Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре



1. Теоцентризм философии Средних веков.

2. Богословие и схоластика.

3. Дискуссии о природе универсалий.

4. Томизм.

Опорные понятия: теоцентризм, креационализм, провиденциализм, патристика, схоластика.

1.Средневековая философия представляет собой тот длительный период времени в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Христианство возникло в I-II вв. нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи. Период Средних веков – это V-XV вв., но религиозно-философская догматика христианства формируется уже во II-IV вв. Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви.

Собственно философская проблематика разрабатывается слабо (в США, например, средние века иногда именуют «Dark Ages», «Темные века», а английский исследователь Бертран Рассел сетует, что в этот период было мало сделано в области философии). Философия почти на целое тысячелетие превратилась в служанку богословия: философские проблемы неизбежно облекались в религиозную оболочку.

Характерные черты cредневековой философии:

- Монотеизм: Бог понимается как единое и уникальное.

- Теоцентризм: всё сущее определяет Бог.

- Креационизм: источник всего сущего – Бог, он сотворил мир из ничего, весь мир – свободный дар Бога.

- Антропоцентризм: если у греков господствовал принцип космоцентризма, человек был важен как часть целого, то в христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподобляться Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).

-Средневековая философия филологична по своей форме, так как отталкивается от Библии

-Мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего) Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров (лучшая иллюстрация «Град Божий» Августина Блаженного).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...