Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ситуация вообще



До сих пор о ситуации речь шла в абстрактной неопределенности. Вконечном итоге в определенной ситуации находится лишь отдельный человек.Перемещая ее, мы мыслим ситуацию групп, государств, человечества,институтов, таких, как церковь, университет, театр; объективных образований- науки, философии, поэзии. Когда воля отдельных людей охватывает их каксвою вещь, эта воля оказывается вместе со своей вещью в определеннойситуации. Ситуации могут быть либо бессознательными - тогда они оказываютвоздействие так, что тот, кого это касается, не знает, как это происходит.Либо они рассматриваются как наличные для сознающей самое себя воли, котораяможет их принять, использовать и изменить. Ситуация, ставшая осознанной,взывает к определенному поведению. Благодаря ей не происходит автоматическинеизбежного; она указывает возможности и границы возможностей: то, что в нейпроисходит, зависит также от того, кто в ней находится, и от того, как он еепознает. Само постижение ситуации уже изменяет ситуацию, поскольку оноапеллирует к возможному действованию и поведению. Увидеть ситуацию означаетначать господствовать над ней, а обратить на нее пристальный взор - ужеборьбу воли за бытие. Если я ищу духовную ситуацию времени, это означает,что я хочу быть человеком до пор, пока я еще противостою человеческомубытию, я размышляю о его будущем и его осуществлении, но как только я самстановлюсь им, я пытаюсь мысленно реализовать его посредством уясненияфактически схваченной ситуации в моем бытии. Каждый раз возникает вопрос, какую же ситуацию я имею в виду. Во-первых, бытие человека находится в качестве существования вэкономических, социальных, политических ситуациях, от реальности которых зависит все остальное, хотя не они только делают ее действительной. Во-вторых, существование человека как сознания находится в сферепознаваемого. Исторически приобретенное, наличное теперь знание в своемсодержании и в характере того, как происходит познание и как знаниеметодически расчленяется и расширяется, является ситуацией, по возможностиясной для человека. В-третьих, то, чем он сам станет, ситуационно обусловлено людьми, скоторыми он встретится, и возможностями веры, к нему взывающими. Поэтому, если я ищу духовную ситуацию, я должен принимать во внимание фактическое существование, возможную ясность знания, апеллирующее самобытие в своей вере, все те обстоятельства, в которых находит себя отдельныйчеловек. 1. В своем социологическом существовании индивид неизбежно2. занимает предназначенное ему место и поэтому не может присутствовать повсюду3. в одинаковой мере. Даже чисто внешнее знание того, как человек себя4. чувствует во всех социологических ситуациях, никому в настоящее время не5. доступно. То, что человеку одного типа представляется само собой6. разумеющимся повседневным существованием, может быть чуждо большинству7. остальных людей.8. Правда, в настоящее время для отдельного человека возможна большая9. мобильность, чем когда-либо, пролетарий мог в прошлом веке стать10. хозяйственником, теперь - министром. Но эта мобильность фактически11. существует лишь для немногих, и в ней обнаруживается тенденция к сокращению12. и к принудительному социальному статусу.13. В настоящее время мы действительно обладаем знанием основных типов14. нашего общества - знанием о рабочем, служащем, крестьянине, ремесленнике,15. предпринимателе, чиновнике. Однако именно это делает сомнительной общность16. человеческой ситуации для всех. При распадении прежних связей теперь вместо17. общей судьбы людей стала ощущаться новая связь каждого индивида с его местом18. внутри социального механизма. Обусловленность происхождением теперь, как и19. прежде, не может быть, невзирая на мобильность, устранена. Общим сегодня20. является не человеческое бытие как всепроникающий дух, а расхожие мысли и21. лозунги, средства сообщения и развлечения. Они образуют воду, в которой22. плавают, а не субстанцию, быть частью которой означает бытие. Общая23. социальная ситуация не есть решающее, она скорее то, что ведет к24. ничтожеству. Решающим является возможность самобытия, еще не становящегося25. сегодня объективным в своем особом мире, который включает в себя мир общий26. для всех, вместо того чтобы подвергаться его вторжению. Это самобытие не27. есть сегодняшний человек вообще; оно состоит в недоступной определению28. задаче узнать посредством овладения судьбой свою историческую связанность.29. 30. 31. В области знания сегодняшняя ситуация характеризуется растущей32. доступностью его формы, метода и часто содержания все большему числу людей.33. Однако границы знания очень различны не только по объективным возможностям,34. но и прежде всего, потому что субъективная воля человека недостаточно велика35. и неспособна к исконной жажде знания. В знании общая ситуация была бы в36. принципе возможна для всех как наиболее универсальная коммуникация, которая37. с наибольшей вероятностью могла бы единообразно определить духовную ситуацию38. людей одного времени. Однако из-за различия людей по их стремлению к знанию39. такая коммуникация исключена.40. 41. Для того, как самобытию принимать в себя другое самобытие, обобщенной42. ситуации не существует, необходима абсолютная историчность встречающихся,43. глубина их соприкосновения, верность и независимость их личной связи. При44. ослаблении содержательной объективной прочности общественного существования45. человек отбрасывается к этому исконному способу его бытия с другими,46. посредством которого только и может быть построена заново полная содержанием47. объективность. Несомненно, что единой ситуации для людей одного времени не существует. Если бы я мыслил бытие человека как единую субстанцию, существовавшую напротяжении веков во всех специфических ситуациях, то моя мысль потерялась быв сфере воображаемого. Если для божества и есть подобный процесс в развитиичеловечества, то я при самых обширных знаниях все-таки нахожусь внутритакого процесса, а не вне его. Несмотря на все это, т. е. невзирая на тритипа, мы привыкли говорить о духовной ситуации времени, как будто она одна.В этом пункте, однако, пути мышления разделяются. Перемещаясь на позицию наблюдающего божества, можно набросать картинуцелого. В тотальном историческом процессе человечества мы находимся наданном определенном месте, в современности как целостности отдельный человекзанимает данное определенное место. Объективное целое, представляется ли оноотчетливо конструированным или смутным в своей неопределенности,становящимся, составляет тот фон, на котором я утверждаюсь в моей ситуации,в ее необходимости, особенности и изменяемости. Мое место как бы определенокоординатами: то, что я существую, - функция этого места; бытие - целое, я -его следствие, модификация или член. Моя сущность - историческая эпоха, каки социологическое положение в целом. Историческая картина универсального развития человечества какнеобходимого процесса, в каком бы образе его ни мыслить, оказываетмагическое воздействие. Я - то, что есть время. А то, что есть время,выступает как определенное место в развитии. Если я его знаю, то знаютребование времени. Для того чтобы достигнуть понимания подлинного бытия, ядолжен знать целое, в соответствии с которым я определяю, где мы находимсясегодня. Задачи современности следует высказывать как совершенноспецифическое, высказывать с пафосом абсолютной значимости для настоящего.Ими я ограничен, правда, настоящим, но поскольку я вижу их в нем, япринадлежу одновременно целому во всей его протяженности. Никому не дановыйти за пределы своего времени, стремясь к этому, он провалился бы впустоту. Зная свое время благодаря знанию целого или рассматривая это знаниекак осмысленную цель, обладая этим знанием, я обращаюсь в своейсамодостоверности против тех, кто не признает известные мне требованиявремени: они обнаруживают свою несостоятельность перед временем,трусливость, это - дезертиры действительности. Под влиянием таких мыслей возникает страх оказаться несовременным. Всевнимание направлено на то, чтобы не отстать: будто действительность сама посебе идет своим шагом и надо стараться идти в ногу с ней. Высшее требование- делать то, "чего требует время". Считать что-либо прошедшим: докантовским,домартовским, довоенным - означает покончить с ним. Полагают, что достаточнос упреком сказать: это не соответствует времени, ты чужд требованиямвремени, не понимаешь нового поколения. Только новое становится истинным,только молодежь - действительностью времени. Исходить надо любой ценой изсегодняшнего дня. Это стремление к утверждению, к себе такому, как человекесть, ведет к шуму современности, к прославляющим его фанфарам, будто ужедоказано, что есть сегодняшний день. Это рассмотрение целого, мнение, будто можно знать, что есть в историии современности целое, - основное заблуждение; само бытие этого целогопроблематично. Определяю ли я целое как Духовный принцип, как своеобразноеощущение жизни, как социологическую структуру, как особое хозяйственноеустройство или государственность, во всех этих случаях я постигаю не глубинупроисхождения целого, а лишь возможную перспективу ориентации. Ибо то, изчего я ни в каком смысле не могу выйти, я не могу увидеть извне. Там, гдесобственное бытие еще участвует в том, что теперь совершается,предвосхищающее знание не более чем волеизъявление: воздействие того пути,на который я хочу вступить, обида, от которой я, ненавидя это знание,избавляюсь, пассивность, которая получает таким образом свое оправдание,эстетическое удовольствие от величия этой картины, жест, от которого я ждупризнания своей значимости. Тем не менее, для того чтобы прийти к пониманию подлинной основысобственной ситуации, перспективы знания во всей своей относительности нетолько осмысленны, но и необходимы, если делается попытка пойти другим,истинным путем, неизвестным целому. Я могу беспрестанно стремиться понятьмое время, исходя из его ситуаций, если знаю, как, посредством чего и вкаких границах я знаю. Знание своего мира - единственный путь, на которомможно достигнуть сознания всей величины возможного, перейти затем кправильному планированию и действенным решениям и наконец обрести тевоззрения и мысли, которые позволят посредством философствования понятьсущность человеческого бытия в его шифрах как язык трансцендентности. Следовательно, на истинном пути возникает антиномия; она состоит в том,что импульс к постижению целого должен потерпеть неудачу из-за неминуемогораспада целого на отдельные перспективы, и констелляции, из которых затемвновь пытаются построить целое. Поэтому абсолютизация полюсов ведет на ложные пути: я принимаю целое занечто знаемое, а между тем передо мной только образ; или руководствуюсьотдельной перспективой, не обладая даже интенцией к поискам целого, иискажаю ситуацию тем, что принимаю случайность, определенную как конечную,за абсолютное. Заблуждения в отношении к целому имеют в своей противоположности нечтообщее. Абстрактный образ целого служит успокоением для того, кто стоит какбы в стороне и фактически ни в чем не участвует, разве что сожалея,восхваляя или вдохновенно надеясь - так, будто он говорит о чем-то, его некасающемся. Фиксация конечной ситуации в своем знании бытия сама по себезамыкает сознание в узости его случайности. Образы же целого и полнаяуверенность особенного также ведут к инертности, к желанию удовлетворитьсясвоей деятельностью; то и другое препятствует проникновению в собственнуюоснову. Обоим этим заблуждениям противостоит отношение к бытию как кориентирующемуся самобытию; целью уяснения ситуации является возможностьсознательно с наибольшей решимостью постигнуть собственное становление вособой ситуации. Для действительно существующего в ней индивида бытие неможет обрести в знании свою полноту ни как история, ни как современность. Поотношению к действительной ситуации единичного человека каждая воспринятая всвоей всеобщности ситуация является абстракцией, ее описание -обобществляющей типизацией; по сравнению с ней в конкретной ситуации будетмногого недоставать и добавляться многое другое, не достигая завершающегознания. Но образы ситуации служат импульсом, который вновь заставляетиндивида обратиться к тому, что, по существу, только и имеет значение. Построение духовной ситуации современности, целью которого не являетсязамкнутый образ созданной картины бытия, не будет завершенным. Зная ограницах доступного знанию и об опасности абсолютизации, оно создаст каждыйобраз так, чтобы ощущался и другой. Оно сведет их к отдельным перспективам,каждая из которых в своей обособленности значима, но значима не абсолютно. Если порядок существования масс людей в качестве принципа и положен воснову действительности, то этот принцип перестает действовать на техграницах, на которых решающими для этого существования окажутся анонимные силы. Если распад духовной деятельности и рассматривается, то лишь до тойграницы, на которой становится видимым начало новых возможностей. Если специфичность времени видеть так, как мыслят человеческое бытие, то изложение приведет именно к тому пункту, где философия человеческогобытия переходит в экзистенциальную философию. Если, излагая, автор указывает на прогноз в своем рассмотрении, то лишьс целью выявить этот прогноз как побуждающий к действию. Если речь идет о бытии, то лишь с целью сделать зримым самобытие. В антитезах, не контрастирующих друг с другом на одной плоскости (скаждой из них появляется совершенно новая плоскость бытия), будет проходитьразмышление о духовной ситуации времени - мышление, которое в конечном итогене знает, что есть, но ищет посредством знания, что может быть. То, что могло бы знать божество, человек знать не может. Этим знаниемон устранил бы свое бытие во времени, которое должно лечь в основу егознания.

*Первая часть*




Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...