Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Итоги развития постклассической этики



19—20 вв. дают мозаичную и динамичную картину становления эти­ческого знания. Кроме обозначенных выше направлений существуют близкие к ним течения (например, близкая к экзистенциализму феноме­нология, близкий к позитивизму прагматизм и др.), а также смежные тео­рии (например, фрейдомарксизм, экзистенциальный неомарксизм и др.).

Однако, несмотря на многообразие нравственных теорий, следует выделить главный вектор, определяющий развитие постклассической этики. Это ее антропологизм, перенесение внимания на отдельного че­ловека. В этом направлении осуществляется эволюция философии жиз­ни, частично переходя в философскую антропологию (М. Шеллер, Э. Ротхаккер и др.). Подобные изменения претерпевает исторический материализм (европейский неомарксизм 40—60-х годов и советская фи­лософия конца 80-х годов). На первичность индивида был изначально сориентирован экзистенциализм. Специфика философского исследо­вания единичного индивида диктовала и необходимость новой методо­логии, отсюда и иррационализм, плюрализм, диалектический материа­лизм и другие постклассические способы интерпретации бытия.

Обозначенные тенденции имеют не только философско-этический, но и общекультурный характер. В экономике происходит переход от монополистического и государственного капитализма к частным производителям, в политике — от тоталитарных систем к де­мократическим формам правления. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в искусстве. Для него, особенно с конца 19 в., характерно парадоксальное видение мира не как чего-то объективного, не зави­сящего от сознания личности, а как части единичного человеческого бытия (экзистенциальный роман, сюрреализм, театр абсурда и т.д.).

Следует отметить то обстоятельство, что мировоззренческое обоснование обозначенных тенденций давала именно философия. К ней апеллировали и экономисты, и политики, и художники.

Вопросы

1. Каковы характерные черты мировой этико-философской мысли 19—20 вв.?

2. Какие этические положения объединяют, а какие разъеди­няют учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше?

105

3. Что такое классовая мораль?

4. Каковы задачи метаэтики в.философии позитивизма?

5. В чем смысл критики социального бытия человека в этике экзистенциализма?

Обязательная литература *

1. Развитие мировой философской мысли 19—20 столетий// Учебное пособие. М, 2000.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Указ. соч.

3. Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. М., 1990.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС. Т. 18.

5. Мур Д. Принципы этики. М., 1984.

6. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

7. «Проблемачеловека в~западной философии». М., 1988.

Дополнительная литература

1. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Указ.соч. С. 45—48.

2. Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

3. «Антропологический переворот в философии 20 века». Вильнюс,

1989.

4. ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1980.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...