Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские проблемы социальной реальности



1. Понятие общества.

2. Общество как предмет философского анализа.

3. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

4. Техника и ее роль в истории цивилизации.

Опорные понятия: общество,общественно-экономическая формация, цивилизация, техника

1.Термины «общество», «общественный», «социальный» широко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в ХIХ веке возникла наука социология, имеющая своим предметом исследования общество. Ее основоположник О.Конт считал социологию «социальной физикой», и «позитивной моралью», способной стать религией всего человечества. В этом же столетии общество назвали и растением, и животным, и растением, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова «общество» общность, союз, сотрудничество. Аристотель назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество – это так или иначе самоуправляющая общность.

Человеческое общество есть своеобразная сфера бытия, относительно обособленная от природы. Оно представляет собой высший вид организации материи. Социальные системы отличаются большой динаимичностью и разнородностью, в них сочетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и планомерное. Трудно со всей строгостью провести структурный анализ общества. В известной мере этому отвечает выделение подсистем (сфер) общественной жизни: экономической, политической, духовной и культурной.

Хотя философским осмыслением производства занимались многие философы (Ксенофонт, ученик Сократа; французские материалисты и т. д.), вклад марксизма в этом отношении трудно переоценить. Производство рассматривается как общественный процесс, т. е. процесс производства людьми своей социальной жизни. Оно не сводится к производству материальных благ, а включает и производство духовных ценностей, общественных отношений, самих людей. Общественное производство подразделяется на материальное и духовное.

Материальное производство есть необходимое условие существования общества и человека. Весь образ жизни, вся жизнедеятельность людей зависят от того, каким образом люди в каждую историческую эпоху производят материальные блага. Материальное производство дает средства деятельности, создает условия для духовного производства. Именно поэтому его считают основой общественного развития.

Для более конкретной характеристики исторически изменяющегося материального производства выделяется понятие способа производства. Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы выражают активное отношение общества к природе, их важнейшими компонентами являются люди и средства производства. Ведущая роль принадлежит «личностному элементу». В литературе указываются и другие элементы производительных сил (наука, организация производства и пр.). Однако соотнести их с ранее названными элементами производительных сил очень трудно. Производственные (экономические) отношения - это отношения между людьми по поводу производства. К ним относятся, прежде всего, отношения к средствам производства, или формы собственности, а также отношения распределения, обмена и потребления.

Самое главное для философии - не детальный анализ производительных сил и производственных отношений самих по себе - это должны делать экономические и технические науки, а рассмотрение их взаимосвязи. Ее суть: определяющая роль принадлежит производительным силам, производственные отношения в свою очередь влияют на развитие производительных сил, они не могут опережать развитие производительных сил. Вопрос этот очень актуален, Отметим лишь, что в недавнем прошлом в нашей литературе говорилось об антагонистических противоречиях между производительными силами и производственными отношениями капиталистического общества. Применительно же к социализму речь шла о несоответствии между гигантски развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Весьма конъюнктурными были и оценки конкретных мер по преодолению этого отставания.

2. К.Марксом и его последователями была разработана диалектико - материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма».

Продолжается развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л.Мечников), эволюцией природной организации человека его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию.

В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечить человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни.

В целом все названные модели общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определенные грани той сложнейшей реальности, которая определяется термином «общество».

3. Рассматривая общество как естественноисторический процесс, т. е. в известном смысле по аналогии с естествознанием, и в то же время учитывая его специфику, К. Маркс разработал понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), под которым понимается детерминированный способом производства конкретно-исторический тип общества.

Интегрирующим фактором общества являются материальные, производственные отношения. Именно они и выступают основным критерием сопоставления социальных явлений. Благодаря этому открывается возможность познания законов общества, классификации ОЭФ как стадий единого исторического процесса. Эта классификация не была линейной, напротив, применялось несколько не совпадающих друг с другом принципов членения (по типу собственности, совмещение исторического и географического принципов и др.). Однако Марксова концепция была затем догматизирована и представлена в виде пресловутой пятичленки: первобытная... и т. д. вплоть до коммунистической. В настоящее время марксисты, не отвергая понятие ОЭФ, ищут пути его согласования с исторической реальностью (неодинаковая роль экономических отношений в образе жизни различных народов, разные варианты развития, существование в одно и то же время чуть ли не всех разновидностей ОЭФ и т. д.).

Для понимания сущности общества важно уяснить взаимосвязь эволюции и революции: эволюция есть количественное изменение, т. е. сравнительно плавное, постепенное развитие, революция - качественное изменение, скачок. Такое понимание при всей его естественности нуждается в уточнении, поскольку надо учесть сложность строения общества, деятельность людей, неоднозначный характер общественных изменений и т. д. Марксизм связывал социальную революцию с переходом от одой общественно-экономической формации к другой. Социальная революция рассматривалась, прежде всего, как революция политическая, как смена власти. Революционный класс разрушает прежнюю политическую и правовую надстройку (прежде всего государство) и создает новую, способствующую становлению нового базиса. Отсюда же следуют разновидности социальных революций, получающие название по той формации, которую они открывают. Наиболее изучены буржуазные и социалистические революции.

Высказываются и суждения о принципиальной ограниченности формационного анализа и необходимости общецивилизационного подхода. В философской мысли ХIХ- ХХ вв. наибольшим признанием пользуется концепция так называемых «локальных цивилизаций», созданная усилиями Н.А.Данилевского, О.Шпенглера и А.Дж.Тойнби. Все народы, согласно этой концепции, делятся на первобытные и цивилизованные, а последние – на определенные культурно-исторические типы. Особый интерес здесь представляет феномен «Вызов – и - ответ», когда спокойное развитие сменяется критической ситуацией. Она в свою очередь побуждает цивилизацию к росту, вплоть до «надлома» и «смутных времен». Авторы этой концепции пытались преодолеть европоцентризм в понимании цивилизации.

В конце ХХ века оформилась особая отрасль знания – «цивилизационные исследования», целью которых является попытка охватить все, что накоплено наукой за предшествующие годы, дать прогноз обозримого будущего мировой цивилизации. Раскрывая содержание этих исследований, надо сказать, что часть ученых придерживается традиционного представления о цивилизации как локально-исторических образованиях, имеющих в своей основе специфический социокультурный код. Они развивают идеи М.Вебера и А.Тойнби в отношении того, что для каждой цивилизации важен прежде всего духовно-религиозный код деятельности.

4. Техника - совокупность материальных средств практической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, системы и средства управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии, информации и т. д. Техника составляет важнейший элемент производительных сил, которые в конечном итоге определяют характер и содержание всех социальных процессов человеческой жизни.

Деятельность человека по созданию типических объектов и управления процессами их изготовления называется технической. Техническая деятельность с применением научных знаний называется инженерной.

Изобретая и изготовляя технические приспособления, создавая условия их функционирования, человек целенаправленно, в соответствии со своими знаниями, потребностями, интересами и целями видоизменяет природу. Одновременно развивается и сам человек, совершенствуется его ум, обогащаются знания, умения и навыки деятельности. Это означает, что техника - служит не только преобразованию предметной среды, но и раскрытию сущностных сил человека.

Техника - этот новый, искусственный мир, «вторая природа» - как бы вырастает из «первой природы», по этому продолжает «жить» по ее законам, хотя приобретает свои специфические черты и формы. Более того, мир техники имеет свои собственные законы развития. Их содержание определяется главным предназначением техники - служить для достижения материальных целей с возможно меньшими затратами. Таков, в частности, закон симметрии технических объектов. В соответствии с ним всякий технический объект имеет определенный тип симметрии, обусловленный комбинацией и характеристиками освоенных человеком потоков вещества, энергии и информации. Можно назвать также закон корреляции параметров технического объекта, закон соответствия между его функцией и структурой и др. Благодаря действию общих и частных законов всякое новое техническое завоевание становится средством, ступенью дальнейшего прогресса производства.

Техника есть материализованное естественнонаучное знание человека. Оно выступает фундаментом человеческой мысли. Техническое творчество, рассогласованное с этим знанием, не только бесплодно, но и вредно, чревато опасностями для жизни и здоровья людей. Развитие техники, инженерная деятельность являются испытанным критерием истинности не только технических, и естественнонаучных знаний, но и духовных ценностей.

Однако было бы ошибкой считать, что современная техника -лишь сумма прикладных разделов математики, физики, химии, кибернетики, а содержание технических знаний исчерпывается естественно-научными теориями. Важнейшим стимулом развития техники выступают общественные потребности и цели. Общественные отношения могут как содействовать этому развитию, так и быть препятствием на его пути. Очевидно сдерживающее воздействие социальных факторов на развитие техники в последние десятилетия нашей отечественной истории. Отсюда ясно, почему ни одна естественнонаучная или техническая дисциплина, опираясь лишь на внутренние ресурсы и возможности, не в состоянии объяснить существующие разнообразия в технике, а тем более «увидеть» ее завтрашний день, обосновать необходимость изготовления тех или иных технических устройств.

Таким образом, уровень развития техники есть продукт взаимодействия трех составляющих: сложившихся инженерных представлений и уже освоенных новаций, естественнонаучных знаний, социального заказа. Этот же триединый комплекс составляет фундамент современной технологии - системы научно обоснованных знаний об организации и управлении производством, его технических и социально-экономических последствиях.

Технический прогресс служит основой социального прогресса. Вместе с тем, он принес человечеству не только блага. Его побочным продуктом являются, загрязнение окружающей среды, истощение природных богатств нашей планеты, ядерная опасность. Выработанные в течение многих столетий установки на потребительство и растранжиривание природного потенциала, разрешение межгосударственных, национальных конфликтов силовыми методами чреваты последствиями, связанными с самим существованием человечества.

Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники в человеческом обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся в наши дни так называемой философии техники. В ее разработку внесли серьезный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, М. Бунге, Ф. Дессауэр, Э. Каппа, К. Маркс, Ф. Рапп, X. Сколимовски, М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс и другие мыслители.

21. ФИЛОСОФИЯ и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия

.

1. Понятие культуры. Традиции и новации в динамике культуры.

2. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

3. Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний в современной культуре. Формирование синергетического стиля мышления.

4. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления

Опорные понятия: культура, синергетика, глобалистика.

1. Культура – одно из тех понятий, которым достаточно активно пользуются представители различных научных дисциплин. Его происхождение связывают с латинским словом cultura, т.е. возделывание, обработка, образование, развитие. В свою очередь данное слово происходит от глагола colo, colore – взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. Лингвисты отмечают, что слово «культура» на территории Европы приобрело самостоятельное значение только в конце 18 в., а до этого употреблялось в значении «совершенствование», «улучшение» по отношению к другим предметам и явлениям. В процессе развития научного знания термин «культура» приобретал различные значения. К примеру, в 1952 г. американские антропологи А.Л. Кребер и К. Клакхон приводили 164 варианта определений культуры. В монографии академика Российской Академии Наук М. Кагана «Философия культуры» (СПб, 1996 г.) содержится более 70 цитат-определений данного термина.

Появление и активное употребление в научной среде термина «динамика культуры» приходится на вторую половину 20 в. Его сущность заключается в том, что внутри самой культуры и во взаимодействии различных культур происходят изменения. Для данных изменений характерны такие черты, как целостность, наличие упорядоченных тенденций, направленность. Динамика культуры свидетельствует о способности социальной системы адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям собственного существования.

Динамику культуры следует отличать от культурных изменений. Последние имеют более широкий смысл. Они предполагают любые трансформации в культуре. Это означает, что культурные изменения могут не иметь целостного, направленного характера.

Выделяют несколько моделей культурной динамики. Среди них – поступательно-линейная, фазовая, циклическая, поэтапная, волновая, круговая модели, а также модель маятниковых колебаний. В основу данной типологизации положен признак направленности динамики. Внешне каждая из моделей может иметь проявление в виде обогащения, деградации или застоя культуры. Если для обогащения и деградации характерны соответственно дифференциация и упрощение, то застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний.

Динамика культуры имеет своё непосредственное проявление во взаимосвязях между традициями и новациями.

Традиция – это форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения определённых элементов социокультурного опыта, которая подразумевает наличие механизма его передачи, обеспечивающего устойчивую преемственность социокультурных процессов. Таким образом, традиция состоит из трёх основных компонентов: объекта социального и культурного наследия (в качестве него выступают материальные и духовные ценности), процесса и способов такого наследования. Традиция обеспечивает воспроизводство в «живой», действующей системе апробированных и испытанных временем образцов прошлых систем, т.е. она определяет ход развития настоящего и будущего прошлым. Следует подчеркнуть, что традицией становится далеко не каждый элемент существующих когда-то систем.

Существуют различные виды традиций. К примеру, различают «первичные» и «вторичные» традиции. «Первичные» имеют устойчивое символическое содержание. Их появление в культуре происходит исключительно по определённой матрице, они накапливаются постепенно, проходя отбор по критериям устойчивости и относительной массовости в воспроизведении. «Первичные» традиции приобретают такие формы, как ритуал, фольклор, мифология. «Вторичные» традиции способны к развитию, они предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпретацию. Формирование таких традиций происходит путём изменения самих укоренённых в культуре матриц.

Также различают позитивные (утвердительные) и негативные традиции. Если позитивные традиции предписывают выполнение определённых норм, то негативные отрицают неприемлемые для данной культуры ценности. Особенность негативных традиций в том, что они оказываются в своеобразной зависимости от отрицаемого. Невольно они способствуют сохранению тех смыслов и значений, с которыми пытаются бороться. Примером может служить борьба религиозных культов с ересями.

Следует отметить, что в различных сферах жизни человечества традиции имеют различную значимость. В наименьшей степени они проявляются в экономике, но незаменимы в религии. В целом, в индустриальных и постиндустриальных обществах роль традиций значительно сокращается.

Традиции тесно связаны с новациями, вместе они образуют единый организм в процессе динамики культуры. В ходе социокультурного взаимообмена происходит заимствование одними обществами культурных элементов других обществ. Выступая первоначально как новации, такие заимствования нередко традиционализируются. Необходимо подчеркнуть, что новации только тогда приживаются в обществе, когда они вписываются в систему имеющихся традиций. Присутствие новаций свидетельствует о способности к адаптации, решению возникающих насущных проблем. Введение новаций требует от общества и индивидов творческого подхода к восприятию действительности, умения безболезненно изменять каждый элемент и всю социокультурную сферу в целом.

2.В современном мире неотъемлемыми составляющими культурно-исторического процесса становятся встреча, взаимодействие и взаимопроникновение цивилизаций. В таких условиях невозможно сохранение чистых цивилизационных образований при их первоначальной этнической и социокультурной обособленности. Данные процессы получили название глобализации социокультурного пространства. Под ней понимают глубинное преобразование разнородного мирового социального и культурного пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются и взаимодействуют друг с другом информационные потоки идей, ценности и их носители, капиталы, стандарты поведения и моды, что приводит к видоизменению миропредставления, деятельности социальных институтов, общностей, индивидов, социальных механизмов их взаимодействия.

Процесс глобализации происходит посредством использования различных механизмов: экономического, политического, военного и др. В рамках функционирования информационного общества значительную роль в указанном процессе играют средства массовой информации. Их – специфика в возможности игнорирования географических, материальных границ.

Выделяют два вида глобализации: экстенсивную и интенсивную. Суть экстенсивной глобализации в том, что социальная ценность внедряется во всё более широкий круг людей, стран, народов. Интенсивная же глобализация означает углубленное усвоение социального опыта различными субъектами.

Тем не менее существует проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. По мнению немецкого культуролога К.-Л. Аппеля, общекультурные образцы, становящиеся в последствии основой для глобализационных процессов, формируются из идей, ценностей, обоснованных локальными традициями.

В ходе развития глобализационных процессов возникает новая проблема – сохранение социокультурной идентификации каждого этноса, а в его рамках – каждого человека. Распространение и насаждение в различных регионах мира определённого варианта культуры сталкивается с возрастающим неприятием и сопротивлением национальных и региональных культурных элит. Примером может служить противодействие вестернизированной культуры и культурных традиций развивающихся стран Азии и Африки.

Таким образом, можно выделить 3 основные модели развития мирового социокультурного пространства:

1. тотальная глобализация;

2. полная национальная самоидентификация;

3. сочетание экономической глобализации и культурно-языкового самоутверждения наций.

Следует отметить, что культура может распространяться и познаваться благодаря наличию у неё такого свойства, как диалогичность. Теория «диалога культур» разрабатывалась М. Бубером, М. Бахтиным, В. Библером, Ю. Лотманом. Согласно данной теории, в ходе диалога осуществляются следующие процессы:

1. осознание и обретение каждой культурой своей самобытности;

2. распространение культуры, происходящее в двух направлениях: пространственном и временном;

3. развитие культуры во взаимодействии с другими культурами. Характерные особенности такого развития были сформулированы Ю. Лотманом. Во-первых, главным катализатором развития он называл резкие внешние вторжения. Именно они способны вывести культуру из «дремотного» состояния, стимулировать начало процессов, не затрагивая при этом их сущности. Во-вторых, энергия влияния, поступающего извне, значительно меньше, чем ответное влияние. Наконец, в-третьих, диалогичное развитие культур происходит волнообразно, имеет пульсирующий характер. При этом периоды равновесия воспринимаются самой культурой как эпохи собственного величия, а динамические периоды совпадают с заниженной самооценкой культуры.

Все перечисленные процессы тесно взаимосвязаны и в комплексе отражают специфику «диалога культур». Важным условием полноценного «диалога культур» является взаимная терпимость, толерантность людей и культур.

3. Синергетика — новая научная дисциплина, родившаяся в 70-е годы XX в. в ходе изучения термодинамических процессов, но сразу же выявившей общенаучный масштаб открытых ею закономерностей и, тем самым, философский характер своей методологии; Синергетика является теорией эволюции и самоорганизации сложных систем мира. Выступая в качестве современной парадигмы эволюции, синергетика, конечно, не может сказать, что конкретно происходит или будет происходить в мире. Тем не менее, синергетика может дать общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах. Синергетика может сказать, чего в принципе не может быть, т.е. сформулировать некие эволюционные правила запрета. Научный подход есть, по сути дела, всегда некое сужение направлений поиска. Знание ограничений, того, что в принципе не реализуемо, - это само по себе уже достаточно важное знание. Наиболее фундаментальные законы в науке формулируются именно как правила запрета (например, физические законы сохранения). Современное состояние развития синергетического знания позволяет вести обоснованный поиск и находить конструктивные принципы коэволюции сложных систем мира. В частности, поэтому она может стать основой построения моделей устойчивого развития стран и регионов в современном нестабильном мире

Таким образом, синергетика может быть использована как основа междисциплинарного синтеза знания, как основа для диалога естественников и гуманитариев, для кросс-дисциплинарной коммуникации, диалога и синтеза науки и искусства, диалога науки и религии, Запада и Востока (западного и восточного миропонимания). Синергетика может обеспечить новую методологию понимания путей эволюции социальных систем, причин эволюционных кризисов, угроз катастроф, надежности прогнозов и принципиальных пределов предсказуемости в экологии, экономике, социологии, геополитике. Синергетика дает нам знание о конструктивных принципах коэволюции сложных социальных систем, коэволюции стран и регионов, находящихся на разных стадиях развития. Поэтому синергетика может стать основой для принятия обоснованных решений и предсказаний в условиях неопределенности, стохастических потрясений, периодической реорганизации геополитических структур.

С позиции синергетики возможно развитие некоего общего взгляда на принципы коэволюции природы и человечества, закономерности коэволюции, совместной жизни, объединения суверенных государств и геополитических регионов в мировое сообщество, объединения Востока и Запада, Севера и Юга. Можно надеяться на установление новых принципов объединения человеческих личностей и культурно-исторических сообществ, организации пространства коммуникации, диалога между людьми, носителями разных типов мышления, культурных традиций и жизненных ценностей.

4. Состояние современного общества характеризуется развитием. Необходимо отметить, что последнее может принимать как прогрессивные, так и регрессивные формы.

В любом случае в числе новейших тенденций социокультурного развития мирового сообщества следует назвать следующие:

1) глобализация и одновременное стремление наций к самоидентификации. С одной стороны наблюдается постепенное углубление унификации форм жизни и деятельности людей, стремление государств к максимальной интеграции. Процесс глобализации имеет положительное значение, т.к. является одним из механизмов обновления общества, позволяет решать возникающие проблемы с учётом опыта других регионов. В то же время он приводит к универсализации таких явлений, как терроризм, агрессивный сепаратизм, национализм, наличие глобальных проблем различного характера (экологических, энергетических, демографических, техногенных и др.). К тому же следует отметить, что перевод системы ценностей одного общества на другое может привести к тому, что ценности из инструмента социальной справедливости превращаются в инструмент эксплуатации.

С другой стороны определённые нации начинают заявлять о своём стремлении к сохранению своей неповторимости и уникальности. Тем не менее, в современных условиях невозможно отсутствие восприятия ценностей других наций. Но интенсивность такого восприятия может быть различной.

В данном русле стоит отметить и такие процессы, как псевдопатриотизм, антиглобализм, космополитизм, псевдоглобализм, которые отражают различные подходы к решению вопроса о структуре мирового сообщества;

2) противоречия, возникающие между ценностями «традиционных» и «современных» обществ, а также между элементами «традиционализма» и «современности» в рамках одного общества. Отличительной чертой «традиционного» общества называют то, что оно базируется на клановости, восприятии статуса как источника повышения материального благосостояния. «Современная» система ценностей заявляет о равенстве доступа к статусным позициям и требует от занимающих таковые злужения закону и исполнения долга. Также в «традиционном» обществе получает общественное признание роль мужчины как защитника материальных и духовных интересов рода, семьи, и женщины как продолжательницы рода. В «современном» же обществе женщина стремится выполнять одновременно две функции: деторождение и обеспечение семьи. Несмотря на социальную защиту материнства, статус женщины-матери считается низшим по отношению к статусу женщины-политика, -учёного, -квалифицированного рабочего и т.д.

Выше перечисленные и другие тенденции становятся предметом обсуждения на конференциях различного уровня и тематики, темой исследований и т.д. В изучении указанных проблем наблюдается тенденция к констатации кризиса цивилизаций. Хотя данное утверждение в большей степени касается так называемой западной техногенной цивилизации.

При оценке возможных путей сохранения мирового социокультурного сообщества как такового рядом философов (О. Надлером, А. Берелехисом, Б. Лепешко и др.) наибольшее предпочтение отдаётся всеобщей интеграции путём диалога культур. Это означает, что «современные» и «традиционные» общества должны воспринять то лучшее, что было выработано в процессе многовекового развития, и создать некий третий, принципиально новый тип цивилизации. Но при столкновении двух систем ценностей необходимо преодолеть пропасть непонимания, наладить эффективный диалог культур посредством выработки общих значимых целей.


ОПОРНЫЕ (ВЕДУЩИЕ) ПОНЯТИЯ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ФИЛОСОФИЯ»

1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность обобщенных взглядов на мир в целом, идеалов, принципов и нравственных норм, определяющих смысл жизни человека, его сущность и место в природе и обществе.

2. ФИЛОСОФИЯ – форма духовной деятельности, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

ФИЛОСОФИЯ – мыслящий дух эпохи; рефлексия оснований культуры.

3. ОНТОЛОГИЯ - философское учение о бытии.

4. ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, изучающий теорию познания

5. ЭТИКА - учение о морали и нравственности.

6. ЭСТЕТИКА - учение о прекрасном.

7. ЛОГИКА – раздел философии о мышлении.

8. АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.

9. АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.

10. ГЕРМЕНЕВТИКА – учение о смыслах.

Тема 2. Становление философии в культуре древних цивилизаций

Востока

1.БУДДИЗМ – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени ее основателя Будды, обещающая людям избавление от страданий.

2.КОНФУЦИАНСТВО – древнекитайское учение, получившее название от имени его основателя Конфуция, основанное на принципе гуманности и чувстве долга.

3.КАРМА – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации.

4.НИРВАНА - угасание чувственности, избавление от страданий, «высшее блаженство».

Тема 3. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

1. АНТИЧНЫЙ – 1)древний; 2) древнегреческий (или древнеримский).

2. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, ее высшая ценность, цель всех совершающихся в мире событий.

3. СОФИСТИКА – сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов.

Тема 4. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре

1.ТЕОЦЕНТРИЗМ – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог.

2.КРЕАЦИОНИЗМ –религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего

3.ФАТАЛИЗМ - философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развертывания событий, что исключает свободу выбора и случайность

4.ТОМИЗМ – учение крупнейшего схоласта Фомы (Томаса) Аквинского

Тема 5. Философия эпохи Ренессанса

1. ВОЗРОЖДЕНИЕ – эпоха перехода от средних веков к Новому времени, представители которой пытались возродить культурные ценности древнего мира в новых исторических условиях.

2. ГУМАНИЗМ - человеколюбие как моральный принцип и этическое направление.

3. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – отделение светского от религиозного.

Тема 6. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре

1. РАЦИОНАЛИЗМ - гносеологическое направление, признающее разум основой познания и высшей ценностью духовной культуры, поведения людей.

2. ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, научном мышлении: познание истины выводит из чувственного опыта (эмпирии).

Тема 7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

1. АПРИОРИ - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

2."ВЕЩЬ-В-СЕБЕ" (по Канту) - 1) вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, 2) непознаваемая основа чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов,

3. "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" (по Канту) - вещь, чьи существенные характеристики становятся познанными в процессе практики.

4.ИМПЕРАТИВ – моральное требование (закон), содержащее долженствование, выраженное объективным принуждением к поступку.

5.ИМПЕРАТИВ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ (по Канту) – существует только один категорический императив как высший этический закон: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства" или делай то, что должны делать все.

6.АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - так называется материалистическое учение Л.Фейербаха, центральной проблемой которого стал человек как абсолютный предмет философии, высшая ценность жизни, как всесторонне развитое, гармоничное, телесное и духовное существо.

Тема 8. Иррационализм и кризис классической философии

1.ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философское учение, которое ставит инстинкт, интуицию, различные формы бессознательного на первое место и рассматривает их как решающие источники познания и духовной жизни в сравнении с ролью разума.

2. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - философское направление, получившее развитие в конце XIX - начале XX вв. в Германии, Франции и Испании, В основу его был положен отход от классического рационализма и попытка объяснить явления жизни исходя из нее самой с помощью чувства, инстинкта, непосредственного переживания.

3. ВОЛЮНТАРИЗМ - признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление; в социально-политической практике - попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно решать проблемы жизни общества.

Тема 9-10. Философия и национальное самосознание

1. ЗАПАДНИЧЕСТВО - движение русской общественной философской мысли 40-50-х гг. XIX в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею приобщения России к европейской цивилизации.

2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире.

3. ВСЕЕДИНСТВО - единство Вселенной, человечества - высший принцип организации бытия, всех вещей и явлений мира. В онтологии В.Соловьева всеединство предстает как добро, истина и красота, в гносеологии - как система цельного знания.

4. СОБОРНОСТЬ - понятие, выражающее сущность и природу культуры, человеческого бытия как коллективных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей.

Тема 11. Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI вв.

1. ЭКЗИСТЕНЦИЯ - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Означает истинное, свободное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый к каким-либо внешним объективированным формам.

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философия человеческого существования, возникшее в начале 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах. Экзистенциализм рассматривает проблему человека, взятому в его внутренних характеристиках как неповторимое уникальное бытие.

3. ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. слов: «разъясняю», «истолковываю») – искусство и теория объяснения текстов.

4. НЕОТОМИЗМ -христианская философия, интерпретированная в духе философии Фомы Аквинского.

5. ПОСТМОДЕРНИЗМ – тип философствования, характерный для культуры сегодняшнего дня.

6. ПСИХОАНАЛИЗ - 1) часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З.Фрейдом в конце 19 - начале 20 в., 2) философско-психологическая теория, направленная на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни, бессознательного, рассматриваемого как доминирующий фактор индивидуальной и общественной жизни.

7. УТИЛИТАРИЗМ – философское направление, в основе которого лежит принцип полезности.

8. ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические науки)

Тема 12.Метафизика и онтология

1. МЕТАФИЗИКА - первоначальное значение этого термина - философская наука о первых началах, о субстанциях и всеобщем, о безусловном и абсолютном бытии, не сводимом ни к какой эмпирически данной вещи. В настоящее время термин "метафизика" имеет позднее значение - как всеобщий метод, противоположный диалектике, отвергающий первостепенное значение идеи развития и саморазвития мира.

2. СУБСТАНЦИЯ - определяющее первоначало мира, глубочайшая изменяющаяся действительность

3. БЫТИЕ - характеристика мира как всеобщей реальности.

4. МАТЕРИЯ - философская категория, служащая для обозначения познаваемой объективной реальности.

5. ПРОСТРАНСТВО - всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.

6. ДВИЖЕНИЕ – изменение вообще.

7. ВРЕМЯ - всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира.

Тема 13. Диалектика как философская концепция развития

1. ДИАЛЕКТИКА – философское учение о закономерностях развития и всеобщей связи явлений и процессов действительности.

2. ДОГМАТИЗМ -форма метафизического мышления и действия, которая характеризуется застылостью, косностью, окостенелостью, стремлением к авторитарности, вульгарным преувеличениям значения абсолютного момента в истине.

3. КАТЕГОРИЯ - понятие, отражающее наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

4. ЗАКОН – выражение существенных, повторяющихся, устойчивых внутренних связей, процессов и явлений действительности.

5. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – такие явления и стороны в предметах, которые выполняют взаимоисключающие функции.

6. ПРОТИВОРЕЧИЕ – взаимодействие противоположностей.

7. КАЧЕСТВО - это внутренняя определенность, целостная система характерных черт предметов, явлений.

8. КОЛИЧЕСТВО - такая определенность предмета (величина составляющих его элементов, его объем, размеры и др.), изменения которой в соответствующих границах не ведет к превращению данного качества в новое качество.

9. МЕРА - целостное единство количественных и качественных характеристик предмета, явления, процесса, в рамках которого сохраняется коренная качественная определенность.

10. ОТРИЦАНИЕ - философская категория, выражающая: процесс уничтожения предмета в результате действия внешних сил и факторов.

11. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ОТРИЦАНИЕ - внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого, необходимого для оптимального функционирования и развития системы нового качества.

Тема 14. Философия природы

1.ПРИРОДА- 1)все сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) окружающая человека естественная среда, растительный и животный мир.

2. БИОСФЕРА – сфера живого.

3. НООСФЕРА – сфера разума, область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

4. ЭКОЛОГИЯ - 1) наука, исследующая взаимоотношения между человеком и окружающей природной средой; 2) движение за сохранение природы на Земле.

5. КОЭВОЛЮЦИЯ - совместная эволюция биосферы и общества, призванная обеспечить возможность их дальнейшего развития и гармонического сосуществования.

Тема 15. Проблема человека в философии и науке

1. ЧЕЛОВЕК - наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens, биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и общественному миру.

2. ИНДИВИД - это отдельный представитель человеческого рода, природное существо.

3.ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие, совокупность специфических качеств и отличительных, неповторимых свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида.

4. ЛИЧНОСТЬ – социальная сущность человека.

Тема 16. Сознание человека как предмет философского анализа

1. СОЗНАНИЕ – субъективный образ объективного мира; высшая форма отражения.

2. САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.

3. МЫШЛЕНИЕ – оперирование понятиями.

Тема 17. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

1. ЗНАНИЕ – результат познания.

2. ПОЗНАНИЕ – процесс получения знаний об окружающее человека мире и о самом человеке, как части этого мира.

3. ИСТИНА - адекватное отражение действительности.

4. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - это полное, исчерпывающее знание о предмете.

5. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - неполное знание о предмете.

6. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - непреднамеренное искажение действительности.

7. ЛОЖЬ - преднамеренное искажение действительности.

8. ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью логических доказательств.

9. ПРАКТИКА - это целенаправленная предметная деятельность субъекта по преобразованию материальных, духовных и управленческих систем; критерий истины.

Тема 18.Наука, ее когнитивный и социокультурный статус

1. НАУКА – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

2. МЕТОД – способ достижения цели; совокупность правил и приемов, используемых для получения истины.

3.ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

3. ДЕДУКЦИЯ - метод логического мышления, основанный на переходе от общего к частному.

4. ИНДУКЦИЯ - метод логического мышления, основанный на переходе от частного к общему.

5. АНАЛИЗ – процесс мысленного разложения целого на составные части.

6 СИНТЕЗ – процесс мысленного воссоединения целого из частей.

Тема 19. Философские проблемы социальной динамики

1. ОБЩЕСТВО – совокупность людей и их взаимоотношений.

2. ДЕТЕРМИНИЗМ - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности объективных явлений.

3. ИНДЕТЕРМИНИЗМ - отрицание всеобщего характера причинности.

4. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; конкретно-историческая совокупность культурных ценностей и достижений.

5. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками.

Тема 20. Основные проблемы политической философии

1. ПОЛИТИКА – деятельность различных общественных групп, направленных на решение вопроса о государственной власти: о завоевании, сохранении, укреплении и распределении.

2. ГОСУДАРСТВО – совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих власть в обществе.

3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.

Тема 21. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия

1 КУЛЬТУРА - в широком смысле это понятие означает совокупность ценностей, достижений и творчества народа или группы народов. Культура как исторический процесс творческого самосозидания человеком своей общественной и личностной действительности, как путь к высотам человеческой свободы.

2. ЦЕННОСТЬ - это положительная значимость явления.

3.ТВОРЧЕСТВО - деятельность людей, направленная на создание принципиально нового качества, ценностей культуры.

4.СИНЕРГЕТИКА – область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах.

5. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающий как мир в целом, так и его регионы.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.043 с)...