Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Западноевропейские музеи в XVIII веке



В европейской культуре за XVIII столетием проч­но закрепился эпитет «эпоха Просвещения». Основ­ное содержание этого исторического периода опреде­лялось идейно-политическим движением, деятели ко­торого безгранично верили в то, что разум способен обеспечить всеобщий прогресс человечества. Они по­лагали, что все общественное неблагополучие — это результат невежества людей и заблуждений рассудка, что путем просвещения народа и его правителей мож­но построить новый миропорядок, который будет бо­лее правильным и справедливым, нежели существую­щий, поскольку будет более разумным и логичным. Эти особенности эпохи в конечном итоге обусловили и само ее название.

Движение Просвещения зародилось в Англии в конце XVII в. и со временем приняло общеевропей­ский характер. Свою наиболее яркую и классическую форму оно обрело во Франции, где сложилась блестя­щая плеяда просветителей, представленная именами Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Монтескье, Поля Анри Гольбаха. В основе многих теоретических построений просветителей ле­жало учение английского философа Джона Локка (1632— 1704) о том, что права свободы, равенства и ча­стной собственности вытекают из самой природы че­ловека и не могут быть никем отменены. Почитая и возводя в абсолют «естественный порядок вещей», просветители считали необходимым уподобить ему общественную жизнь.

Именно в русле идеологии эпохи с ее акцентами на просвещение и равенство образовательных воз­можностей людей постепенно стала формироваться концепция музея, доступного широкой публике, ины­ми словами, публичного музея. Просветители настой­чиво внедряли в общественное сознание мысль о том, что великие творения культуры являются важнейшим средством воспитания эстетического вкуса человека, его интеллекта и многих достоинств. В Энциклопедии Д'Аламбера и Дидро говорилось, что «изящные искус­ства обращают умы граждан к чувствам патриотичес­ким, к истинным добродетелям. Они должны способ­ствовать счастью людей, необходимо, <...> чтобы они проникли до убогой хижины самого незначительного из граждан».

Совершенствование человека путем обращения его чувств и ума к культурному наследию воспринима­лось в ту эпоху не только как частное дело каждого, но и как социальная ответственность. Ведь воспитание отдельно взятой личности в дальнейшем могло преоб­разить целое поколение и в конечном итоге перестро­ить на новых принципах все общество. Поэтому глав­ный лозунг просветителей в музейной сфере зазвучал примерно так: коллекции, служащие удовольствию не­многих, должны стать доступны всем.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...