Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Векторное, параметрическое, общее и каноническое уравнение прямой. 5 страница



Христианство, полагая в основу всего веру в Бога, с своей стороны само верит в человека, в его возвышенность, честность, в силу которых он придет к Нему, сам покорится Ему сознательно и свободно, по любви, за Его внутреннюю истинность и красоту. Чем сильнее вера, тем смелее исследование. Чем разумнее вера, тем лучше. Как в нравственно-деятельной области идеалом для нас является Сам Отец Небесный, так и в познании остается им Он же. Святая Церковь как бы говорит всякому: погляди и убедись, что во мне истина, и не отвергает никаких способов убеждения в истине. Православие говорит: если хочешь быть моим, верь, чему я учу. Не требовать веры значило бы не требовать от человека быть человеком. Церковь верит в человека, признает, что где ослабевают наши естественные силы, там является всевосполняющая благодать. Православие не боится свободы исследования. Вера свободная, сознательная - идеал Православия. Христианство не боится света и свободы. Видит их развитие - стройное и верное развитие всех лучших задатков человеческой души. Свет и свобода по самой природе своей - самый верный союзник Христианства. Не мрак умственный, не рабство ставит своею целью Христианство. Его цель свобода. Стройное, вполне гармоническое слияние в одной общей жизни Божества и человечества всегда есть и будет идеалом Христианства.

ТАЙНА СПАСЕНИЯ

Не сильными, не знатными, даже не учеными и не умными людьми крепко Царство Божие, а людьми святыми, благочестивыми, ищущими прежде всего и выше всего Царства Божия. "Ты, Христос - несветлая ночь для неверующих, а для верующих - Ты просвещение чрез сладость Твоих словес".

Евангелие Твое, Господи, наше драгоценное сокровище. Оно мудрость и сила. И все, кто оставят ради Спасителя плотское, получат духовное, сторичное. Верный ученик за свою любовь ко Христу получит все - так учит Господь, чтобы он не ослабевал среди гонений. Истинного ученика Христова и во время гонений напитают от имений своих так, что он явится как бы обладателем этих имений, пользуясь всем насущно ему необходимым. Таковы свойства христианского обладания. Ученики должны знать, что награды даются по милости Божией, по благодати, а не по долгу. При награде первые будут с последними, то есть получат то же, что и последние; и наоборот, последние получат то же, что и первые, то есть будут как первые.

Естественно, что этот закон Божественной Правды одних смиряет, других - ободряет и утешает. "В Царстве Небесном нет ни одного человека, который бы производил такие споры и жалобы; и быть не может, потому что там нет места ни зависти, ни недоброжелательности" (св. Златоуст).

Работа в винограднике Церкви Христовой может быть более продолжительною или менее продолжительною, может совершиться в более трудное или в менее тяжелое для Церкви время - смотря по тому, когда Христос призвал нас на делание. Но всем трудящимся - первым и последним - будет дана награда за труд - "динарий". Требуется только верность служения Господу в Его винограднике. Поэтому не должно иметь места никакое горделивое самопревозношение своими трудами, и при самых, по видимому, великих подвигах нужно смиряться. Как в виноградник Божий мы призваны по благости, так и награда дается по благости, а не по долгу. Иудеи призваны прежде, язычники после, но те и другие получат "динарий". Под "динарием" разумеют вечную небесную славу, вечное блаженство, или вечную жизнь, которая будет дана всем трудившимся в винограднике. Но этим не исключается, что будут разные степени участия в этой славе в этой славе или в небесном блаженстве. Соотношение между трудом и наградою определяется по милости Божией, которая и "последних" вознаградит так же, как и первых, но может вознаградить и более. Ближайший смысл раскрывается так, что последние будут - как первые, и первые - как последние...

Велико милосердие Христа Спасителя ко всем отверженным, погибающим, которых Он ищет спасти, как добрый пастырь отыскивает в горах заблудшую овцу... Где Христос, там всегда спасение, там - и жизнь вечная. При Его втором пришествии, когда каждому будет воздано по делам его, и упорные, неисправимые враги Христовы будут наказаны вечною погибелью. Царство Христово не внешнее, а внутреннее, а потому от каждого его члена требуется постоянный труд, подвиг и самоотвержение. Паруссия не близка, но и не отдаленна, а она наступит неожиданно... Неверный раб, которого благодать не коснулась, не проникла в его сердце, забывает, что мины раздаются не для обогащения господина, а для испытания рабов, их собственного обогащения. Кто хранит мину "во убрусе" - только считает себя последователем Христа; для него блага, дарованные Господом, суть нечто совершенно внешнее, постороннее, юридически только хранимое. Такому неверному рабу лучше бы уступить свое место другому, оставить то служение, к которому он призван. Будь верен христианскому званию и состоянию. Не смущайся, если для пользы Церкви тебе дано меньше, нежели другому, ибо, при верном пользовании полученным даром, награда будет одинаковая...

Господь, разъясняя силу веры, которая может творить чудеса, говорит о необходимости прощения обид, чтобы ученики не злоупотребляли дарованною им чудесною силою, которая дается им в созидание, а не на разорение (2 Кор. 13, 10)... На словах Господа незыблемо утверждается и то, что государство и Церковь - области различные. Не может быть государственной Церкви, как не существует и церковного государства...

Но, будучи различными, эти две области не противоборствуют одна другой: истинный член Царствия Божия, которое не от мира сего, может и должен быть и верным гражданином. Ценность обоих областей неодинакова: "воздадите Кесарева Кесарю" получает для себя высшее обоснование в дальнейшем: "Божие Богови". Если бы иудеи действительно исполняли обязанности по отношению к Богу, то и самого вопроса об уплате подати Кесарю у них не возникало бы, ибо зависимость их от римлян определена Богом за их неверие...

Не по сребролюбию только неразумные девы запаслись недостаточным количеством елея, а по своему нерадению, по духовной косности. Они имели светильники с налитым в ни елеем - они уверовали во Христа и получили освещающую их при крещении благодать. Но они не имели духа горящего и пламенеющего, не имели веры, споспешествуемой любовью (Гал. 5, 6). Жизнь христианская есть постепенное возрастание, умножение верующим елея, то есть добродетелей христианских, при помощи полученной благодати. Неразумные же девы принадлежат к Церкви внешним образом, нет в них горения духовного, нет внутреннего сродства со Христом. В неразумных девах "нет непрестающего света, ни непрестанных добрых дел" (блаж. Иероним). Нельзя "довольствоваться посредственностью, которая скоро иссякнет и, когда поднимается жар, высыхает," но должно "следовать совершенной добродетели, чтобы иметь свет вечный" (там же). Здесь мысль та, что покаяние в день суда уже бесполезно и потому необходимо запастись елеем доброделания здесь, на земле. В день суда, "если изменять нам собственные наши дела, то никто не будет в состоянии помочь нам, и не потому, что не хочет, но потому, что не может" (св. Златоуст). Так Господь научает нас духовному бодрствованию, в виду неизвестности дня Его пришествия...

Так говорит мудрость Божия, против которой мудрости этого мира - сплошное безумие...

Без веры душа увядает, как цветок без света и влаги. Главная жизнь - в душе. И сколько бы мы ни услаждались плотскими грехами, душа не перестанет тосковать и томиться. Без Бога жизнь скоро теряет свою привлекательность. Жажда жизни угасает, как догорающая свеча. Сокровище веры дороже для нас всех внешних земных благ. Великое сокровище - вера, единственная пристань в грозном море земных скорбей и страданий.

ПУТЬ ХРИСТОВ

Учение Господа Иисуса Христа - истинный свет жизни, залог жизни совершеннейшей, радостной и свободной. Спаситель пришел пробудить духовные силы человека, и чтобы не зарывал он талантов в землю, не был трусливым и безответным рабом перед своим Господом, но с сыновней свободой работал бы на ниве и в винограднике своего Отца. Бог желает свободной любви человека, самого глубокого, искреннего общения с Ним. Он наш путь, истина и жизнь. Христианин Его любовью живет, Его благодатью питается, в Его свете видит свет жизни. К Нему же несет свое горе и радость, свои тревоги и сомнения, свой восторг и свой ужас от жизни...

Путь Христов никогда не может быть легким и просторным, как все другие пути, ведущие в погибель. Путь Христов остается и доныне узким, как узки и неприметны врата, ведущие в Царство Христово. Христианину необходимо отказаться от себя, оставить все позади себя и не оглядываться назад, делать свое дело на ниве Господней. Смысл жизни христианина - в соработничестве Богу, в служении делу созидания Царства Божия. Жить в этом мире по правде Божией и в слове, и в деле являться ее вестником, мужественно бороться с соблазнами жизни, свои печали и заботы возлагать на Бога, немощи и грехи свои очищать Его святостью, Его любовью... Христос - "не от мира", и за это ненавидит мир и Его Самого, а после Него и всех Его учеников (Ин. 15, 18-19). Мир учеников Христовых ненавидел и всегда будет ненавидеть. Господь предсказал им изгнание, страдание и смертную казнь. Все это исполнилось в жизни учеников, и последние выразили еще более страшную уверенность, что "все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. А злые люди и обманщики будут преуспевать" (2 Тим. 3, 12-13).

Ученик Христа не может не знать, почему неизбежно так бывает. Только тот, кто умалится, как дитя, может принять Царство Небесное. Умалится, сделается кротким, незлобивым, чуждым всякого вида насилия и гордости, а "мир" будет всячески бить и поносить это добровольное дитя. Христос принес миру жизнь и радость, а удел учеников Его - печаль, страдания и скорби. Пока в мире существует горе и страдание, до тех пор это всегда будет уделом всякого нелицемерного слуги Христова. Следующие за Христом не могут быть богатыми в мире, пока царит в нем нужда и нищета. Христианин не может быть беззаботно веселым в мире, когда всюду в нем слезы и болезнь. Гордым не может быть христианин, потому что всякий недостаток в любимом является источником не радости, но скорби; мстительным не может быть христианин, потому что тогда он отпадает от общения со своим Спасителем. Насилием не может действовать последователь Христа, потому что в этом случае не по Его стопам пойдет он в своей жизни. А без всего этого, без богатства, без пресыщения, без самодовольства, без гордости, насилия, мести - без всего этого, что достанется в удел христианину, если не скорбь и лишения?..

Во все времена встречались люди, которые, иногда при самой жизни своей, а нередко по смерти, признавались за великих, праведных людей. А когда обратишься к сердечной исповеди этих носителей света Христова в мире, то поражаешься их искреннему, глубокому, сердечно-проникновенному сознанию своей греховности, своего бессилия, своего убожества. Если святые сознавали так ясно и больно свое ничтожество и с этим сознанием отходили к Богу, то и нам для духовного роста необходимо уклонение от зла, упражнение в добре, пост, молитва и сознание своего бессилия и ничтожества. Самодовольство и духовная самоуверенность говорят не о святости и совершенстве, но о гордости, недалекости и духовной ограниченности. Начало смирения, которое, по слову Христа Спасителя, уподобляет верующего Учителю, - есть неиссякаемый источник для сознания связанности со всем грешным и страдающим в этом мире. В своей духовной жизни христианин должен быть подобен ребенку, не задумывающемуся над своим ростом; полевой лилии, не думающей о своей красоте; птице небесной, не заботящейся о завтрашнем дне. У христианина постоянное сознание, что сам по себе он - нищ и бессилен, а должен быть святым и помогать Богу в делании Его. Верующий, по мере опытного познания немощности своей, становится чище и совершеннее. Всегда смиряется, потому что никого не видит, кто был бы хуже и ниже его; всегда кается, потому что видит ясно всю красоту, несравнимую ни с чем, Божеского пути жизни и сознает свою отдаленность от него. Всегда плачет, потому что сознает свое бессилие осушить чужие слезы...

Тайна благодатной жизни раскрывается в нашей душе. Наша жизнь соприкасается с жизнью Божественной. Чтобы находить смысл жить ради Бога, чтобы хотеть быть в Нем святым и спасенным, недостаточно верить, что Он свят и прекрасен, но надо знать, всем существом ощутить, что Он - благ, что Он - родной мне, близкий, любимый и источник любви. Евангелие определяет основной закон жизни как закон любви к Богу всем существом своим. Сам Христос для сознания верующего освятил землю, по которой прошел Своим крестным путем и на которой незримо живет в Церкви и в лице всех обездоленных...

Жизнь и смерть Господа были тем живым семенем, которое должно было произрастить плод мног - Церковь Христову, которую Он приобрел Своею Кровию. С высоты Голгофы Христу видна была даль веков, Его сердце обнимало Своею любовью все будущее человечество, и как к Голгофе устремлялись все чаяния прошлого, жившего верою в избавление, так от нее же льется свет, несущий миру любовь и тепло, до края земли и на веки. Христианин есть не только ветвь, растущая на лозе истинной; но и продолжатель в мире дела Христова, служитель Его, участник великого домостроительства. Такими были прежде всего апостолы. Проповедывали они Христа миру, готовили себе приемников и радовались, что слово Христово распространялось по земле, и верили, что Царство Божие на земле будет расти до великого дня откровения в мире славы Христовой...

Две волны, сомнения и колебания, обуревают душу людей, желающих жить согласно Христу. Первая из них несет скорби, лишения, одиночество и отверженность каждому, хотящему в мире жить согласно Христу; а вторая - бессилие всех трудов в делании на ниве Христовой, бессилие миллионов людей. И спасение от этих волн - только в надежде христианской. Без этого утешения, без надежды жизнь наша вообще немыслима. Прочтите Евангелие и весь Новый Завет, и вы встретитесь с удивительным фактом. Эти книги говорят, уча о жизни, что удел христианина в мире - подвиг и страдание, а призывают к радости; говорят о слезах, изгнании, унижении, а самих плачущих, изгнанных и униженных называют блаженными. Первые христиане страдали и изнемогали от тяжелого креста. И в то же время все радовались и славили Бога, считали свою жизнь, свое служение радостью, счастьем и благодарили Господа в каждом биении своего сердца. И не было в целом мире ничего такого, что могло бы сравниться с этой ценностью...

Кроме земли есть небо, открытое людям Христовым. Вера была тою побеждающей мир силою, которая претворяла печаль в радость, делала легким бремя Христово. Страдальцы пели восторженные гимны пред лицом смерти, и считали самые страдания в этой жизни ничтожными по сравнению с имеющим открыться блаженством в Царстве Христа Спасителя. Эта сильная вера сообщала смысл жизни и смысл страданиям в ней. Вера и надежда, споспешествуемые любовью ко Христу, укрепляют нас в постоянном сознании своего общения с Ним теперь и на веки. "Если терпим с Ним, то с Ним и царствовать будем". Вот девиз христианской жизни в мире, вот ее ласкающая надежда - "царствовать со Христом". Надежда христианская есть надежда отдаться любящему Христу. Ее психологически нельзя отделять от величайшего самоотречения ради Христа, от величайшего упования на Того же Христа. Первая требуется жизнью, второе предполагается верой во Христа, в Его победу над царством смерти и тления. Любовь всегда есть единение с любимым. Такова и любовь ко Христу. Она есть неизбежно единение с Ним, и в страдании, и в славе Его. В страдании здесь, а в славе там. Да и здесь, на земле, она делает любящего причастником вечной жизни. Она неизбежными делает страдания верующего в его единении со Христом и радование Ему, воскресшему, святому, крепкому и бессмертному. Поэтому для верующего в силу этой неразрывности любви спадают внутренние грани между жизнью и смертью. Смерти нет. Любовь, соединив человека с Богом, не может прекратиться, так как вечен Бог и бессмертна душа человека, отвечающая любовью возлюбившему ее от начала. Любящий Бога - причастник вечной жизни и блаженства в каждый истинный момент и настоящей своей жизни, среди всех скорбей и страданий. Возлюбим Бога, как любить должно. В этой любви заключается Небесное Царство, наслаждение благами вечными, удовольствие, веселие, радость, блаженство. Вернее, ничто не в состоянии будет изобразить ее; но один только опыт может в ней нас и убедить, и утвердить. К этому опыту и поспешим дружно в этот краткий срок нашей жизни.

О СПАСЕНИИ

Просто и кратко писать трудно, но необходимо. "Мудреность" мутит голову и создает в ней неустойчивость: нет удержу пытливой мысли...

Душа требует пищи духовной, и только Слово Божие и святоотеческие творения насыщают ее. Мы вправе считать писания епископа Феофана Затворника близкими к святым Отцам. Он влечет к себе своею безыскусственной формой изложения, ясностью и небесной простотой. К нему обратим сейчас наши взоры. Из его творений, как из глубокого источника, почерпнем сладкой и живой воды, текущей в жизнь вечную. Для нас он единственный и неповторимый учитель по данному вопросу. Без него все может быть расплывчато, неясно, туманно. Всю жизнь занимал его вопрос о спасении. И нас недостойных побуждает к тому же. Да поможет великий Святитель и нам хоть кратко изложить эту главнейшую тему, волнующую человечество...

Спасение предполагает в христианине деятельную жизнь, постоянное общение с Богом и решительное, при помощи благодати Божией, исполнение святой воли Его. Ревность Богоугождения очень похожа на огонь. Как во время пожара пламя охватывает все здание, так и огонь ревности объемлет и наполняет все существо человека. Соль предохраняет от гниения, а дух ревности, проникая все существо наше, изгоняет грех, растлевающий душу и тело, и тем спасает от нравственной порчи и разложения. Мученики охотно шли на смерть оттого, что их сожигал внутренний огонь. Богоугождение ревностное есть отрадное, окрыляющее дух, шествие к Богу. Надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху. Без ревности христианин - плохой христианин: вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни холоден. И жизнь такая не жизнь. Жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия. Огонь ревности - это благодать Господня. Дух Божий, сходя в сердце, начинает действовать в нем вседействующею ревностию. Сила благодати проникает внутрь и восстанавливает Божественный порядок во всей его красоте.

Отвернувшийся от Бога останавливается на себе и себя ставит в основу всей своей жизни и деятельности. Имея от Бога полноту благ, но отступив от Него, он спешит чем-то себя заполнить. Образовавшаяся пустота, чрез отпадения от Бога, непрестанно вызывает в нем ничем неудовлетворимую жажду - неопределенную, но непрестанную. Словом, стал он бездонною пропастью. Весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах. Отсюда понятно, что не удается ему никогда бывать в себе, а все - вне себя, в вещах суетных. От Бога, Который есть полнота всего, отпал; сам пуст; остается только разлиться по бесконечно-разнообразным вещам и жить в них. Так, грешник вечно жаждет, заботится, суетится о предметах вне себя, вне Бога, о вещах многих и разнообразных. Таким образом, характеристическая черта греховной жизни есть, при беспечности о спасении, забота о многом: многопопечительность (Лк. 10, 41).

Оттенки и отличия многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот. Пустота ума, забывшего о Едином, Который есть Все, рождает заботу о многознании, разведывание, пытание, пытливость. Пустота воли, лишившейся обладания Единым, Который есть Все, производит многожелание, стремление к многообладанию или всеобладанию, чтобы все было в нашей воле, в наших руках: это любоимание. Пустота сердца, лишившегося наслаждения Единым, Который есть Все, образует жажду удовольствий многих и разнообразных, есть искание тех бесчисленных предметов, в которых надеемся найти услаждение своих чувств, внутренних и внешних. Так, грешник непрестанно в заботах о многознании, многобладании, многонаслаждении. Он услаждается, овладевает пытает. Это - круговращение, в котором кружится он весь свой век. Пытливость манит, сердце ожидает вкусить сласти и увлекает волю. У сатаны одна забота, чтобы то, чем человек весь занят, где все его сознание, внимание, сердце - было не Бог единственно и исключительно, а что-нибудь вне Его, чтобы, прилепившись к этому умом, волею и сердцем, он имел то вместо Бога, и о том только и заботился, о том разведывал, тем услаждался и обладал. Здесь не только страсти, но и ученость, художественность, житейскость могут служить путами, которыми и держит сатана ослепленных грешников в своей власти, не давая им опомниться...

Душа знает, насколько она бессильна - одна. Пусть же падает в уничижении пред Богом, пусть в сердце своем пред Ним обратит себя в ничто. Тогда вседейственная благодать из "ничто" сотворит в ней "Все". Кто, в конечном самоуничижении, предаст себя в руки Божии, тот привлекает к себе Его, сердобольного, и сильным становится Его силою. Всего ожидая от Бога и ничего от себя, надо и самому напрягаться к подвигу и по силе своей действовать, чтобы было к чему приобщиться Божественной помощи, было бы что осенить Божественной силе. Жизнь духовная есть жизнь "умная". Состоит она в переходе от мысленного Богообщения к действительному, живому, ощущаемому, являемому. В таинстве покаяния нисходит благодать ощутительно для духа, но потом скрывается от сознания. "Она поселяется в глубине ума. Благодать сначала озаряет душу своим светом так, что она может обильно ощущать его" (св. Диодох). Потом благодать скрывает себя от спасаемого и, хотя пребывает в нем и действует, но так, что тот не замечает этого и нередко считает себя оставленным от Бога и гибнущим. Потому Господь долго скрывает драгоценность этого животворного дара, чтобы мы, хотя бы и исполнили все добродетели, считали себя совершенно ничем, пока мы еще не восприняли святую любовь как постоянное настроение. "Хотя благодать и скрывает от души свое присутствие, однако же, подает ей помощь скрытым образом, дабы показать врагам, что победа принадлежит единственно душе. Поэтому-то душа бывает тогда в унынии, скорби, уничижении и даже умеренном отчаянии" (св. Диодох). Дело благодати после долгих испытаний показать свое присутствие, а там - душа от Духа радостно всыновляется. Бог Сам Себя вверяет сердцу, и человек удостаивается быть един дух с Господом. "Испытанный делается жилищем Святого Духа. Благодать озаряет все его существо в глубочайшем каком-то чувстве" (св. Диодох). Царство Божие - радость о Дусе Святе. "Свет, сияющий в человеке, так всю внутренность пронизает, что он весь, погружаясь в эту сладость в приятном чувстве находится вне себя ради преизобилующей любви и таинств им созерцаемых" (св. Макарий).

Бог привлекается или деланием и трудом, или призыванием имени Иисусова. Первое место между подвигами давали молитве Иисусовой. Она просвещает, укрепляет, оживляет, всех врагов видимых и невидимых побеждает и к Богу возводит. Она всемогущественна и вседейственна. Имя Господа Иисуса Христа - сокровище благ и жизнь в духе. Это - живой союз, жизнь в Боге, утверждение в Нем всем существом: мыслию, сердцем, волею... Сам Ты, Господи, имиже веси судьбами, устрой мое спасение. Как связанный, буду идти, куда поведешь. В этом и есть акт решительной преданности Богу. Господь видит, о чем болит сердце наше, и не только видит, но, говоря по человечески, даже чувствует эту боль. А что сделать в отношении к этой боли, то знает один Он. Поскорее только, Господи, окажи нам Свою помощь. Даруй нам спасение, иначе душа падет в изнеможении... Тебя Единого ищу. Не лиши меня Твоего благоволения, Возлюбленный души моей.

АРХИЕПИСКОП ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ)

Религиозная жизнь - море чувств, мыслей, стремлений. Христианство - что солнце в мире. Не Христианство безжизненно и мертво, как упрекают его атеисты, а сами люди своими грехами делают себя мертвыми и нечувственными для животворной силы Христианства. Христианство - солнце в духовном мире; без него душа человеческая обречена на мрак и холод. Только во Христе Свет, Истина, Путь и Жизнь. "Душа видит истину Божию по силе жития" (св. Исаак Сирин). "В какой мере ум освобождается от уз попечений, в такой и просветляется он" (он же). Вера - знание живое, внутреннее зрение истины. Вера - понимание, уразумение, высшая форма знания. Разумение сперва в сердце начинается, а потом уже и ум прозревает. Таковы прогнозы духовно просветленной внутренней деятельности всякого труженика пера, а в особенности духовного писателя.

Архиепископ Василий - духовный писатель замечательный. Он истолковал Евангелие от Матфея (527 стр.) и Послание апостола Павла к Ефесянам (703 стр.) (докторская его диссертация). Архиепископ Василий, вначале доцент Киевской Духовной академии, а потом последний ее ректор, родился на Волыни в 1861 году. В 1886 году окончил курс Киевской Духовной академии, где и оставлен был для приготовления к занятию одной из философских кафедр. На степень магистра представил сочинение "Лжеучения, обличаемые в первом послании апостола Иоанна," и был утвержден советом Академии. В 1904 году - доктор Богословия, а в 1913 году, в сане епископа, - ректор Академии.

Много статей его напечатано в журналах духовных. Там встретите: "Объяснительные замечания к наиболее трудным местам соборного послания святого апостола Иакова", "Об источниках к изучению философии Сократа", "Учение Платона о познании", "Философия Канта", "Закон и Евангелие", "О лице Иисуса Христа", "О предопределении", "Книга деяний апостольских", "О причинах современного неверия", "К изучению четвертого Евангелия", "О личности святого апостола Павла", "Святой Иоанн Златоуст по его письмам", "О Евангелии и Евангельской истории", "О втором послании святого апостола Павла к Коринфянам", "О воскресении мертвых" и много других.

"Книга деяний апостольских" находится в теснейшей связи с третьим Евангелием, составляя его продолжение. Оно есть "второе слово" в отношении к Евангелию, называемому "первым словом" о делах и учении Христа Спасителя, до того дня, в который Он вознесся (Деян. 1, 12). Составителем этих обоих произведений является несомненно одно и то же лицо.

"Евангелие от Матфея" примыкает к его исследованию о посланиях святого апостола Павла к Ефесянам. Из всех Евангелий, только у евангелиста Матфея находится ясное учение о Церкви, так подробно раскрываемое в названном Апостолом послании. Если Евангелие Матфея есть историческая апология Христианства, то в послании к Ефесянам - в первых трех главах - находится догматическое его оправдание, опирающееся на самое существо Христианства, которое принесло миру величайшие духовные благословения. Послание святого апостола Павла к Ефесянам и Евангелие от Матфея являются фундаментальным исследованием по критико-экзегетическому вопросу. Они раскрывают самую сущность святой Церкви и говорят о любви и верности Сыну Божию. Автор чужд какого бы то ни было оригинальничанья, и везде держится строго научной положительной точки зрения, оправдываемой историческим церковным преданием. Его критические замечания на ошибочные догадки западных духовных писателей очень четки и авторитетны. Его эрудиция огромна. Нет писателя по толкованию Священного Писания, которого бы он не знал и каждого по необходимости строго разбирал...

Его комментарии из "Евангелия от Матфея": "Корабль, в котором находился Христос на море Тивериадском, есть образ Церкви, обуреваемой в сем веке волнами всякого рода искушений и преследований; Господь как бы засыпает в силу Своего долготерпения; но придет время, когда Он восстанет, усмирит бурю и даст спокойствие Своим рабам..." Тема 23 недели: "Бесовская сила совершенно подавила свободу и самосознание человека; последний является органом говорящего в нем демона, находится как бы под демоническим гипнозом. Желая возвратить бесноватому сознание им своей личности, свободы, прежней его жизни, Спаситель спрашивает его: как твое имя. Легеон, - отвечает демон. Имя есть обозначение нашего "я"... Но эта сила бесов побеждена Христом, пред Которым они трепещут, видя в Нем своего Судью, и потому они просят у Него пощады..." Об исцелении кровоточивой Владыка пишет: "Как вера жены была опосредована чувственным (прикосновением), так и исцеляющая ее сила Христа посредствуется Его святейшим телом. Эта сила была не материальная, физическая, а духовная; она дается только верующим. Она не переходит с места на место, а, сообщаясь другим, остается во Христе неизменною. Она "изошла" в том смысле, что обнаружилось во вне ее действие..."

"Царствие Божие неудержимо стремится, с силою проникает в мир. Оно по сущности своей есть величайшая активность, и поэтому от своих членов требует такой же духовной энергии... Царствие Божие стремится неудержимо, и его движение никакою враждебною силою не может быть приостановлено..."





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...