Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дао дэ цзин». Дао как «безымянное» и как «именуемое». Проблема отпадения от Дао мира множественности. Генезис космоса как смерть хаоса (хунь-дуня) и как рождение мира



Авторство «Дао дэ цзина» приписывается Лао-Цзы(4-5 в до н.э). Лао-цзы переводится как «старик-младенец, или мудрый старик». Дао дэ цзин состоит из двух частей, пяти тысяч слов. Некоторые исследователи считают, что Дао дэ цзин был создан в 4-3 в до н.э и не имеет никакого отношения к Лао цзы. И эта версия представляется наиболее убедительной. Даосское учение можно охарактеризовать как целостную мировоззренческую систему. Даосская религиозная практика включала в себя 2 компонента: «упражнения для тела» и «упражнения для духа».

«Дао рождает одно.

Одно рождает два.

Два рождает три.

Три рождает все сущее(«десять тысяч вещей»)

Все сущее несет на себе инь и обнимает ян.

Эти пневмы(ци) взаимодействуют и образуют гармонию»

Одно-это порождаемая Дао «изначальная пневма», Два-отрицательная пневма инь и положительная пневма ян, на которые разделяется единая недифференцированная субстанция юань ци, три- те же инь и ян, а также продукт их соединения, соотносимые обычно с Небом,Землей, Человеком. Дао бывает безымянным и именуемым. Безымянное и постоянное полагает начало космосу в целом. Именуемое и непостоянное взращивает как мать-кормилица, всю совокупность вещей. Эта теория двух Дао постоянно используется в даосской традиции. «Тончайшее»(и), «Тишайшее»(си), «Неуловимое»(вэй)-это 3 ипостаси Дао, пребывающие в неразрывном единстве. Это единство оказывается четвертым(и важнейшим) измерением Дао. Обозначается оно идеологемой «хаос»(хунь-дунь). Космогенез в даосских текстах интерпретируется двояко. С одной стороны-это смерть хаоса как нечто изначально целого, с другой - это рождение мира. В Чжуан-цзы содержится миф о хаосе. В нем рассказывается, что императора Хаоса посещают императоры севера и юга, Хаос обильно угощает их, и они в благодарность решают сделать безвидному Хаосу 7 отверстий, как у всех живых существ. Они делают по одному отверстию в день, а на седьмой день Хаос умирает. Посленебесный мир(вселенная десяти тысяч вещей) рассматривается как универсум извращенного порядка, отпавший от изначальной гармонии и единства. Бессмертие воспринимается как восстановление «прежденебесного» порядка микрокосма адепта и его полная тождественность с изначально простым единством хаоса. В Дао дэ Дзине, как и в даосизме в целом, космогония выполняет функции онтологии и занимает место онтологии. Важнейший космологический аспект учения Дао дэ Дзина – космогония, поскольку в соответствии с нормами мифологического мышления генетическое объяснение заменяло объяснение причинное. Космогонический процесс рассматривался в Дао дэ Дзине как процесс саморазвертывания Дао. В процессе это развертывания Дао выявило 4 свои ипстаси, аспекта, формируя таким образом гармоничное мировое целое. В силу некоей не названной причины от этого исходного единства отпадает мир десяти тысяч вещей, уже не единый по природе, но лишь сохранивший причастность к единству, что и является фундаментальным условием самого его существования.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 756 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...