Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы развития средневековой философии



Период Время Характеристика Представители
Апологетика II – III вв. Период утверждения христианства. Церковь ещё гонима. Задача: показать нелепость языческих верований. Апологеты обращаются к античной философии с целью найти там противоречие. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума. Тертуллиан, Климент Александрийский  
Патристика IV – X вв. Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью. восточная западная
Григорий Нисский, Василий Кесарийский Аврелий Августин, епископ Кетарена
Схоластика (от лат. Школа) XI – XIV вв. Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать существование Бога с помощью логических приёмов. Иоганн Скотт Иреугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский

Средневековая философия вошла в историю как схоластика, как символ оторванности от реальности, природы и мира. Но было бы неверно думать, что в средневековой философии царил полный застой. Схоластика оттачивала формы доказательства недоказуемого и тем самым внесла существенный вклад в дальнейшее развитие теории по­знания, разработала и уточнила различные варианты соотноше­ния рационального, эмпирического и априорного. Это соотно­шение станет в дальнейшем не только предметом схоластичес­ких споров, но и основой для формирования принципов научного знания.

2. С появлением христианства возникли и альтернативные виды идеологии (гностицизм, манихейство и др.), от которых идеологам христианства приходилось защищаться. Так появились философы-богословы, получившие название апологетов (греч. «апология» - защита). Крупнейшим из апологетов был Тертуллиан (ок. 160-230). Он утверждал, что философия и религиозная вера несовместимы. В своем главном труде «Апологетикум» заявил, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения, и выдвинул принцип «верю, потому что нелепо». Если есть Евангелие, то все научные исследования излишни. Высшая истина – это откровение. Учение Тертуллиана подготовило почву для подчинения философии теологии («философия, наука – служанки богословия»), что было характерно для всего последующего периода философии Средневековья.

Из ранних христианских философов заметна фигура Оригена (184-254), который считал христианство венцом эллинистической философии и дополнял христианскую идеологию неоплатонизмом. Ориген утверждал, что от прижизненного поведения человека зависит его судьба в загробном мире. Иисуса Христа он рассматривал как посредника между богом и человеком. В дальнейшем на одном из Соборов церковь осудила оригенизм как учение еретическое.

Наиболее крупным христианским мыслителем периода патристики (IV-V вв.) и самым выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин (354-430), называемый также Св.Августин и Августин Блаженный. Важнейшие его труды: «Исповедь», «О граде божьем», «О троице».

Августин заложил основы новой христианской философии. Бог провозглашается высшей сущностью. Все им сотворено (креационизм). Человек как творение бога состоит из тела, души и духа. Целью и смыслом жизни является достижение человеком счастья, а счастье может быть достигнуто только в познании бога.

Августин, как и Платон, утверждает о наличии двух миров: идеального – в боге и реального – в мире и пространстве. Августин утверждает единство веры и познания: «Верь, чтобы понимать», «Уразумей, чтобы уверовать». Но все же примат он отдает не разуму, а вере.

Своеобразно решает Августин проблему теодицеи (проблема в том, что воплощение добра и всемогущества – бог – не может устранить зло на земле). По Августину, от бога исходит только добро, а зло – от самих людей; кроме того, зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее.

Августин также развивает учение о предопределенности. Как бы человек ни старался угодить богу добрыми делами, от самого человека ничего не зависит: все предопределено богом (в этом проявилась мудрость Августина, так как этим способом объясняются прижизненные беды праведников и возможное процветание грешников).

В целом творчество Августина было связующим звеном между философией язычника Платона и христианским богословием.

Попытку соединить греко-римскую философскую традицию с христианством предпринял позднеримский философ Боэций (480-524). Он написал произведение с характерным названием – «Утешение философией». По Боэцию, истинное счастье – в нас самих, а зло - лишь видимость.

С IX века в Европе получает распространение схоластика (букв. «школьная мудрость») – образование в духе христианской философии, как правило, излагаемой по-латыни. Различают раннюю схоластику (IX-XII вв.), зрелую (XIII в.) и период ее упадка (XIV-XV вв.). Весь этот период характеризуется догматизмом, цитатничеством, псевдоученостью, подчинением мышления высказываниям авторитетов – «отцов церкви». Схоласты занимались, кроме христианских догм, разработкой силлогистики, правил проведения диспутов и защиты диссертаций.

3. Из бесчисленных проблем, какими занимались схоласты, наиболее существенной была та, которая получила название «спор об универсалиях» («универсалиями» в средние века именовали философские категории, наиболее общие понятия).

Вопрос об универсалиях был поставлен еще в III в. Порфирием: существуют ли они реально в природе или только в разуме, в мыслях? По этой проблеме мыслители разделились на сторонников реализма ( реально существует лишь общее) и сторонников номинализма (общее существует лишь после вещей, в уме человека; существуют лишь единичные вещи). За схоластической оболочкой в этом великом споре проявились материалистическая линия в философии (номинализм) и идеалистическая линия (реализм). Как правило, «реалисты» занимали видные позиции в церкви и обществе; «номиналисты» подвергались гонениям и преследованиям, а одного из номиналистов, Арнольда Брешианского, ученика Пьера Абеляра, по распоряжению папы Римского сожгли на костре.

К «реалистам» относились «первый отец схоластики» Иоанн Скот Эриугена (810-877), Ансельм Кентерберийский (1033-1109); умеренным «реалистом» можно считать Фому Аквинского. «Номинализм» представлен Иоанном Росцеллином (1050-1110), Иоанном Дунс Скотом (1265-1308), Уильямом Оккамом (1300-1350). Крайним «номиналистом» среди них был Росцеллин, который называл «универсалии» «пустыми звуками», «голосом», «речью» («флатус воцис»). Его учение было признано синодом еретическим.

Средняя линия, с уклоном в сторону номинализма, представлена Пьером Абеляром (1029-1142). Его учение называют концептуализмом («концепт» - это понятие). Обобщения разумом общего в вещах – это и есть «концепт», или универсалия. Отсюда формула – universalia sunt in rebus. Абеляр тем не менее подвергался гонениям (был разлучен с женой Элоизой, оскоплен, вынужден был скитаться).

По отношению к схоластике важное значение имеет творчество великих аристотеликов арабской философии – Авиценны и Аверроэса.

Авиценна (араб. Абу Али Ибн-Сина, 980-1037), философ и медик, писал о трояком бытии универсалий: 1) ante res (до единичных вещей в уме бога); 2) in rebus (в реальных вещах); 3) post res (после вещей в головах людей, как концепты, или понятия). Другой арабский мыслитель, Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126-1196) спор между религией и философией решает таким образом: религиозные положения в виде эмоционального постижения мира (вера) полезны для простых, необразованных людей; разумное постижение мира доступно мудрецам, философам. Отсюда – «теория двойственной истины». Смысл этой теории – сделать науку и философию самостоятельными, освободить их от опеки церкви и богословия.

4. Томизм – это учение крупнейшего схоласта Фомы (Томаса)Аквинского (примерно 1225-1274). За мягкость и легкость своего характера он получил прозвище «ангельского доктора» (doctor angelicus), за молчаливость и грузность – «Немой бык», а в 1323 году провозглашен Святым. Самый крупный заслугой Фомы перед католичеством является его в общем успешная работа по согласованию христианской догматики с философским учением Аристотеля.

Фома был родом из Аквино (Италия), воспитывался в ордене бенедиктинцев, учился в Неапольском университете, в 17 лет вступил в орден доминиканцев, учился в Париже, а затем в Кёльне-на-Рейне у Альберта Великого. Написал множество трудов; крупнейшие из них – «Сумма теологии» (18 томов) и «Сумма против язычников».

Аквинат утверждал, что между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума (она сверхразумна), но она не противоречит разуму. Фома ратует за гармонию религии и философии, но теология у него на первом месте.

В учении о бытии Фома использует взгляды Аристотеля. Бытие – это содержание (материя) и форма (бог). Материя косна, пассивна, она – бесконечная потенция (возможность), форма (бог) – активна, она бесконечный чистый акт (деятельность). Мир Фома представлял в виде лестницы («иерархии бытий»): низшая ступень – неживая природа, минералы, выше – растения, затем – животные, на четвертой ступени – человек, на пятой – ангелы, а на шестой – бог как вершина, причина, смысл и цель всего сущего.

Будучи умеренным «реалистом», Аквинат, как и Авиценна, рассматривает универсалии трояко (в вещах, после вещи, до вещей). При этом он решающую роль отводит их существованию в божественном разуме.

В «Сумме теологии» приводятся пять онтологических доказательств бытия бога. Вот эти доказательства: 1) кинетическое – от движения: все движимо чем-то другим, но должен быть и неподвижный «перводвигатель»; 2) от производящей причины: ничто не может быть причиной самого себя, а потому надо признать первую действующую причину, которой и является бог; 3) от необходимости и случайности: случайное определяется необходимостью – богом; 4) от совершенства: все имеет степени совершенства, а эталоном, наивысшей степенью совершенства является бог; 5) от цели (телеологическое доказательство): все движется к некоей цели, имеет смысл, полезность; существует разумное существо, руководящее и направляющее все вещи к цели; высшей целью является сам бог.

В теории познания Фома источник познания видит в чувствах, опыте. Но все же он разуму отдает предпочтение перед чувствами и волей. Свободу воли человека он считает предпосылкой нравственного поведения человека. По его мнению, в обществе действуют законы божественные, естественные и собственно человеческие. Первые из них и наиважнейшие. Смысл жизни человека Аквинат видит в счастье, а оно тождественно познанию и созерцанию бога. К традиционным греческим (естественным) добродетелям (мудрости, мужеству, умеренности и справедливости) Фома добавляет еще три (теологические, христианские): веру, надежду, любовь.

В государственном устройстве Фома отдает предпочтение монархии. Задачей монарха он считает формирование добродетельной жизни граждан. Высшей же целью и смыслом жизни людей является достижение небесного блаженства. Но к нему ведет уже не государство, но церковь, представленная священниками и наместником бога на земле – римским папой.

В творчестве Фомы Аквинского ценным является разработанный им метод упорядочения, различения и размещения отдельных знаний и сведений. Одним из очень важных положений Фомы является его определение мудрости. Он писал: «Мудрость – это способность все упорядочивать».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1111 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...