Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Это проблемы, сопутствующие человечеству на протяжении исторически длительного времени. К ним относятся различные социально-экономические, национальные и религиозные конфликты (в
136
крайней форме — революции, войны и т.д.), разногласия, возникающие между различными социальными и возрастными группами внутри общества, отношение к собственности и т.д.
Неизменность этих проблем позволила многим мыслителям прийти к выводу об изначальной предрасположенности человека к агрессии, о его злой или греховной природе. Такая точка зрения была характерна для Средневековья, Нового времени, склоняются к ней и некоторые современные ученые.
Ряд философов видит в деструктивных порывах (человека или социальных групп) здоровое начало. Так, например, Г. Гегель считал, что война приводит в исполнение исторический приговор целым народам, которые не связаны с Абсолютным духом, т.е. война — двигатель исторического прогресса, она помогает сохранить здоровую нравственность народов, подобно тому, как движение ветра предохраняет озера от гниения, которое грозит им при длительном затишье. Такие взгляды характерны для Ф. Ницше, призывающего к «естественному» насилию.
Существует также точка зрения, которая усматривает причину традиционных проблем в действиях объективных факторов, которые могут и должны быть со временем изменены. Условиями изменений может стать разумное устройство общества (И. Кант и др.), смена форм собственности (марксизм), волевое усилие, освобождающее человека от родовых стереотипов (экзистенциализм) и т.д.
Тем не менее многие современные исследователи считают, что эти проблемы еще долго будут находиться в центре внимания, чему способствуют такие обстоятельства, как ограниченность ресурсов, социальное расслоение, рост национального, религиозного и циви-лизационного самосознания и др. Необходимость решения этих проблем на новом уровне с учетом опыта предыдущих поколений остается актуальной и в начале 21 в.
3.8.2. Современные нравственные проблемы
Это проблемы, остро заявившие о себе в последнее время. Они связаны с целым рядом факторов: относительным ростом уровня жизни, увеличением численности населения, объемов производства и потребления, возникновением досуга и т.д.
Несомненно, в этот круг входит экология. В конце 20 в. человечество столкнулось с недостатком экологических ресурсов, обеспечивающих репродуктивность окружающей среды, ресурсов хозяйственной емкости биосферы. Многие развитые страны разрушили свои естественные экосистемы, что привело к необратимым послед-
ствиям: возникновению природных аномалий, росту заболеваний и т.д. Обозначенные проблемы входят в ведение экологической этики.
Современные достижения в области медицинского знания привели к оформлению такой этической дисциплины, как биоэтика, цель которой — «систематическое исследование человеческого поведения в области наук о жизни и здравоохранения в той мере, в какой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов». Под биоэтикой также подразумевается дисциплина, определяющая «меру ответственности тех, кто принимает решения о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике» («Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали»/Пер. с фр. М.: А/О ИГ «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1992. С. 18.) Следует отметить, что правовые документы, составленные на основе Конституции Российской Федерации, закрепляют права граждан на охрану здоровья, информацию о состоянии здоровья, отказ от медицинского вмешательства, разрешают искусственное оплодотворение, искусственное прерывание беременности в определенные сроки, медицинскую стерилизацию, регламентируют порядок изъятия органов и тканей для трансплантации и определение момента смерти человека, запрещают эвтаназию (помощь в добровольном уходе из жизни). Эти положения сформировались в том числе и под воздействием мнений различных религиозных конфессий.
Кроме указанных выше к современным проблемам, находящимся в сфере внимания философов-этиков, можно отнести такие, как оптимизация политического управления (демократические преобразования), проблемы трудовой мотивации, наркоманию и др.
Анализ современных проблемных ситуаций указывает на то, что в следующем веке эти нравственные угрозы будут доминировать.
3.8.3. Потенциальные нравственные проблемы
Это проблемы ближайшего будущего, которые не существовали ранее, они связаны с развитием науки и качественно новым уровнем человеческого существования. К обозначенным проблемам относятся создание искусственной реальности, искусственной жизни, искусственного интеллекта и т.д.
В технической и философской литературе обсуждаются темы, еще недавно относившиеся к области фантастики. Открытия последнего времени настолько фундаментальны, что трансформация традиционного бытия человека в скором времени представляется
138
просто неизбежной. Осмысление данного процесса привело в настоящий момент к широкой дискуссии на страницах научной и ненаучной печати как у нас, так и (главным образом) за рубежом.
Вот лишь один характерный пример, показывающий, как открытия в области науки могут повлиять на традиционный уклад жизни. Речь идет о научной медицине, генетике. Открытия здесь дают возможность создавать потомство без помощи полового партнера (в этом смысл клонирования). Клонирование в отличие от естественной репродукции не разбавляет «свой» набор генов «чужими», т.е. человек может получить свою полную копию, решая проблему воспроизводства буквально.
Кроме того, генная инженерия помогает заменять старые «детали» на новые, причем улучшенные. Это позволит радикально увеличить продолжительность индивидуальной жизни, и эта возможность, несомненно, будет реализована (а как влияет качество и продолжительность жизни на рождаемость, видно по демографической ситуации развитых стран). В перспективе же продолжительность жизни вообще не лимитируется. Темпы роста научного знания таковы, что, возможно, уже следующее поколение людей (или часть его) никогда не умрет. В случае биологического бессмертия индивида его воспроизводство в потомках просто теряет смысл. Зачем производить копии, если есть «нетеряемый» оригинал. Таким образом, очевидно, что современные достижения ученых-генетиков ведут к нравственной революции в святая святых традиционного общества—в институте семьи.
Интенсивный рост научного знания может привести к «распадению связи времен», радикальной смене поколений и, как следствие, к не менее радикальной смене поведенческих стереотипов. Причем предсказать структуру грядущих стереотипов крайне трудно, так как неизвестно, каково будет новое поколение «биотехнических» видов, где именно, используя какие ресурсы и в каких микро- и макросоциальных формах оно будет существовать. Будет ли оно вообще в той степени социально, чтобы быть нравственным? Ведь вектор развития человека очевиден — это идеальная личность. Если же принять за эталон Бога, то следует признать в соответствии с аристотелевской логикой «неподвижного перводвига-теля», что он, являясь нравственным законодателем, сам вне морали (также как и вне природы, общества и мышления).
Исследователи уделяют внимание и ценностному конфликту, отражающему хрестоматийный конфликт поколений. Некоторые философы предсказывают контрреволюционные погромы исследо-
139
вательских центров и прочие неприятности в духе движения луддитов начала 19 в., пессимисты описывают взаимоотношения поколений как межвидовую борьбу. По мнению футурологов, люди, придерживающиеся традиционного образа жизни, постепенно уйдут на периферию истории, а их институты, в том числе и мораль, потеряют современный вселенский смысл, сменив свой родовой статус на видовой. Они предупреждают, что к концу 21 в. неизбежна трансформация семьи, этноса, расы, пола и человечества в целом, а следовательно, и ценностных систем, основанных на этих социальных формах жизни.
Эти и многие другие проблемы, связанные с качественно новым уровнем человеческого существования требуют серьезного осмысления.
Вопросы
1. Изложите точки зрения различных мыслителей на такие социальные явления, как война и революция.
2. Что такое биоэтика?
3. Каковы нравственные коллизии современных научных исследований?
Обязательная литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Указ. соч.
2. Сартр Ж.П. Указ. соч.
3. Сенека. О благодеяниях//*Римские стоики». М. 1995.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Дополнительная литература
1. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1987.
2. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы//Вопросы философии. 1994, № 3.
3. «Этическая мысль: научно-публицистические чтения». М., 1990.
Содержание
Предисловие..................................................................................... 3
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!