Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 15. Классификация игр



Разные авторы по своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра». Как отмечает Т.С. Бибарцева, классификация может быть точной лишь в том случае, если правильно определен сущностный классификационный признак. Безусловно, игра - деятельность. Э. Кант сущ­ность игры сопоставлял с деятельностью, цель которой не выходила за ее пределы. Он отмечал, что в игровой деятельности самоценен любой момент. Сущностью понятия «досуг» также является деятельность. Поэтому игры и досуговые развлечения - имитация настоящей деятельности. В результате каких-либо увлечений происходит реализация продуктивной деятельности, считающейся объективно досуговой. Участие игропрактики на работе, в учебном процессе, на досуге подводит к размышлениям о том, что все игры включают досуговедческую сущность, содержащую познавательные, обучающие, рекреационные и воспитательные аспекты. При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто применяются игры-задания, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и используются различные области знаний (философия, педагогика, психология, эко­логия, искусствоведение и т.д.). Этим и определяется трудность написания четкой квалификационной типологии. Однако бес­спорно то, что все игры имеют развлекательный и познаватель­ный характер, обусловленный досуговым и педагогическим началом. Поэтому игровая деятельность бесконечна. Используя даже исторические элементы игровой практики, игра находится всегда в настоящем и поэтому, может внезапно начинаться, пре­рываться, менять свои правила и действия. Но, тем не менее, при рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями игр, чаще всего игры разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр:

§ по области деятельности (физические, интеллекту­альные, трудовые, социальные, психологические);

§ по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познава­тельные, воспитательные, развивающие, репродук­тивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехни­ческие);

§ по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драмати­зации);

§ по предметной области (математические, экологи­ческие, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спор­тивные, народные, туристические, управленческие, эко­номические, педагогические, досуговедческие и др.);

§ по игровой среде (с предметами и без предметов, компью­терные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).

Все эти подразделы до настоящего времени относили только к педагогике игры. Однако можно считать их ближе к досуговедческим, в то же время выделяя в этом функционале игр интеллектуальное творчество: спортивно-оздоровительные игры; азартные, коммерческие и престижные; имитационные и театральные; игровые программы; традиционные.

Наиболее полно раскрывающей классификационный функ­ционал педагогических (дидактических) игр является теория профессора В.И. Андреева в учебном курсе для творческого саморазвития. Автор относит педагогические игры к одной из форм организации общения и воспитания. Он предлагает свою классификацию, в которой раскрывает виды учебной деятель­ности, такие, как обучающие, воспитывающие и развивающие, контролирующие, диагностические и многие другие, относящи­еся к группе «по целям их применения». По характеру деятель­ности отмечаются такие виды, как интеллектуальные, физичес­кие, трудовые, социальные и другие. В группу раздела «по особенностям методики и технологии их организации» отно­сятся следующие виды: ролевые, эвристические, имитацион­ные, деловые, психодрама и другие. Математические, физичес­кие, литературные, музыкальные, спортивные - к группе по учебному предмету, а тренинговые, репродуктивные и творчес­кие - по уровню проблемности. Соотношение индивидуальных, парных, групповых и коллективных игр В.И. Андреев относит к группе по коммуникативному взаимодействию. В группу игр по применению технических средств входит тренажерные, компьютерные, телевизионные и другие.

С детских игр начинается формирование культуры поведе­ния, миропонимания, закладывается основа мечтательности, развиваются фантазия и способность к творчеству. В.А. Сухомлинский писал об игре как живительном потоке представлений и понятий об окружающем мире. Он отмечал, что она вырабатывает пытливость и любознательность. Важным организацион­ным моментом для проведения игры является обеспечение бла­гоприятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.

Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:

§ игры по времени проведения;

§ игры по месту проведения;

§ игры по возрасту участников;

§ игры по степени регулирования;

§ игры с предметами и без предметов;

§ игры по содержанию.

Нельзя не отметить и тот факт, что игровая деятельность включает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также опре­деляет специфику востребованности кадров в области соци­ально-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение игр с позиций развлекательных, досуговых, педа­гогических, психологических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

Важность игр бесспорна, так как они сопровождают чело­века на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 813 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...