.

Идеи Н. Я. Данилевского были продолжены К. Н. Леонтьевым (1831 - 1891), который предложил концепцию развития культурно-исторического типа. Культурно-исторические типы в своём развитии проходят три периода:

-- первоначальной простоты;

-- цветущей сложности;

-- вторичного смесительного упрощения.

Примером первого периода может послужить западноевропейское средневековье, второго - позднее средневековье и эпоха Возрождения, третьего - современная К. Леонтьеву материалистическая и республиканская Европа. Весь цикл развития культурно-исторического типа занимает, по мнению К. Леонтьева, 1000-1200 лет.

Тенденция выравнивания различий европейских государств будет нарастать, и они сольются в одну республиканскую федерацию. Российская государственность завершает этап "цветущей сложности", а потому самодержавие падёт, страна неминуемо вступит на путь губительной демократизации, захлестнувшей Европу. Исчезнет специфика русской культуры, быта, православной церкви. Страна станет похожа на Западную Европу.

Леонтьеву такая перспектива не нравилась, и он был готов искать спасения... в социализме. Раньше других мыслителей он понял, что социализм в российских условиях переродится в антигуманизм и тиранию, станет новым феодализмом. Вот и хорошо: тем самым он "подморозит" развитие России, отодвинет во времени её вступление в ускоряющееся движение по дороге прогресса и демократии. Это движение сулит России гибель: упадёт мораль, оскудеет патриотизм, сникнет национальный дух, перестанут рождаться гении и герои, победит серый, средний человек.

Конечно, можно поражаться точности прогнозов К. Леонтьева, но надо помнить и о том, что именно эти идеи способствовали замедлению развития России в ХХ в., обусловив её сегодняшнее всё нарастающее отставание.

Конфликт культуры и цивилизации у О. Шпенглера (1880 - 1936). Настоящий бум культурно-исторических или цивилизационных теорий начался в Западной Европе в 1918 г. после выхода книги О. Шпенглера "Закат Европы". Именно в ней О. Шпенглер предельно ясно сформулировал основные принципы культурно-исторического похода: прогресса не существует, человечество как единого целого также не существует. Есть восемь основных культур, развитие которых он уподобляет развитию живых организмов и называет "живыми существами высшего порядка". В их число он включил культуры Древнего Египта и Вавилона, Китая, Индии, античности (аполлоническую культуру), арабо-византийскую ("магическую") культуру и культуру майя. Наибольшее внимание О. Шпенглер уделил западноевропейской ("фаустовской") культуре.

Однако термин "культура" для обозначения этих супербиологических организмов неточен. "Культура" - это лишь первая фаза его существования, характеризующаяся бурным творческим ростом и развитием (см. рис. 6). Достигнув максимума подъёма, культура перерастает в цивилизацию. Отталкиваясь от значения, вкладывавшегося в это слово просветителями, О. Шпенглер кардинально переосмыслил его. Цивилизация, говорят прогрессисты, последняя стадия развития, характеризующаяся высоким уровнем развития науки и техники. Хорошо, но последняя - не значит более высокая! Цивилизация, по О. Шпенглеру, есть вторая фаза развития культуры, характеризующаяся истощением творческого духа, внутренним упадком и окостенением при сохранении внешнего величия. Пример культуры - античная Греция, пример цивилизации - античный Рим.

до XVIII в. с XIX в.

Стадия роста Стадия упадка

КУЛЬТУРА

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Возникновение - VIII-IX вв.

Рис. 6. Фазы культурной динамики по О. Шпенглеру

Западноевропейская культура, утверждал О. Шпенглер, на рубеже XVIII - XIX вв. вступила в фазу цивилизации. Этим, кстати, объясняется и название его книги. Неизбежный спутник цивилизации - мировые войны, в ходе которых она постепенно истощается и погибает.

На учение О. Шпенглера большое влияние оказали И. - В. Гёте и Ф. Ницше. О. Шпенглер был также идейно близок к нацистам накануне их прихода к власти, надеясь на обновление Германии. Однако после 1933 г. он разочаровался в нацистах и оказался от сотрудничества с ними. В знак протеста против искажения учения Ф. Ницше он также порвал отношения с фондом Ницше, с которым сотрудничал в течение многих лет.

Теория "локальных цивилизаций" А. Дж. Тойнби. Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975) - профессиональный историк, профессор Оксфордского университета. Главный его труд, над которым он работал с 1934 по 1961 гг., носит название "Исследование истории".

Именно благодаря ему термин "цивилизация" стал пониматься прежде всего как "локальная цивилизация", т.е. ограниченная во времени и пространстве культурно-историческая общность людей. Тем самым А. Тойнби снял с термина "цивилизация" негативный налёт, приданный ему О. Шпенглером. Первоначально А. Тойнби выделил 21 цивилизацию, доведя позже их количество до 37. В отличие от О. Шпенглера, настаивавшего на изолированности культур, А. Тойнби уделял путям преемственности цивилизаций пристальное внимание, выделив цивилизации "отеческие" и "сыновние". Избавляясь от наследия О. Шпенглера, А. Тойнби также всячески стремился избегать биологических аналогий (хотя и не смог избежать их полностью).

Большое внимание А. Тойнби уделил генезису цивилизаций, сформулировав теорию, образно названную им "Вызов-и-Ответ". Первоначально существовали лишь примитивные сообщества, отличавшиеся от цивилизаций, как мышь отличается от слона. Время от времени эти сообщества сталкиваются с неким Вызовом, приходящим из внешней среды и могущим иметь как природный, так и социальный характер. Если Вызов слишком силен, то сообщество погибает. Если Вызов слишком слаб, то оно его может не заметить. Вызов средней силы порождает ответную реакцию со стороны сообщества - Ответ, который заключается в создании цивилизации.

Иллюстрируя генезис первых цивилизаций, А. Тойнби приводил в качестве примера Древний Египет. На вызов природы, состоявший в неблагоприятных климатических условиях Северо-Восточной Африки, отцы-основатели этой цивилизации дали ответ, заключавшийся в создании ирригационной системы.

Внешняя среда постоянно генерирует Вызовы, и цивилизации (точнее, их "творческие элиты") должны находить адекватные ответы на них (см. рис. 7).

Вызов-4

Вызов-2 Вызов-3

Вызов-1

Ответ-2 Ответ-3 Надлом

Ответ-1

Рис. 7. "Вызовы-и-Ответы" в развитии локальной цивилизации

по А. Тойнби

Если вызовов нет - нет и стимулов к развитию. Если на какой-то из вызовов ответа не находится, может произойти надлом. Такой надлом постиг Древнюю Грецию в результате того, что древнегреческие города-государства постоянно воевали друг с другом и не смогли найти приемлемую форму мирного сосуществования. Сходный вызов, по мнению А. Тойнби, был брошен во второй половине ХХ в. и западноевропейской цивилизации: сможет ли она эффективно предотвратить угрозу ядерной войны и экологической катастрофы. Фундаментальной причиной надломов являются, однако, внутренние конфликты социального или территориального характера ("горизонтальные" и "вертикальные" расколы). Спутницами надлома и распада цивилизаций являются войны. А. Тойнби осуждал их, рассматривая как проявление моральной неспособности общества разрешить свои внутренние конфликты иным, мирным способом.

Надлом, в свою очередь, обычно означает начало конца цивилизации. Подобный исход не фатален, но, как пессимистически замечал А. Тойнби, пока ни одна из известных нам цивилизаций не смогла его избежать.

Л. Н. Гумилёв. К цивилизационному подходу можно отнести и теорию этногенеза российского историка Л. Н. Гумилёва (1912 - 1992). Хотя, на первый взгляд, проблема происхождения народов не имеет отношения к культурно-исторической или цивилизационной динамике, но стоит присмотреться поближе к самой категории "этнос" в трактовке Л. Гумилёва, как мы обнаружим явные параллели с понятием "культурно-исторический тип" у Н. Данилевского и К. Леонтьева, "культура" у О. Шпенглера, "локальная цивилизация" у А. Тойнби. Этносы, по Л. Гумилёву, рождаются, живут и умирают, а срок их существования ограничен примерно 1200 годами (плюс-минус 300 лет).

"Конец истории" или "конфликт цивилизаций"? С. Хантингтон против Ф. Фукуямы. Свидетельством того, что и всемирно-исторический, и цивилизационный подходы продолжают сохранять свою актуальность и развиваться, является дискуссия, имевшая место в начале 1990-х гг. между двумя американскими исследователями: Ф. Фукуямой и С. Хантингтоном.

Ф. Фукуяма (р. 1952) - американец японского происхождения, в течение ряда лет был сотрудником корпорации РЭНД (частного института, созданного ВВС США для разработки проблем национальной безопасности). В 1989 г. он опубликовал статью "Конец истории?", вызвавшую бурные дискуссии. Позже он переработал её в книгу "Конец истории и последний человек". По мнению Ф. Фукуямы, конец "холодной войны" означал не просто окончание широкомасштабного международного конфликта, но и завершение эволюции человеческих обществ, достигшее своего финального пункта в современной либеральной демократии и рыночном капитализме. Альтернативы либерализму - фашизм и коммунизм - потерпели поражение. Для крупных государств началась эра постистории, сытая, спокойная и невероятно скучная. Конечно, отмечал Ф. Фукуяма, кое-где в третьем мире ещё будут происходить вооружённые конфликты, но подобный конфликт между крупными государствами, придерживающимися либеральных и рыночных принципов, уже невозможен. "Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчёт, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории".

Через несколько лет, в 1993 г., один из виднейших современных американских политологов С. Хантингтон (р. 1927) опубликовал статью "Столкновение цивилизаций", также переработанную позже в книгу. По его мнению, соперничество и конфликты в мире после "холодной войны" сохранятся, но "линии разлома" будут проходить теперь между цивилизациями, а не между политическими или идеологическими соперниками. Понимая цивилизации, вслед за А. Тойнби, прежде всего как культурные целостности, С. Хантингтон заявил, что существует 8 цивилизаций, в том числе:

-- китайская (конфуцианская);

-- японская;

-- индуистская;

-- исламская;

-- православная;

-- западная

-- латиноамериканская;

-- (предположительно) африканская (Африка южнее Сахары).

Цивилизации стремятся защитить свои ценности, что приводит к их конфликтам на мировой арене (хотя в то же время одни цивилизации могут заключать между собой коалиции, направленные против какой-то другой). Неслучайно всё большее количество конфликтов в мире происходит по линиям цивилизационного разлома. Эти линии могут проходить и внутри государств; в таком случае конфликт цивилизаций может принять внутренний характер и привести к распаду страны, как это случилось на рубеже 1980 - 1990-х гг. с СССР или Югославией. Во избежание крупных межцивилизационных войн в будущем, полагает С. Хантингтон, во-первых, "стержневые страны" основных цивилизаций не должны вмешиваться в конфликты, происходящие в других цивилизациях; во-вторых, этим "стержневым" странам необходимо договариваться между собой о сдерживании или прекращении войн, уже идущих "по линиям разлома".

Вопросы и задания:

-- В каких значениях может употребляться термин "цивилизация"?

-- Какие два основных подхода к пониманию развития общества существуют в социальных науках? Сравните их основные принципы.

-- Какие теории следует относить ко всемирно-историческому подходу?

-- Кого из представителей цивилизационного подхода вы можете назвать?

-- В каком значении термин "цивилизация" употреблялся О. Шпенглером?

-- В чем состоит, согласно А. Тойнби, значение внешних вызовов для развития примитивных обществ и локальных цивилизаций?

-- Как оценивали роль и место конфликтов в мире после "холодной войны" Ф. Фукуяма и С. Хантингтон? Сравните их подходы.

Тема 26. Постмодерн и глобализация

Понятие "постмодерн". Понятие "постмодерн" чаще всего используется для определения состояния западной культуры последней трети XX - начала XXI вв. Однако оно может применяться и для характеристики состояния западного общества в целом ("ситуация постмодерна").

В буквальном смысле "постмодерн" - это ситуация, возникшая после модерна. Словом "модерн" - современность - обычно обозначают индустриальное общество (или, если угодно, общество нового времени) в том виде, как оно возникло в Западной Европе в XVI - XVIII вв., развивалось на протяжении XIX в., обретя относительно законченный вид к середине XX в. В основе культуры модерна лежит два основных принципа, сформулированных еще просветителями XVIII в.: Прогресс и Свобода. Поэтому не будет, наверное, слишком большой натяжкой назвать общество модерна "просветительским проектом".

Среди других черт, характеризующих общество модерна, можно назвать рациональность, упорядоченность, культ техники, крупного машинного производства. В этом смысле метафорой, отражающей суть эпохи модерна, может, наверное, быть выражение А. Тоффлера об обществе "фабричных труб" или картина, знакомая по урокам литературы, на которых "проходили" роман М. Горького "Мать": огромный мрачный завод, к которому в определённое время по гудку стекаются серые однообразные толпы рабочих. Забегая вперёд, отметим, что ситуация постмодерна обрекает этот завод-спрут на гибель. Производство переносят куда-нибудь на Тайвань или в Малайзию, а в заводских цехах устраивают музей индустриальной техники (как сделали с заводами Рура в Западной Германии) или бизнес-инкубатор для сотен малых предприятий.

Отметим и некоторые черты, свойственные культуре модерна. Для литературы и философии модерна типичны прежде всего так называемые "большие нарративы", т.е. повествования, значительные по объёму и последовательно излагающие опредёленную последовательность событий и мыслей. Таковы произведения Эмиля Золя, Льва Толстого, Михаила Шолохова, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Карла Маркса, Макса Вебера. Для искусства характерны реализм, приверженность моральным ценностям, соблюдение жанровых и стилевых различий. Наверное, именно такое искусство имел в виду Ф. Ницше, говоря о недостатке в нём дионисийского начала...

"Просветительский проект" или "проект модерна" неоднократно критиковался со стороны противостоящих друг другу радикальных сил. Леворадикальные силы характеризовали его как "буржуазный". Но и марксизм, и даже анархизм были в сущности не столько отрицанием проекта модерна, сколько последовательным и радикальным доведением до конца его принципов, названных выше - прогресса и свободы. И то общество, которое в течение ХХ в. пытались построить в ряде стран пришедшие к власти коммунистические партии, оказалось, в сущности, тем же самым проектом модерна: та же рациональность, тот же культ техники, та же вера в прогресс.

Альтернативный проект попытался представить и фашизм. Поэтому, кстати, ряд представителей немецкой интеллигенции, в частности М. Хайдеггер, первоначально были увлечены им. Но и фашистский проект, при всех декларируемых симпатиях к традиционному обществу, к германскому средневековью предстаёт альтернативным модерном, в некоторых отношениях даже более упорядоченным и рациональным - и оттого ещё более отвратительным и ужасным.

Действительно серьёзным вызовом проекту модерна стали идеи Ф. Ницше, а затем идеи мыслителей Франкфуртской школы о "Великом Отказе" и "нерепрессивной цивилизации". Однако они остались в значительной мере лишь кабинетным проектом, не осуществлённым на практике. Впрочем, идеи Франкфуртской школы так же, как идеи Ф. Ницше, экзистенциалистов, психоаналитиков и мыслителей ряда других направлений оказали влияние на формирование постмодернизма.

Ситуация постмодерна. К 1960-м - 1970-м гг. в странах Западной Европы, США и Японии был достигнут высокий уровень потребления экономических, социальных и культурных благ. Либеральная демократия, основанная на чередовании у власти партий и коалиций, разделяющих в целом сходные ценности, стала "единственной игрой в городе". "Царство разума", о котором говорили просветители XVIII в., было в основном построено, и это "царство разума" оказалось либеральным и рыночным обществом. Но это общество не застыло на месте. Наоборот, в нём всё ярче проявлялись тенденции, которые шли вразрез с принципами, на которых было основано общество модерна, обнаруживая черты новой ситуации - ситуации постмодерна.

В экономике второе дыхание приобрели малые предприятия и мелкие фирмы. Раньше представлялось, что они будут неизбежно поглощены промышленными гигантами. Однако далеко не все из этих динозавров эпохи модерна пережили кризис 1970-х гг., а более гибкие и динамичные структуры в условиях перемен получили шанс. Они более склонны к риску и оперативнее реагируют на запросы рынка, готовы производить сколь угодно малые партии товара или даже работать по индивидуальным заказам.

В социальной структуре общества постмодерна утрачивает свое значение классовое деление. Когда большая часть общества становится средним классом, требуются какие-то другие основания для выделения социальных групп. В постклассовом обществе они формируются в значительной мере на основе добровольного выбора того или иного жизненного стиля - способа организации и ведения собственной жизни. Отчасти упрощая, можно сказать, что вместо рабочих и буржуазии или вместо среднего среднего и среднего низшего классов возникает разноцветье групп любителей экстремальных видов спорта, приверженцев офисного стиля, готического стиля и т.д.

Сходство перемен в экономической и социальной сферах несомненно: строго упорядоченные, рационализированные системы трансформируются в системы гибкие, непостоянные, быстроизменяющиеся.

Но наиболее глубокое воздействие ситуация постмодерна оказала на культуру и искусство. Здесь выделяются следующие черты и тенденции:

-- "Большой нарратив", т.е. длительное, последовательное и связное повествование, сменяется "мини-нарративами". Примером "мини-нарратива" может послужить клип, для которого характерны краткость и фрагментарность. Большие произведения дробятся на более мелкие фрагменты, которые перепутываются, переставляются местами, как в "Криминальном чтиве" Кв. Тарантино.

-- Смешение стилевых элементов, заимствованных из совершенно разных контекстов и эпох, эклектика, "пастиш". Предполагается, что всё, что можно было придумать, уже придумано, написано, снято, и творцу в этой ситуации остаётся лишь соединять, монтировать в различных вариациях уже созданное.

-- Значение автора как создателя текста или произведения искусства в силу этого уменьшается.

-- Всеобщая ирония, отсутствие серьёзного отношения к чему бы то ни было, перерастающее во всеобщее осмеяние. Жизнь начинает напоминать разновидность игры.

-- Виртуализация реальности; действительность в произведениях постмодернистов предстаёт всё менее объективной, существующей независимо от индивидуального или коллективного сознания, и всё в большей мере фиктивной, виртуальной, создаваемой средствами массовой информации, превратившимися в индустрию культуры.

Постмодернизм: представители. Если постмодерн - это определённая ситуация, сложившаяся в обществе, то постмодернизм - интеллектуальное направление, школа мысли или группа теорий, пытающихся её описать. Термин "постмодерн" получил широкое распространение после сделанного в 1979 г. Жаном-Франсуа Лиотаром (1924 - 1998) доклада "Состояние постмодерна" (хотя эпизодически он употреблялся и раньше). Именно в нём он высказал идею о кризисе "больших нарративов" и замене их "мини-нарративами".

К виднейшим представителям постмодернизма также следует отнести Жана Бодрийяра (1929 - 2007), Франсуа Гваттари (1930 - 1992), Жиля Делёза (1925 - 1995), Жака Деррида (1930 - 2004). Нередко к постмодернистам относят и Мишеля Фуко (1926 - 1984). Кратко охарактеризуем некоторые из основных понятий, применяемых постмодернистами.

Постмодернизм: основные понятия. В основе постмодернизма лежит попытка преодолеть идеалы и принципы эпохи модерна, избавить культуру от диктата разума и упорядоченности. Важнейшей отрицательной характеристикой культуры модерна и западноевропейской культуры в целом, считал Ж. Деррида, является логоцентризм. Логоцентризм понимался им как господство Логоса (Разума) и логоса как высказанного слова. Мир человека модерна, полагают они, выстроен вокруг единого центра - сознания субъекта, его "Я". Это сознание пытается во всём и везде установить порядок и смысл, даже там, где их нет. Мир же намного сложнее: он мозаичен, многозначен и в сущности хаотичен. Поэтому разумность, упорядоченность является насилием над миром, а торжествующая уверенность разума в себе - это тирания.

Освобождение от "тирании разума" может быть достигнуто в процессе деконструкции. Деконструкция - особая исследовательская процедура, которая является разновидностью анализа текста (причём под текстом может пониматься как написанный текст, так и устный рассказ, телевизионный сюжет). Деконструкция заключается в условном разделении текста на центр и периферию. Центр текста - то, что автор открыто высказывает и защищает. Но подобно тому, что у человека есть подсознание, в тексте есть своё подсознание - это периферия, которая представляет собой скрытые смыслы текста, которые автор пытается утаить или даже не догадывается об их существовании. Всякий текст заключает в себе множество смыслов, и деконструкция может быть бесконечной.

Таким образом, автора текста, строго говоря, не существует; есть лишь фиксатор текста, его составитель. Это парадоксальное открытие было названо "смертью автора". Текст создаёт не только тот, кто непосредственно его пишет - писатель, журналист и т.д., - весь мир, весь мир, сотни прочитанных книг, сотни услышанных им людей водят его рукой.

Интерес к различным способам, манерам и стилям мышления привёл к формулированию постмодернистами понятия, едва ли не наиболее часто употребляемого ими и их подражателями, - "дискурс" (от фр. "discourse" - беседа). Дискурс - это способ и манера мышления, а также выражения своих мыслей, характерные для определённой эпохи или определённой социальной группы и обусловленные доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Говорят, в частности, о литературном дискурсе, политическом дискурсе, академическом дискурсе и пр. М. Фуко писал о дискурсах безумия, т.е. типах представления и общественного обсуждения проблемы безумия, изменявшихся от одной эпохи к другой. Так, в раннем средневековье сумасшедшие рассматривались как "божьи люди", наделённые особым видением мира. В эпоху Ренессанса безумец начинает восприниматься обществом как угроза и насмешка: сумасшедших сажали на "корабли дураков" и отправляли в открытое море. В XVII в. безумцев помещают в особые учреждения, где они содержатся вместе с безработными, нищими, бродягами. И только в XIX в. появляется новый дискурс безумия, рассматривающий его как болезнь, требующую особого лечения. Аналогичным образом можно рассматривать дискурсы преступности или, например, дискурсы конфликта. Дискурсы одной и той же проблемы могут сосуществовать или быть в конфликте, напоминая отчасти идеологию.

Дискурсы могут использоваться для построения особой индивидуальной или коллективной картины мира, называемой симулякром. Термин "симулякр" был известен еще в средние века и обозначал просто изображение, картинку, репрезентацию. Жан Бодрийяр выделил следующую последовательность фаз развития этого образа:

-- он является отражением некоей объективной реальности;

-- он маскирует и искажает объективную реальность;

-- он маскирует отсутствие объективной реальности;

-- он вообще не имеет отношения к реальности, являясь своим собственным симулякром.

Симулякр мира постмодерна, по Ж. Бодрийяру, это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Если раньше они были копиями, моделями или символами реально существующих или существовавших вещей и явлений, то в ситуации постмодерна они не отражают ничего, кроме самих себя. Более того, симулякры, созданные средствами массовой информации, начинают вытеснять реальность. Реальность СМИ становится всё неотличимее от имитации. Иллюстрируя эту мысль, Ж. Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 г. в Персидском заливе: ведь у наблюдавших за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, происходило ли там что-то на самом деле или весь видеоряд был смонтирован на компьютер, подобно динозаврам из "Парка Юрского периода" Ст. Спилберга.

Идеи Ж. Бодрийяра повлияли на Ларри Вачовски, автора сценария и одного из режиссёров фильма "Матрица". Более того, одна из работ мыслителя была непосредственно обыграна и в самом фильме. Книга Ж. Бодрийяра "Симулякры и симуляция" оказывается в руках главного героя, хакера Нео. Однако эта книга лишь тайник для диска с хакерской программой: страницы из неё вырезаны. Позже другой главный герой, Морфеус, перед тем, как объяснить Нео, что вся его жизнь была симулякром, созданным Матрицей, прямо цитирует Бодрийяра: "Добро пожаловать в пустыню реального". Более того, перед съёмками "Матрицы" Л. Вачовски заставил актёра Кеану Ривза, игравшего Нео, изучить ряд книг, в том числе и упомянутую работу Ж. Бодрийяра.

Идея Ж. Бодрийяра была использована современным российским писателем В. Пелевиным в фантастическом романе "Generation "P" ("Поколение "П"). Идея виртуализации мира постмодерна доведена в этом романе до логического финала: всё, что показывает телевидение, - симулякр. Нарисованными на сверхмощном компьютере симулякрами являются все представители политической элиты 1990-х гг. - и Б. Ельцин, и А. Чубайс и Дж. Буш, и депутаты Госдумы.

В заключение нашего краткого обзора понятийного аппарата постмодернизма остановимся на термине "ризома", предложенном Ж. Делёзом и Ф. Гваттари. Термин этот заимствован из ботаники и обозначает определенный тип растительного корня: есть корни стержневые и есть мочковатые (ризомы). В одноименной работе Ж. Делёза и Ф. Гваттари ризома превращается в символ организации мира постмодерна, тогда как стержневой корень - символ организации мира модерна. Ризома хаотична, не имеет определённой, жестко заданной формы, но каждая её точка связана с любой другой точкой. Ризома может быть разорвана в одном или нескольких местах, но это нарушение целостности не будет для неё фатальным, поскольку связность в системе всё равно сохранится. Это сеть, не имеющая центра, лишённая организующего и контролирующего начала. Работа "Ризома", написанная в 1976 г., предвосхитила развитие множества сетевых структур, характерных для мира постмодерна, - от технических сетей, самой известной из которых является сеть Интернет, до сетей социальных.

Следует отметить, однако, что далеко не все современные социологи и философы разделяют идеи постмодернистов. Критически оценивает постмодернизм один из последних представителей Франкфуртской школы Юрген Хабермас (р. 1929 г.). Один из крупнейших социологов современности Энтони Гидденс (р. 1938 г.) предпочитает говорить о радикальной, или поздней, современности, отличающейся от классической современности, но всё-таки современности.

Глобализация. К концу ХХ в. одной из наиболее часто обсуждаемых социологами и философами тем становится процесс глобализации. Под глобализацией понимается совокупность процессов, которые способствуют развитию связей и углублению взаимозависимости между странами по всему земному шару. Выделяют, в частности, экономическую глобализацию, проявляющуюся прежде всего в деятельности транснациональных корпораций. Начиная с 1970-х гг. их деятельность осуществляется уже не на основе какой-либо одной национальной экономики, а на интеграции производства в мировом масштабе, когда продукция производится одновременно в разных странах или собирается из деталей, произведённых в разных странах. Глобализация производства ведёт к сокращению издержек компаний, поскольку новые предприятия основываются в странах с более дешёвым и производительным трудом, льготным налоговым режимом, слабыми профсоюзами и т.д.

Экономической глобализации способствует и "электронная экономика": банки, корпорации, частные инвесторы могут перемещать свои средства по миру простым щелчком "мышки". События в одной части света оказывают немедленное воздействие на остальной мир: финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии приводит в дефолту в России, рост потребления продуктов в КНР - к повышению цен на продовольствие в Западной Европе.

Появляются новые формы экономических, культурных и политических организаций, не связанные с конкретной страной. Это не только такие корпорации, как "Кока-Кола" или "Макдональдс", но и международные объединения, которые могут принимать решения, обязательные для стран-участниц (Европарламент, Трибунал по расследованию преступлений против человечества в Гааге), и транснациональные организации, как "Amnesty International" ("Международная Амнистия" - организация, борющаяся за права политзаключённых во всём мире) и "Green Peace" ("Грин Пис"). Работники подобных организаций превращаются в особую социальную группу, жизнь и деятельность которых уже не связаны со страной, где они родились.

Экономическая глобализация идёт рука об руку с культурной. По всему миру люди носят одежду одних и тех же брендов, ходят в магазины и закусочные, принадлежащие к одной и той же сети, читают одни и те же книги, смотрят одни и те же фильмы, слушают одни и те же мелодии и хиты. Следует оговориться, что глобализация в сфере культуры далеко не всегда приводит к униформизации, однообразию: американские подростки могут читать японские комиксы-"манга", нарисованные бразильским художником; диски с ямайской музыкой "рэггей", записанной на студии в Лондоне, продаются в Москве и т.д.

Учёные, политики и публицисты оценивают глубину и степень этих глобальных перемен по-разному. Существуют скептики, считающие, что идея глобализации чересчур "переоценена" и ничего принципиально нового в мире не происходит. Сегодняшняя глобализация рассматривается ими как продолжение тех процессов, что начались в эпоху великих географических открытий и продолжились в XIX в. Однако немалая часть тех, кто пишет о глобализации, принадлежат к глобалистам - умеренным, как Э. Гидденс, или "гиперглобалистам", считающим, что глобализация приведёт к уменьшению роли национальных правительств и "миру без границ".

Глобалисты и антиглобалисты. Но, даже признавая эти глобальные перемены, можно по-разному к ним относиться. Тех учёных, публицистов и политиков, которые положительно оценивают существующие тенденции глобального развития, приветствуют ослабление суверенитета национальных государств и глобальный капитализм, называют глобалистами. Ярким примером подобных взглядов является концепция "конца истории" Ф. Фукуямы, рассмотренная в теме 25.

Что касается "антиглобализма", то антиглобалистами называют представителей различных, подчас даже противоположных друг другу тенденций. Во-первых, есть антиглобалисты в буквальном смысле этого слова - сторонники сохранения полноценного суверенитета национальных государств, усматривающие в росте перемещения через границы товаров, людей и идей угрозу национальной идентичности и национальной культуре. Они хотели бы вернуться к "добрым старым временам" до начала глобализации. По своим политическим взглядам они, как правило, консерваторы или даже правые радикалы. Неслучайно праворадикальные силы в Западной Европе и США сделали одним из своих главных лозунгов противодействие миграции.

Альтерглобализм. Но есть и антиглобалисты иного рода. Поддерживая идею глобального общества в целом, они резко возражают против тех форм, в которых протекает глобализация. Это сторонники "альтернативной глобализации", или "альтерглобалисты".

Формирование и развитие альтерглобалистского движения происходило под значительных влиянием таких левых мыслителей, как У. Валлерстайн, А.Г. Франк (представители теории мировой системы, или миросистемного анализа), А. Негри, М. Хардт (авторы работ "Империя" и "Множество") и др.

Кратко остановимся на основных положениях теории мировой системы. У. Валлерстайн отказался от традиционного для марксизма анализа классовых отношений и обратился к проблемам мирового экономического развития. По его мнению, экономическая организация современного капитализма имеет не национальную, а глобальную основу. Эта система неоднородна: она состоит из экономически и политически доминирующих центральных регионов и периферии, зависимой от центра экономически. Центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырьё. Существует также промежуточная зона (полупериферия), которая обладает характеристиками, свойственными как центру, так и периферии. Однако эта система не вечна, равновесие её достигается за счет противоборства конфликтующих сил и втягивания в капиталистическую миросистему новых и новых стран. При этом всегда существует опасность внутреннего взрыва миросистемы.

Но если капиталистическая система глобальна - и противодействовать ей следует глобально, считают альтерглобалисты.

Среди предвестников антиглобалистского (или, точнее, альтерглобалистского) движения особое место занимают сапатисты - повстанческое движение мексиканских индейцев середины 1990-х гг. Субкоманданте Маркос, один из руководителей движения (впрочем, он возражает против того, чтобы его считали лидером, называя себя всего лишь "голосом", "медиатором" и "стыковочным блоком" между повстанцами и остальным обществом), в своих статьях и эссе смог связать локальные задачи повстанческого движения с глобальной целью - борьбой против неолиберальной глобализации. "Кажущаяся безотказность машины глобализации сталкивается с глухим неподчинением реальности... по всей планете возникают группы несогласных, очаги неподчинения".

На протяжении 1990-х гг. к движению присоединились самые различные в идеологическом и социальном отношении организации. Так, в 1998 г. ряд общественных организаций Франции объединился в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, "АТТАК-Франция" (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным её требованием является установление "налога Тобина" (налога, предложенного лауреатом Нобелевской премии по экономике Дж. Тобином). По мнению Дж. Тобина, поддержанному АТТАК, 0,1 % от всех финансовых операций следует направить на борьбу с бедностью и помощь слаборазвитым экономикам. Позднее к "альтерглобалистам" присоединились умеренные левые и левые радикалы, фермеры и профсоюзы, представители молодежных, экологических, женских и других движений.

Ввиду столь большой разнородности движения альтерглобалистские организации заранее договорились об отказе от организационного и идеологического доминирования: никто не навязывает друг другу анархистские, социалистические или иные идеи, никто не претендует на центральное руководство. Объединяющий лозунг носит общий характер: "Иной мир возможен!" Движение функционирует по сетевому принципу (принцип "ризомы"), осуществляя контакты и координируя действия через Интернет. Другими его особенностями, отмеченными А. Бузгалиным, являются гибкость, подвижность, изменчивость форм и конфигураций структур участников, открытость сети для их "входа" и "выхода", равноправие участников, вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности. Можно сказать, что альтерглобализм - это форма оппозиционного движения в ситуации постмодерна. Он также характеризуется как проявление "глобального гражданского общества" и "глобального сопротивления".

По мнению большинства альтерглобалистов, нынешняя модель глобализации влечёт за собой:

-- всё растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования между странами "богатого Севера" и "бедного Юга";

-- растущую экспансию глобального капитализма, превращение стран мировой периферии и полупериферии в сырьевые придатки так называемых развитых стран или стран центра мировой системы;

-- потребительское и хищническое отношение к природе, вывод грязных производств в более отсталые страны;

-- недопустимо плохие условия труда для работников низкой квалификации в странах периферии и полупериферии;

-- доминирование массовой культуры, подавление свободного творчества, "стандартизация умов".

Этой модели глобализации противопоставляется иная - глобальное социальное творчество, совместное решение глобальных проблем, "сетевые структуры" по всему миру и т. д.

Пик протестных акций альтерглобалистов пришёлся на 1999 - 2001 гг. В 1999 г. свыше 50 тыс. человек вышли на улицы Сиэтла (США), чтобы выразить свой протест против проведения очередного заседания Всемирной торговой организации (ВТО). Деятельность ВТО, Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) рассматривается альтерглобалистами как одно из наиболее ярких проявлений отвергаемой ими "неолиберальной глобализации". В 2000 г. массовые акции протеста состоялись в Праге, где собралось руководство Всемирного банка и МВФ, в 2001 г. - в Генуе, где проходила встреча "большой восьмёрки". Начиная с 2001 г. альтерглобалистское движение уделяет главное внимание проведению Всемирных социальных форумов.

Хотя перечисленные выше акции протеста и сопровождались беспорядками, следует признать, что альтерглобалисты склонны к насилию в гораздо меньшей степени, чем левые радикалы 1960-х гг. или предшествующих эпох. В то же время альтерглобалисты показали себя не в меньшей, если не в большей мере способными к мобилизации и координации действии многотысячных масс людей. Время покажет, смогут ли они стать "глобальной оппозицией" или "глобальным гражданским обществом", ведущим борьбу за изменение характера глобализации, или утратят своё нынешнее единство, а поднятая ими волна движения протеста спадёт, как спали предшествующие волны левых и леворадикальных движений.

Вопросы и задания:

-- Сопоставьте основные черты общества модерна и общества постмодерна, заполнив таблицу:

Общество

модерна

Общество

постмодерна

Экономика

Социальная сфера

Политика

Культура

-- Охарактеризуйте основные черты постмодернистского искусства.

-- Объясните термины: дискурс, логоцентризм, смерть автора, симулякр, деконструкция, ризома.

-- Что такое глобализация? Как проявляется глобализация в различных сферах жизни общества?

-- Какие точки зрения на глобализацию вы можете назвать?

-- В чём разница между антиглобалистами и альтерглобалистами?

-- Как ситуация постмодерна отразилась на формах и методах борьбы альтерглобалистского движения?

Приложение

ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 522700 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (2003 г.)

Дисциплина ОПД.Ф.03 "История конфликтологии"

Античность: исходные представления о конфликте; природа "агона" в античной философии; идея военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта; учение Гераклита о "логосе" и диалектике перехода в противоположное; элеаты: противопоставление бытия и небытия; "агон" и философия классического периода античности; "агон" и философия эллинистического и римского периодов; представления о конфликте в Средневековье: природа конфликта: разум-вера, истина-откровение средневековой теологии и философии; природа противостояния номинализма и реализма в средневековой схоластике. Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления. Новое и современное время: эпоха Нового времени, природа конфликта в сфере сознания; западноевропейская мысль XIX-го - начала XX вв.: конфликт, борьба, антагонизм; конфликтная сущность современного глобализма: экономика, политика, идеология.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ко всему курсу:

-- Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. - М.: Астрель, 2007. - 988 с.

-- Гриненко, Г. В. История философии [Текст]: учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 685 с.

-- История мировой философии [Текст]: учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. - М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 494 с.

-- История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Инфра-М - Кодекс, 1995. - 736 с.

-- История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 736 с.

-- Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. - Изд. 4-е. - М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2004. - 1008 с.

-- Скирбекк, Г. История философии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

-- Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник для высшей школы / В. В. Соколов. - М.: Академический проект, 2004. - 912 с.

-- Чанышев, А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть XIX в.) [Текст] / А. А. Чанышев. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, РОССПЭН, 2000. - 479 с.

Дополнительно к разделу I:

-- Васильев, Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) [Текст] / Л. С. Васильев. - М.: "Наука". Главная редакция восточной литературы, 1989. - 309 с.

-- Чаттерджи, С. Индийская философия [Текст] / С. Чаттерджи, Д. Датта. - М.: Селена, 1994. - 416 с.

-- Чанышев, А. Н. История философии Древнего мира [Текст]: учебник для вузов / А. Н. Чанышев. - М.: Академический проект, 2005. - 608 с.

Дополнительно к разделу II:

-- Антология философии средних веков и эпохи Возрождения [Текст] / сост. С. В. Перевезенцев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с.

-- Соколов, В. В. Средневековая философия [Текст]: учеб. пособие / В. В. Соколов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 352 с.

Дополнительно к разделу III:

-- Алексеева, Т. А. Современные политические теории [Текст]: курс лекций / Т. А. Алексеева. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, РОССПЭН, 2000. - 464 с.

-- Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия XVIII в. [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. - М.: Высш. шк., 1986. - 400 с.

-- Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Кузнецов. - М.: Высш. шк., 1989. - 480 с.

-- Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст] / Дж. Ритцер. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

-- Хрестоматия по западной философии [Текст]: учеб. пособие / cост., авт. предисл. и вступит. ст. Н. И. Фокина. - М.: ТК Велби, изд-во "Проспект", 2008. - 544 с.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Тема 1 Введение................................................. 3

РАЗДЕЛ I Конфликтологическая мысль в Древнем мире............................................... 6

Тема 2 Конфликтологическая мысль в Древнем Китае... 6

Тема 3 Конфликтологическая мысль в Древней Индии... 13

Тема 4 Античная цивилизация и зарождение конфликтологической мысли в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э................................................ 19

Тема 5 Развитие конфликтологической мысли в Древней Греции в V в. до н.э.................................... 26

Тема 6 Софисты и Сократ....................................... 31

Тема 7 Платон, его жизнь и учение........................... 37

Тема 8 Аристотель, его жизнь и учение...................... 41

Тема 9 Античные историки о конфликтах................... 47

Тема 10 Сократические школы. Конфликтологическая мысль эллинистического и римского периодов... 52

Тема 11 Возникновение христианства и первые "отцы церкви"...................................................... 60

РАЗДЕЛ II Конфликтологическая мысль средневековья и эпохи Возрождения........ 69

Тема 12 Конфликтологическая мысль в Западной Европе в средние века (VI - XII вв.)........................... 69

Тема 13 Расцвет и начало упадка средневековой схоластики (конец XII - начало XIV вв.).................. 77

Тема 14 Конфликтность как основная черта социально-политической жизни эпохи Возрождения.......... 85

Тема 15 Эпоха Возрождения и конфликт мировоззрений 91

РАЗДЕЛ III Конфликтологическая мысль в Новое и Новейшее время......................... 98

Тема 16 Конфликтологическая мысль в начале Нового времени: Гуго Гроций, Томас Гоббс и Джон Локк ……………. 98

Тема 17 Французское просвещение XVIII века и реакция на него...................................................... 103

Тема 18 Споры о рационализме и эмпиризме и учение Иммануила Канта........................................ 111

Тема 19 Диалектика в учениях И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля......................................................... 118

Тема 20 Карл Маркс и его учение............................... 127

Тема 21 "Философия жизни" и её вклад в конфликтологическую мысль.......................................... 134

Тема 22 Психоаналитические теории о конфликтах и их разрешении................................................ 144

Тема 23 Философия существования и конфликты........... 153

Тема 24 "Левый" и "правый" политический радикализм ……….. 161

Тема 25 Единая цивилизация или конфликт цивилизаций? Всемирно-исторический и цивилизационный подходы к развитию общества........................ 172

Тема 26 Постмодерн и глобализация........................... 181

Приложение.............................................. 193

Список литературы....................................... 194

Для заметок

Для заметок

Учебное издание

Трушников Денис Юрьевич

Трушникова Вера Ивановна

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Редактор Г. Б. Мальцева

Подписано в печать 30.11.2009. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 12,5.

Тираж 500 экз. Заказ N 377.

Издательство государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Тюменский государственный нефтегазовый университет".

625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.

Отдел оперативной полиграфии издательства.

625039, г. Тюмень, ул. Киевская, 52.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989. - С.13.

Существует ряд переводов "И Цзин" на русский язык, напр.: Иллюстрированный гадательный "И Цзин" / Пер. с древнекит., сост., прим. Гуань Сюцая. - М., 2001. - 512 с.

См.: Конфуций. Лунь Юй / Классическое конфуцианство. В 2 т. Т.1. - СПб., 2000. - С.113, 167, 181, 184 (фрагм. 4-16, 13-27, 15-22, 15-34).

Там же, С. 275-276.

Там же, С.184 (фрагм. 15-39).

Там же, С.156 (фрагм. 12-11).

Там же, С.155 (фрагм. 12-9).

Там же, С.157 (фрагм. 12-19).

Дао Дэ цзин / Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2х т. Т.1. - М., 1972. - С. 118.

Там же, С.137.

Там же, С. 132.

Цит. по: Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли, С. 101.

Там же, С.103.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли, С. 109, 116, 118.

Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2х т. Т.2. - М., 1973. - С.280.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2003. - С. 131-132.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994. - С. 19-20.

Антология мировой философии в 4х т. Т.1. Ч.1. - М., 1969. - С.118.

См., напр.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003. - С. 50.

См., напр.: Уотс А. Путь дзэн. - Киев, 1993. - С.243-254.

Эррикер К. Буддизм. - М., 1998. - С. 194-196.

Дхаммапада (стих 5) / Поэзия и проза Древнего Востока [Библиотека Всемирной литературы. Т.1]. - М., 1973. - С. 433.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. - С.120.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М., 1989. - С.92-93.

Античная поэзия. - Ростов-на-Дону, 1997. - С.91.

Рассел Б. История западной философии. - М., 2004. - С. 55, 63.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.217.

Там же, С.222.

Там же, С.201-202.

Там же, С. 192, 199.

Рассел Б. История западной философии. - М., 2004. - С. 75.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.287-289.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.307-313.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С. 194.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.520.

Здесь и далее ссылки на цитаты из произведений античных авторов и из Библии даются по универсальной системе цитирования: римская цифра (если есть) обозначает книгу, арабская - раздел или параграф, латинские буквы - строки.

Антология мировой философии в 4х т. Т.1. Ч.1. - М., 1969. - С.318.

Платон. Феэтет. 152а; Аристотель. Метафизика. Х. 1053а 35.

Секст Эмпирик. Соч.: В 2х т. Т.1. - М., 1975. - С.73-77.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С.232.

Секст Эмпирик. Соч.: В 2х т. Т.1. - М., 1975. - С.253.

Рассел Б. История западной философии, С. 128.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона. - М., 1992. - С.124 и далее.

Платон. Законы. IX 856 c; IX 876 е - 877 а; XII 958 b - c;; VIII 847 a-b; XI 917 c - d; IX 854 e.

Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба / Платон и его эпоха. - М., 1979. - С.49-50.

Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.1. - М., 1990. - С. 43.

Конечно, Аристотель не употреблял латинские термины "forma" и "materia". Он употреблял греческие термины "морфэ" для формы (ср. термин "морфология", букв. "учение о формах") и "хюлэ" для материи ("хюлэ" - необработанный материал, бесформенное и бескачественное вещество). Но при изложении учения Аристотеля в течение уже восьми веков принято использовать именно эти латинские термины.

Лурье С.Я. Геродот. - М., 1947. - С.41.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977. - С.114.

Мирзоев С.Б. Полибий. - М., 1986. - С.60.

Полибий. Всеобщая история. VI, 57.

Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VI.37; VI.34.

Там же, VI.39.

Там же, VI.32; VI.35.

Там же, II, 67.

Степанова А.С. Философия Древней Стои. - СПб., 1995. - С.200-201.

Там же, С.183-184.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003. - С.159.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С. 555.

Поставление царей на трон и священников на служение совершалось у древних иудеев через торжественное помазание елеем. Первоначально "помазанниками" (машиах) называли священников, а после установления монархии это слово начали употреблять и по отношению к царям.

Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М., 1999. - С.15-16.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М., 2007. - С. 101-102.

* Здесь и далее все даты относятся к нашей эре (н.э.), обозначение "н.э." опускается.

Чанышев А.Н. История философии древнего мира. - М., 2005. - С.536.

Цит. по: Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 2001. - С.41-42.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.078 с)...