Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа



1. Проблема познаваемости мира.

2. Основные элементы процесса познания.

3. Разнообразие гносеологических концепций.

4. Истина и ее грани.

5. Практика как критерий истины.

Опорные понятия: познание, истина, абсолютная истина, относительная истина, ложь, заблуждение, практика.

1. В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает приобретение знаний о мире, о самом себе и человеческом обществе. Знание всегда является идеальным образом действительности (некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете) и представляет собой результат особого процесса - процесса познания или познавательной деятельности человека.

Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания или гносеологии. «Гносеология» - слово греческого происхождения («гносис» - знание, «логос» - слово, учение) - означает «понятие о знании», «учение о знании». Учение о познании стало разрабатываться в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель), к нему обращались многие философы. Эта проблематика выдвигается на первый план и сегодня и становится определяющей в философии в связи с поисками оптимальных путей развития современной цивилизации. В истории философии сформировались две основные позиции, касающиеся возможности новация: гносеологический оптимизм - убежденность в безусловной познаваемости мира и агностицизм, представители которого сомневаются в возможности познания мира (т. е. сам процесс познания не отрицается, но ограничиваются познавательные способности человека).

Современная философия, разрабатывая теорию познания, основывается на следующих принципах: во-первых, необходимым условием целенаправленной деятельности человека признается рациональное постижение мира; во-вторых, познание рассматривается как диалектический процесс, в ходе которого мысль человека все глубже проникает в сущность объекта; в-третьих, бесконечность процесса познания, обусловленная многообразием сторон, свойств, состояний мира, его бесконечностью.

Содержанием процесса познания является отражение объективной действительности в сознании человека. Отражение - всеобщее свойство материальных систем, однако из этого не следует, что на всех уровнях отражения существует познание. Познание - это высшая форма отражения, возникающая с появлением человека. Познание - это творческий поиск знания, в ходе которого складываются идеальные образы и формируются знания как цель познания. Человек раскрывает законы действительности и в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Основой познавательной деятельности выступает предметно-чувственная материальная деятельность человека (практика). Поскольку человеческая практика многогранна, то познание объективной реальности происходит в различных формах. Эти формы связаны между собой, но не тождественны, каждая из них имеет свою специфику. Это прежде всего обыденное или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности людей, на основе личного опыта. По форме - это знание преимущественно образное, хотя в нем присутствуют и элементы рационального. В нем содержится самый большой объем информации, которой владеет человек. Обыденное познание ограничено кругом явлений, составляющих обстоятельства жизни людей.

Научное познание (теоретическое) отличается от обыденного глубиной отражения объекта, носит концептуальный характер, стремится к знанию законов. По форме - это логическое, понятийное знание. Философское познание также является видом теоретического познания, но имеет свои особенности: во-первых, предметом философии выступает всеобщее, а, во-вторых, являясь теоретическим мировоззрением, ядром которого выступает отношение человека к миру, философское познание всегда содержит элемент оценки познаваемого. Специфика художественного познания состоит в том, что сущность явлений, раскрываемая художественными методами, выражается в чувственно воспринимаемой форме, т. е. образах. Образность и наглядность сближает его с обыденным знанием.

В функцию искусства входит не только познание действительности, но и ее эстетическое освоение, воспитание человека на ярких примерах и образах. Художественное познание носит, таким образом, оценочный характер, сближающий его с философским. Диалектика познания такова, что все виды познавательной деятельности взаимосвязаны и в процессе познания взаимообусловливают друг друга.

2. Процесс познания - это сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, знание как результат и метод исследования. Познание как процесс представляет собой субъект - объектное отношение. «Субъект» познания - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является прежде всего индивид, так как он наделен сознанием, ощущением, восприятием, способностью оперировать понятиями и образами. Но субъектом познания могут выступать социальные группы и общество в целом. В широком смысле «субъектом познания» является общество, выступающее в роли универсального субъекта: в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. Хотя вне общества не может быть познания, реализует оно свои познавательные возможности лишь через деятельность индивидуальных субъектов.

«Объект познания» - это то, что противостоит субъекту, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность субъекта. В широком смысле объектом выступает весь окружающий мир, но лишь в границах, в которых человек с ним взаимодействует. Из этого следует, что понятие «объект познания» и «объективная реальность» не тождественны (элементарные частицы, например, до научных открытий XX в. не являлись объектом познания, хотя, несомненно, были частью объективной реальности).

В понятиях «субъект» и «объект» содержится момент относительности, который выражается в том, что субъект в одном отношении может быть объектом - в другом: "Я" для себя субъект, а для других - объект. Объектами выступают как материальные, так и духовные явления. Человек может сделать объектом познания и самого себя (рефлексия).

От понятия «объект познания» следует отличать понятие «предмет познания». «Предмет познания» представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Предмет - есть лишь сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки (например, сознание человека исследуется многими науками).

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемое всегда находилась в центре внимания. Современная философия и наука процесс получения знания рассматривает как результат сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности.

3. В знании человека всегда содержатся два момента, две его составляющие: субъективная форма и объективное содержание. Вся современная наука учитывает их взаимодействие.

Познавательная деятельность - это сложный процесс, включающий два уровня - чувственный и рациональный. Через чувства человек получает всю информацию о внешнем мире, поэтому чувственное познание является необходимым условием и неотъемлемым аспектом познания вообще. Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения. Ощущение является исходным простейшим элементом процесса познания, результатом прямого воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Это элементарный субъективный образ объективной реальности. Спецификой ощущения является их односторонность, непосредственно отражается какая-либо одна сторона предмета (цвет, запах, вкус), которая преодолевается в восприятии.

Восприятие - это уже целостный синтетический образ внешнего предмета, комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается субъектом как нечто целое в непосредственном контакте.

Представление - чувственное отражение объекта, возникающее на основе предшествующих ощущений, и восприятий. Особенность представлений в том, что образ формируется человеком в отсутствии самого объекта, т. е. отсутствует непосредственная связь органов чувств с предметом. В результате представление выходит за пределы явления, что позволяет комбинировать произвольные образы. С представлениями связана продуктивная деятельность сознания: в сознании человека возникают образы, символы, цели и т. д., которые могут иногда носить фантастический характер. В представлении проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

Специфика чувственного познания заключается в том, что оно формируется при взаимодействии с внешним миром: чувственные образы выступают как непосредственно данные. По своему источнику и содержанию они объективны, но поскольку все чувственные образы не существуют помимо человека, то в образе объективное содержание и субъективная форма даны в единстве.

Однако познание не ограничивается процессами непосредственно чувственного отражения. Второй неотъемлемой стороной процесса познания является абстрактное мышление, ступень рационального познания, позволяющая человеку постигнуть внутреннее в вещах: их структуру, сущность, закон. С помощью органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность чувства человек преодолевает с помощью логического мышления. В процессе перехода к логической форме познания чувственный образ как бы «переплетается» в понятие, теряет свою наглядность и связывается знаковой формой. Это обусловливает качественно новый этап в процессе познания.

Процесс создания понятий - переход от чувственного уровня познания к логическому - совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации. В результате этих логических операций мы выделяем свойства и отношения и «чистом» идеальном виде, в каком они в самой природе могут и не встречаться и фиксируем их в языке. Так возникает понятие. Абстрактное мышление осуществляется в формах понятия, суждения, умозаключения.

Понятие является логической абстракцией, объединяющей в себе существенные признаки вещей. Из понятий как из элементарных единиц мышления строятся все логические рассуждения. Суждение - это логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, утверждается или отрицается что-либо о чем-либо (например, «человек есть разумное существо»). Посредством умозаключений мы получаем новые суждения на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Умозаключение обусловливает относительную независимость от опыта, оно выступает основным средством научного познания. Достаточно сказать, что на умозаключениях построено все здание науки.

В процессе познания чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство состоит в том, что чувства у человека всегда носят осмысленный характер, а логические рассуждения опираются на данные опыта. Вместе с тем, единство двух форм познания не исключает их качественной специфики. Абстрактное мышление носит опосредованный характер, т. е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы, которые служат для него исходным содержанием. Поэтому формой выражения абстрактного мышления является не образ, а знаковая система или язык. Это обусловливает относительную самостоятельность абстрактного мышления от чувственного материала: мысль человека «отрывается» от действительности, становится «свободной».

Наличие в познавательном процессе двух ступеней обусловило в истории философии борьбу двух течений: сенсуализма и рационализма. Суть сенсуализма в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Все, что есть в знании, получено из чувств».

Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания. «Все, что есть в знании, получено из разума», при этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления.

Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Локком и Декартом) XVII-XVIII вв. Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И. Кантом, представителем немецкой классической философии, в его учении о трех ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума.

Большинство философов и исследователей науки рассматривают процесс познания как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности. Процесс познания идет от явления к сущности, от внешних свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей явлений. От живого созерцания к абстрактному мышлению - такова логика движения процесса познания.

Познание всегда есть творчество, т. е. постоянное создание ранее неизвестного. Главным критерием творчества является новизна и общественная ценность, значимость результатов познания, т. е. оценка новых знаний. Большую роль в творчестве и познании играет интеллектуальная интуиция, как тип мышления, имеющий своеобразную природу. Интуиция имеет форму внезапного озарения некоего «сверхсознания» человека в открытии истины, но она есть результат предварительной работы ума и значительного накопления знаний в соответствующей области познания.

4.Центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наших знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины, критерии которой обсуждаются на протяжении многих веков в философии и науке. Решение его во многом зависит от общих мировоззренческих позиций.

Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, сводится к следующему определению: истина - это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет ряд характеристик. Во-первых, характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия содержит влияние как субъекта, так и объекта. Истина по определению в субъекте, но она же и вне субъекта. В истине, таким образам, отражается единство объективной и субъективной составляющей познавательного процесса: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта - нет самого знания. По своему источнику и содержанию истина объективна. Это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. По своей форме истина всегда субъективна, так как во взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание. Когда мы говорим, что истина субъективна, это значит, что она не существует помимо человека. Здесь необходимо уточнить различие между понятиями «объективная истина» и «объективная реальность». Объективная реальность, мир существует независимо от сознания субъекта, а истина всегда существует в сознании. Ис-

тина есть знание о реальности, а не сама реальность. Истина, таким образом, объективна по содержанию, и субъективна по форме.

Во-вторых, истина характеризуется как относительная и абсолютная. Представление о том, что истина достигается не сразу, целиком, что постижение истины есть процесс сложный и противоречивый, формировалось у людей постепенно. Под абсолютной истиной понимается знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познавательной деятельности. Иными словами, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, полное, исчерпывающее знание об объекте. Такая истина существует только как предел, к которому стремится наше знание, как идеал познания. Под относительной истиной понимается приблизительное знание, которое достигается в конкретно-исторических условиях познания; это неполное знание о том же самом предмете. Примером такого рода относительных истин можно считать теорию классической механики и теорию относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких ограничений, т. е. истиной в абсолютном смысле. С возникновением, теории относительности оказалось, что ее уже нельзя считать истиной без ограничений. Знание относительно, потому что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с конечными формами. Ошибочно, однако, было бы полагать, что абсолютная и относительная истина исключают друг друга.

Реальный процесс познания выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. Их взаимосвязь отражает динамический характер достижения истины в науке. Абсолютная истина складывается из относительных истин. В свою очередь, относительные истины в непрерывном процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу. Вместе с тем, эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, в каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И абсолютная и относительная истины по своему содержанию являются объективными истинами.

Свойство объективной истины быть процессом выражается, во-первых, в движении к более полной и точной картине бесконечного и развивающегося мира; во-вторых, в процессе преодоления заблуждения в движении к абсолютной истине. Это движение идет как бы по ступеням, от менее совершенных представлений к более совершенным. Однако в процессе этого перехода старое знание не отбрасывается, а частично включается в систему нового знания, что обеспечивает преемственность развития знания.

Истина - всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими обстоятельствами. Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - есть одно и то же истинное знание.

5. В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о критериях, которые позволяют отделить истинное от ложного, от заблуждения, определить достоверность наших знаний. Под критерием истины понимают обычно некоторый эталон или способ ее проверки. Выявление критериев истины является одной из главных задач философии.

Большинство философов пользуется понятием истины, но по-разному трактует ее критерии. Философия, преодолевая крайности различных трактовок, приблизилась к более адекватному пониманию критерия истины. В современной философии основным критерием истины является практика. Практика при этом понимается предельно широко - как целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на преобразование объективной действительности.

Категория «практика» является фундаментальной философской категорией, которая выявляет специфику человеческого способа отношения к миру. Эта специфика выражается в том, что человек, практически воздействуя на реальный мир, активно перестраивает его. Люди создают материальные вещи, опредмечивая в них свои сущностные силы; опредмечивание - есть процесс материализации идей, замыслов, конструкций в вещь, предмет, реально существующий. Преобразуя мир, человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, которые не даны ему природой в готовом виде. Диалектика этого процесса такова, что, создавая новую реальность, человек изменяет, совершенствует самого себя, свои творческие способности.

Таким обозом, под практикой понимают специфический способ включения человека в окружающую среду путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений, иными словами, это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В системе всей жизнедеятельности человека практике принадлежит исключительная роль: именно практика как способ включения человека в мир открывает возможность универсального практически-преобразовательного отношения к миру. Этого человек достигает благодаря созданию им орудий и средств практического воздействия на окружающую действительность.

Каждое поколение, включаясь в общественную деятельность, закрепляет способы преобразования внешнего мира и культурные нормы, развивает их и передает следующему поколению. Практика как общественная деятельность развивает и обеспечивает непрерывность существования человеческой культуры.

Человек, являясь частью природы, «вписан» в материальную действительность и поэтому его активная преобразовательная деятельность в реальном мире всегда опирается на использование объективных закономерностей. Знание законов внешнего мира, природы, выступает основой целесообразной деятельности человека. В тесной связи с практикой развивается и познание, как процесс получения и накопления знаний. Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо знание о преобразуемом в практике предмете. Следовательно, знания с самого начала встраиваются в практическую деятельность.

Практика выступает основой творческой деятельности человека при преобразовании им существующих природных и социальных условий. В истории человечества люди выступают не просто как исполнители заданной программы поведения, а как целеполагающие субъекты, способные определить цель деятельности и при достижении ее преодолеть давление заданных человеку условий (внешних и внутренних). Именно со способностью создавать новую программу действий, расширять границы своего отношения к миру связано традиционно философское понимание свободы.

Можно выделить следующие функции практики в познании:

- Практика является источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию.

- Практика выступает основой человеческого познания. Стремление к познанию возникает вместе с развитием практических способностей человека. Она ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности.

- Практика является и целью познания. Все знания нужны для выработки правильной стратегии действия, с целью всестороннего удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

- Практика выступает и как критерий истинности полученных знаний. На вопрос, соответствуют ли наши знания реальной действительности, способна дать ответ, прежде всего, практика. Таким образом, практика выступает как своеобразная форма связи между реальным миром и сознанием. Если выводы, полученные на основе наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность оказывается успешной, то эти знания истинны.

19. НАУКА, ЕЁ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

1. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

3. Понятие метода. Методы научного познания.

Опорные понятия: наука, теория, гипотеза, метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция.

1. Наука - социальный институт, сфера деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира – научная картина мира и способов взаимодействия с миром. Наука представляет собой систему теоретических знаний, теория же возникает на основе обобщения знаний.

Современная наука является дисциплинарно организованной. Она складывается из различных областей знания, которые взаимодействуют друг с другом и вместе с тем обладают относительной самостоятельностью. В каждой специальной области науки (физике, химии, биологии и т.д.) можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и различной степени общности. Все эти разнообразные виды знания организованы в целостность благодаря основаниям, на которые они опираются. Основания определяют стратегию научного поиска и опосредуют включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи.

Основными особенностями научного познания являются:

-Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

- Непосредственная цель и высшая ценность научного познания —объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. –

- Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования.

- Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).
Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

- В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое
«научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее
(синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.).
Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1122 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...