Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропоцентризм эпохи Возрождения. В период позднего Средневековья возникает период, который получает название Возрождения



В период позднего Средневековья возникает период, который получает название Возрождения. Главное внимание эпохи — человек (антропоцентризм). В эту эпоху возрождаются признаки гуманизма.

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или, что тоже, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилино Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно…

Николай Кузанский (1401-1464) — представитель раннего Возрождения. Будучи папским кардиналом, он развил интересную теорию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при уменьшении угла между ними объединяются в одну прямую и т.д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино. Фактически Кузанский приходит к пантеизму — учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Позитивное значение в философии Кузанского состоит в его попытке судить о мире на основе принципа посюсторонности, причем опираясь на вроде бы очевидные истины математики.

Марсилино Фичино (1433-1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, платоническая любовь, литературное мастерство.

Леонардо да Винчи (1452-1519) — чрезвычайно разносторонний мыслитель, превосходивший своих современников во многих отношениях, но особенно в понимании философии естествознания. Леонардо указывал на необходимость выявления динамических причин явлений в опыте, их математическое описание в соответствии с определенной теорией. Практика ”должна быть воздвигнута на хорошей теории”, при этом ученый руководствуется нормами этики.

Мишель Монтень (1533-1592) — автор знаменитых ”Опытов” — этик, стремился обнаружить наипростейшие истоки человечности. Не доверяя различного рода теориям, в том числе эпикуреизму и стоицизму, он занимает по отношению к ним скептическую позицию. Титула человечности у него достойны такие добродетели, как нравственная простота и чистота, порядочность, благородство, отвага, милосердие. В качестве возрожденца он придает этике, прежде всего земное, посюстороннее измерение.

Каковы же основные принципиальные установки философии Возрождения?

В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. А это означает, что происходит существенная трансформация главенствующих в культуре ориентаций. О направленности этой трансформации дает наглядное представление приводимая ниже таблица.

Таблица 1. Сравнение основных принципов философии средневековья и Возрождения

Средневековье Возрождение
Теоцентризм Антропоцентризм
Потусторонность Посюсторонность, реабилитация земной жизни
Любовь к Богу Любовь к человеку, т.е. гуманизм
Морализирование и монашество Эстетическая деятельность и артистицизм


Вопросы для самоконтроля:

1. Какому учению близок средневековый реализм?

2. Что такое номинализм и реализм?

3. Основные цели патристики и схоластики?

4. Перечислите философов эпохи Возрождения?

Рекомендуемая литература:

1. Августин А. Исповедь. М., 2007

2. Августин А. О граде Божьем. М., 2000

3. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры. // Вопр. философии. 1992. № 12.

4. Бахтин Н.М. Творчество Франсуа Рабле народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995

6. Гусейкова А.А., Иррлиту Г. Краткая история этики. Ч.2. М.,2011

7. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002

8. Философия: Учебник. / Под ред. В.Д.Губина и др. 2-е изд. М., 2001. Ч.1. Гл.2

Категориальный анализ понятий:

Гностицизм — дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро — от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец — Демиург — творец мира.

Манихейство — основатель — персидский мыслитель Мани (216-270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения.

Номинализм — философское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом.

Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым.

Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).

Схоластика (школа) — направлена на христианское учение.

Теоцентризм — когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а бог.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1016 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...