Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура 1960-х годов



Новые качества в белорусскую скульптуру принесла молодая генерация мастеров, выпускников Белорусского государственного театрально-художественного института. Молодые скульпторы расширили жанровый и тематический спектр белорусской скульптуры. Достаточно интересен поиск в различных жанрах скульптора Анатолия Аникейчика (1932 – 1989). Индивидуальность художника проявилась уже в первой работе – композиция «Высотники» (1959). В то время молодой скульптор решил достаточно сложную задачу «взаимоотношения» человеческих фигур с жёсткими формами строительных конструкций. Энергичные, напористые образы молодых высотников стали прототипом его будущих героев – людей сильных и смелых, наделённых мощными и яркими характерами. Оригинальностью композиции и пластического решения отличительны и станковые композиции этих лет – «Папараць-кветка» (1967), «Тревога» (1968), «Клич» (1969) и другие.

В первых работах Анатолия Аникейчика портретного жанра ещё выразительно не проявились те черты, которые подчёркивали индивидуаль-ность художника. Эти скульптуры несут в себе размышления автора, понимание специфики материала, отличительны умением найти и построить конкретную композицию («Портрет девочки», 1963). В более ранней работе «Голова юноши» (1960) скульптор стремится к типическому в портрете, но понимание современного образа заключается не столько во внутреннем смысле своих героев, сколько в единичных приметах «современности».

Как портретист Анатолий Аникейчик наиболее последователен в исторических портретах. Интеллектуальное богатство, внутренняя цельность и целенаправленность всегда привлекают его. Портреты Бетховена. Дзержинского, Маяковского, Фрунзе, созданные скульптором в различные годы, строго и тщательно продуманы. Среди белорусских художников Анатолию Аникейчику принадлежат наиболее интересные образы народного поэта – Янкі Купалы – начиная от надгробного памятника поэту (1971), памятника Я. Купалы в белорусской столице (1972) и брозового бюста в Нью-Йорке (1973). В каждой из этих работ чувствуется стремление автора к передаче индивидуальных и национальных черт поэта.

Наиболее последовательным в разработке образа современика является Геннадий Муромцев. Художник видит красоту человека в его естественности, физической раскрепощённости, свободных позах и движениях, что нашло отражение в композиции «Урожай» (1958) – дипломной работе скульптора, однофигурных композициях «Ромашка» и «Добрый день, земля целинная» (обе 1962). Одно из лучших произведений автора – «Колхозница» (1962), в котором автор через лирическую окантовку, эмоциональную приподнятость смог показать моральную и физическую красоту деревенского человека. В образе молодой девушки-колхозницы, художник увидел и изобразил черты присущие современной молодежи.

Тема современности звучит и в образной трактовке «Портрета учительницы» (1967), в котором наблюдается поиск новых средств композиционного плана. Они связаны со спецификой портретного жанра, в котором можно подчеркнуть индивидуальные особенности модели.

Наиболее удачные портретные решения появившиеся на основе расширения композиционных возможностей этого жанра можно наблюдать в творчестве Льва Гумилевского. В начале творческого пути у автора можно наблюдать повышенный интерес к теме юношества, физической красоты и силы. В композициях «Скиф» (1959), «Так и кончаются школьные годы...» (1962), «Девочка с лентой» (1963) и других тема по существу одинаковая, но совсем разный подход молодого скульптора к каждому из сюжетов, разная мера обобщения образов, степень законченности произведения. Девочка с лентой воспринимается ещё как этюд, группа парней со спортивной лодкой и группа девушек-школьниц – это уже цельные характеры молодёжи: сильные и мужественные в первом варианте, поэтические и окрылённые во втором.

Значительный вклад внёс Лев Гумилевский и в разработку производственной темы, достаточно популярной в белорусском искусстве 1960 – 1970-х годов. Автор не просто рассказывает про человека труда, а показывает его в обычных и естественных ситуациях («Новосёлы», 1966; «Дождик», 1966; «Полдень», 1976). Это своеобразные лиричные отступления скульптора, который не претендует на сложное смысловое содержание произведений.

Тенденция «сурового стиля» нашла выражения в скульптурах «Смена» (1962) и «Солигорск» (1961), в которых автор по-новому прославляет романтику суровых рабочих будней. В творчестве Льва Гумилевского-портретиста чувствуется стремление к выражению духовной сущности человека, умение подчеркнуть индивидуальные особенности каждой модели. Интересна композиция «Портрет матери» (1963) – строгими плоскостями наброшенного на голову платка автор создаёт конусовидную композицию. Художник как бы утверждает неизменность воспоминаний о матери, образ которой воплотил в себе самые лучшие человеческие чувства и переживания. Однако портретное творчество скульптора явилось переходным этапом к более глубоким и сложным станковым композициям.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 944 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...