Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Гегеля



Виднейшим представителем немецкой идеалистической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки зрения абсолютной идеи он рассматривает все остальные науки, считая свое учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит из трех основных частей: логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) — тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы — переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:

· в логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение о понятии (синтез);

· в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;

· в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).

Абсолютная идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.

В своей логике Гегель наиболее полно разрабатывает диалектику. Рациональным зерном его диалектики является идея развития и три ее основных принцип (закон): переход количества в качество и обратно, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Философия Гегеля страдала внутренними противоречиями, в ней “всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории противоречит основным законам диалектического мышления” (Ленин). Считает, что разум есть субстанция, мировое начало. Существует понятие как мировой разум. Если Кант разрывает связь между объектом и субъектом, то Гегель этого не делает. Объект и субъект направлены на самого себя. Они единое целое, вне какой то среды. Идея единства относительна, характерной чертой для философии Гегеля является слияние антологии и гносеологии. Как развивается мир, также развивается и познавательный процесс. Для Гегеля развитие окружающего мира — это способ и метод. Всеобщее развитие он рассматривает в трех сферах:

1)все развивается логически и абстрактно;

2)развитие инобытия идеи (природа);

3)конкретного духа

Человек Гегеля является автором учения о диалектики. Мир он видит в целостности, в развитии и в движении собственной необходимости выдвигает три закона диалектики:

1) переход количественных изменений в качественные изменения;

2) отрицание отрицания;

3) закон единства и борьбы противоположностей.

Критиком идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской и французской философии длительное время находился в забвении.

Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом философии, он объявляется человека, а саму философию — антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха — в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению к душе.

Человека Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого философа к идеализму в понимании общества и общественных явлений. Он стремится построить представления об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается им как природное явление. Общение людей формируется на основе взаимного использования одним человеком другого, которое рассматривается Фейербахом как естественное (природное) отношение.

Он положительно решал вопрос о познаваемости мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась роль практики.

Фейербах критикует идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве. В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность.


Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите характерную черту немецкой философии;

2. С каким именем связано начало Просвещения в немецкой философии;

3.Какие достижения сыграли существенную роль развития философии в интеллектуальной среде;

4. Расскажите про два период в философии Канта;

5. Перечислите три основные части философской системы Гегеля;

6. Назовите три закона диалектики.

Рекомендуемая литература:

1. В.А. Канке философия М. 2003

2. Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. Философия экзаменационные ответы для студентов вузов. М.,2009

3. Философия материалы к лекциям под ред. Лазаревой В.Л. М. 2011

Категориальный анализ понятий:

Абсолют - Философское понятие (лат. absolutus - безусловный), используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который "самодостаточен", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

Абсолютная идея - Категория гегелевской философии, обозначающая основу всех явлений природы.

Абсолютный дух - В философии Гегеля - мировой разум

Агностицизм - Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем.

Антиномия - Антиномия (греч. antinomia- противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. И. Кант использовал понятие "А." в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе". По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих "антиномий чистого разума": 1. Мир конечен - мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (бог) - не существует первопричины мира.

Гегельянство - Идеалистическая философия немецкого философа Гегеля и возникшие на ее основе течения: правое (старогегельянство) и левое (младогегельянство); правое гегельянство, отбрасывая диалектический метод Гегеля, выдвигало на первый план его философскую систему и сближало философию Гегеля с христианством; левое гегельянство подвергло критике религию, но оставалось в рамках идеализма Гегеля.

Долг - Моральное, этическое понятие, для обозначения приверженности человека моральным ценностям, осознания безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала.

Категорический императив - Безусловный, не ограниченный каким-либо условием, например целью, и не предписываемый как некое средство императив (повеление).
В философии И. Канта (1724-1804) - безусловное нравственное веление, вечное и неизменное, которое присуще каждому человеку как существу, обладающему разумом.
Категорический императив Канта имеет следующие формулировки: 1) "...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом "; 2) "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".


ЛЕКЦИЯ 9 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОНЦЕПЦИИ, ПРОЦЕССЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ. ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА

Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Кроме того, нельзя понять современную философию экзистенциализма, позитивизма, пост - и неомарксизма, не изучив результатов единственного в своем роде опыта философствования русских мыслителей. Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Н. Федоров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Бакунин, П. Сорокин, С. Булгаков и многие другие являют собой самостоятельное, обладающее неповторимым национальным своеобразием, действительное оригинальное философское направление, достойно представляющее Россию в европейской философской традиции.

Существуют различные подходы в обозначении временных границ русского философского творчества. Одни авторы относят начало к XI в., имея в виду “Слово о Законе и Благодати” Киевского митрополита Иллариона, который предложил, своеобразную религиозно-социологическую концепцию, согласно которой история человечества движется через смену форм религии. Другие авторы считают точкой отсчета для собственно русской философии XVI в. К первым оригинальным трудам по философии они относят “Предание” преподобного Нила Сорского, излагающего учение о собирании ума в сердце, которое является первым опытом русской философской антропологии.

Русская философская мысль заявила о своей вполне совершенной самостоятельности лишь к концу 40-х годов XIX в. в лице П. Чаадаева. Дело в том, что с принятием христианства на Руси в мировоззренческом отношении монопольное положение заняла византийская христианская теология. Освоение античного наследия совершалось опосредованно, преломлялось через призму этого вероучения. Религиозная борьба между восточной и западной церквями, между православием и католичеством, продолжавшаяся на протяжении нескольких столетий, также свела к минимуму философские контакты с Западной Европой. Даже богословская схоластика пришла в русские учебные заведения только в XVII в., когда на Западе существовали уже полнокровные философские системы.

Вышеуказанные обстоятельства неизбежно сказались на характере развития русской философии, как в начальный ее период, так и в последующие, во всяком случае, на протяжении всего XVIII в., когда русская мысль через усвоение западноевропейской традиции вынуждена была в кратчайшие сроки наверстывать “упущенное”. Свой вклад в своеобразие направленности и стиля философствования внесли как затяжной характер крепостничества в России, так и самодержавие, которые вызвали к жизни особые формы идеологии, в других странах либо совершенно отсутствовавшие, либо не получившие там значительного развития. Речь идет об идеологии дворянских радикалов-революционеров, о радикальном крестьянском демократизме, включая народничество, славянофильство-почвенничество, западничество и толстовство. Те же обстоятельства привели к значительной роли в истории русской философии православного христианства, к выработке национальной религиозно-философской традиции. Специфика социального развития России породила и особый слой людей, более нигде не встречавшиеся, а именно интеллигенцию.

Процессы секуляризации, то есть освобождения от религиозного контроля общественной жизни, начатые Петром 1, привели к тому, что русская философская мысль стала развиваться в тесной связи с философией западноевропейских народов. Первоначально эта связь была более или менее односторонней, так как естественно предполагала овладение научными и философскими результатами, достигнутыми к тому времени в странах Европы. Не случайно, поэтому русская философская мысль развивалась под преимущественным влиянием французского материализма XVIII в., классической немецкой философии и немецких философов-романтиков первой половины XIX в., прежде всего Ф. Шеллинга. Во всех указанных случаях влияние европейской философии, разумеется, не сводилось к простому заимствованию, которого вообще, как известно, в природе не существует.

При выяснении взаимоотношений между национальными философиями, равно как и между отдельными школами в рамках одной национальной философии, всякий раз надо иметь в виду, какие идеи заимствуются, какой вид и какую направленность они приобретают, а также каков результат перенесения их на новую почву. Заимствованные идеи и теории переплавляются в соответствии с потребностями материальной и духовной жизни того или иного народа, вполне органически вписываются в его духовное бытие. В них всегда обнаруживается тот новый элемент или оригинальный поворот мысли, который возникает вследствие адаптации исходного материала.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 602 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...