Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Соотношение Дао и дэ в «Дао дэ цзине». Принцип самоестественности Дао и мифологема «уподобления младенцу» в даосизме. Философский смысл даосской концепции недеяния (у вэй)



Дао дэ цзин написана ритмически. Дао-небесная закономерность сущего. Самоестественность Дао, оно связано с концепцией у-вэй. Бесконечная неисчерпаемость Дао. Все сущее вливается в Дао(возвращается к своему истоку). Дэ-благодать, Дао-дающее благо. «Крепко держащегося за благую силу-дэ, можно сравнить с младенцем. Ядовитые гады его не жалят, хищные птицы его не уносят. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но хватает он крепко. Весь день кричит и вопит, но не теряет голос. Он пребывает в совершенной гармонии».

Всякая целостность и единство выступает как благо, тогда как деятельность, ведущая к энтропии, квалифицируется как зло(отсюда принцип недеяния-у вэй). Дао в Дао дэ Дзине неоднократно называется матерью, матерью Поднебесной, Сокровенной самкой. Дао постоянно уподобляется материнскому лону, вмещающему в себя все сущее в его потенции, порождающему и питающему его через свою благую силу-дэ. Но это рождение является и отпадением, и потому мудрец должен стремиться к возвращению в материнскую утробу Дао-матери поднебесной. Исходным и высшим космологическим началом является Дао(«путь»). Даосская сотериология нацелена на восстановление исходного единства и переживание такового(описываемое через мифологему «возвращение в утробу матери», «уподобление младенцу»); она имеет аналогию в социальной доктрине в виде учения о возвращении к простоте и естественности «золотого века». Реализуется это возвращение через персону совершенномудрого монарха, достигшего единения с Дао и уподобившегося последнему. Упорядочивая мир на основе не-деяния(отсутствия целеполагающей субъективистской деятельности) и спонтанной естественности, этот сакрализованный монарх возвращает общество к состоянию первозданной гармонии и простоты. Грехопадение – время крушения «золотого века» и утрату изначального единства в государстве, основанном на неравенстве и социальном эгоизме, о чем повествуется в даосской утопии. Даосизм сравнивают с греческим гностицизмом(особенно с концепцией гностика Валентина). Важный аспект, который роднит гностические учения и даосизм- отсутствие идеи всеобщего спасения. Даосская сотериология – учение о возвращении к Дао и обретении бессмертия. Непосредственное приближение миров бессмертных к рядовому последователю даосизма делало даосское учение в его глазах более досторверным, интимно близким и способствовало распространению даосизма и укреплению его позиций в том числе и среди простого народа. Это позволяет констатировать наличие функциональной связи между космологией, утопией и сотериологией в даосизме. В Дао дэ цзине говорится, что пусть будут мирные отношения с соседними странами, но пусть люди не переходят из одной страны в другую. В Дао дэ цзине сказано о вреде учения для народа. Правитель должен заботься, чтобы народ был сыт и жил в достатке. Все переходит в свою противоположность. Если человек не стремится к почету, то он его получит. Если нечто ущербно, то оно обретет целостность, если чего-то недостаток, то будет прибавлено. Подданные берут пример с правителя. В Дао дэ цзине критикуются конфуцианские добродетели: гуманность, человеколюбие. Сказано, что эти добродетели появляются после отклонения от Дао и после отклонения от дэ. «Ю»-наличие, «у»-отстутствие. В даосизме есть элемент таинственности, а в конфуцианстве нет. Даосизм повлиял на чань-буддизм.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 748 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...