Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изменяя их формы



Итогом стала качественно новая форма отражения – целесообразная, творческая, активная деятельность, превращающая цель (план или просто мысль) деятельности в нечто прежде не существовавшее. Активный процесс создания нового и познание неизбежно входит в нее как элемент структуры. Познание внешнего мира всегда функционирует и развивается на основе практики.

Для более глубокого понимания роли практики в познании следует рассмотреть ее связь с теорией, вернее, с теоретической деятельностью познающего субъекта, которая не отождествляется с практикой.

Теория и практика – два разных вида деятельности. Если практика непосредственно изменяет мир, то теория делает это же опосредованно, через практику. Впрочем, без теории практика станет повторяющимся автоматическим действием, инстинктом, лишенным своей сути. Теория, таким образом, отражает практику.

Познание, направленное на внешний, материальный мир, решает, вопрос и об истинности полученных знаний, где практика выступает критерием истины.

Таким образом, практика выполняет в процессе познания следующие функции: основа познания, движущая сила познания, цель познания, критерий истинности знания.

Теория и практика существуют лишь как аспекты взаимодействия человека с миром. Сам же человек в этом взаимодействии рассматривается как субъект деятельности, направленный на объект, т.е. природу или общество.

Чтобы понять специфику материалистического понимания субъекта, выясним, как он понимается идеализмом.

Объективный идеализм видит подчиненность субъекта познания и практики Богу. Субъективный идеализм считает мышление, сознание первичным, а человека подлинным субъектом. Материализм считает субъектом человека во всей совокупности его проявлений. Впрочем, для Фейербаха проявления сводятся в основном к биологии человека.

Марксизм выделил в человеке как существенное свойство не мышление, не познание, а то, что он по природе своей общественное существо. Для него принципиально важно: в каком обществе он живет, какими орудиями производства пользуется, какая экономическая система господствует в обществе и в каких сферах общественного производства, в какой культуре и с какой степенью развития общественного сознания он существует. Подлинным субъектом познания реально является не столько индивид, сколько общество, поэтому сделать важное открытие в науке, создать произведение искусства и т.п. можно только в данных исторических условиях и в данное время. Преждевременные открытия не становятся событием: Леонардо да Винчи примерно на 4-5 вв. опередил время, создав чертеж летательного аппарата, но создателями его считаются братья Райт, сделавшие и чертежи и макеты, сумевшие, даже, взлететь в небо, но на века позже.

Впрочем, общество все же состоит из индивидов, живущих в рамках определенной общественно-экономической формации, в той или иной степени зрелой или еще не созревшей. Поэтому как субъект общество существует лишь через деятельность отдельных людей, вступивших в те или иные отношения (экономические, социальные и т. д.), а люди только тогда люди, когда они организованы в общество посредством экономических, социальных и др. отношений.

Развитие философии меняет и отношение к объекту, который вначале считается просто объектом для созерцания, если не учитывать активность субъекта. Когда эта активная, деятельная сторона субъекта начинает раскрываться в большей мере, чем нужно для созерцания, тогда и появляется представление об объекте как предмете, связанном с характером деятельности субъекта. Объект становится не только предметом познания, но и социально-преобразующей деятельности: человек начинает менять облик и мира и общества. Поэтому, объект – это не просто любой предмет, а включенный в сферу деятельности человека. В этом случае можно сказать, что без субъекта нет объекта.

Чем же объект отличается от объективной реальности? Тем, что объективная реальность – это все существующее независимо от сознания человека. Объект – только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и практического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...