Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Векторное, параметрическое, общее и каноническое уравнение прямой. 7 страница



До пришествия Христа, сатана уже применился, как сбивать с пути истины людей, а теперь, видя, что верующие силою Креста Христова не только противодействуют ему, но и самого прогоняют, он и сам начал действовать против них иначе. Тайна сатаны противоположна тайне благочестия христианского. Бог явился во плоти, принял человеческую природу. Вера в это разрушает сатанинское царство греха. Тайна же сатанинская направлена к подрыву веры во Христа как Бога. Зло это будет расти, и когда придет Сын Человеческий, то едва ли найдет и веру на земле, так тогда зайдет далеко нравственное развращение. Оно уже и сейчас есть, и принимает ужасающие формы и размеры. Зло сейчас разливается так бурно в этом мире, ибо нет ему преграды. Развращение находится в тесном внутреннем взаимоотношении с неверием. Порча нравственная приводит к неверию, неверие же оправдывает распущенность, таким образом расширяя и укрепляя ее...

Истина та, что Бог послал в мир Сына Своего, чтобы спасти мир Своею Кровию и учением. Кто предан Господу и Его учению, тот любит истину и - наоборот. Все же неверующие истине, сердцем не принявшие живой Евангельской проповеди и не устроившие согласно ей своих чувств и расположений, напротив, всем сердцем предавшиеся лжи и обману, осуждены будут на гибель. Источник же радостного утешения - быть стойким в вере. Мы возлюблены Богом, избраны и призваны ко спасению и вечной славе с Господом. Стойкость наша есть необходимое условие спасения, она есть главная движущая сила христиан. Благодать, которую дарует Бог верующим, наполняет радостью сердца их - утешением. Желает Господь утвердить верных в Своем учении и доброй христианской жизни, без которой нет и не может быть утешения в скорбях. Надо иметь в сознании постоянную мысль, что в процессе спасения все страдают: Господь, апостолы Его и все верующие. Таков закон явления на земле истины о Христе Иисусе - разделение людей и восстание одних на других. Гонимые терпят и твердо стоят на своем. Откуда это? - От Божественной силы слова, принятого с верою. Нет сил у нас достойно возблагодарить за это Бога. Радость наша безгранична и признательность вечна. И какое же чудное, теплое и успокоительное утешение ожидает страждущих из-за веры в Господа! Трудно это сейчас представить нашему ограниченному разуму. Но тогда пред всеми воссияет на нас слава благодати Божией и сила Божия. Сам Бог даст нам эту благодать, чтобы прославиться в нас и чтобы мы прославились в Нем. Мы сознаем наше недостоинство в этом, и однако видим, как все совершает в нас благодать Божия, чтобы нам прославиться в Нем и получить от Него силу переносить все искушения. Дивен Бог во святых Своих, и дивен о Господе путь нашей жизни... Господи! Путь наш средь камней и терний, путь наш во мраке. Ты, Свет Невечерний, нас осияй!

САМОУНИЧИЖЕНИЕ СЫНА БОЖИЯ

Бог, любящий нас, более, чем ты себя любишь, готов все для нас сделать, все дать нам. Бог, готовящий блаженство на Небе и ведущий к нему неведомыми для нас путями в этой жизни сошел к нам в образе смиренного раба. Сошел Господь, чтобы исправить падение Адамово, вызванное его согласием с диаволом. Исправляя это, Господь разрушает эту связь с диаволом и предлагает Царство Свое... Еще на предвечном Совете Святой Троицы Христос изъявил готовность спасти человека, "Еже сотворити волю Твою, Боже" (Пс. 39).

Начало самоуничижения Сына Божия явлено в воплощении. Сам Он пожелал скрыть славу Своего Божества под покровом человечества. Пребывая в нем, Оно могло быть славным. Но этого не хотел Господь. Он пожелал иметь самый невинный род жизни... Человек не может вынести явления Бога. Сама природа не в состоянии вынести присутствия Божества. Поэтому Бог по великому Своему человеколюбию простер небо как завесу Божества, чтобы мы не погибли. Если Бог скрывает Себя небом как завесой, то и Сын Божий, явившись на землю, скрыл Свое Божество под завесою плоти, чтобы, видя Его, мы могли оставаться в живых... Родился Господь в яслях, рос в бедности и трудах. Жил среди лишений, не зная, где приклонить голову. Так смирил Себя Господь. Добровольно избрал такой образ жизни со всеми ее случайностями. Ничему из бывшего не перечил, но подчинялся всему, как оно текло. Как Бог, Он всем правил; и течение Своей жизни мог направлять сам, но отрекся Он от Своей власти. Смиренно принимал все с Ним случавшееся и подчинялся тому. Только однажды остановил словом: "Аз есмь," и еще два раза делался невидимым, когда хотели побить Его. Становился Он будто неприступным подступавшей злобе. Но это на одну минуту, и то для того, чтобы показать, что предается в руки злодеям добровольно. Так суждено в Тайне Пресвятыя Троицы. Сам Господь именовал это покорностию воле Отца Своего Небесного.

Не противился Спаситель, когда подошла смерть, и притом такая унизительная и страшная. Подчиниться такой смерти - предел самоуничижения. Смерть пришла как явное осуществление злых замыслов и злой воли врагов Его. Он это видел издали и во всех подробностях, но ничему не противился, и Он добровольно принял смерть, какую придумала зависть и неправда. Покорность Его была не злобе людской, а определениям Бога в Троице поклоняемого, выраженным волею Отца Небесного. Насколько высок был Сын, настолько же глубоко и смирил Он Себя. Так как Он больше всех, и никто Ему не равен, то и почтением к Отцу превзошел всех, и это не по принуждению, не по неволе. За то, что так Он смирил Себя, даже до крестной смерти, и Бог Отец так превознес Его, что выше того и вознести невозможно. Превознесен Он не как Бог, а как человек. Это означает, что и человечество Его введено в славу и силу Божества. Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел как Бог, но воспринял это как человек, показав нам непостижимое смирение и необъятную любовь. "Господь стал человеком с тою целью, чтобы получить возможность войти в общение с человеком. Тело послужило орудием этого общения. Беспредельный и недоступный Бог, по Своей благости, приняв тело, как бы умалился в неприступной славе, чтобы Ему можно было войти в единение с Своими видимыми тварями, и они тем могли бы сделаться причастниками жизни Божества" (преп. Макарий Египетский). Во Христе явлено самое совершенное самооткровение Бога человеку, доступное познанию и особенно близкое, родное, понятное человеческому сердцу. Он Сам есть истинный Бог и жизнь вечная (Ин. 5, 20). Христос - "образ Бога невидимаго" (Кол. 1, 15) настолько полный и совершенный, что видевший Его видел Отца (Ин. 14, 9). Полно и совершенно также и откровение во Христе истины Божественной, воли Отца о людях. Спаситель сказал людям "все, что Он слышал от Отца Своего" (Ин. 15, 15). Он "путь и истина и живот"; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него (Ин. 14, 6). Подражать Христу для нас является не каким-либо внешним долгом и выполнением принудительного требования, и состоит оно не во внешнем усвоении и повторении Его поступков и действий. Пред нами живое, свободное устроение религиозно-нравственной жизни во Христе силою любви к Нему как своему Идеалу, Искупителю и Спасителю. Помимо Христа, вне общения с Ним, мы не можем творить ничего истинно доброго (Ин. 15, 3). Чтобы полюбить Христа, мы призываемся пройти неизбежный путь самоотвержения. Через самоотвержение, само собою, приходим к примирению со всеми невзгодами, скорбями, болезнями и всякими неприятностями. И не только примиряемся, но и от всего сердца с благодарностью постоянно повторяем имя сладчайшее Господа нашего Иисуса Христа. С именем Сладчайшего Иисуса входит в душу нашу благоуханная духовная красота. Сердце веселится о имени Господнем, и объемлет его тишина. В этом - рай Божий.

Не забудем, что за руководством, поддержкой, помощью постоянно надо обращаться ко Спасителю. Он единственный Учитель жизни, Он Начальник жизни. Влияние Его простирается на нас не только через учение, но и чрез Его кроткую и смиренную Личность.

Ветвь, чтобы принести плод, должна быть на лозе. Человек, ищущий плода духовного, необходимо должен жить во Христе - в общении со Христом быть беспрестанном.

ИЗ ПРОШЛОГО ОТРАДНОГО

Душа нуждается в покаянии. Душе нужно питание и упражнение. Ей полезны образы и чудесные воспоминания, от которых она учится...

Гроб Высокопреосвященного митрополита Рафаила (Заборовского) находился в южной части храма Киево-Софийского собора. Мощи его, как и другого, рядом с ним лежавшего митрополита Самуила (Миславского), были, по свидетельству соборян, нетленны. По молитвам митрополита Рафаила совершались в соборе у мощей его многие исцеления. К нему приходили богомольцы из других городов и селений и заказывали панихиды с прибавлением в конце ектении об исцелении болящих... Если бы камни здания храма Ипостасной Божией Премудрости могли говорить, они возопили бы о бесчисленных чудесах, здесь совершавшихся молитвами и предстательством Божией Матери и святых...

Под Стефановским приделом в Лаврской церкви лежало тело Тобольского архиерея Павла, почивавшего во гробе поверх земли и назначенное к погребению в новом месте, оказалось нетленным. Митрополит Евгений говорил: "Мы не представляем себе, как близок к нам мир духовный. Тело Тобольского митрополита Павла, назначенное к погребению на новом месте, я просил оставить, пока не посмотрю сам, но того дня не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от какой я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню. Двери растворились, и вошел неизвестный муж, светом озаренный, в архиерейском облачении, с гневом на лице. Приподнявшись на постели, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колени у меня сильно задрожали. Явившийся сказал мне: "Чи даси нам почивать, чи ни? Не даси нам почивати, не дам тебе и я николи почивати!" Затем он вышел мерными шагами из спальни. Наутро я пришел ко гробу архиерея, какого накануне положил осмотреть, и, по снятии крышки гроба, увидел того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобызал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте..."

Приведем сохранившиеся в памяти людей из множества чудес только два случая об исцелении по молитвам митрополита Рафаила. Досточтимый отец протоиерей города Киева болел изнурительной лихорадкою очень долго и уже готовился к исходу. Он попросил свою матушку, чтобы она отслужила панихиду по митрополите Рафаиле. В следующую же ночь больному явился наяву святитель Рафаил; подошедши, благословил его и сказал: "Довольно хворать," и скрылся. Мгновенно исцелел от болезни своей отец протоиерей и благодушно возрадовался о Господе...

Старец Григорий Иванов приготовился уже к смерти, находясь в тяжкой и мучительной болезни, от полного изнеможения сил. Тогда во сне явился ему монах и сказал: "Отслужи панихиду по Рафаиле, что в Софийском соборе". Наутро отнесли его, расслабленного, в собор. Здесь была отслужена панихида по митрополите Рафаиле, помолившись в конце панихиды об исцелении старца. В этот же день после панихиды он стал совершенно здоров и как будто не хворал никогда. Примечательно, что этот благочестивый старец, когда приходил к своему батюшке, всегда говорил ему: "Посмотреть тебя, батюшка, пришел и получить Божие благословение..."

Вдова священника Параскева Антонович девять лет страдала болезнью внутреннею, так жестоко, что каждую ночь ожидала смерти, но не отходила от храма, несмотря на болезнь. Она еженедельно, по благословению и разрешению своего духовника, приступала к принятию святых Христовых Таин. Это сообщило ей в такой мере силы и здоровье, что та, которая прежде едва могла прийти в храм, теперь же легко приходила в него...

Отрадны для души эти чудесные примеры из жизни православных людей. История нашей Церкви переполнена таким бесчисленным сокровищем Божией милости и Божией благодати... Черпайте обильно из исторических фактов прошлого; берите горстями из нашего чудесного и славного жизненного опыта на Святой Руси. - И сердце ваше укрепится этим и возрадуется.

ХРИСТИАНСТВО - ЖИЗНЬ

Спаситель не занимался тем, чем заняты философы и ученые, пытающиеся передать свое учение потомству. Спаситель не писал книг и не излагал Своего учения в отвлеченных понятиях и философских схемах, рассчитанных на восприятие его человеческим разумом. Христианство есть сама жизнь... Каким бы разумом ни обладал человек, его недостаточно для восприятия и понимания Христианства. При помощи свое познавательной способности он может схватить лишь одну сторону предмета. Нельзя назвать человеческий ум чистым светом, так как он испытывает на себе влияние воли и чувств. "Природа рассудочных доводов подобна лабиринту - нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться на каком-нибудь основании" (Златоуст, 9 т., 507 стр.). Беседующие никак не могут убедить друг друга не по различию сил разума, а просто потому, что сами они разные люди, чувствуют иначе, имеют неодинаковый опыт жизни и полный противоположный стремлений. В таких случаях они похожи в своем опыте на слепых и глухих, которые не могут понять утверждения и мнения людей, способных воспринимать жизнь своими чувствами. Христианство как явление жизни может быть понято лишь тогда, когда человек непосредственно живет христианской жизнью, а не тогда, когда он будет стараться усвоить его только своим умом. Ум очевидно и не может быть рассматриваем как носитель Христианства. Христианство открыло миру идеал жизни. В нем сочетается действительность бытия с его ценностью. В Христианстве заключается и момент оценки нашего бытия, а все это затрагивает не один разум, а всю личность человека. Христианство затрагивает человеческую природу глубже, чем ту часть ее, которая обнаруживается в разуме. "Истина живая и животворящая, какую принесло Христианство, никогда не раскрывается перед простою любознательностью, но всегда дается в меру запроса совести, ищущей вразумления, и в этом случае акт умственного постижения требует подвига воли" (Ю. Самарин). "Религиозная мысль, не просто отражение анализирующего духа, в ней всецело проявляется нравственное существо. Она не итог умозаключений, а совокупность разных стремлений. Ей служит выражением не только заключение в мысли, но и созерцание и сердце сокрушенное и смиренное" (А. Хомяков). Понятно и предупреждение Златоуста: "Руководствуясь одними умствованиями нельзя познать существо Христово". Христианство по самой природе не могло быть вверено человеческому разуму, а тем более разуму отдельных лиц. Для наших душевных переживаний гибельно выражать их словами. Как только мы высказываем наши переживания, мы их обесцениваем. Самый факт и облик молчания часто характернее, чем слова. Наши внутренние состояния, чем они глубже и сложнее, тем менее передаваемы словами.

По мере расширения и углубления христианской жизни нам нередко приходится переживать то, что не может быть передано словами и выражаться в понятиях, сложившихся под воздействием обычной жизни...

Несмотря на все великое значение книг Священного Писания, оно все же не может быть признано основным хранилищем Христианства. Писание Нового Завета явилось уже после Христа. Передача Христианства не может происходить через одни книги Священного Писания. Авторы их "всегда заняты были делами нужнейшими и главная забота их состояла не в том, чтобы писать книги, так как они многое сообщили и посредством предания" (Златоуст, 9 т., 7 стр.). Матфей и Иоанн решились писать по настоянию нужды. Павел категорически утверждает, что он учил не только посланиями, но и словом (2 Сол. 2, 15). Ректор Московской Духовной академии протоиерей. А.В. Горский послания апостолов называет уже вторичными наставлениями, то есть написанными к людям уже обращенным в Христианство. Они содержат разъяснение только некоторых истин проповедуемого ими учения. В них о многом говорится только мимоходом; многое должно выводить по заключению (Лекц., 585 стр.). "Из догматов и правил, соблюдаемых в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие - дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы втайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях..."

"Кто научил людей знаменовать себя крестным знамением? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при вознесении Хлеба благодарения и Чаши благословения?.. Мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули апостолы и Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из неизложенного в Писании учения. Вообще большая часть относящего к таинствам содержится в Церкви, хотя оно и не изложено в Писании преданий" (св. Василий Великий).

Предоставление каждому излагать Христианство перед сознанием людей на основании одного обычного изучения Писания, естественно будет подвергать его всем случайностям субъективизма и личного отношения к разъясняемым в нем важнейшим вопросам жизни. Спаситель говорит, что в деле понимания Христианства имеет большое значение внутреннее состояние человека и чистота жизни. Когда решаются произвольно обращаться с Писанием и ищут в нем то, что им нравится, то в этом люди способны не только извращать смысл Писания, но и доходить до порчи и подделок его текста. Это обнаружилось еще в древнее время, и теперь снова повторяется. Поэтому самый выбор книг Писания, их текст, толкование и понимание не могут быть предоставлены на усмотрение каждого. Блаженный Августин прямо сказал: "Я не поверил бы Евангелию, если бы меня не убеждал авторитет Православной Церкви".

Одно Писание не может быть признано хранилищем в мире Христианства. Оно в этом отношении имеет лишь дополнительное значение. Жизнь всюду загорается от самой жизни. Подобно этому и Христианство как явление жизни могло возникнуть лишь путем непосредственного получения его от Самого живого Источника Христианства - Спасителя.

ЦЕРКОВЬ КАК ОПОРА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

Сознание одиночества, ненужности существования ищет опоры в жизни. Человек страдает невыносимо, когда он принужден жить с собой и думать только о себе. Кто даст руку помощи? Где найти то вечное, к чему мог бы прилепиться всем существом своим? Церковь освобождает от подобных тягостных переживаний. В Церкви мы вступаем в нравственно-духовную связь с лицами, в которых христианская жизнь в полноте и обнаруживает свое великое значение. Носителей ее Сам Спаситель называет светом мира. Широкий опыт одного, глубокая мудрость другого, высокая жизнь третьего служат в Церкви на пользу всех. В Церкви раздвигаются рамки духовной жизни, и мы вступаем в атмосферу сознательного христианского бытия. Слабый отдельно, в качестве живого члена Церкви становится богат глубоким опытом и пониманием, хранящимся в Церкви, накопленным рядами поколений. Ничто так не радует души, как взаимное способствование в достижении общей высшей цели при помощи небесной благодати. Жизнь наполняется высшим содержанием через хранящиеся в Церкви высшие ценности жизни. Связывать свою деятельность с Церковью - это значит ставить ее в тесную связь с работой как прежних, так и последующих поколений. Это способно поднимать дух, поддерживать энергию, двигать их на великие подвиги и жертвы и не допускать соблазняться злом и недостатками, свойственными нашей жизни. Жизнь в Церкви и деятельность на ее пользу освещается лучами вечности. Всех этих благотворных влияний лишается тот, кто удаляется от Церкви...

Признание Божества Спасителя началось не рациональным путем, а под влиянием непосредственного воздействия Его на людей. Все пережитое апостолами около Христа, все полученные от Него впечатления, охваченные умственным взором, собранные в одном фокусе, подняли их мысль над областью "плоти и крови", и в лице Петра заставили сознательно и твердо сказать: "Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго" (Мф. 16, 16). Произнесенное Петром исповедание было принято Спасителем как доказательство силы духа апостолов. После этого Спаситель высказал уже обетование и об основании Церкви. Апостольское исповедание Божества Спасителя есть фундамент Церкви. Оно проникает всю ее жизнь и тысячами путей стремится войти в души христиан и вызвать у них соответствующую деятельность в мире. Апостолы категорически утверждают, что они возвещают то, что знают непосредственно, путем личного общения со Христом... У порвавшего связи с Церковью религиозная мысль делается не только беспочвенной, но и беспредметной. Она у них расплывается в отвлеченностях, рассыпается на различные представления и понятия, теряет свою ясность и энергию, становится бедной религиозным содержанием и не способной влиять на человека. Им можно сказать словами Тертуллиана: "Вы, ищущие всегда и не находящие ничего, знайте, что ищете там, где нельзя найти". Такое отношение к религии дает повод к отрицанию высшего бытия и к обоготворению себя. Человек начинает отрицать Бога во имя своей ни от чего не зависящей свободы. Таковы крайности мятежных людей... Святые Отцы сравнивают Церковь с кораблем, плывущим по морю. Люди на корабле знают, куда плывут вместе с ним, и свободно переплывают море, несмотря на вздымающиеся кругом волны и бури. Но стоит покинуть корабль и, положившись на свои силы и средства, одному пуститься в бурное море, силы человека скоро ослабевают, волны начинают его заливать, и он быстро тонет. Таково великое значение церковного начала в Христианстве. Так необходима эта нравственно-духовная связь с ним, созидающая спасительное настроение. "Не христианин тот, кто не в Церкви Христовой" (св. Киприан Карфагенский). "Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Разрушать целость Церкви и побуждать людей к удалению от нее - дело не меньшее, чем если бы мы стали терзать Тело Христово и разрывать Его члены..." (Златоуст, Бес. XI к Ефес.)

Дети антихриста ополчились на Церковь, пытаясь уничтожить ее. Направлено в Церковь ядовитое оружие диавола: ложь, клевета, обман и провокация. Но не страшны Церкви все эти козни диавола. Сказано апостолом, что "адовы врата" не одолеют нерушимую крепость ее. "Она столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). По силе и высоте нравственной ценности она всегда будет стоять - до самой кончины мира. Без Церкви люди погибнут временно и вечно, на земле и на небе. Только в ней единственной общее спасение. Без Церкви не стоит и трудиться, и не к чему стремиться. Без Церкви бессмысленна человеческая жизнь. В Церкви быть и служить - служить Богу, свету, добру и счастью человека. Церковь помогает развитию, расцвету духовной жизни, осуществлению Царства Божия, Божественного плана миротворения. Отступники от Церкви служат не добру, а злу, не свету, а тьме, не Христу, а диаволу. Они враждуют с Богом, препятствуют осуществлению воли Божией, направленной на спасение людей... Благодать не дается насильно и внешне. Как лекарство не мертвому помогает, а живому, хотя и больному, так Божия сила идет навстречу живым стремлениям людей, пусть и бессильных и грешных. И всегда Церковь им явится благодетельною исцеляющею силой, опорою духовного богатства и внутреннего развития.

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ В ТВОРЕНИЯХ ЕГО

В конце IV века преподобный Нил был епархом Константинополя. "И бысть в словесех ритор изряден". По преданию, любящий ученик Златоуста. Испытав суету мира развращенного, он устремился к вечной жизни. По обоюдному соглашению, супруга его с дочерью поступили в женскую обитель в Египте, а сам он с сыном - в мужскую, у подножия горы Синайской. Там и написано им, как опытным подвижником, много мудрых и благодатных творений. Одних писем до тысячи, а всего три тома различных наставлений. Очень хорошо их издала Оптина Пустынь. В творениях его дышит дух библейский. Слова его, как крепкий гранит и очаровательны по форме. Чистота и ясность языка совершенны. Содержание разнообразно.

"Как я, если не сообщу другим дарованной мне благодати, в день суда подвергнусь ответственности, что духовный талант зарыл в молчании; так и у тебя потребуется отчет, если вверенный тебе небесный дар ведения не преподашь и другим способным приять его... Нечестивые, безбожные, лукавые и беззаконные сатанинские помыслы да не смущают и не изумляют тебя, да не приводят в уныние и расслабление добрую душу твою, украшенную верою и огражденную крестом Христовым. И если не возлюбишь блаженных и подлинно Божественных словес Писания, то уподобишься скотам несмысленным и бессловесным. К чтению Писаний должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом и сытости... Так как в тебе вселились словеса Мои, то памятию воспомяну о тебе в Царствии Моем; и нимало не бойся, с тобою буду всегда, избавлю тебя от всякой скорби, исхищу из руки злоумышляющих. Познав себя самого и осудив свою негодность, ты будешь иметь возможность просветиться; потому что познание грехов есть утро души, а осуждение их - начало спасения. Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя благодать и совершилось чудо. Прекрасное покаяние имеет столько силы, что в мгновение освободит от тысячи грехопадений и на самом одре борющегося со смертью. Теснота обстоятельств не стесняет Божия человеколюбия. Бог мог бы делающих худое остановить и против их воли, но Он не останавливает насильно, чтобы не стеснялась человеческая свобода... Плакать и проливать слезы в грехах - великая польза, такая, что невозможно и изобразить ее словом. Ты только начнешь печалиться о грехопадениях - приговор отменен, и дано тебе прощение. Предоставь все Господу и тогда окажешься любомудрым и утишишь сердечную бюрю... Когда мысль скорбящего, как голубица Ноева, не находится нигде, ни внутри, ни вне себя, места успокоения - естественно стремиться к Небу... Все, что бывает без благодати Духа, Бог ни во что не считает... Не малое время жил ты по воле диавола; начни же когда-нибудь жить и по воле Создавшего тебя; послужи когда-нибудь и законам Христа, Всевышнего Бога. Ничто не равноценно разумной душе, ничто не равновесно Небесному Царству. Долго ли будем тленное предпочитать нетленному? Долго ли будем держаться этой мысли, что видимые блага драгоценнее невидимых? Долго ли останемся при своей решимости служить неразумной прелести и мечте? Долго ли будем любить врага и губителя душ наших, сатану? Долго ли будем верить его советам к погибели? Ни один советник не достоин такого доверия, как человеколюбец Бог; никто не благоразумнее Источника премудрости; никто так не близок и не полезен, как благий Владыка, создавший нас. А ты, пренебрегши Им, вошел в общение с отступником змием, самому злу внимаешь, как самому добру, обнимаешь убийцу, как друга, превосходящего всех буйством признаешь благоразумным, погруженного во тьму почитаешь светилом, страшный недуг представляешь себе величайшим здравием, нищету почитаешь великим богатством. Должно ли много говорить человеку, у которого омертвело ухо ума? Окажем ли какую пользу, если будем петь для того, кто по своей воле стал глух для всего прекрасного?..

И демоны влагают в нас страшливые и боязливые помыслы, и сам ум порождает нередко какие-то смятения, страхи и ужасы. Но то и другое врачует Спаситель, легко исцеляющий всякую болезнь и всякое страдание, если будет призван молитвами, благотворениями, чтением Божественных Писаний и призыванием имени Иисус...

Все, что не встретится тебе прискорбного и горестного, принимай без всякого ропота. Без Божия суда не постигнет нас никакая болезнь, и ничто обыкновенно нас изнуряющее и опечаливающее... Ни один советник не достоин такого доверия, как человеколюбец Бог. Знай, что чем больше болишь ты плотию, и чем более разнообразные скорби и наказания посылает тебе Господь, тем в большей мере оказывается Он простирающим к тебе искреннюю любовь... Если желаешь войти в Небесное Царствие, то желай себе скорбей. Кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что "врата узки" (Мф. 7, 14)... В изречениях Писания скрыто Царство Небесное. Открывается же оно постоянно пребывающим в молитве, в безмолвии, в псалмопении и в чтениях, которыми обыкновенно просвещается ум...

Как же ты желаешь и молишь Бога сподобить тебя какой-либо духовной благодати без труда и скорби? Всякому, кто желает принять какой-либо небесный дар, должно прежде претерпеть много скорбей, искушений, печалей и потом уже собирать плоды Святого Духа. Не ищи с жадностью простора в жизни, но пожелай лучше отыскать тропу узкую и тесную. Для того даны нам два уха, а один язык, чтобы для спасения более мы слушали, нежели говорили. Угодно Богу, чтобы всегда надеялись мы на Него. Если не скоро бываешь слышан, укрепляйся добрым ожиданием, терпеливо и великодушно надейся. Да не впадем в малодушие, но будем и в скудости ожидать обилия, и в скорби - упокоения. Помни всегда о Боге, и ум твой сделается небом... Веровать во Христа есть оправдание, исповедать же Его устами - совершенное спасение (Рим. 10, 9-10)...

Богу угодно, чтобы мы подали Ему только малый предлог, и Сам уже делает все прочее для нашего спасения. Выходя из дома, произнеси прежде эти слова: отрекаюсь от тебя, сатана, от гордыни твоей и от служения твоего и сочетаваюсь с Тобою, Христе. Без этих слов никогда не выходи. Это будет для тебя жезлом, оружием, столпом непреоборимым. Вместе же с этими словами изобрази на челе крест. Тогда не только человек, но и сам диавол не сможет причинить тебе какой-либо вред, видя, что всюду явишься ты с этим оружием".





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...