Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ведический период



Важную роль в становлении древнеиндийского этико-философ-ского миросозерцания сыграло такое культурное явление, как Ве­ды — сборник религиозных гимнов, история создания которых ухо­дит к 2-му тыс. до н.э. Значение их для древнеиндийской культуры сравнимо со значением библейских текстов для христианской, кора-нических — для исламской культуры и т.д.

На основе Вед позднее составлены комментарии: Брахманы, Арань-яки и Упанишады, которые пытаются расшифровать и систематизи­ровать ведийскую символику. Для нас наиболее интересны Упаниша­ды (8 в. до н.э.), подготовившие почву скорее для философской, чем для чисто религиозной интерпретации.

Упанишады пронизывает идея всемирной духовной субстанции — брахмана. Человек, обладающий ее частичкой — атманом, может стать сопричастным божеству. Соответственно смысл жизни человека есть постижение брахмана и соединение с ним. Для этого следует отрешиться от материального мира, который является не более чем иллюзией (майя), максимально освободиться от влияния телесности, неустанно приобщаться к знанию, развиваться в нравственном плане. Постоянная работа над собой приводит к освобождению от грехов, совершенных в прошлых жизненных воплощениях. Иллюзии материального мира рас­сеиваются. Слияние с брахманом позволяет человеку достичь высшего состояния — нирваны. Исходя из такой картины бытия, добром являет­ся все, что способствует постижению брахмана, преодолению власти майи, слиянию с абсолютом, а злом — все, что этому препятствует. Следствием такой главной нравственной установки являются конкрет­ные заповеди: подавление страстей, желаний, сострадание к ближнему, отказ от насилия.

Таковы в очень сжатом изложении мировоззренческие принци­пы, намеченные в Упанишадах. Представленную схему можно оха­рактеризовать как пантеистическую. Здесь и безличное духовное на­чало, противостоящее изменчивому материальному миру, и человек, душа которого заключена в материальную оболочку. Отсюда и его стремление освободиться от материи, сделать выбор в пользу «истинного» обезличенного состояния, растворения в божествен­ном. Выбор же человека в пользу «неистинного» состояния обрекает его (и не только его) на страдания. Кроме того, в комментариях Упа-

нишад очевидна столь типичная для древних культур тесная связь человека с родом. В этом смысле представление о карме, как наказа­нии за зло, совершенное в предыдущих воплощениях, имеет анало­гии в других культурах. Например, представлениями о первородном грехе в иудаизме и христианстве, когда наказание за проступок пред­ка достается следующим поколениям (идея грехопадения).

Упанишады с их приматом духовных ценностей и осуждением чувственных удовольствий оказали сильное влияние на дальнейшее развитие древнеиндийских этических воззрений. Они подготовили почву для достаточно интенсивного оформления этико-философс-кого мировосприятия, которое начиная с 6 в. до н.э. связано с появ­лением философских школ.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 374 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...