Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические типы классической философии 4 страница



Вся философская система Гегеля состоит из трёх частей: логики, философии природы и философии духа. В логике Гегель рассматривает диалектику понятий. Философия природы – это умозрительная натурфилософия, рассматривающая с позиций идеализма природу. Философия духа – это вопросы общественной жизни. Свои взгляды Гегель изложил в работах: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии истории».

В логике Гегель рассматривает самодвижение абсолютной идеи, по словам самого философа, это движение понятий. Гегель высказал мысль о развитии как саморазвитии, хотя это развитие идеи, а не природы и общества. Понятия развиваются во взаимосвязи. Гегель рассматривает понятия «качество», «количество», «мера», «противоречие», «отрицание». Развитие мирового духа в области бытия происходит через смену этих понятий. Они рассматриваются как оторванные от природы понятия, ставшие самостоятельно существующими. Гегель высказал идеи связи понятий друг с другом, развития и взаимоперехода понятий.

Также Гегель высказал мысль о том, что в развитии бывает прерыв постепенности, что движение понятий происходит тогда скачками, т.е. эволюционное развитие сменяется революционным.

Гегель высказал идею о противоречии как источнике движения, принципе развития. Сущность сначала выступает как тождество различных определений. Затем в этом тождестве обнаруживается различие, перерастающее в противоположность, и наконец, возникает противоречие.

Также Гегель рассмотрел вопрос об отрицании как моменте развития. И здесь схема отрицания в развитии понятий – триада, т.е. тезис – антитезис – отрицание антитезиса (тезис ¹).

Гегелевская диалектика понятий – это замкнутый круг: в абсолюте начало и конец совпадают.

Гегель также рассматривает развитие мирового духа в области природы. Природа не развивается во времени. Она разворачивается лишь в пространстве, и таким образом повторяются одни и те же процессы. Природа рассматривается Гегелем как «инобытие» духа, идеи.

Третьей частью философской системы Гегеля является философия духа, предмет которой – мировой дух, возвратившийся из сферы природы «к себе». В этой части философии изложены взгляды Гегеля на общественную жизнь людей, на государственные формы, право, эстетику. Гегель пишет, что все они прошли долгий исторический путь развития. Здесь же изложена антропология Гегеля. Она реакционна. Немцев он считал высшей расой. Прусскую монархию объявил венцом исторического развития государства. Сословная монархия представлялась Гегелю идеальной формой организации жизни людей.

Гегель высказывал реакционно-шовинистические взгляды по отношению к славянам. Его идеи в своё время использовали фашистские идеологи.

Гегель прошёл сложный путь мучительных теоретических исканий. Он неоднократно отмечал, что философия представляет собой продукт эпохи. По этому поводу он писал, что никакая философия не может выйти за пределы современного ей мира, а отдельный человек не сможет перепрыгнуть через свою эпоху. Эти слова справедливы и по отношению к самому Гегелю. Его мировоззрение отражает великие проблемы эпохи, богатой бурными драматическими событиями. Но Гегель был идеологом немецкой буржуазии, половинчатой, склонной к компромиссам. Поэтому его философия оказалась пронизанной вопиющими противоречиями. Передовое в ней сочетается с явно консервативным. Но при всех противоречиях Гегель остаётся великим мыслителем. Его философию проанализировали К.Маркс и Ф.Энгельс. А Ленин В.И. рассматривал философию Гегеля как один из теоретических источников марксизма.

Людвиг Фейербах родился в 1804 году в семье известного юриста. Учился в Гейдельбергском университете. Два года слушал лекции Гегеля в Берлинском университете. Сначала был идеалистом-гегельянцем. В 1828 году Л.Фейербах начал читать лекции в Эрлангенском университете. Он написал и анонимно издал работу «Мысли о смерти и бессмертии», в которой отвергал бессмертие души человека, высказал сомнение в личности Иисуса Христа, критиковал церковь. Вскоре был за это уволен из университета. В 1837 году переехал в деревню Брукберг в Тюрингии, где прожил безвыездно двадцать пять лет. Там были написаны основные его труды. В 1839 году Л.Фейербах порвал с идеализмом и стал материалистом. Он написал работу «К критике философии Гегеля». В конце жизни Фейербах прочитал «Капитал» К.Маркса, даже вступил формально в социал-демократическую партию, но не принял германскую революцию 1848 года.

Умер Л.Фейербах в 1872 году.

Великой заслугой Фейербаха является то, что он боролся в своих трудах и учении против идеализма, религии и «восстановил» материализм в правах.

Фейербах убедительно доказывал, что мир материален, что природа существует независимо от сознания. Природа – это основа, на которой вырос человек; вне природы и человека ничего нет. Природа никем не сотворена, она причина самой себя. Эти положения были направлены против гегелевского идеализма, его взгляда на природу как на «инобытие» духа.

Фейербах говорил о необходимости реформ в философии. Философия должна быть по своему характеру антропологической. Её отличительными признаками должны стать правдивость, простота и определённость. Главный объект философствования, по мнению Л.Фейербаха, - человек.

Он считает, что человек – существо телесное, физическое, пространственно – временное и только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить. Фейербах выступал против раздвоения человека на две сущности: телесную и душу. Он считал, что человек есть нечто единое, нет отдельной, независимой от тела души. Психика зависит от телесной организации человека. Мышление не существует без материи, без мозга.. Фейербах считает, что человек – часть природы, а природа – это базис человека, поэтому природа и человек – вот, по мнению философа, подлинный объект философии.

Характеризуя природу, Фейербах пишет, что она материальна, телесна, чувственна. Она первична, а сознание вторично. Природа воспринимается человеческими органами чувств. Материя существует во времени и пространстве. Они – формы существования материи. Фейербах также отстаивал детерминизм, т.е. считал, что в мире ничего не происходит без естественной необходимости, всё причинно обусловлено. Фейербах развил материалистическую теорию познания, в которой он доказывал, что материальный мир познаваем, что люди в состоянии правильно понять действительность

Начинается познание с ощущений, которые выражают связь человека с внешним миром. Ощущения – результат воздействия внешнего мира на человека. Чувственное знание поверхностно, единично, ограничено. Разум соединяет то, что чувства получают о мире разрозненно.

Л.Фейербах критиковал гегелевский идеализм, что стало одной из заслуг философа. Но он не смог, вместе с тем, оценить по достоинству гегелевскую диалектику, переработать её в материалистическую диалектику. Фейербах не принял идею противоречивости мира, придерживался метафизических взглядов.

Л.Фейербах уделяет в своём учении главное внимание человеку. Однако человек для него – существо природное, пассивное, созерцательное. Он не видел социальной сущности человека; не понимал, что сущность человека формируется определёнными общественно-политическими, экономическими и другими условиями, в которых живёт человек. Фейербах не понял, что человек – активное существо, он взаимодействует с природой, изменяет её.

Недостатком материализма Фейербаха была также недооценка значения практики в познании человека. Не придавал он большого значения и революционно – практически – преобразующей деятельности в общественной жизни.

Таким образом, Фейербах был материалистом, но его материализм был созерцательным, метафизическим и механистическим.

Л.Фейербах выступил с критикой религии. В 1841 году была опубликована знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», а в 1845 году вышла ещё одна книга, критикующая религию и мракобесие – «Происхождение религии». Фейербаху удалось правильно определить корни появления религии. Фейербах заключает, что люди сами создали бога, а не бог создал мир и людей. Таким образом, Фейербах борется с религией, он атеист, а с другой стороны он считает, что без религии человек не обойдётся. Фейербах исходит из этимологического значения слова «религия», произошедшего от латинского слова “religare” («связывать»). Поэтому назначение религии, по мнению Фейербаха, - связывать людей в общество и, следовательно, без этого связующего элемента общество распадётся. Философ провозглашает необходимость ликвидировать существующие религии и в то же время предлагает создать религию «без бога», где в центре находился бы человек», а отношения между людьми будут строиться по принципу: «Человек человеку – бог!» За эти взгляды Фейербаха критиковали К.Маркс и Ф.Энгельс. И в то же время они высоко оценили значение Л.Фейербаха в развитии материализма, считая его вершиной немецкой классической философии.

В целом же немецкая философия наложила отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. На её базе возникли влиятельные философские школы неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...