Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Надо найти в формулировке темы ключевые слова, чтобы повторить их в тексте несколько раз, особенно важно включить эти слова в начало и в конец текста.
2. Следует подобрать, если это возможно, синонимы, в том числе текстовые, к ключевым словам. Это поможет избежать неоправданного повтора, а в ряде случаев выразить свое отношение, оценку, более точно охарактеризовать то, что мы анализируем. Например, в теме «Что утверждает и что отрицает Базаров?» подбираем синонимы (в том числе перифразы) к ключевым словам:
Базаров – герой, он, главный герой романа, нигилист, противник традиций прошлого, сторонник отрицания.
Тургенев – писатель, автор, создатель романа, писатель-классик, классик, продолжатель традиций Пушкина, реалист, писатель-гуманист, писатель-философ, демократ, художник-мыслитель.
Роман – произведение, творение, создание, лучшее произведение, самое сложное (загадочное), до сих пор не разгаданное до конца произведение, в котором проявился пророческий дар писателя-философа.
Утверждает – соглашается, является сторонником, принимает, проповедует, признает, доказывает, убеждает, защищает.
Отрицает – спорит, резко критикует, отвергает, не принимает, не может согласиться; является противником, протестует, опровергает, возражает, отвергает.
3. Подобрать антонимы (в том числе контекстуальные) к ключевым словам. Например, в теме «Чувства добрые я лирой пробуждал...» можно коснуться не только проблемы добра, но и проблемы зла. В теме «Проблема духовного становления личности в произведениях русской классики» ключевыми словами будут духовность, нравственность, личность, чувство собственного достоинства, способность к милосердию, гуманизм, совесть, способность противостоять влиянию окружающей среды.
Антонимы: жестокость, бездуховность, черствость, безнравственность (неумение прислушиваться к голосу совести, отчуждение от законов добра и справедливости).
4. Тема должна управлять созданием текста. Формулировка темы должна нам помогать, а не мешать. Надо уметь в любом вопросе найти уже начало ответа.
5. Особенно внимательно надо относиться к началу и концу текста (сочинения). Начало и конец должны соотноситься между собой и быть написанными в соответствии с формулировкой темы (она должна быть включена хотя бы частично в первый абзац и в одно из последних предложений).
6. Надо уметь сознательно ограничить себя в отборе материала, если тема предполагает возможность выбора. Надо уметь показать: «я знаю многое, владею материалом во всей полноте, но из этого «многого» сознательно выбираю что-то конкретное», и объяснить, почему...
Например: «Русская классическая литература – феномен удивительный» («Почему русскую литературу XIX в. мы называем классической»). В начале сочинения я показываю, что тема может быть раскрыта на материале творчества Пушкина, Толстого, Достоевского... Однако можно доказать, что русская литература XIX в. является классической, анализируя только творчество Пушкина. Почему я выбираю именно Пушкина? Во-первых, потому, что он мой любимый поэт, во-вторых, потому, что в нашей литературе он занимает особое место, являясь, по словам Горького, «началом всех начал»...
7. Надо уметь рассматривать литературные явления в контексте (прием сопоставления).
8. Надо стараться писать так, чтобы одно вытекало из другого. В том, что уже написано, в предшествующей части, надо постараться увидеть источник для создания последующей части. Надо следить за порядком слов в предложениях.
9. Чтобы смягчить категоричность выводов, следует использовать такие языковые средства: на мой взгляд, вероятно, возможно, по-моему, можно предположить, как бы, некоторые сомнения у меня возникают, когда...
10. При проверке черновика надо постараться посмотреть на свою работу как бы со стороны, придирчиво исправляя, вычеркивая все, что вызывает сомнения или может показаться ошибочным.
Особое внимание обращаем на редактирование черновика.
11. В основе сочинения на литературную тему – анализ текста. Как бы ни была сформулирована тема, мы должны анализировать не только содержание, но и особенности языка, стиля писателя. Самый надежный путь к разгадке авторского замысла мы находим, если внимательно анализируем художественную форму.
12. Надо помнить, что «процесс восприятия текста неизбежно субъективен». Поэтому ваша задача – найти такие точные, яркие слова, которые помогают выразить не только ваши мысли, но и чувства.
13. В процессе постепенной подготовки к сочинению старайтесь не только прочитать художественный текст, не только перечитывать его, но и заучивать наизусть то, что особенно нравится.
14. При анализе поэтического текста (а также эпизода, отрывка) можно применить «метод медленного чтения» (от текста – к слову; от слова – к тексту), вести диалог с текстом, с автором.
Эти рекомендации являются ориентировочными. Главное – надо помнить: сочинение – это творческая работа, которая помогает каждому выразить себя как личность, проявить через слово свою индивидуальность.
Примерный план анализа эпического произведения малой формы
1.Какова тема произведения? Характерна ли она для русской литературы данного периода? Является ли она одной из актуальных тем мировой литературы? Можно ли считать её ведущей в творчестве данного писателя иди она необычна для него?
2.Проблема(-ы), волнующая(-ие) автора. Как она (они) раскрывается (раскрываются)?
3.Сюжет; если имеет реальную основу, сказать об этом,
4.Какие эпизоды играют в произведении главную роль? Проанализируйте эпизод, который, на ваш взгляд, является центральным. Используйте при его анализе информацию, содержащуюся в последних пунктах плана.
5.Главные и второстепенные герои. Каковы их характеры? Как автор создаёт тот или иной образ? Какие литературные приёмы он использует и для чего (особенности портрета, предыстория героя, поступки, взаимоотношения с другими персонажами, диалог, монолог, авторская характеристика, приёмы психологического анализа)?
6.Позиция автора: выражена явно (повествование от первого лица), выражена неявно (об отношении автора к героям, и авторской оценке событий можно судить по характеру описания (чего?), повествования (о чём?), композиционным особенностям (каким?).
7.Особенности стиля писателя (лаконизм; психологизм, изобразительные средства…).
8.Смысл заглавия, посвящения, эпиграфа, даты написания произведения.
9. С какими произведениями данного автора (других) вы могли бы сравнить анализируемое?
10.Интересно ли, на ваш взгляд, это произведение современному читателю? Если да – чем? Если нет – почему?
Приложение к плану
B анализе должна быть отчётливо видна ваша позиция. Используйте обороты типа:
– Я убеждён, что...
– Я думаю (полагаю)...
– Мне трудно согласиться с...
– Особое впечатление произвёл на меня...
– Грустно читать...
– Трогает душу...
Обязательны упоминания о роли тех или иных тропов и фигур (особенно это важно, когда речь идет о ключевых эпизодах).
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 740 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!