Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Платона. Академия Платона – религиозно-философская, школа созданная Платоном в 387 г и просуществовала 100 лет



Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле "систематизатором" воззрений Сократа был Платон. Именно он поднял наследие Сократа на качественно новый уровень. «Платон» (широкоплечий) Аристокл 427 – 347 г. г до н. э. Главные положения учения Платона: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса); любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони, например, рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна; весь мир является отображением чистых идей (эйдосы) – но откуда они взялись? предметом познания должен стать, прежде всего, чистые идеи; чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание; только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи». Проблема государства. Понятие государства делится на 3 сословия: Философы; Воины; Работники. Не существует брака — все дети и жены общие. Допускается труд рабов. Оптимальная форма государства — аристократия и монархия.

Академия Платона – религиозно-философская, школа созданная Платоном в 387 г и просуществовала 100 лет. В академии учились — Аристотель, Филон, Ксенокрит и многие другие.

Основа платонизма – идеализм.

Аристотель (384 — 322 г.г. до н. э)

древнегреческий философ, ученик Платона воспитатель А.Македонского. Наиболее известные произведения «Органон», «Физика», Механика, Метафизика, «О Душе», История животных и другие. Родоначальник психологии. Аристотель разделял философию на виды: Теоретическая, изучающая проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений; Практическая — о деятельности человека, устройство государства; Поэтическая; Логика, как часть философии.

Историческое значение философии Аристотеля:

- внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «Чистых идеях».

- дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека.

- выделил 10 философских категорий.

- дал определение Бытия через категории.

- определил сущность материи.

- выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии.

- внёс существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода (от частного к общему).

Категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности без которых немыслимо само бытие. Бытие — это сущность, обладающая свойствами количества, качества — страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.

Философия завершает объективиско — онтологическую традицию. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы существующей в античности. Аристотель - мыслитель - энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знаний. Ему принадлежит заслуга, впервые провести разграничения наук, выделив для каждой из них специальные области исследований и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические науки:

- метафизика, изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

- физика, изучает состояние тел и определенные материи;

- математика, изучает абстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки:

- этика-наука о норме поведения людей;

- экономика;

- политика;

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов:

- поэтика, теория стихосложения;

- риторика- теория ораторского искусства;

- искусство ремесел.

Аристотель дает иное толкование понятию бытиё, чем Платон. Он не отожествляет бытиё с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя не определена ни одной из категории, которыми мы определим реальные состояниям сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, её нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи является, по Аристотелю, четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Они представляют промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Эти четыре элемента — основа реальных вещей. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, земля — холодного и сухого.

Позднее Аристотель вводит пятый элемент — эфир. В это время Аристотель допускает возможность замены одного элемента другим, это становится возможным, потому что все элементы являются конкретной модификацией одной и той же материи.

Мир есть совокупность субстанций, каждая из них некоторое единичное бытие. Но что такое единичное бытие? Каждая единичная вещь есть сочетание единства материи и формы. Материя это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Форма образует из потенциального бытия действительное материальное бытие. Форма это актуальное начало, начало жизни и деятельности. Форма не материальна. Материя по Аристотелю, так же как и у Платона, это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма. Согласно Аристотелю в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к форме. И наоборот.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность это единое, обладающее самостоятельностью бытия. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познавательным бытием. Вторые сущности производные от первых. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а является видовым определением (стул, стол — первичные; мебель — вторичные).

Категории и сущности являются основным средством познания мира.

В соответствии с этим Аристотель выделяет четыре вида причин бытия:

- материальные, то из чего состоят вещи, их субстрат;

- формальные, в которых форма проявляет себя, образует сущность субстанцию бытия.

- действующие или производящие — рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей.

- целевая или конечная причины, отвечающая на вопрос «почему?» и «для чего?».

Движение по Аристотелю, тесно связано с конкретными формами бытия. Движения помимо вещей не существует. Оно вечно. Источник движения, с одной стороны, движение присуще самим вещам. И с другой стороны при помощи неподвижного первого двигателя — чистой лишенной формы материи — Бог, источник жизни и движения всего космоса. Он различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...