Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В современной науке литературу принято разделять на три рода – лирику, драму и эпос. В основе такого деления лежит модальность высказывания, характеризующая ситуацию произнесения текста в отношении категорий ‘автор–персонаж’. Иными словами, автор говорит от своего лица в лирике, от лица персонажей в драме, или смешивает оба вида модальностей в эпосе. Такая трактовка дифференциации литературных родов отсылает к аристотелевской классификации, согласно которой произведения различались по типу подражания действительности: простое подражание определяло драму, а опосредованное (когда персонажи передоверяли свою речь повествователю) – эпос.
Помимо способа подражания Аристотель разделял литературу и по предмету подражания, которых также было два – высокий и низкий, но трех родов не выделял. Это разделение было положено позже Г.-В.-Ф.Гегелем, на рубеже XVIII–XIX веков. Согласно Гегелю, три рода литературы определялись как три типа соотношения субъективного и объективного начал: доминанту субъективного являет лирика, объективного – эпос, а драма примиряет эти два начала, обнаруживая синкретизм. Основываясь на типах соотношения субъективного и объективного, Гегель выстраивал соподчинение родов и жанров, что впоследствии послужило объектом критики его концепции. Жанры, в отличие от родов, плохо подчинялись подобной схематизации, зачастую выявляя взаимодействие двух начал, поэтому гегелевская классификация была оспорена, и родовидовому членению литературных форм потребовались новые логические основания.
Модальность высказывания, положенная в основу современной классификации, не претендует на сопряжение формы и содержания, поскольку ситуация произнесения текста не может быть обусловлена конкретной тематикой. Жанровая классификация в современной науке понимается как различение тем высказывания, зависимость которого от способа высказывания невозможна. Стало быть, теория классификации литературных родов и жанров и сегодня вновь обращается к аристотелевскому различию способа подражания, отсылающего к родовому характеру литературного произведения, и предмета, определяющего его жанр.
Понятое таким образом разделение литературы на роды и жанры снимает вопрос о соотношении поэзии и прозы с типами высказывания. Лирические произведения могут быть облачены в прозу (напр., «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева), а эпические – в стихи (как, напр., роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!