Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Кроме этого, существует классификация этических учений на основе представлений мыслителей о количестве источников морали.
Монизм
Этический монизм исходит из представления о едином источнике нравственного. В идеалистических концепциях морали им может быть, например, Бог, в натуралистических — природа, в социально-исторических — общество. В большинстве своем монистические учения воспринимают такое первоначало как Благо, иногда оно этически нейтрально. Злом в этическом монизме является своеволие личности. Это может быть осознанное игнорирование человеком природной или общественной необходимости, выраженной в законах, или же противодействие Божественной воле, зафиксированной в священном предании, и т.д. В истории этики монистический подход является доминирующим.
Дуализм
Дуализм предполагает два источника морали. Корни этического дуализма в дуализме онтологическом, воспринимающем существующее как продукт взаимодействия двух равноправных начал, на-
28
29
пример духа и материи или двух Божественных личностей (зороастризм, некоторые направления гностицизма, манихейство). Обычно одно из начал воспринимается как доброе, а другое — как злое. Человеку в данном случае необходимо сделать выбор.
Плюрализм
Плюрализм подразумевает множество нравственных начал. Они могут быть представлены в виде бесконечного числа личностей (монадология, экзистенциализм). Имеет место стремление отдельных мыслителей, придерживающихся плюралистического принципа, ввести некие универсальные нравственные константы. Например, Г. Лейбниц в учении о монадах (духовных сущностях) вводит понятие Верховной монады (Бога), ориентирующей все остальные. Однако для плюрализма более характерно многообразие нравственных представлений, обусловленное свободой каждой личности.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1004 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!