Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1990-х годов



1990-е гг., так называемые перестроечные, принесли серьезные, можно сказать революционные, перемены в сложившуюся систему периодических изданий на всем постсоветском пространстве. Осмыслить происходящие тог­да события в политике, экономике и культуре непросто даже спустя годы. Также сложно дать им однозначную положительную или отрицательную оценку. Практически одновременно рухнула партийная идеология, пошатну­лась экономическая и финансовая база государственной прессы. Ушла в про­шлое и ее монополия на формирование массового мировоззрения. В борьбе за читателя изменялись формы подачи материалов, их верстка, осваивались но­вые темы.

Большинство печатных изданий, ранее являвшихся органами партийных комитетов различных уровней, не меняя иногда своих названий, приобрело иных учредителей. В Беларуси появились первые частные газеты. Некоторые издания присваивали себе названия дореволюционных газет, например «Мин­ский курьер». Критерием успеха любой газеты становился тираж и публика­ция рекламных объявлений. Практически всем изданиям впервые за минув­шие десятилетия пришлось конкурировать в борьбе за подписчика. В России это противоборство носило достаточно агрессивный и раскрепощенный харак­тер. В оценках того или иного издания появился термин «желтая пресса». Бе­лорусские издания были более выдержаны.

Конкуренцию выдерживали не все. «Газеты-однодневки», учредители ко­торых преследовали чисто коммерческие или политические цели, возникали и вскоре исчезали.

Выживали те издания, которым удалось сплотить профессионалов журна­листики. Примером удачного старта следует признать выход «Народной газе­ты» и газеты «Рэспубліка». Ветры перемен и надежды на лучшую жизнь, с которой многие журналисты могли познакомиться в западных странах во время турпоездок и командировок, нашли отражение именно на страницах этих изданий. Следует отметить, что количество иллюстраций в упомянутых газетах удвоилось.

Кредо «Рэспублікі» изложил в первом номере 14 июня 1991 г. ее главный редактор Н. Кернога: «...Наше желание, наша мечта — создать газету, имею­щую свою ярко выраженную, интеллигентную, глубоко осмысливающую дей­ствительность, интересную для людей всех возрастов и профессий, разных по­литических взглядов».

Стабилизация социально-экономической обстановки, продолжавшаяся борьба за читателя в конце 1990-х гг. подтолкнула редакции газет к выпуску сдвоенных номеров, которые получили название «толстушка». Еще одно ноу-хау — печать газеты в две краски. Цветную печать сдерживали полиграфические возмож­ности типографии и высокие цены на бумагу, краски и полиграфические услуги. На первых полосах периодических изданий заявили о себе фотоанонсы основ­ных публикаций номера.

В спектр жанров входили фотозаметка, портретный и путевой фотоочерк, спортивный фоторепортаж, «фотоок­но», фотоинтервью.

Перечисленные наиболее значимые социально-экономические и полити­ческие перемены так или иначе отражались на состоянии белорусской фото­журналистики. С каждым годом она становилась все более иллюстративной, оперативной, злободневной, сенсационной. Композиция верстки полос отлича­лась завершенностью, включала яркие по содержанию фотографии, которые передавали дыхание и ритм жизни. «Трафаретная» постановочная съемка не приветствовалась. Приобретала популярность иллюстрация, выполненная в ши­роком диапазоне ракурсов, планов, точек съемки. С развитием рыночных от­ношений и возросшей конкуренцией на газетном рынке в печатных изданиях возрастала доля рекламной фотографии.

«Советская Белоруссия», учредителем которой стала Администрация Пре­зидента Республики Беларусь, отличалась от других изданий наибольшей эко­номической устойчивостью и финансовой независимостью. Однако и она включилась в борьбу за читателя. На ее страницах жанры фотожурналистики обогащались новыми формами подачи, становились более разнообразными, что свидетельствовало о возросшем профессионализме сотрудников.

Если, например, в 1980-х гг. «Советская Белоруссия» публиковала в номе­ре в среднем до шести фотографий, то в конце 1990-х гг. их количество возрос­ло в три-четыре раза. В № 171 (1 июля 1998 г.) газета поместила в материалах различных жанров семь фотографий, а в вышедшей уже на следующий день «толстушке» (№ 172—173) — 26. В сдвоенном выпуске № 186-187 насчитыва­лось 24 фотоснимка. Примерно 20—25 процентов среди них занимали работы фотокорреспондентов западных информационных агентств.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...