Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гуманистическая концепция культуры Н. К. Рериха



Николай Константинович Рерих (1874–1947) – художник, философ, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель – создатель оригинального нравственно-философского и религиозно-эстетического учения, в центре которого лежит культура. Родился в семье известного юриста, принадлежащей датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале XVIII века.

Талантливый во всем Рерих начинает заниматься и литературным творчеством, причем во всех жанрах одновременно: стихи, рассказы, философские сказки и др. Первые литературные опусы Рериха одобряет Л. Толстой. В дальнейшем, литературное творчество, философия и религия Толстого, его позднее увлечение Востоком оказали глубокое влияние на Рериха. Под влиянием Толстого Рерих делает упор на принцип нравственного самоусовершенствования, духовного восхождения как основы культурной эволюции. Отталкиваясь от толстовского завета непротивления злу, Рерих, с одной стороны, отвергает насилие и осуждает войну, бездуховность, с другой стороны – призывает сопротивляться злу (прежде всего духовными средствами). Он представляет историю становления и развития культуры как вечную борьбу света с тьмой, знания с невежеством, красоты с безобразием.

Творческое влияние на Рериха оказали и Р. Вагнер, и Дж. Рескин, Достоевский, Гёте, Леонардо да Винчи – как универсальные гении, синтезирующие в своей деятельности различные виды творческого опыта – научного и художественного, философского и мистического, рационального и интуитивного.

С 1916 года после перенесенной тяжелой пневмонии Рерих поселился в г. Сортавала, в 1917 году этот город отошел к Финляндии и Рерих оказался в эмиграции, хотя до конца дней считал себя русским гражданином, "русским путешественником". В 1923–1928 гг. он предпринимает беспримерное путешествие по маршруту Индия – Индонезия – Цейлон – Гималаи – Тибет – Алтай – Монголия – Китай – Тибет – Индия. Кроме художественных задач экспедиция Рериха знакомилась с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдала состояние религии, обычаи, отмечала следы великого переселения народов. Изучая религиозные движения и их влияние на современную жизнь Востока, Николай Константинович отмечает: "с одной стороны, вы можете найти и замечательные памятники, и изысканный способ мышления, выраженный на основе древней мудрости, и дружественность человеческих отношений. Но в тех же самых местах ужаснётесь извращенным фразам религии и невежественностью". В этой экспедиции был собран колоссальный материал – ботанический и зоологический, лингвистический и этнографический, археологический и религиоведческий, культурологический.

Заручившись поддержкой ученых Индии, Америки, Европы, Рерих основал Гималайский институт научных исследований, назвав его "Урусвати", что в переводе означает "Свет утренней звезды". Деятельность института была рассчитана на широкие международные связи. Рерих привлек к сотрудничеству десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки. Непосредственно работой института руководил участник экспедиции – сын Рериха Юрий Николаевич. В 1929 году Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой заключить международную конвенцию о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах – "Пакт Рериха". Идею конвенции поддержали многие деятели мировой культуры: Р. Роллан, Т. Манн, Б. Шоу, Г. Уэллс и другие. Документ был принят лишь в 1954 году "Гаагской конференцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта", основой для которой послужил Рериховый пакт.

Культурологическая концепция Рериха не является строго научной. Как и все его творчество, она соединяет в себе наблюдения и обобщения из истории различных культур Запада и Востока. Научная аргументация в учении Рериха соседствует с интуитивными прозрениями в духе гуманизма, синтезом различных явлений культуры. Рерих легко прибегает к религиозным и мистическим свидетельствам, художественным иносказаниями и притчам, равно как и к материалам разнообразных научных изысканий, создавая свою культурно-философскую концепцию. Вслед за многими русскими мыслителями начала ХХ века (например Флоренским), Рерих считает, что слово "культура" произошло от латинского "культ", т. е. преклонение, почитание, священнослужение. Культура, по Рериху, выходит к древнейшему, еще доисторическому культу огня и света, который составляет исторический фундамент всех религий, искусств, философских школ, научных изысканий – всех проявлений духовной жизни человека. Рерих высказывает идею творческого синтеза различных культур: науки и религии, искусства и философии, этики и бытовой морали Востока и Запада.

Особенно важно для Рериха противопоставление культуры и цивилизации. Если цивилизация по Рериху характеризует "внешние пределы общественной жизни", то культура – это "сущность бытия", воплощение "качества жизни", реализация духовной энергетики мира. "Наследие Рериха", — писал искусствовед Семен Тюляев, — огромно, его изучение только начинается. Безмерен подвиг его жизни как деятеля культуры и искусства, глашатая гуманизма, мира и дружбы народов. Он показал Русь Америке и Западной Европе, Индию – России и Западу.

Изучение истории и обучение у нее, извлечение уроков из народной памяти, сохранение неувядающей красоты народного творчества – вот направления, которые волнуют Рериха, ученого, художника, педагога. В поисках нравственного критерия художник изучает историю, литературу, искусство, религию разных народов и эпох. Изучая историю русской национальной культуры, Рерих приходит к убеждению, что в течение многих веков восточное влияние на Руси было более действенным, чем западное. Приобщаясь к индийской философии, Николай Константинович воспринял взгляды индийских мыслителей XIX-начала XX вв. на международное сотрудничество в области культуры.

Картины Рериха построены на глубоком знании исторического материала, насыщены философским содержанием. Показывая далекие времена, Рерих как бы задает вопрос: не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень важное, не пренебрегли ли той "стариной", которая никогда не стареет. По мнению Николая Константиновича к ней относятся чувство собственного достоинства, доброжелательность людских отношений, самобытность жизненного уклада и извечное стремление к красоте, к совершенству.

Рерих рассматривает русскую культуру в общемировом контексте, разрабатывая идею единства культур России, Востока и Запада. Эта идея получила воплощение в его многочисленных живописных, философских, научных и литературных работах. В какие века не загляни, – пишет Рерих, – всюду можно найти необыкновенное сочетание русского народа с народами всего мира. Дочь Ярослава Мудрого – русская княжна Анна Ярославовна, покинув цветущий и богатый Киев, вышла замуж за короля Франции Генриха I и правила Францией в XI веке. Ее сын Гуго Великий, получив путем брака графство сделался одним из могущественных вельмож Франции. Сын Андрея Боголюбского Юрий в 1185 году был женат на знаменитой грузинской царице Тамаре. В царствование Тамары Грузия добилась больших военно-политических, хозяйственных, политических успехов. Влиятельная и любимая жена турецкого султана Сулеймана Великолепного была русская женщина из Подольска. Дочь московского боярина Голенищева Кутузова Мария была повенчана в 1553 году с царем Симеоном Казанским.

Франция гордится И. И. Мечниковым – лауреатом Нобелевской премии, Почетным членом многих зарубежных академий наук, научных обществ и институтов. Покинув Россию в 1887 году, Мечников И. И. возглавил научно-исследовательский институт в Париже, обогатив науку многими выдающимися открытиями. Англия чтит сэра Виноградова. Павел Виноградов – русский историк, исследователь истории западноевропейских стран в 1902 году уехал в Великобританию. По словам англичан, он открыл им собственную историю. Русский государственный деятель министр финансов России Петр Львович Барк, эмигрировав в Англию, встал во главе огромного финансового дела Великобритании. В Югославии, Китае, в Персии, — всюду можно найти на самых доверительных постах крупных русских деятелей. Софья Васильевна Ковалевская – первая русская женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук, доктор философии Гёттингенского университета, лауреат премии Парижской Академии наук. Западные ученые восхищались ее прилежанием, способностями, усердием, увлеченностью наукой. В Стокгольмском университете за 8 лет работы профессором она прочла 12 курсов. Известный основоположник климатологии России Александр Иванович Войков получил степень доктора философии в Гёттингенском университете и защитил диссертацию о научных основах мелиорации земли. Лауреат Нобелевской премии, Почетный член многих зарубежных академий, Президент 15-го Международного конгресса физиологов Иван Петрович Павлов много сделал для развития мировой науки. Рерих не раз упоминал о Пантеоне русского искусства и науки. Перечислял Великие имена Шаляпина, Прокофьева, Станиславского, Павловой, Бенуа, Бунина, Мережковского, Куприна, Алданова и всех бесчисленных замечательных деятелей искусства и науки, широко разбросанных по всему миру.

Великий русский художник и ученый Николай Константинович Рерих был одним из немногих в XX веке, кто понимал смысл истинной культуры и ее космическую роль в человеческой эволюции. Он постиг ее философское значение и стремился в своем творчестве показать это другим. Если культура – есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы так тесно связаны между собой, имеют различный смысл своего назначения. Отождествление цивилизации и культуры приводит к путанице основных понятий. Подмена одного понятия другим дает возможность навязывать культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным.

Один из крупнейших и глубоких философов русского зарубежья Н. А. Бердяев, чьи взгляды во многом совпадали с рериховскими, определил культуру следующим образом: "Культура связана с культом, она развивалась из религиозного культа, она есть результат дифференциации культа". Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключено в церковном культе. Древнейшая из культур – культура Египта, началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. "Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики. Всякая культура имеет духовную основу она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями" [94].

Рерих не только разворачивает и углубляет особенности культура, подмеченные Бердяевым, но и вводит новые неизвестные до него понятия. "Культура, — пишет он, — есть почитание света. Культура – есть любовь к человеку. Культура – есть сочетание жизни и красоты. Культура – есть оружие света. Культура – есть спасение. Культура – есть двигатель. Культура – есть сердце. Если соберем все определения культура мы найдем синтез действительного блага, очаг просвещения и созидательной красоты" [95]. К области культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливались из таинственных глубин человека, носили природных характер и были естественны для него. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культы, поэзия и многое другое появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. Культура в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация духа – есть форма существования культуры.

Называя культуру "Садом прекрасным", Рерих ставит в ней на первое место Красоту, как энергетический закон гармонии духа, "Осознание красоты спасет мир" – повторял он слова Достоевского. Созерцание Красоты формирует в человеке философское и утонченное созерцание мира. Особенно трогательную заботу проявлял Рерих о будущей молодежи. "Вам, молодежи, – писал он, – предстоит одна из наиболее сказочных работ – возвысить основы культура духа, заменить механическую цивилизацию культурой духа; творить и созидать". Эти слова великого художника актуальны и сегодня.

Культура, по словам Рериха, выступает "энергетическим сердцем космической эволюции". Объективные двигатели культуры можно условно отнести к природным явлениям, субъективные связаны с субъектами космической эволюции. Деятельность космических Иерархов, участвующих в эволюции человечества, проявляется в первую очередь в области культуры, которая является энергетическим сердцем этой эволюции. Культовые герои мифов и легенд, мудрецы, учителя, религиозные наставники – все они были связаны с космическими Иерархами и сами являлись субъектами космической эволюции. Культура, как таковая, не существует без творчества. Творчество роднит земного человека с Богом–творцом и указывает ему (человеку) путь в Космосе. Именно творчество, как явление культуры, в самом его широком смысле, дает возможность сотрудничества с высокой космической Иерархией. Такие высокоэнергетические явления человеческого духа как сердечность и любовь есть неотъемлемая часть Культуры как таковой. Без этих качеств, утверждает Рерих, нет культурного человека.

Энергии космоса, приближающиеся к земле могут выполнить свою позитивную роль, лишь пройдя поле культуры, где сосредоточен высокий духовный материал, необходимый для принятия такого рода энергии, приблизившиеся к земле, но не встретившее на своем пути смягчающих духовно-энергетических структур, способных снизить их напряжение, могут обрести разрушительных характер. Великие Законы космоса неумолимы, а энергетические процессы идущие в нем, необратимы. Восприятие красоты и познание космических законов лежит в основе культуры.

Мировоззрение Рериха, сложившееся под влиянием индийских философов, опирается на представление об энергии космического огня, творящей все сущее. Различные уровни бытия охвачены энергоинформационными взаимодействиями, регулируемыми космическими законами. Если человек действует в соответствии с указанными законами, он направляет энергию в творчество, созидание. Поступая же вопреки законам, он направляет энергию в разрушительное русло и деградирует. Энергия огня заключена в каждом человеке, космическое предназначение ее состоит в "возжигании", что побуждает его к совершенствованию, сотрудничеству с другими людьми. Через духовное совершенствование человек гармонирует свои взаимоотношения с космосом, освещает тьму огнем своего сердца, включая в беспредельную космическую эволюцию. Деятельность человека нравственна в той мере, в какой направлена на всеобщее благо. Чем больше человек дает миру, тем радостнее, возвышение и светлее становиться его жизнь.

Средством осуществления этого закона является самоотверженный труд и всепрощающая и возвышающая любовь. Восприятие красоты и познание космических законов лежит в основе культуры. Человеческий разум не в состояние раскрыть все тайны космоса. На это способно только сердце. Поэтому, все, что возникает в разуме, должно быть пропущено через сердце. Культура передается от сердца к сердцу через чувствование. Но далеко не все люди способны на это. Чтобы чувствование заработало, нужно усвоить язык сердца и раскрыть последние чувство любви и свету. Культура является источником благородство духа, человеческого достоинства, Взаимного доверия и сотрудничества. Человек, усвоивший культуру, освобождается от страха. "Будем помнить, – пишет Рерих, – что, прежде всего, для нас самое важное для нас будет дух и творчество, затем здоровье и лишь на третьем месте богатство" [96]

Мифология различных народов довольно ярко подтверждает слова Рериха. Существование рода было немыслимо без божества. Орудие производства, оружие, освещалось на родовых алтарях. Огонь был священ не только в очаге, святилище, но и в домашнем очаге, в котором готовили пищу. Священные рощи, реки, горы были связаны с экологией местности, где жили люди, поклонявшиеся им. На них распространялось определенное табу. Это единство с природой было важнейшим средством первоначального синтеза.

В энергетически цельной структуре, Управляемой Великими Законами Космоса, пульсирующий дух и материя, стремясь к синтезу, то приближаются, то берет вверх материальная цивилизация, Эту закономерность подметил Рерих, "Все народы знают, — писал он, — что место святых людей на горах, на вершинах. Там, где зачинаются реки, где вечные льдины сохранили чистоту вихрей, туда стремиться дух человеческий. Там случается необычайное. Там смысл человеческий работает к верху. Там каждый перевал сулит неожиданную новизну, предвещает новые грани великих очертаний".

Состояние экономики 20–30 годов ХХ века было лишь следствие того положения культуры, в которое ее поставила сама цивилизация. Любое критическое явление в современном мире, Рерих понимал это четко и ясно, связано прежде всего с нарушением баланса на уровне явления "культура – цивилизация". "Думали, что материальный кризис можно разрешить материальными вычислениями. Но проказа зашла слишком далеко. Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исчислен только духовными средствами. Холодный язык мозга обманул счетчиков и опять настоятельно требуется обратиться к вечному языку сердца, которыми создавались эпохи расцвета" [97]. Но где-то сверкает зарница оживающей национальной культуры, философских устремлений, гениальных мыслей, плодотворных идей, без шума и суеты формирующие энергетику магистрального пути России.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2445 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...