Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Демографическая стратификация



Социологов интересует структура, разносторонние характеристики населения. К таким характеристикам относятся: пол, возраст, место проживания (сельская или городская местность), религия, национальная принадлежность, семейное положение и другие. Половой состав населения имеет особое значение. Он измеряется соотношением полов – числом мужчин на 100 женщин. На момент рождения на каждые 100 девочек приходится приблизительно 105 мальчиков. Однако примерно к 21 году численность женщин начинает превышать численность мужчин, и это соотношение все больше увеличивается с возрастом.

Другой важной характеристикой населения является его возрастной состав. Население, основная численность которого приходится на возрастную группу от 25 до 65 лет, имеет большую долю работающих в сравнении с неработающими членами общества. В таком обществе число иждивенцев невелико. Напротив, если большая часть населения приходится на людей моложе 20 или старше 65 лет либо на тех и других, то относительный показатель числа иждивенцев в таком обществе высок.

В этом смысле очень важной характеристикой выступает понятие «поколение». Оно имеет несколько значений. Одно из них демографическое поколение, или когорта, означает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. В зависимости от уровня рождаемости, стихийных бедствий, эпидемий, войн, политических репрессий, эмиграции поколение может быть большим или малым по численности. В нем могут преобладать те или иные социальные группы, а возможно и исчезновение тех или иных слоев, которые могли бы внести вклад в развитие культуры данного народа. В этом случае говорят о «пропавшем поколении».

Историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и их детей. В среднем этот интервал равен приблизительно 20-25 лет. Это означает, что одновременно в обществе живут три, четыре, а может быть и пять поколений. В зависимости от социальных условий жизни, от биологических свойств людей число одновременно живущих поколений может увеличиваться или сокращаться.

Хронологическое поколение означает общность современников, жизнь и активное действие которых приходится на данный период времени.

В последние годы просматривается вероятность того, что пик численности человечества будет достигнут уже при жизни нынешнего поколения, после чего начнется неуклонное ее снижение. Такие перспективы отражены в изданиях ООН. В прогнозе комитета ООН по народонаселению (1996) указан вариант, согласно которому уже после 2040 года при нормальном развитии событий, исключающем войны, голод и крупные эпидемии, рост численности прекратится, после чего начнется депопуляция мира. Так, в 2040 году население земного шара будет составлять 7,7 млрд. человек, но уже за период с 2040 по 2050 год человечество сократится на 85 млн. человек. Затем оно будет сокращаться на 25% с каждым поколением. Прогнозируемые демографические изменения приведут к значительному перераспределению мирового населения. Так в 2050 году африканцев будет в 3 раза больше, чем европейцев. (Источник: United Nations Secretariat. Population Division// Population Newsletter. December 1996. № 62. P. 34).

Изменится также ситуация и с самыми многонаселенными странами мира: лишь половина из нынешнего списка останется в нем в 2050 году. В 1950 году из 12 таких государств шесть было из более развитых регионов, в 1995 году – четыре, а в 2050 году – лишь США, переместившись с третьего места на пятое. Россия, которая в 1995 году была шестой по численности населения, по прогнозу ООН, не попадет в список двенадцати. Можно с уверенностью прогнозировать серьезные изменения в соотношении сил в мире в середине XXI века.

Еще одно следствие демографических изменений – постепенное старение населения – феномен, не имеющий исторических прецедентов. В 1900 году средний возраст землян был около 20 лет, к 1995 году он достиг 25 лет, а в 2050 году по данному прогнозу, он превысит 42 года. В менее развитых регионах этот показатель почти удвоится: с 23 лет в 1995 году до 41 года в 2050 году, превысив нынешний показатель таких стран, как Япония и Германия, – 40 лет. В более развитых регионах средний возраст также увеличится до 51 года, причем во многих из них этот уровень будет превышен: Япония – 53, Германия – 55, Италия – 58 лет.

Этот процесс может иметь серьезные последствия: резко снизится число детей при одновременном увеличении числа пожилых. В 1950 году дети до пяти лет составляли 1/5 мирового населения, сегодня – 1/12, а в 2050 году этот показатель опустится ниже 1/20. Люди старше 65 лет, удельный вес которых в 1950 году был 5%, а в 1995 – 6,5%, составят свыше 18% землян в 2050 году. И если в 1950 году на каждого старика приходилось 2,5 ребенка, то в 2050 году на каждого ребенка придется почти четыре человека старше 65 лет. Так, в Италии, которая в этом прогнозе служит экстремальным примером выделенных тенденций, в 2050 году удельный вес детей моложе пяти лет будет лишь 2%, а стариков – более 40%.

Сократится не только доля детей, но и молодежи в целом. В 2050 году на Земле будет проживать на 100 млн. меньше 15-24-летних, чем их было в 1995 году (12 и 18% соответственно), причем в первую очередь это коснется наименее развитых стран. Многие промышленно развитые страны превратятся в «дома для престарелых», поскольку число людей 75-85 лет будет превышать численность возрастной группы 0-10 лет. Специалисты, однако, указывают, что развитие медицины и других наук может способствовать сохранению активной жизни даже для тех, кому за 80, отвергая взгляд на общество будущего как на «сборище неполноценных инвалидов». Тем не менее, если сейчас основным показателем уровня развития страны является детская смертность, то в 2050 году им станет «статус здоровья» стариков.(Eberstadt N. World Population Implosion?//Publ. Interest. N.Y., 1997. № 129. P. 3-23.)

Вопросы для повторения:

1. что означает понятие «раса»?

2. каковы признаки этнической общности?

3. каков исторический путь развития этнических общностей?

4. каково различие понятий «этнос» и «нация»?

5. каков смысл понятий «меньшинство» и «референтная группа»?

6. каков смысл понятия «национализм»?

Тема 6.8. Семья.

Сегодня многие социологи фиксируют факт, что институт брака за последние десятки лет сильно ослабел. В качестве аргументов приводится частота разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, и другие. Эти факторы рассматриваются как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Это положение в полной мере относится и к России. По переписи 2010 года в России насчитывается 33 млн. семей (в 2002 году было 34 млн., а в 1989 – 36 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состоят в незарегистрированном браке (в 2002 г. – 3,3 миллиона, или 9,7%).

Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г.

Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. Ежегодно без отцов остается примерно 300 тыс. детей.

Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи. Но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на тщательное изучение, историкам не удалось обнаружить «золотой век» семьи. Многие столетия браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. В общем можно отметить, что семейные проблемы имеют многовековую историю.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Подавляющее большинство других социальные группы формируются на основе чисто функциональных связей. Семья же, как группа, имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – первичная группа. Сфера семьи, в первую очередь, – личные эмоциональные отношения. Однако на отношения в этой группе кроме личных симпатий влияют существующие экономические, политические, социальные и духовные отношения.

Что такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно, имеем некое представление об этом явлении, его определение неоднозначно. Многие представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение не единственное. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. Наиболее приемлемым будем считать следующее определение.

Семья – это общность людей, основанная на браке, родстве или усыновлении, живущих совместно и несущих ответственность за социализацию детей.

В зависимости от того, как определяется понятие «семья», в обществе проводится различие, какие типы семей считаются нормальными, а какие – девиантными, а также какие права и обязанности семьи признаются легально и социально значимыми.

В рамках каждого общества можно обнаружить множество различий в формах организации семьи. Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти.

Состав. Социальные отношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Расширенная семья включает в себя, наряду с супругами и их детьми, родителей супругов, их братьев, сестёр и т.д.

Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течение жизни индивид, как правило, состоит в двух нуклеарных семьях. Он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер. А, вступив в брак, становится членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей.

Социологи полагают, что индустриализация подрывает расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. Это происходит за счет ряда факторов. Во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи. Во-вторых, индустриализация способствует росту вертикальной социальной мобильности, что приводит к трениям между кровными родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование и денежное кредитование социальными институтами. Личные достижения индивида уменьшает зависимость индивидов от родственников.

Наследование. Общества фиксируют происхождение своих членов и передают собственность от одного поколения к другому одним из трех способов. В условиях патрилинеальной семьи родословная ведется по отцовской линии. Здесь наследование фамилии, имущества, социального положения ведётся по линии отца. Существуют также матрилинеальные семьи, когда родословная ведется и наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность. Россияне, как правило, придерживаются билинеальной системы, прослеживая свою родословную и по отцовской, и по материнской линии (правда, фамилия, как правило, передается по линии отца).

Место проживания. Общества также различаются в зависимости от того, какое место проживания выбирает молодая супружеская пара после свадьбы. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа. Матрилокальная семья означает, что муж включается в семью жены. В России молодые пары чаще всего предпочитают неолокальную модель – отделяются и живут независимо от своих родителей и прочих родственников.

Власть. Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщина в семейной жизни, значительно влияют их личные качества, тем не менее, общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина в семье. В качестве исторических примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков и римлян, а также китайское и японское общества XIX в. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает в силу определенных обстоятельств – в результате смерти мужа или его ухода из семьи. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

В современном обществе выделяют еще три модели семьи.

Детоцентристская семья ориентируется на частную жизнь, в ней сильны чувственные и интимные стороны брака. Супруги стремятся к удовлетворению от брака. Рождение детей, число которых, как правило, не превышает 2-х, планируется обоими супругами. После появления детей родители концентрируют свои силы на их воспитании, считая его главным смыслом существования семьи.

Супружеская семья главный акцент делает на взаимоотношениях мужа и жены. Дети здесь не являются высшей ценностью. В их воспитании упор делается на самостоятельность.

Внебрачная семья – устойчивая длительная связь мужчины, уже имеющего семью, с ещё одной женщиной, у которой есть от него ребёнок.

Семейный цикл определяется по отношению к событию появления детей. 1-я стадия – стадия бездетности; 2-я стадия – стадия репродуктивного родительства; 3-я стадия – стадия социализаторского родительства; 4-я стадия – стадия прародительства.

Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающее влияние на структуру семьи. Действительно, сохранение и долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными связями, зависит от включения в такую группу представителей других групп в качестве супругов для неженатых или незамужних членов рода. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Бракэто совокупность основных жизненных отношений между двумя супругами разного пола, регулируемая официальными нормами. В научной литературе выделяют различные виды брака.

Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака.

Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Такой брак был характерен для обществ с сословной или кастовой стратификацией. В современных странах элементы эндогамии продолжают сохраняться внутри некоторых этнических групп, религиозных сект или аристократических слоев общества.

Экзогамия – правила, допускающие заключения брака между представителями различных слоёв общества.

Нормы экзогамии, прежде всего, базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Западной Африки. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата.

Запрет на инцест по-разному интерпретировался антропологами и социологами. Например, существует взгляд, что табу на инцест способствует созданию союзов между различными семьями и укреплению их социальной взаимозависимости. При этом это табу способствует освобождению членов семьи от разрушительных чувств сексуальной ревности и соперничества. Другие социологи заявляют, что кровосмесительные отношения запретны потому, что могут повлечь за собой безнадежное смешение семейных статусов.

Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырем различным принципам.

Моногамия – один муж и одна жена.

Полигамией считается супружеский союз между партнёром одного пола и несколькими партнёрами другого пола. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией, а между одной женщиной и несколькими мужчинами – полиандрией.

Групповой брак – два или большее число мужей и две или большее число жен.

Выделяют также организованные браки, т.е. заключённые по расчёту, и браки со свободным выбором партнёров.

Большое значение в социологии придаётся рассмотрению функций семьи.

1. Продолжение рода. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. В аграрных обществах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции могут также использоваться религиозные соображения. Сейчас средняя семья в России состоит их 3,2 человека. Этот показатель существенно изменяется в зависимости от региона. Наибольший показатель имеют Дагестан, республики Северного Кавказа, Башкирия (средняя численность детей в семье составляет 4-5 человек), а наименьший показатель – в Центральной России. Здесь значительный удельный вес имеет семья с одним ребенком. Таким образом, в России нет даже простого воспроизводства. Происходит процесс депопуляции. Начиная с середины 1990-х годов смертность населения превысила рождаемость в большинстве регионов страны. В результате за эти годы население России уменьшилось почти на 5 млн. человек.

2. Социализация. Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества, поэтому каждое новое поколение подвергает общество периодическому «нашествию варваров». Вырастить из детей «правильных» взрослых – насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно играет роль главного передатчика культурных норм. Эта функция реализуется и как первичный социальный контроль, т.е. проявляется в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, в формировании и поддержании взаимной ответственности между членами семьи.

3. Забота, защита и эмоциональная поддержка. Если детеныши низших животных не могут обходиться без своих родителей в течение всего нескольких дней или недель, с человеческими детьми дело обстоит иначе. Их продолжительная зависимость от взрослых проявляется в необходимости того, чтобы их кормили, одевали и обеспечивали жильем. По всему миру на семью возлагается ответственность по защите, содержанию и прочему поддержанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Более того, поскольку люди – существа общественные, они испытывают эмоциональные и межличностные потребности, которые удовлетворяются только путем взаимодействия с другими человеческими существами. Эта функция реализуется в эмоциональной стабилизации и психологической терапии членов семьи. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

4. Придание статуса. Общества постоянно сталкиваются с новыми поколениями, которым необходимо найти достойное место в социальной структуре. Эта функция может выполняться путем придания индивиду определенного статуса на основании его членства в семье, т.е. то, что социологи называют приписанным статусом. Семья дает индивиду статусы, которые ориентируют его на множество межличностных отношений (с родителями, с братьями и сестрами, с другими родственниками). Статусы ориентируют его на принадлежность к референтным группам, включая расовую, этническую и религиозную, принадлежность.

Экономические реформы в России отрицательным образом сказались на сфере семейно-брачных отношений. Снижается количество зарегистрированных браков, то есть, имеется четкая тенденция разделения институтов семьи и брака. Российские семьи подвергаются тяжелейшему испытанию на прочность.

Вопросы для повторения:

1. каково определение понятия «семья»

2. какие виды семьи вам известны?

3. что представляет собой семейный цикл?

4. что такое брак как форма социальных отношений?

5. каковы виды брака?

6. каковы функции семьи?

Тема 6.9. Молодежь.

Важной демографической социальной группой современного общества является молодежь. В науке существует даже специальное направление «ювентология», которое ориентировано на изучение молодежи как особой социальной группы. Представители этого научного направления считают, что существует два взаимосвязанных процесса во взаимоотношениях общества и молодежи. Первый – это социализация: с помощью социализации общество создает молодежь, т.е. новое поколение. Второй процесс – ювентизация: в процессе ювентизации молодежь обновляет общество.

Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, но именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Юность – это определенный этап развития человека, лежащий между детством и зрелостью. Этот этап обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Однако четкой границы в количестве лет для этих категорий не существует, как в российской культуре, так и западной. Возрастные категории во многих культурах первоначально обозначали социальный статус. Так, древнерусское слово «отрок» (буквально – не имеющий право говорить) означало: прислуга, младший член дружины. Возрастная стратификация естественно подразумевает соответствующие социальные ожидания и санкции.

В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие «подростковый возраст» укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе.

Ученые, занимающиеся общественными дисциплинами, выдвигают предположение, согласно которому в индустриальных обществах переход от детства к подростковому возрасту протекает особенно трудно. При вступлении в подростковый возраст мальчики и девочки перестают считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами. Определения подростков, даваемые им в этих обществах, представляются непоследовательными. В традиционных же обществах переход к новому статусу осуществляется с помощью четко установленных ритуалов посвящения в мужчины или женщины – церемоний инициации, символизирующих переход детей во взрослое состояние. Поэтому очень важна роль различных социальных ритуалов в современном обществе, поскольку они способствуют четкому осознанию смены статусов и ролей. Так выпускной вечер в школе – это ритуал расставания с социальным статусом школьника и с соответствующими социальными ролями. Посвящение в студенты – ритуал закрепления социального статуса студента.

Последние тенденции в развитии современного общества – увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз для занятия престижных должностей – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. Поэтому современное общество вырабатывает особый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность – молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Молодые люди в это время попадают в один из переходных социальных институтов, например, в армию (юноши) или в университет. Или могут устроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от жизни родителей.

Понятие «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства в самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Важнейшим критерием взрослости считается создание собственной семьи, с чем ассоциируется самостоятельность и ответственность человека. Развитие самостоятельности есть переход от внешнего управления к самоуправлению. А для этого субъект должен обладать достаточной информацией о самом себе, должен в достаточной степени владеть самопознанием и саморегулированием.

Одним из авторитетных специалистов в исследовании юношеского возраста был Э. Эриксон (1902-1982). Он разделил весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои задачи и возможности разрешения. У него ранняя юность (пятая фаза) характеризуется появлением чувства своей индивидуальности, непохожести на других, стремлением к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. В отрицательном варианте формируется расплывчатое самосознание своего «Я», личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – ролевой мораторий. Это значит, что диапазон социальных ролей расширяется, но юная личность не усваивает эти роли окончательно, а только примеряет их к себе. Поздняя юность или молодость (шестая фаза) характеризуется тем, что индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения. Отрицательным вариантом развития выступает чувство изоляции и одиночества. Если в подростковый период доминирующей социальной средой выступает группа сверстников, то в период юности – друзья и партнеры по сексу.

Особый набор ценностей и моделей поведения позволяет говорить о специфической молодежной культуре как разновидности субкультуры. В современном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в увлечениях музыкальными записями, звездами эстрады, украшениями и татуировкой, а также своеобразным жаргоном. Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации, связанные с сексом. Иногда нормы, ценности и образ жизни в молодежной субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на «раскованность» у некоторой части молодежи имеет довольно много контркультурных оттенков.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных свойств и различных изменений, так и отдельно – как особой социальной группы, с присущими ей признаками.

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям, например, по территориальному признаку – проблемы, свойственные индустриальным странам, отдельным регионам, отдельной стране; по временному признаку – «вечные проблемы», проблемы эпохи или отдельного поколения. Так одной из черт нынешней молодежи является то, что она «опережает» старшее поколение по многим видам заболеваний и чаще испытывает психические срывы.

Как бы то ни было, во все времена молодежь выступает субъектом социального развития и социального обновления. Эта социальная группа, как правило, генерирует социальный оптимизм. Юношеское мышление более гибко, чем у зрелых людей, и одновременно более реалистично, чем детское. Оно понимает многозначность слов, осознает мотивы многих поступков людей. Юность – возраст горячих споров, предметом которых может быть все, что угодно, в том числе простое желание утвердиться в собственном мнении. Это время попыток глубокого философствования, теоретизирования даже на известные темы, время поисков формул счастья, дружбы и любви.

Однако социальная статистика свидетельствует о том, что именно в молодежной среде велики социальные пороки (алкоголизм, наркомания и др.), именно эта социальная группа лидирует по числу самоубийств. Дело в том, что социальный статус этой социальной группы крайне противоречив. Поэтому очень остро стоит проблема социального вхождения молодежи. При вхождении в социальную действительность молодым людям приходится одновременно решать целый комплекс социальных проблем: трудоустройство, устройство быта, налаживание семейных отношений, рождение и воспитание детей и т.д. При этом уровень профессионального мастерства еще предстоит доказывать в острейшей конкурентной борьбе, а уровень оплаты труда молодого специалиста достаточно долго будет уступать уровню оплаты труда более опытных его коллег.

Все эти проблемы многократно усугубляются при неблагоприятных социальных условиях, таких, как безработица, инфляция, отсутствие или неэффективность системы социальной поддержки и защиты и т.п. Негативные процессы в жизни общества – это главный фактор отклоняющегося поведения части молодых людей. Молодежная преступность – бич современного общества.

Современное общество провозглашает в качестве высших ценностей успех, мерилом которого является объем потребляемых материальных благ. Умение «делать деньги» и тратить их в соответствии с модой – вот идеальная модель поведения для многих молодых людей. В качестве средств достижения успеха общество традиционно предлагает образование и упорный труд. Значительную часть молодых людей эти стандарты образа жизни не устраивают. Образование становится все более дорогим, а высокооплачиваемых рабочих мест не достаточно. Молодым людям свойственно нетерпение, желание иметь все и сейчас, а не после десятилетий упорного труда. Именно это противоречие ценностей и средств их достижения становится причиной таких явлений, как проституция и молодежная преступность. В результате имеет место полное моральное разложение и духовное опустошение. Большинство молодых преступников ждет социальное падение (тюрьма, инвалидность, физические или психические заболевания и т.п.) или ранняя гибель.

Таким образом, проблемы молодежи во многом формируются неустроенностью общественной жизни. Нередко социальная система вместо поддержки людей с объективно недостаточными знаниями и опытом оставляет эту социальную группу наедине с ее трудностями.

Вопросы для повторения:

1. в чем состоят особенности социализации молодежи?

2. каково отношение современных молодых людей к общественным проблемам?

3. в чем состоят особенности молодежной культуры?

4. какова роль социальных ритуалов в современном обществе?

5. каков перечень проблем молодежи?

6. какова роль государства в решении проблем молодежи?

Тема 6.10. Социальные организации и институты.

Еще до цивилизованных форм жизни люди поняли, что, действуя совместно, они могут сделать значительно больше, чем по одиночке. Организованная совокупность индивидов имеет преимущество над неорганизованной совокупностью. Современное общество не может строиться иначе, как создавая различные виды организаций.

Термин «организация» (от позднелат. оrganiso – сообщаю стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях.

1. Под «организацией» может мыслиться характеристика степени упорядоченности строения какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определённую структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов.

2. Термин «организация» может обозначать определённую активность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

3. Организация – это искусственное объединение индивидов или групп, созданное для выполнения какой-либо функции. В этом смысле социальная организация понимается как социальная группа, объединяющая индивидов для достижения определенной цели. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т. д.

Есть два механизма образования организаций как форм социальной общности.

Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором – политические общества и организации.

Социальные организации имеют две основные черты. Во-первых, они создаются для реализации определённых целей, которые нельзя достичь в одиночку. Во-вторых, организация имеет иерархическое строение соответственно ролям и статусам её членов.

В социальной структуре стратификация распределяет людей по слоям, а в социальной организации люди располагаются в соответствии с рангом по должностям. Должность – это служебное место, на котором индивид выполняет определенные обязанности. Лицо, занимающее официальную должность, есть чиновник, т.е. государственный служащий.

Продуктивность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии (греч. synergia – сотрудничество, содружество). Данный эффект называется системным, поскольку совокупное свойство организованных элементов больше суммы свойств отдельно взятых элементов. Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т.е. одновременность, однонаправленность многих усилий. Одно бревно люди не могут поднять по очереди, но вполне способны сделать это совместно. К тому же здесь возникает так называемый вторичный эффект объединения – психологическое взаимодействие участников, чувство «мы», взаимное сравнение, состязательность, групповой контроль. Существуют и другие способы повышения эффективности совместного труда.

Наиболее часто различаются формальные и неформальные организации. Критерием этого разграничения, как следует из названных типов организации, служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений.

Современные общества становятся все более сложными системами, и в соответствии с этим усложняются требования, предъявляемые к функционированию групп. Как отмечалось выше, общественные организации традиционных обществ основывались на родственных связях. Разделение труда было примитивным, люди принадлежали одной культуре, формальных законов не существовало. Современные общества состоят из миллионов людей и уже не в состоянии опираться исключительно на первичные групповые структуры в достижении социальных целей. Продукты питания должны производиться, перерабатываться и транспортироваться на значительные расстояния для снабжения населения больших городов. Члены больших разнородных сообществ больше не могут рассчитывать на членов семьи или соседей в вопросах закрепления групповых норм и стандартов. Дети больше не могут получать образование “естественным путем”, как они учатся ходить и говорить. А научная медицина в союзе с усложнившимися врачебными технологиями обеспечивает более эффективное лечение, чем народные средства. Для выполнения этих и многих других задач людям требуются группы, создаваемые специально для достижения конкретных целей. Такими группами являются формальные организации. Современное общество – это сплетение формальных организаций, которые возникают, распадаются, реорганизуются, сливаются и вступают друг с другом в бесчисленные взаимодействия.

Люди вступают в формальные организации по разным причинам. Исходя из этих причин, выделяет три основных типа организаций: добровольные, принудительные и утилитарные. Добровольные организации – это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: клуб шахматистов, общество охраны природы, общество рыболовов и т.д. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности. Индивиды вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу или постараться помочь самим себе.

Членами некоторых принудительных организаций становятся против своей воли. Люди могут попасть в клинику для душевнобольных, быть приговорены к тюремному заключению или призваны на службу в армию.

Индивиды также вступают в формальные организации, созданные с практическими целями,– в утилитарные организации. Университеты, корпорации, фермерские ассоциации, профсоюзы, правительственные и частные фонды принадлежат к числу формальных организаций, созданных людьми для выполнения насущных повседневных задач. Утилитарные организации представляют собой нечто среднее между добровольными и принудительными организациями: членство в них не является ни полностью добровольным, ни исключительно обязательным. К примеру, никто не будет заставлять вас поступить на работу в корпорацию, но если вам понадобятся средства к существованию, вам просто необходимо будет согласиться на эту должность.

В основе формальной организации лежит разделение труда. Оно выступает в виде системы статусов (должностей), каждый из которых наделен специфическими функциями таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределёнными между членами организации. Здесь наличествуют различные регуляторы выполнения функций: нормы и образцы служебного поведения, программы действий, принципы и нормы вознаграждения.

Формальная организация принципиально безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных (формальных), проходящих по определённой программе. Эта организация имеет сильную тенденцию превращаться в бюрократическую систему, т.е. создавать внутри себя управленческий аппарат (бюрократию).

М. Вебер известен как создатель классической теории бюрократии. Термин «организация» употребляется чаще всего в трех смыслах. Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по налаживанию устойчивых связей, координации действий людей, выработке норм поведения, распределению функций. Здесь организация выступает как процесс целенаправленного управляющего воздействия. Во-вторых, организация понимается как средство, инструмент объединения и регулирования поведения людей в ходе их совместной деятельности. В-третьих, под организацией имеется в виду социальный объект, искусственно созданное объединение людей для выполнения определенных функций. Это может быть предприятие, фирма, учебное заведение и т.д. Все рассмотренные значения термина «организация» тесно связаны и вместе отражают существенное свойство организации – упорядоченность действий людей, т.е. определенный социальный порядок.

Он рассматривал ее в позитивном и негативном смысле. В позитивном смысле бюрократия – это рациональная система, эффективно достигающая поставленные общественные цели. В негативном смысле для бюрократии инструкции, приказы, задания и другие формальные атрибуты власти становятся не средством, а целью. Из-за этого система перестает выполнять возложенные на нее функции, а должностные лица (лица, обремененные общественным долгом) считают для себя долгом выполнение инструкций, а не решение социальных задач.

В отличие от формальной организации неформальная организация складывается снизу вверх и закрепляет процессы самоорганизации. Она отражает личные особенности и отношения между реальными людьми, а не между должностями. Значительное внимание на складывающиеся отношения оказывают взаимные симпатии и антипатии, этнические, возрастные, профессиональные и другие факторы социальной дифференциации. Многие нормы при этом носят ситуационный характер, что придает неформальной структуре гибкий и подвижный характер.

Формальная организация сама порождает неформальную организацию – сети личных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею. На основе общих интересов индивиды формируют первичные группы. Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются слухами и доверительной информацией, решают личные проблемы, преодолевают бюрократическую волокиту. Кроме того, безличность бюрократических структур отрицательно сказывается на многих работниках, и они начинают искать теплоту и дружеское участие в рабочей обстановке через неформальные отношения. Например, в идеальном варианте формальной организации подчиненные могут без стеснения обращаться к своему непосредственному начальнику за советом или для обсуждения проблем. Правила запрещают советоваться с коллегами одного уровня, а тем более, низшего уровня.

Как формальные, так и неформальные организации вносят свой вклад в социальный порядок, дополняют друг друга, обогащают и совершенствуют связи внутри организации.

В предыдущих разделах приводилось понятие«социальный институт». Здесь определим это понятие на основе сведений о социальной организации.

Социальный институтустойчивая форма организации совместной активности людей, образующая систему их отношений в виде прав и обязанностей. Всевозможных институтов множество: семьи, образования, армии, религии и другие. Некоторые из них были названы при рассмотрении основных сфер жизни общества. Они удовлетворяют важные жизненные потребности. Сущность социального института – обмен социальными действиями. И этот обмен в рамках института качественно отличается от индивидуального обмена, так как при этом (за исключением семьи) личные свойства утрачивают вес. Индивид в институте оценивается по его функции в нем, как обладатель «товара», подлежащего обмену. Например, у учителя или врача «товаром» является его профессиональное мастерство, а их личные отношения к тому или иному «покупателю» не имеют значения.

Необходимым условием функционирования института является поведение индивидов в соответствии с предписанными им ролями, т.е. их поведение должно соответствовать ожиданиям общества. Оно основано на определённом наборе норм, которые фиксируются в специальных документах. Такие ожидаемые действия получили название «явные функции». Явные функции всегда оглашены. Это может быть клятва президента при вступлении в должность, законы о различных организациях, решение собрания акционеров и т.п.

Развитие общества проявляется в росте и усложнении системы социальных институтов: разнообразятся институты образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, безопасности организаций и т.д. Поэтому состояние и развитие общества можно оценить по состоянию и развитию социальных институтов. Неэффективность функционирования, неспособность реализовать важнейшие интересы, организовать социальные связи – признак кризиса института.

Рост количества социальных институтов рождает проблему их взаимодействия. Она возникает, когда система норм одного института начинает распространяться на другие сферы социальной жизни. Так в средневековой Европе церковь установила своё господство в политике, экономике, в частной жизни людей. В тоталитарных обществах ту же роль играет государство. В результате какие-то институты могут быть утрачены обществом или ослаблено их влияние на жизнь общества (например, ослабление церкви в светском обществе, падение роли партийных организаций в современном российском обществе).

Итак, в своем развитии социальные институты оказывают противоречивое влияние на социальную жизнь. С одной стороны, выступая комплексом норм и правил, они придают обществу устойчивость, упорядочивают разделение труда, организуют передачу опыта новым поколениям. С другой стороны, появление все новых институтов может вести к отчуждению индивидов и социальных групп. Поэтому возникает потребность в новых институтах, которые сглаживали бы эти противоречия. Например, всевозможные службы психологической разгрузки, клубы по интересам, телефоны доверия и т.п. Этому может способствовать возрождение и культивирование государственных и региональных праздников и т.д. Закрепление общественных отношений, принятого порядка в виде различных социальных норм называется институционализация.

Вопросы для повторения:

1. каковы значения понятия «организация»?

2. что означает эффект синергии?

3. каковы виды организаций?

4. каков смысл понятия «бюрократия»?

5. в чем состоит сущность социального института?

6. что означает понятие «явная функция»?


[1] Мертон Р.К. Социальная структура и аномия// Социологические исследования, 1992, № 4, с. 96.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1812 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...