Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
После эпохи Возрождения, вернувшей населению Западной Европы античную духовность и античные образы человеческого поведения, предпринимательство динамично перешло в новое качество - организацию производства, собственного дела не только ради обеспечения личного благополучия и накопления богатств, а главным образом ради извлечения прибыли, идущей на дальнейшее расширение производства.
Становление этого нового типа европейского предпринимательства, по мнению видного историка и социолога Макса Вебера, во многом было стимулировано протестантской этикой поведения с его особой предпринимательской культурой, той культурой, которая резко противостояла католическому и европейско-ростовщическому отношению к собственности и предпринимательству.
Средневековая мораль, густо замешанная на католизме, проповедовала пассивность и смирение человека перед лицом внешних обстоятельств. Она явно не поощряла предприимчивость и жажду наживы. Главной нравственной установкой этого человека было подготовить себя к вечной жизни за пределами земного бытия.
Вот почему католическая этика поведения никак не способствовала становлению личности настоящего предпринимателя - представителя рыночной экономики. Предприниматели-христиане изначально чувствовали свою моральную ущербность из-за того, что они проявляют деловую активность, и заранее усыпляли свою христианскую совесть щедрыми подношениями церкви.
Точно так же, как и христианская, католическая мораль ставила серьезные преграды на пути развития банковского дела - фундаментальной основы сколь-нибудь широкой предпринимательской деятельности. Выше уже отмечалось, что церковь строго-настрого запрещала христианам взимать ссудный процент. Вот почему первые европейские банкиры вышли из среды евреев-ростовщиков. Им наживаться на процентах с ссудного капитала не возбранялось. Зато они не имели права заниматься любым другим видом предпринимательской деятельности, кроме ростовщичества и торговли. Без соединения капитала с производством все денежные операции, которые вели еврейские ростовщики, неизбежно приобретали паразитический характер. Ведь своими деньгами они ссужали в основном светских и духовных феодалов на их личные нужды, что никак не сказывалось на развитии средневековой экономики.
Взамен идеи достижения потустороннего блаженства протестантизм в качестве богоугодного дела поставил реальный жизненный успех. Если дела идут хорошо, если во всем сопутствует успех - значит, этот человек отмечен божественной благодарностью, его деятельность угодна Богу. Прежде всего, изменилось отношение к труду. Высшими признаками добродетели отныне стали не аскетизм и самосозерцание, а неутомимость и сосредоточенность в делах, тщательность и продуктивность в работе. Нищета уже рассматривалась как знак «осуждения», «отверженности» человека Богом.
Нетрудно увидеть, что этика протестантизма воспитывала в людях позднего средневековья личность, ответственную за себя, для которой жизнь в обществе означала неутомимую деятельность по преумножению своего состояния, что способствовало приросту и общественного богатства. Именно в протестантской этике и в уцелевших традициях античного общества сложились предпосылки так называемого «европейского чуда», когда только Европа оказалась способной перейти от традиционного типа общества к так называемому торгово-промышленному капитализму, под которым ныне понимают начальный этап индустриального общества.
Последовавшие в ХУШ-Х1Х вв. великие революционные потрясения в Европе создали для новой духовно-нравственной культуры и нового социально-экономического базиса соответствующую политическую надстройку.
При этом все же надо отметить, что европейский капитализм с самого начала взял крайне опасное для себя направление развития - производств ради самого производства с целью извлечения максимальной прибыли без всяких социальных гарантий для грядущих поколений. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс были отчасти правы, когда писали об ужасах первоначального накопления капитала и предрекали неизбежную гибель капиталистическому строю. Это была так называемая «староевропейская» модель экономического развития, ведущая к кризису и социальным потрясениям.
Поэтому для своего собственного спасения, ведущие европейские страны в 30-50-е гг. были вынуждены перейти к иной, «американской» модели экономического развития, где господствующим стал принцип - производство ради удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества. Что, собственно говоря, и должно составлять основной мотив предпринимательской деятельности. Эта новая модель экономического развития придала странам Европы и США еще более мощный импульс развития.
В заключение следует отметить, что на всех этапах своего исторического развития частное предпринимательство вынуждено было приспосабливаться к окружающей экономической среде: либо рыночно-конкурентная, либо государственно-регулируемая.
Эта экономическая среда диктовала различные способы предпринимательской деятельности. Причем государственно регулируемая система организации хозяйственной жизни была преобладающей в эпоху древнего мира и средних веков, несмотря на наличие там крупных торгово-промышленных факторий.
И только в эпоху Нового времени движение к рыночно-конкурентной экономике и свободному предпринимательству стало необратимым. Особенностью же России являлось то, что она относилась в большей степени к восточному типу обществ, где процесс продвижения в сторону рынка, свободного предпринимательства и неприкосновенной частной собственности приобрел несколько специфические черты. Вот об этих особенных чертах развития российского предпринимательства и пойдет речь в следующих главах настоящего учебного пособия.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!