Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 14. Сознание как отражение и деятельность



П л а н

1. Проблема сознания в истории философии.

2. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения.

3. Общественно- историческая сущность сознания. Биологические предпосылки и социальные условия возникновения сознания.

1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

С древности люди задумывались над природой своей психической деятельности, приняв для этого понятие «душа».

В античную эпоху была обнаружена связь человека с деятельностью мозга. Но до сих пор механизм деятельности мозга как основы психических явлений во многом остается загадкой. Заслугой античной эпохи является открытие такой стороны сознательной деятельности мозга, как направленность на объект.

В Средневековье выяснилось, что объектом сознания может быть не только любая вещь окружающей действительности, но и внутренний мир человека, потому, что именно он удостоился пристального внимания философов. Интерес к внутреннему миру связан с возникновением тогда необходимости общения с Богом через молитву. Возникла практика исповеди, т.е. нравственного самоанализа. Таким образом, в содержании сознания основным появилось знание о собственном духовном опыте.

В Новое время внимание философов переключилось на воображение. Из этого феномена сделали вывод, что содержание сознания не приходит в структуры мозга из внешнего мира, т.е. мы его извлекаем из собственной души. Внешне это похоже на средневековую трактовку сознания, но различие в том, что Бог уже объектом познания не является, поэтому, сознание стало средством обнаружения обьективно-природного мира, где не столь важен сам мир, столько его интерпретация в сознании человека. А для интерпретации важно самосознание, поэтому был сделан вывод, что сознание без самосознания не бывает.

Для Декарта сознание есть единственная несомненная реальность: «Мыслю, следовательно, существую». Вот почему он отождествил сущность сознания с предметно-логическим его содержанием. Ведь если о вещи нельзя мыслить, используя логику, значит, ее просто нет. Впрочем, некоторые знания о мире и человеке могут быть врожденными идеями, т.е. Декарт не сводит знание к продуктивному мышлению.

В чем-то с ним был согласен Кант, выдвинувший идею об априорном знании. Кант был уверен, что в сознании существуют особые, непосредственно данные знания о чем-либо как о целостности. Эти знания составляют основу познания, как внешнего мира, так и самого себя.

К. Маркс обратил внимание на то, что сознание человека обусловлено внешними факторами, из которых важнее всего экономические. Его вывод: «Бытие определяет сознание». Другими словами, сознание вторично.

Таким образом, в понимании сознания история философии обнаруживает две тенденции:

1) материализм, который рассматривает сознание как творческий

продукт деятельности мозга, в основе которого заложен механизм взаимодействия и отражения;

2) идеализм, который рассматривает сознание как самостоятельную

по отношению к материи мозга субстанцию, способную существовать вне и независимо от мозга.

В первом случае сознание, по отношению к материи, вторично, а во втором случае сознание первично. С развитием естествознания появилась склонность рассматривать его как материальный продукт деятельности мозга (немецкие врачи Фогт, Бюхнер, Молешотт, Кабанис и др.), за что эта ветвь метафизического материализма получила название вульгарного.

Внутри материализма и идеализма тоже существует различие во взглядах на проблему сознания.

Метафизический материализм замечает эволюцию сознания,

Диалектический материализм настаивает на таком подходе к рассмотрению сознания, с помощью которого очевидным для всех было бы его развитие, постепенная эволюция, смена содержания и формы.

Идеализм так же не однороден, в нем различают две формы: объективный и субъективный. Как уже отмечалось выше, объективный идеализм менее всего связан с мозгом, считая такую связь не обязательной. Что касается субъективного идеализма, то в нем все внимание концентрируется на сознании субъекта. Поддерживая точку зрения идеализма на не обязательность связи сознания с мозгом, они более всего озабочены не отношением сознания к материи, а тем, в каких крайних, субъективных формах оно способно себя проявить (солипсизм, т.е. существование как самостоятельной сущности вне всяких материальных форм)

Современная точка зрения на сознании такова: сознание так же реально, как и материя, но его реальность иная, она – субъективная. Содержанием его является знания, эмоции, другие психические явления, ценности т.д. Сознание человека ценным для себя считает то, что практически значимо для него, что связано с его потребностями и интересами. Это значит, что специфической чертой сознания является его предметность и практическая направленность.

2. ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ

Человек как деятельное существо должен хорошо ориентироваться в массе явлений и предметов мира. Поэтому в процессе эволюции у него выработались идеальные формы отражения: ощущение, восприятие, представление и понятие, в которых фиксируется опыт и знания, но они не имеют свойств физических тел или явлений. Они существуют в виде идеальных образов и мыслей об окружающем мире. Следовательно, сознание идеально в своей сущности.

Механизм возникновения и функционирования сознания как идеального отражения мира состоит в том, что деятельность невозможна без идеального образа каждого момента, этапа деятельности. Сознание творчески отражает мир в виде замыслов, идей, целей, и т.п.

В основе сознания лежит всеобщее свойство материи отражение. Отражение – способность материальных систем изменятся под воздействием других систем, воспроизводить и сохранять «следы» их взаимодействия. Сведения об их взаимодействии имеют форму информации, которая является содержанием отражения.

К проблеме отражения следует подходить исторически. Это значит, что принцип отражения можно проследить через его развитие по ступеням эволюции материи.

1. Отражение в неживой природе. На этом уровне активность материи осуществляется в формах механического, физического и химического движения. Механизм отражения – в реагировании объектов природы на воздействия других, что приводит к их изменению в соответствии со свойствами воздействующих объектов. Так, под воздействием воздуха железо ржавеет. Нарушение экологического баланса в природе приводит к разрушительным процессам в организме человека.

2. Отражение в живой природе имеет информационную основу. Так в молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится информация.

Под воздействием неблагоприятных условий среды, информация подвергается искажению, в результате чего возникают последствия в виде болезней. Информационные коды в молекулах ДНК и РНК программируют индивидуальное развитие человека, осуществляют связь поколений.

Для информационного отражения характерны такие свойства, как: избирательность и опережающее отражение.

Избирательность проявляется в активном использовании организмом воздействий внешней среды, которые имеют важное для жизни значение, т.е. помогают самосохранению и развитию.

Опережающее отражение – способность организмов «преднастраиваться» в отношении будущих событий на основе заложенных в них поведенческих процессов.

Информационное отражение имеет различные уровни:

а) раздражимость, т.е. избирательная реакция организма на воздействие внешней среды.

б) нейрофизиологическое отражение, имеющее свои подуровни:

- чувствительность связана с появлением ощущений у простейших живых организмов;

- инстинкт, т.е. система безусловных рефлексов, на основе которых возникает новая, более высокая форма регуляции поведения – условный рефлекс;

в) психика связана с появлением коры головного мозга. Это отражение с помощью целостных образов внешнего мира. Оно является высшей формой развития информационных процессов. Это и есть сознательная форма отражения, сознательная регуляция поведения.

Сознание способно направлять внимание и на окружающий мир, и на свой собственный духовный опыт. Сознание есть высшая, специфически человеческая форма саморегуляции отношений человека с миром: природой, обществом, другими людьми, самим собой. Основным способом такой саморегуляции является создание и использование идеальных образов как внешнего, так и внутреннего мира при участии мыслительных, эмоциональных и волевых процессов как единого целого. Одновременно идеальные образы обретают конкретный смысл в процессе рефлексии, и вместе с этим вырабатывается определенное (рациональное, эстетическое, нравственное) отношение человека к миру.

3. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Возникновение человеческого сознания – не случайность. С самого начала этот процесс был обусловлен трудом и коллективным образом жизни. Это значит, что сознание человека с первых шагов его становления было общественным сознанием; появление его вне общественного бытия и вне общественного производства считалось невозможным. Социальный характер сознания состоит в том, что оно является продуктом развития общества, а не отдельного человека, продуктом различных форм деятельности многих поколений людей и их исторического развития. Сознание формируется как отражение общественного бытия, общественной жизнедеятельности человека. И даже природа становится предметом внимания человека только в том случае, когда он включен в сферу практической общественной деятельности. Сознание существует в разных формах естественных и искусственных условий, которые возникают исторически. Существование сознания возможно в системе «общество-индивид», которая самостоятельно развивается. Сознание является общественным по своему происхождению и функциям, но индивидуальным по способу реализации, способу конкретного бытия. Только понимание человека как носителя общественных отношений дает возможность понять общественный характер сознания.

Сознание возникает и формируется на основе взаимодействия с окружающим миром. Основой такого взаимодействия выступает специфически человеческий способ бытия в мире, которым является практика. Осуществляя преобразование мира, человек создает специфически человеческую среду обитания («вторую природу»), строит формы общения и социальной организации, т.е. создает культуру. В процессе практической деятельности закрепляются навыки, способы, нормы этой деятельности, которые имеют общественную природу. Это значит, что они возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию коллективного опыта постольку, поскольку они реально участвуют в совместной деятельности.

Основой эволюции человека и его сознания является трудовая деятельность, главным моментом которой является производство орудий исредств производства. Сознание формируется в первую очередь не как сознание личности, а как сознание трудового коллектива.

В процессе труда произошло зарождение и развитие членораздельной речи.

Итак, социальными предпосылками возникновения сознания являются:





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1500 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...