Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Позиция, которую занимает журналист, называется социальной и опирается на этические принципы. Она дает возможность максимально объективно оценить ту или иную ситуацию, а затем представить ее с помощью слова и светописи.
Понятие «позиция» включает: этику как систему поведения и действия для ее выражения, нравственные ориентиры, осознанную ответственность личности за свои действия. Позицию фотожурналиста отражают созданные им зримые образы в фотографиях. Что же такое социальная позиция? Социум — это общество, место человека в нем, его отношение к обществу, в котором живет и трудится, и есть социальная позиция.
Позиция должна быть активной. Но если пишущий журналист использует перо, диктофон, досье, имеет время для оценки и анализа действительности, то у фотожурналиста времени для выполнения задания бывает мало, ведь событие пролетает порой молниеносно. Как правило, фотожурналист — это репортер.
Позиция журналиста отражается в этике. Этика — это внутренние моральные принципы человека, которые, в отличие от законов, не обязательны к исполнению; другими словами, это то, как ты себя ведешь, когда никто за тобой не наблюдает. Любой кодекс журналистской этики, исходящий от государства, по сути, является «законом о морали».
Что обычно подразумевается под этикой? Для некоторых журналистов это перечень (кодекс) принципов, которых должны придерживаться все работники прессы. Для других этика — проблема, не имеющая отношения к делу, нечто, о чем можно рассуждать.
Известный белорусский фотожурналист А. Бирилко некоторое время трудился в редакции газеты «Медицинский вестник». Издание специализированное, отражающее в своих материалах нерадостные дни пациентов, поэтому, чтобы снять некоторые сюжеты, по признанию коллеги, нужна была особая выдумка, абстрактное мышление, поиск образов. Однажды он получил задание редактора проиллюстрировать статью на тему кожных заболеваний. При одном лишь названии тех или иных заболеваний даже у здоровых людей по телу проходит дрожь. А. Бирилко пришлось немало поразмышлять, прежде чем он положил на стол редактора фотографию, изображающую кору старого дуба, шероховатую и морщинистую. Шеф одобрил фантазию автора.
Первостепенное место в системе оценочных категорий творчества журналиста занимает проблема объективности и субъективности. Объективность — понятие относительное. Объективность — это истина, почерпнутая из нескольких источников. Если для пишущих журналистов объективность означает точное и беспристрастное освещение фактов и событий, которые располагаются в соответствии с их важностью или сюжетом и отвечают на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Почему?», «Когда?», «Как?», то для фотожурналистов объективность заключена в отношении к предмету съемки. Многое при этом зависит от ракурса, цвета и света, композиции. Объективная фотография может пригодиться только для паспорта.
В зависимости от объективных обстоятельств, собственного мировоззрения, нравственной позиции, от понимания характера ситуации и поставленных задач фотожурналист может ограничиться беспристрастным изложением фактов или фотографированием события, оставаясь посторонним наблюдателем.
На социальную позицию фотожурналиста оказывают влияние субъективные качества: его «я», мировоззрение, воспитание, уровень образования и культуры.
Авторское «я» как принцип самовыражения в фотожурналистике.
Какое значение мы вкладываем в понятие «авторское "я"»? В узком смысле авторское «я» проявляется непосредственно в репортаже, где оно присутствует по законам жанра. Другой вопрос, от какого лица ведется рассказ, описывается событие: от первого или третьего. Журналист, фоторепортер находится в эпицентре события и рассказывает о нем эмоционально, в свойственном ему стиле. Сделанные им репортажные фотографии отражают динамику происходящего, настроение участников события. В фотокорреспонденции, имеющей общие черты с фоторепортажем, без авторского «я» также не обойтись. В очерке, например, авторское «я» может быть уже не столь заметным. Оно играет служебную роль, подчеркивая отношение автора к своему герою. В фотоинтервью-монологе позицию автора можно узнать по характеру задаваемых вопросов, даже если бы он и пытался показаться незаинтересованным лицом.
В широком смысле авторское «я» подразумевает глубокую психологическую характеристику журналистского творчества, представляет социальную, нравственную позицию автора, его чувство ответственности, сопричастность к объективной реальности, включает политическую культуру, профессиональную этику, показывает владение методологическими основами творчества.
Социологический энциклопедический словарь понятие «авторская позиция» трактует как точку зрения, мнение по какому-либо вопросу, определенную оценку факта, события; устойчивую систему отношений человека к действительности, проявляющуюся в соответствующем поведении и поступках. Для журналиста позиция — это он сам, его мысли и поступки, которые отражаются в тексте и фотографии.
В фотожурналистике документальная фотография не лжет и при этом отражает личный взгляд автора на событие, его героев и участников.
Авторское «я» может быть также синонимом принципиальности фотожурналиста в решении спорных вопросов или отстаивании собственного мнения, которое в каждом конкретном случае базируется на принципах правдивости, документальности, объективности, высоких моральных, духовных ценностях. Подобные качества особо ценятся в журналистской среде, несмотря на то, что некоторые ее представители и идут на компромиссы с собственной совестью.
Авторское «я» может быть также синонимом принципиальности фотожурналиста в решении спорных вопросов или отстаивании собственного мнения, которое в каждом конкретном случае базируется на принципах правдивости, документальности, объективности, высоких моральных, духовных ценностях. Подобные качества особо ценятся в журналистской среде, несмотря на то, что некоторые ее представители и идут на компромиссы с собственной совестью.
Морально-этические вопросы — одни из самых сложных и неоднозначных в работе фотожурналиста и нуждаются в особых комментариях. Что можно, а что нельзя снимать? Как не перейти грань дозволенного, и где она проходит? Допустимы ли в отдельных случаях постановочные моменты? В каждой конкретной ситуации решение предстоит принимать только вам.
Еще в советские времена собкора АПН по Беларуси Ю. Иванова пригласили участвовать в одной из городских выставок. Участникам вернисажа выдали определенное количество дефицитных фотоматериалов и некоторую сумму денег. Когда в оргкомитете отбирали фотографии Ю. Иванова, кто-то из членов жюри засомневался, что изображенный на снимке курящий сварщик — наш соотечественник. Не то, чтобы не понравилась сама фотография или образ. Рабочий имел полное право на перекур. Вердикт был отрицательным: «На снимке — не наш рабочий». Эти слова следовало понимать следующим образом: Иванов сделал снимок где-то за границей, следовательно, рабочий на фотографии — иностранец. Возможно, цензора шокировала откровенная манера съемки (анфас), резко отличавшаяся от штампованных приемов большинства советских фоторепортеров. Однако следует признать, что человек, изображенный на снимке, был «схвачен» мастерски, живо, нестандартно, психологически тонко. Автору удалось передать образ, наполненный внутренней силой.
Как бы поступил другой фотожурналист на месте Ю. Иванова? Допустим, смирился, не стал бы спорить. Но Ю. Иванов решил биться за правду до конца и, взяв фотокамеру, отправился на знакомый завод. Нашел нужного человека, героя снимка, и сфотографировался с ним. Представил доказательство, но цензор остался непреклонным. Тогда «железный фотокорреспондент» отказался вообще участвовать в выставке.
Увы, в журналистской практике не часто встретишь примеры высоконравственной авторской позиции. На наш взгляд, она подразумевает четкое понимание происходящих событий во всех сферах общественной жизни, которые позволяют журналисту максимально приблизиться к объективным оценкам, а фоторепортеру — оценить и отразить в зримых образах реальную картину мира.
Авторское «я» следует понимать как ярко выраженную субъективную позицию в отношении к реальному миру, социально-экономическим и политическим событиям.
Авторское «я» — составная часть личности фотожурналиста. Каким должен быть характер фотожурналиста? Однозначного ответа на этот вопрос не найти. Правы те, кто уверен, что он, как правило, должен быть аналитиком, флегматиком, человеком уравновешенным, даже замкнутым или интровертным. Оговорка «как правило» довольно существенна, так как в природе не существуют характеры в чистом, эталонном виде. Приходится иметь дело с людьми со смешанной психологической структурой, или с амбивертным типом личности. Правы также те, кто придерживается прямо противоположных взглядов. Истина, как известно, находится посредине.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!