Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, А. Швейцер)
Предметом философии жизни является некая активная духовная сущность. Постулируя эту сущность, мыслители остаются на монистических и частично на идеалистических позициях, однако резко расходятся с традиционным рационализмом. В отличие, например, от гегелевского Духа природа этой сущности иррациональна. Она принципиально не познается разумом: он имеет дело лишь с продуктами ее деятельности. Такая сущность познается человеком интуитивно, путем непосредственного внутреннего переживания. Представителей данного направления можно условно разделить на две группы. Одна из них видит в этой сущности чистую иррациональную волю (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), другая -жизнь в натуралистическом (биологическом или психобиологическом) смысле, зачастую распространяя его и на нравственность (А. Бергсон, 3. Фрейд, А. Швейцер и др.).
А. Шопенгауэр
Иррационалистический монизм основоположника философии жизни Артура Шопенгауэра (1788—1860) последовательно раскрывается в его этических произведениях «О свободе воли» и «Об основе морали».
В основе нравственности, по мнению мыслителя, лежит сострадание другому, т.е. чистый неэгоистический мотив. Эгоизм, уверен Шо-
пенгауэр, разъединяет людей, так как человек дан себе непосредственно, а остальные люди — опосредованно. Поэтому в существовании необъяснимого чувства сострадания, интегрирующего живых существ в одно целое, заключена тайна, указывающая на единую сущность объективного мира. Мыслитель называет эту сущность «волей к жизни».
Шопенгауэр — пессимист. По его мнению, создающая мир воля бессмысленна и бесцельна. Порождаемые ею существа не удовлетворены, в мире царит страдание. Оно реально в отличие, например, от наслаждения (наслаждение есть отсутствие страдания). Отсюда и реальность сострадания, как основы нравственности. Из сострадания мыслитель выводит два основных нравственных принципа:
1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации какого-либо эгоистичного интереса (этот принцип сформулирован в Ветхом Завете);
2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страдания (этот принцип сформулирован в Новом Завете).
Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности — «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности — «ты мне, я тебе».
Признавая абсолютную свободу мировой воли, Шопенгауэр отказывает в ней отдельному человеку. Такой подход типичен для эссенци-альной философии, т.е. монистической философии сущности (частным случаем которой является пантеизм). В то же время философ не снимает нравственной ответственности с человека.
Считая высшей нравственной целью прекращение страдания, Шопенгауэр рекомендует человеку освобождение от эгоистичных желаний, незаинтересованную бескорыстную деятельность (подобную деятельности художника или ученого).
Ф. Ницше
Творчество Фридриха Ницше (1844—1900) находится в русле философии жизни. Ницше видит природу мира в некоей иррациональной жизненной энергии — «воле к власти». Благодаря ее давлению всякое существо инстинктивно стремится к непрерывной экспансии. Подобное освоение жизненного пространства обычно происходит за счет других, отсюда неизбежность конфликтов, войн, и как следствие —
страданий. Считая, как и Шопенгауэр, такие явления естественными, Ницше в отличие от своего старшего современника преисполнен исторического оптимизма. По его мнению, в таких условиях формируется истинная нравственность, идеалом которой является сверхчеловек.
В произведениях «Так говорил Заратустра», «Антихрист», «По ту сторону добра и зла» и др. немецкий мыслитель резко критикует традиционные представления о морали как продукты сознания слабого человека, привыкшего к подчиненному состоянию внутри группы. Такой человек биологически предназначен подчиняться более сильной личности, поэтому он предрасположен к -коллективистским ценностям -взаимовыручке, самопожертвованию, состраданию и т.д. Коллективистской нравственности рабов Ницше противопоставляет аристократическую нравственность господ — от природы сильных личностей. Мораль сверхчеловека основана на властном инстинкте: абсолютной ценностью признается собственная жизнь, добром — гордость, энергичность, волевые качества и т.д. С точки зрения такой нравственности «обычное» милосердие к слабым будет пустой тратой жизненной энергии на вырожденцев (а следовательно, злом). «Падающего подтолкни!» — таково, по мнению Ницше, истинное милосердие.
Недовольство мыслителя вызывает то обстоятельство, что в процессе развития общества нравственность рабов стала господствующей, подчинив себе и лидеров. Распространение и абсолютизация рабской морали привели к возникновению христианской религии, а в наше время — к демократическим и социалистическим теориям, требующим всеобщего равенства. Такое положение дел, считает Ницше, противно самой природе, наносит ущерб естественным потенциям сильных личностей, а через них и самой жизни. Отсюда становится понятен смысл борьбы Ницше против традиционных ценностей, призыв к их переоценке.
Антропологический метод, используемый Ницше в исследовании нравственности, а также критика современных ему концепций морали стали стимулами для дальнейшего развития этической теории.
3. Фрейд
Психоанализ является популярным психологическим учением, основанным на интерпретации бессознательных процессов и мотиваций человека. Представители этого направления видят в фундаментальных принципах учения этико-философский смысл, близкий к философии жизни.
Основателем психоанализа стал Зигмунд Фрейд (1856—1939). По его мнению, динамические изменения в психике каждого человека -результат действия «либидо», т.е. влечения, сексуально окрашенной
94
жизненной энергии. Эта энергия составляет наиболее архаичную часть психики — безличную, бессознательную, стремящуюся к сексуальной разрядке. Мыслитель называет эту часть «Оно».
Надстройкой над архаичным «Оно» является индивидуальное сознание, разум, здравый смысл — «Я». Его задача трансформировать сексуальную энергию в социально приемлемые формы — труд, творчество и т.д. Такой процесс получил в психоанализе название сублимации (лат. — возносить).
Деятельность индивидуального «Я» не является свободной, так как над ней стоит еще одна психическая инстанция — «Сверх-Я», которая формируется с детства в результате восприятия извне социальных установок (норм, запретов и поощрений), ее задача контролировать деятельность «Я», задавать ей стереотипы поведения.
Таким образом, Фрейд предлагает трехступенчатую структуру психики человека — «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В последней очевиден источник традиционных нравственных требований, неслучайно поэтому мыслитель отождествлял «Сверх-Я» с совестью.
Следует отметить декларируемый Фрейдом антагонизм между сознанием «Сверх-Я» и бессознательным «Оно». Так как «Оно» первично, то и его принцип удовольствия является весьма значимым. Противостоящие этому гедонистическому принципу нормы традиционной морали приобретают в психоанализе противоестественный характер. Задача нравственных ограничений заключается в создании жестких рамок для бесконтрольных сексуальных влечений с целью использования энергии последних в социальных нуждах. Ярким свидетельством этому, по мнению Фрейда, служат наиболее древние нравственные запреты — табу (например, на инцест). Жестокость их соблюдения являлась адекватным способом обуздания инстинктов.
Конфликт «Оно» и «Сверх-Я» в индивидуальном сознании приводит к процессу сублимации. Не решаясь реализовывать свою сексуальную энергию непосредственно, человек реализует ее косвенно, в заданных обществом рамках. Поэтому любой продукт трудовой или творческой деятельности, внешне совершенно не связанный с половой сферой, тем не менее настойчиво на нее намекает. Из такой концепции следует и характерный в среде психоаналитиков взгляд на культуру как на форму психопатологии.
Последователями Фрейда, реализовавшими несколько иные варианты его учения, стали А. Адлер (перенес внимание с сексуального на властный инстинкт), К. Юнг (учение о коллективном бессознательном), Э. Фромм (концепция гуманистического психоанализа) и др.
95
А. Швейцер
* г
Альберт Швейцер (1875—1965), исходя из принципов философии жизни, пытался выработать нормы универсальной космической этики. Этой задаче посвящен его труд «Культура и этика».
По Мнению мыслителя, фундаментом универсальной этики должно стать особое душевное-состояние — «благоговение перед жизнью». Первоначалом человеческого бытия, считает Швейцер, является не мышление, а абсолютное желание жить. Оно же выступает в ' качестве критерия различения добра и зла: все, что сохраняет жизнь, есть добро; все, что наносит ей ущерб, — зло.
Преклонение перед жизнью и провозглашение человека высшей ценностью позволяет, по мнению Швейцера, отбросить все, что разъединяет людей. Нравственный подход, видящий в человеке представителя человечества (а не конкретного народа, страны и т.д.), жизни как таковой, способен обеспечить его единство с другими людьми, с природой, со всеми явлениями жизни. Он направлен на усиление чувства ответственности и должен быть подтвержден личным действием, имеющим чистую мотивацию и осуществляемым ненасильственными средствами. Такая переориентация сознания стимулирует подвижничество, индивидуальное нравственное миссионерство (врач по профессии, Швейцер сам был примером такой деятельности).
В работе «Учение о благоговении перед жизнью» Швейцер формулирует главные этические принципы: социальный («человек человеку») и экологический («человек природе»).
Первый соединяет индивидуальное нравственное совершенствование с активной социальной деятельностью, второй утверждает нравственную ценность природы и необходимость этического к ней отношения.
Гуманистически и экологически ориентированная этика личности, по мнению мыслителя, является единственным средством возможного преодоления духовного кризиса в условиях техногенной цивилизации.
2.8.3. Этическая теория исторического материализма
Предметом диалектического материализма является материя в ее бесконечных формах и проявлениях. Диалектический материализм придерживается монистического и рационалистического принципов (признавая тем самым единство и познаваемость объективного мира), однако отрицает идеалистическое восприятие бытия.
Фундаментальные принципы диалектического материализма (в форме исторического материализма) распространяются и на область общественных явлений. Первичность материи и вторичность созна-
96
ния конкретизируются в социальных явлениях как первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания (т.е. духовной стороны исторического процесса). Общественное сознание отражает в той или иной форме общественное бытие. Одна из таких форм общественного сознания — нравственность.
Основателями исторического материализма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Философскими источниками их учения стал диалектический метод, развитый немецкой классической философией (главным образом Г. Гегелем), и метафизический материализм (особенно философское учение Л. Фейербаха).
Л. Фейербах
В центре учения Людвига Фейербаха (1804—72) — человек как «единственный, универсальный и высший предмет философии». Материалистическая точка зрения Фейербаха в обосновании нравственности опирается на принцип эгоизма. Он понимает эгоизм как соответствие поведения человека его природе и разуму, из чего следуют эвдемонизм и утилитаризм его нравственной теории. Фейербах трактует добро как удовлетворение индивидуальных, обусловленных природой (т.е. в первую очередь биологических, а не социальных) потребностей человека. Стремясь избежать крайнего индивидуализма, мыслитель утверждает, что личное счастье невозможно без счастья других людей. Таким образом, добродетелью становится стремление к своему и чужому счастью.
Фейербах критикует религиозные представления о нравственности. Он видит в религии форму отчуждения человека от его собственной природы. Таким образом, требования Бога есть требования человечества к самому себе. В критике религии проявляется характерный для мыслителя материалистический антропологизм.
Фейербах уделяет внимание роли общественных институтов в стимулировании нравственности. По его мнению, для нравственного развития необходимы развитие социальное, повышение качества жизни. В этом плане Фейербаху присущ исторический оптимизм, вера в социальный и нравственный прогресс.
Марксистская этика
Материалистическое учение Фейербаха оказало влияние на философское творчество основоположников диалектического материализма К. Маркса (1818-83) и Ф. Энгельса (1820-95).
В своих произведениях «Экономическо-философские рукописи», «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и др. эти филосо-
97
фы, активно применяя диалектический метод, преодолели созерцательность прежнего материализма, его, метафизичность. Марксизм — философия действия, преобразований, неслучайно это учение стало программой революционных движений. Маркс отмечал, что «философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, но главное заключается в том, чтобы изменить егд» (или, как интерпретировали этот лозунг оппоненты Маркса, разрушить). В соответствии с этим вся этическая проблематика переводилась в практическую плоскость.
По мнению Маркса и Энгельса, нравственность есть специфическое отражение общественных отношений людей в процессе жизнедеятельности. Таким образом, источник нравственности находится в социальной сфере и детерминирован ей. Абсолютных нравственных норм и представлений не существует,-гаждому конкретному уровню развития общества соответствует определенный уровень развития морали, ее регулятивных функций.
Мыслители выделяют несколько таких уровней (общественно-экономических формаций) в истории человечества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Каждому из них соответствует и свой тип нравственности. Так, например, особенности производства материальных благ в рабовладельческой формации (использование рабского труда) обусловили специфику рабовладельческой мор*али.
Теория научного коммунизма
Для марксизма важно установление и изучение объективных закономерностей исторического (в первую очередь экономического) развития общества. В этом смысле марксизм продолжает рационалистические традиции Нового времени. По мнению мыслителей, формирование научной теории позволит оптимизировать общественные, а следовательно, и нравственные отношения. Этой задаче был посвящен фундаментальный труд Маркса «Капитал». В целях создания более эффективной экономики, а значит, и более справедливого общества был систематизирован и осмыслен большой фактический материал. На основе проведенного анализа Маркс пришел к выводу, что объективные тенденции исторического развития ведут к возникновению коммунистической формации, где средства производства будут принадлежать всему обществу. Коммунизм стал идеалом социального устройства и одновременно средством нравственного развития. Ведь, по мнению Маркса, человек есть продукт общественных отношений, и, чтобы изменить человека в лучшую сторону, необходимо сначала изменить в лучшую сторону общество. Коммунистическое общество, реализуя лозунги «от каждого по способностям, каждому по потреб-
ностям» и «условием развития всех является развитие каждого», способно воспитать нравственно совершенного человека.
При этом Маркс пришел к выводу, что естественный, но продолжительный период смены форм собственности (с частной на общественную) можно радикально ускорить с помощью революции. Классовая мораль
Коммунистическая революция для Маркса не была самоцелью. Она служила средством для скорейшего создания достойной жизни для каждого человека. В середине 19 в. качество жизни трудящихся было на низком уровне. Положение усугубляло крайне циничное отношение к эксплуатируемым массам со стороны буржуазии, стремящейся к максимальным прибылям. В разделении общества по экономическим показателям Маркс увидел его нравственное расслоение. По его мнению, время, когда уровень развития буржуазии соответствовал историческому прогрессу (период буржуазных революций), прошло. Теперь капиталист, а еще шире — частный собственник, заинтересован в сохранении существующего положения. Поэтому и его нравственные установки санкционируют эксплуатацию, нищету и т.д., т.е., по сути, безнравственны. Трудящиеся же, лишенные собственности и потому свободные, наоборот, заинтересованы в переменах. Таким образом, интересы трудящихся объективно совпадают с тенденциями исторического развития. Отсюда истинность их нравственной позиции, нацеленной на скорейшее преобразование общества.
Характерные черты марксистской этики
Выявленная марксизмом зависимость нравственности от условий и характера социального бытия дала возможность сделать этику научной, т.е. предоставить ей объективный материал для анализа. В качестве исходных посылок выступали не произвольные (и поэтому непредсказуемые) требования Бога или субъективный (и поэтому непознаваемый) мир человека, а конкретные социально-исторические условия. Немалое значение в марксистской этике придается и принципу историзма, т.е. рассмотрению нравственности как (прогрессивно) развивающегося явления.
Кроме того, следует отметить практико-ориентированный характер марксистской этики. С ним связано и участие многих марксистов в политике. Истинная мораль, по мнению Маркса и Энгельса, должна быть нацелена не на пассивное осуждение несовершенного состояния действительности, а на активное участие в ее революционном преобразовании. Поэтому предлагаемая марксизмом цель — коммунизм обосновывается как реальная задача, для осуще-
ствления которой разрабатывается соответствующая стратегия политической борьбы, революции и ведущей роли пролетариата. А устранение моральных противоречий связывается с решением в первую очередь социальных проблем и нравственное совершенствование человека зависит от справедливого общественного устройства и экономического процветания. „,
Критика марксистской этики
Критики марксизма отмечают следующие, на их взгляд, существенные недостатки учения.
Во-первых, признание вторичности общественного (нравственного в том числе) сознания по отношению к определяющему его общественному бытию. По мнению критиков, такое положение делает сознание ведомым, ограничивает его творческий потенциал.
Во-вторых, стремление к объективности, анализу способов поведения больших групп населения -(классов) ведет к игнорированию субъективного универсума личности.
Марксизм оказал решающее воздействие на судьбу 20 в. Он стал идеологией социалистических революций и национально-освободительных движений. Среди знаменитых философов-марксистов, исследовавших проблемы нравственности, можно назвать К. Каутского, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, А. Грамши, Д. Лукача и др.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1564 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!