Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семинар 4. Философия Возрождения и Нового времени



(интерактивная форма проведения занятия)

1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия.

2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.

3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Прочитайте фрагмент текста Френсиса Бэкона «Новый органон» и ответьте на вопросы:

1) Что является предметом познания науки?

2) Почему силлогизм не может служить средством научного познания?

3) О каких двух путях познания говорит Ф.Бэкон?

4) Что такое предвосхищение и что такое истолкование природы?

5) Что такое идолы познания? Перечислите их и дайте определения.

6) Можно ли избавиться от идолов познания и как?

7) Какие идолы самые опасные и почему? (дайте собственную интерпретацию)

2. Прочитайте фрагменты сочинения Рене Декарта «Первоначала философии» и ответьте на вопросы:

1) Найдите и осмыслите все аргументы заявленных Декартом тезисов, преобразуя тезисы в вопросительную форму. Например: первый тезис может быть преобразован в вопрос: «Почему человеку, исследующему истину, надо хоть раз усомниться во всех вещах насколько это возможно?» Поиск ответа на этот вопрос позволит найти в обосновании аргументы к тезису. Осуществите критику тезисов и аргументов, которые вы считаете слабо обоснованными или ложными.

2) В чем состоит основной замысел метода радикального сомнения Декарта? Какова цель всей цепи рассуждения автора?

3) В чем нельзя сомневаться?

4) Найдите в тексте и сформулируйте основополагающий принцип Декарта.

5) Какие следствия выводит Декарт из открытого им в процессе радикального сомнения основополагающего принципа?

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Характерные признаки философии в эпоху Возрождения. Что такое гуманизм.

2) Предпосылки рождения новоевропейской науки. Что такое наука как способ познания.

3) Спор эмпириков и рационалистов о природе познания в метафизике XVII века.

4) Основные идеи и принципы философия Просвещения.

Источники:

1. Бэкон Ф. «Новый Органон» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 11].*

2. Декарт Р. «Первоначала философии» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 12].*

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 90-119. *

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 104-123.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 133-174.*

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997.

3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 219-294.

4. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010.

5. Косачева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. - М.: «Институт психологии РАН», 1997.

6. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002.

7. Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской философии (XVII – первая половина XVIII в.). Ростов н/Д, 1996.

8. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.

9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

10. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

11. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

12. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

Семинар 5. Особенности и значение русской философии (интерактивная форма проведения занятия)

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия.

2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.

3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» [«Великий инквизитор»] и ответьте на вопросы:

1) Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Великого инквизитора?

2) Почему Христос молчит? Реконструируйте ответы Христа на вопросы Великого инквизитора. Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Христа.

3) Кого символизирует образ Великого инквизитора?

4) В чем состоит главная тайна Великого инквизитора?

5) Кого символизируют образы Ивана и Алеши Карамазовых?

6) В чем смысл поцелуя Алеши?

7) Какую историософскую проблему ставит и решает Достоевский?

2. Прочитайте фрагмент сочинения Н.А. Бердяева «Религиозные истоки и смысл русского коммунизма» и ответьте на вопросы:

1) Что общего у советской коммунистической России с русской монархией.

2) В чем заключается мессианизм русского народа?

3) В чем состоит принципиальное отличие России от Запада?

4) С деятельностью какой исторической личности сравнивает Бердяев деятельность Сталина? Правомерно ли это сравнение? Обоснуйте.

5) Какую оценку советской власти дает Бердяев? Как согласуется она с его религиозным мировоззрением?

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Что такое русская идея.

2). Определение русской идеи в философии Достоевского и Соловьева.

3) Единство и борьба противоположностей в явлении русской религиозной и советской философской мысли.

4) Русская идея в постсоветской философии.

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Что такое Россия (дайте определение одним словом).

2) Существует ли русская философия?

3) Единство и борьба противоположностей в явлении славянофильства и западничества.

4) Актуальность противостояния славянофильства и западничества в современной русской общественной мысли.

Источники:

1. Достоевский Ф.М. «Великий инквизитор» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 16]. *

2. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 18]. *

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 168-197. *

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 178-202.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 197-224.*

Дополнительная литература:

1. Аверьянов В. Природа русской экспансии. – М.: «Лепта-Пресс», 2003.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

3. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998.

4. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Ростов н/Д, 1999.*

6. Матвейчев О. Суверенитет духа. – М.: Поколение, 2007.

7. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2008.

8. Ильин Н.П. (Мальческий) Трагедия русской философии. Часть 1. От личины к лицу. Введение в принципы историко-философского понимания. СПб., 2003.

9. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.

10. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Алгоритм, 2002.

11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

14. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.

15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

16. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Альманах «Русская идея» (вып.3, 2-е исправленное издание), 2000.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...