Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Карл Ясперс. Духовная ситуация времени 5 страница



Официально он называется чань (дзэн)-буддизм, а не чань (дзэн)-даосизм. И это несмотря на то что по "ощущению" чань (дзэн) гораздо больше похож на Чжуан-цзы и его замечательного мясника, чем на что-то, базирующееся на индийской традиции махаяны. Однако буддизм обеспечил его методикой и правильной организацией. Чань (дзэн) не исключает серьезных мирян, но это всегда была в основном религия для очень дисциплинированных монахов, коллективным предприятием. В чань (дзэн) нет ничего вялого. Это самый жесткий вид тренировки в мире. Дзэнский

монах - коммандос на поле духовной религиозной

традиции.

ЖИЗНЬ В ДЗЭНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Давайте рассмотрим типичный дзэнский монастырь. Основное здание - зал для медитации, где монахи сидят со скрещенными ногами на двух длинных низких платформах, лицом друг к другу. Здесь они медитируют несколько часов в день, в абсолютной тишине и неподвижности, с полузакрытыми глазами. В одном конце зала, на возвышении, место настоятеля. По центральному проходу взад и вперед ходит монах с палкой, и если кто-то начинает засыпать, то он получает удар этой палкой. Каждый день каждый монах должен посещать настоятеля, которого он чрезвычайно уважает и боится, в его личной комнате, для получения духовного совета. И каждый день каждый монах должен какое-то время выполнять тяжелую работу - в поле, на кухне, в туалетах или в доме для гостей. У него нет времени для пустой болтовни, отдыха или даже занятий, вообще нет свободного времени. Его основное занятие, сама причина существования этого монастыря - дзэн-медитация (само слово "дзэн", кстати, означает "медитация"), которая ведет к сатори, или внезапному просветлению.

КОАН И ЕГО РЕШЕНИЕ

На чем же медитирует ученик? Это зависит оттого, к какой школе дзэн он принадлежит (их несколько), и уровня его духовного развития. Вероятно, настоятель дал ему для решения коан. Коан - это своего рода бредовая головоломка, полное решение которой означает просветление. В этой бредовости и состоит ее суть. Это не интеллектуальная загадка, типа "В чем смысл жизни?". Наоборот, ее цель - ошеломить интеллект, остановить неспокойный ум, дойти до его бессознательного Источника. Это первая причина бредовости коана: его дело - подорвать процесс мышления. Вторая причина - он должен довести ученика до полного отчаяния. Вновь и вновь Мастер, иногда с ударами и видимостью страшного гнева, отсылает ученика обратно заниматься медитацией, с уничтожающим заявлением, что он ничуть не продвинулся в решении коана. Такое беспощадное обращение продолжается месяцами или годами. Он может так никогда и не достичь сатори, или просветления - в этой жизни. Но все же упорствует.

Третья причина, по которой коан - бредовый, в том, что на самом деле он вовсе не бредовый - это ученик в бреду. Давайте я попробую это проиллюстрировать. Самый известный из всех коанов - ключ к ним всем - это коан Истинного, или Изначального, Лица. В переложении на современный язык он звучал бы приблизительно так: "Перестань желать что-либо, перестань думать, расслабься, забудь все, что ты воображаешь, что знаешь о себе (в том числе и то, что видишь в зеркале), посмотри сюда, на то место, где ты находишься сейчас, и увидь, на что похоже твое лицо сейчас - Лицо, которое у тебя было до твоего рождения". Заметьте, что ученику нужно увидеть: нет смысла просто понимать, что его Истинное Лицо - всего лишь еще одно название для Пустоты буддизма махаяны и даосизма и Атмана-Брахмана индуизма. Он должен увидеть свое настоящее, не человеческое Лицо, и увидеть его даже более отчетливо, чем видит то другое, человеческое, лицо на расстоянии трех или четырех футов от него, в зеркале - человеческое лицо, которое никогда не было его.

Мы не должны удивляться, если для нас это ничего не значит. Для ученика это тоже ничего не значит. Или значит слишком много, а весь смысл - в видении, а не в смысле. Но однажды у ученика наконец заканчиваются силы, и он сдается, он больше не может думать и просто смотрит: и тут же видит свое Истинное Лицо и становится просветленным. Обливаясь потом, дрожа, плача и смеясь от радости, он бежит к Учителю. А Учитель, вся суровость которого исчезла, нежно гладит коленопреклоненного ученика по голове. Объяснения не нужны, да и невозможны.

"Наконец, - мягко говорит Учитель, - наконец ты видишь!"

"Как я мог упускать столь очевидное?" - шепчет ученик.

"Оно слишком явно, - отвечает Учитель, - потому его и так трудно увидеть. Люди терпеть не могут простоту: они любят, чтобы все было трудным и сложным. Проблема в том, что это слишком просто!"

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Обычно просветление находится в конце очень долгой и трудной практики. Но бывали случаи, когда оно наступало очень быстро и легко. Буддисты объясняют это тем, что необходимые усилия были предприняты в прежних жизнях, и их плоды человек сейчас и пожинает. В любом случае никто заранее не знает, как долго ему придется идти к просветлению: это может произойти в следующие пять минут или после пятидесяти лет усилий на пути духовности. Предположим, что вы, которые внимательно читали это описание дзэн, в эту же секунду увидите свое Истинное, или Первоначальное, Лицо - тогда вы станете таким же просветленным, как ученик, который годами стремился к этому состоянию! Это стал бы одним из тех редких случаев пробуждения без усилий. И ваш возраст, вероисповедание (или его отсутствие), моральные устои, образование, пол, даже ваш разум, не имели бы к этому никакого отношения! Объясняется это (согласно буддистам) вашей хорошей кармой, или можно назвать это Милостью.

Гораздо более вероятно, что у вас серьезные сомнения относительно всего этого. Как можно быть уверенным в том, что просветление - дзэнское или любое другое - когда-нибудь на самом деле происходило? Конечно, в книгах пишут, что это так, но насколько им можно верить? Почти все описания, которыми мы располагаем, очень странно сформулированы. Они были впервые записаны сотни лет назад, на китайском или каком-нибудь другом сложном языке, и в текст наверняка вкрались всякого рода ошибки - принятие желаемого за действительное, религиозные изобретения, ошибки перевода. Есть ли вообще какие-нибудь недавние, надежные, доступные сведения? И если есть, то нет ли, быть может, каких-то других, более научных или психологических объяснений всему этому? Опять же, пройдет ли просветление испытание жизнью, как мы узнаем и проверим его? И, наконец, действительно ли такое было, чтобы просветление наступало спонтанно и без усилий?

Ну, есть огромный духовный опыт Востока, от которого не так-то легко отмахнуться. Каждый из нас должен сам оценивать доказательства. Сам же я предлагаю собрать все вопросы вместе и ответить разом на них все, заявив, что я лично, изо дня в день, наблюдал несколько случаев настоящего пробуждения,

или просветления. Краткое описание одного из них

приводится в Приложении.

ДЗЭН СЕГОДНЯ

Я попытался дать какое-то представление об опыте дзэн, так как для нашего исследования важно, что дзэн без сатори - почти как "Гамлет" без самого принца. О длинной и очень разнообразной истории различных школ дзэн, появившихся сначала в Китае и Корее, а затем и в Японии (где они все еще существуют), нет необходимости что-либо говорить. Заметим лишь, что благодаря своей дисциплине и действенности дзэн (по крайней мере, по сравнению с даосизмом) сохранил свои стандарты и эффективность как духовная религия. И сегодня, как и на протяжении последних 1400 лет, существуют несколько по-настоящему просветленных последователей дзэн, и значительное число очень серьезных последователей дзэн, некоторые из которых монахи, а некоторые - миряне.

Дзэн также находит свое изысканное выражение в таких потрясающих японских видах искусств, как дзюдо, икебана, стрельба из лука, искусство меча, живопись и театр. В своей лучшей форме, практика каждого из этих видов искусств у квалифицированного Учителя - настоящий Путь, хотя и очень длинный и трудный; это настоящая медитация, или курс духовных упражнений, которые могут привести к просветлению-в-действии. Когда ученик исчезает и Оно берет дело в свои руки, тогда, отпуская стрелу или бросая своего оппонента, он становится Тем, чем является на самом деле. Его действие идет прямо из Центра, из самого Источника, оно полностью осознанное, но без примеси человеческого вмешательства.

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА РЕЛИГИИ КИТАЯ

Мы многое обсудили в этой главе. Давайте пробежимся по ней. Сначала был доконфуцианский период, или период до морали, когда человек был подобен ребенку, который еще не сознает себя, еще не отделен от Природы вообще, еще не имеет собственной природы или ума. Затем мы рассмотрели этап конфуцианства, или морали, когда человек болезненно взрослеет и становится самоосознающим, отдельным от природы и других людей, приобретает не только ум, но и разного рода ментальные функции. В-третьих, мы рассмотрели даосский, или "постморальный", этап, когда человек, войдя в состояние духовной зрелости, проникает все глубже в собственную сущность, оставляя позади оболочки тела и ума и обнаруживая Ядро Пустоты. И, наконец - дзэн, когда это движение вовнутрь намеренно и точно, когда оно подтверждено и завершено. Пустота видится четко и постоянно - Она видит Себя - и действует беспрепятственно.

Колесо совершило полный оборот, и последний из наших четырех этапов возвращает нас к первому. У человека примитивной культуры, как и у младенца, нет "я", как нет его и у просветленного человека. Поэтому его часто называют ребенком, младенцем или даже идиотом. Но в отличие от просветленного он не замечает, что у него нет "я", что он Пуст, чист телом и умом: его внимание направлено на внешний мир.

Внимание просветленного направлено на внутренний мир, на Это, на пустоту здесь, и он видит То, внешний мир, только как отражение Этого. Короче говоря, не осознавать себя (как младенец и первобытный человек) - совершенно не то же самое, как осознавать отсутствие себя (как даос и последователь дзэн). Если бы это было одно и то же, то все маленькие дети и люди примитивных культур - не говоря уже о животных - были бы просветленными созданиями! Так же, как любой, кто временно "потеряет себя" в своих мыслях, работе или развлечении. Просветление - полная противоположность рассеянности. Это значит Быть Присутствующим. Это полное Присутствие "Ума" - там, где "Ум" Сам Себя видит.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о

Свете, дабы все уверовали чрез него.

Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о

Свете.

Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Евангелие от Иоанна (100 г.)

5. ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО, РЕЛИГИИ ЗАПАДА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Религия Ветхого и Нового Заветов - наконец-то мы дома! Одно из достоинств отпуска, проведенного в осмотре достопримечательностей в незнакомых и дальних странах, - радость оттого что мы наконец вернулись домой, в то место и к тем людям, которых мы знаем и с которыми нам комфортно. Еще одно достоинство - в том, что первый час или два после возвращения мы совершенно по-новому видим свой родной дом. Если бы мы никогда не уезжали за границу, то никогда не увидели бы, как же выглядит наш дом или даже какой он по ощущению.

Для тех из нас, кто воспитывался в христианской традиции, в христианстве всегда будет нечто особенное, неописуемая притягательность, уникальная глубина. Пусть даже мы это замечаем лишь когда вспоминаем о нем на Рождество. Ежегодная служба с распеванием гимнов в Королевском колледже в Кембридже начинается (как вы помните) с того, что процессия медленно идет по храму, в то время как юный певчий поет, высоким дискантом и без аккомпанемента, "Однажды в городе царя Давида". Это один из тех моментов, когда мы понимаем, что христианство у нас в крови. "Господь пасет меня", который поет весь хор на мелодию Crimond - безусловно, еще один. Или, например, песнопение в огромном готическом соборе, которое доносится до нас, пропитанное великолепием и благоговением, накопленным за тысячу лет христианского поклонения: на самом деле, оно доносится из самого сердца всего, и одна лишь концовка этого простого песнопения говорит об этом сердце больше, чем вся теология вместе взятая.

ЕВРЕИ И ИХ БОГ

Конечно, 23-й псалом (в православном псалтыре - 22-й. - Прим. пер.) был заимствован из другой религии. Христианство так многим обязано иудаизму, религии евреев, или иудеев, - сначала это было еврейское вероисповедание, - что мы должны сначала изучить эту древнюю веру. Она представляет собой самый полный контраст тем религиям, которые мы рассматривали до сих пор. Мы завершили последнюю главу, и первую половину этой книги, религией дзэн - крайним случаем восточного мистицизма. Теперь мы начинаем вторую половину книги с крайнего случая западной этической религии, или с религии в ее наименее мистической форме.

Древние евреи были очень похожи на своих соседей на Ближнем Востоке: народность - семитская, религия - полидемонистичная. То есть они поклонялись разного рода духам и богам, наподобие того, как это делали древние китайцы и индусы. Главным среди этих богов было их племенное или национальное божество по имени Яхве, их собственный божественный защитник и бог войны. (Если бы британцы так же серьезно относились к Британии и считали ее настоящей и божественной Личностью, она была бы их Яхве.) Со временем авторитет Яхве рос, пока он не стал главнее всех других богов и наконец стал Богом Небес и Земли, Единым Истинным Богом, который, тем не менее, сохранил свой особый интерес к евреям. Они оставались его Избранным Народом, посредством которого он осуществлял свои исторические цели.

ПРОРОКИ И СВЯЩЕННИКИ

Этот Единый Бог разговаривал с еврейским народом через Моисея, великого законодателя, и пророков - необычных людей, которые, как и шаманы на более низком культурном уровне, время от времени становились "одержимыми" Его духом. Через них он общался со своим народом, предупреждал, критиковал, приказывал, провозглашая свои желания относительно конкретики проживания их жизней. Самые важные из его посланий им были, во-первых, в том, что он был единственным истинным Богом, Единственным, кому следовало поклоняться; и, во-вторых, что возобновляющаяся тенденция возвращаться к древнему поклонению духам была худшим из грехов и основной причиной Его божественного гнева и их страданий как нации. Ветхий Завет - в основном история о том, как монотеизм пророков постепенно победил политеизм народа, q

В Ветхом Завете также описывается совершенно другой вид религиозного функционера - священник, эксперт по публичному поклонению. Его роль дополняла роль пророка. Так же, как пророк действовал сверху вниз, от Бога к людям, так и священник действовал снизу вверх, от человека к Богу, поддерживая, таким образом, двустороннее движение между Небом и Землей. Пророки разъясняли Бога человеку, а священники примиряли человека с Богом, предлагая от его лица необходимые молитвы и жертвоприношения. Такие жертвоприношения, и особенно ритуальное убийство животных - характерное для большинства ранних религий - должны были служить расплатой за грехи и предотвращать божественный гнев, а также служить знаком благодарности за прошлую благосклонность и обеспечивать будущие. Вид льющейся на алтарь крови (для людей примитивных культур кровь обладала огромной магической силой) и запах сгорающей плоти должны были утихомирить божество. В некоторых религиях их рассматривали как его пищу, без которой он ослабеет, и все в Природе выйдет из строя.

По мере того как под воздействием пророков религия евреев становилась более утонченной, на смену животным жертвоприношениям пришла жертва "сердца сокрушенного и смиренного", что радовало Господа больше, чем любое сожженное подношение. На самом деле, моральное развитие евреев зеркально отражается в моральном развитии их Бога, который из деспотичного, раздражительного и мелочного восточного властелина превратился сначала в справедливого и милостивого Бога, а в конце концов и в Любящего Отца - даже для неевреев. Но Он всегда полностью отделен от Своих детей. Его святое Слово записывают, Его Дух нисходит на пророков, Его Закон живет в сердцах праведных; но Он остается вечно отдаленным, трансцендентным, неописуемо священным. Иудаизм не учит, что Бог внутри нас: он не мистичен. Его совершенный человек - тот, кто следует букве и духу закона, цитируя Писание и смиренно идя вместе со своим Богом. Они идут рядом, и нет никакой возможности их слияния.

Забавно, что народ и вера, так твердо настроенные на то, чтобы удерживать Бога и людей отделенными друг от друга, породили Иисуса из Назарета, которого сегодня сотни миллионов почитают как Бога.

ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА

Нет сомнений в том, что Иисус был реальным историческим персонажем, история жизни и смерти которого, описанная в Евангелиях от Матфея и Марка, в общих чертах правдива. Детали - в том числе свидетельства о Рождении Христа от Девы, Вознесении и более впечатляющих чудесах - другое дело. Знатоки христианства будут спорить, просматривать все доказательства и по-своему трактовать эту историю на протяжении еще многих веков. Тем временем простые христиане принимают Евангелие более или менее на веру, не озадачиваясь его противоречиями и неправдоподобиями.

"Что вы думаете о Христе?" - вот основной вопрос, на который нам надо ответить самим себе. Пока мы этого не сделаем, мы не можем по-настоящему знать, христиане мы или нет. Давайте рассмотрим здесь две точки зрения, две оценки Иисуса, из огромного числа имеющихся. Первую можно назвать "либеральной", или "неортодоксальной", точкой зрения, вторую - "консервативной", или "ортодоксальной". Или, как назвали бы их некоторые христиане, внешний, или нехристианский взгляд, и внутренний, или христианский взгляд на Христа.

"НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЙ" ВЗГЛЯД НА ХРИСТА

Иисус был последним - или предпоследним - и величайшим из иудейских пророков. Как и все они, он заявил о своей "одержимости" Господом: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать..." И как столь многие из них, он проповедовал тем, кто его не слышал. Он был отвергнут, опозорен и казнен как преступник.

Его послание заключалось в том, что Сила, которая стоит за всем во Вселенной, - самоотверженная Любовь и что мы должны любить друг друга как можно сильнее, как любит нас Господь. В этом нет ничего уникального - другие иудейские пророки, так же как другие религии (как мы уже видели), говорят что-то в этом роде. Но энергия, интенсивность, благородство подачи, неотделимое от трогательной истории жизни и необыкновенной личности Христа, - вот что действительно уникально, и воздействие на его последователей явно было огромным.

Но Иисус был больше чем пророк, движимый Духом Господа, больше чем человеческий сосуд или временный рупор этого духа. Великий религиозный гений, почти наверняка не имеющий гуру и не принадлежащий к мистической традиции, способной взрастить его огромный талант, он переключался от человеческого сосуда к божественному Содержанию: он отождествлял себя с обитающим внутри /Духом. Он знал, что является Единым с Отцом, уже не просто сельским плотником, а Самим Богом. Если бы этот переворот в сознании произошел в Индии того времени (или даже сегодняшнего), ни Христа, ни его последователей вовсе не сочли бы уникальными. Там это считается основополагающим опытом просветления, который испытывает каждый мудрец и аватар, - это Освобождение от "бытия человеком" в "бытие Богом". На самом деле, именно подобный опыт и есть сознательная цель бесчисленных серьезных духовных искателей на Востоке и конечная судьба всех. Но в немистической еврейской традиции о подобном опыте не могло быть и речи: если такое и происходило, об этом непременно нужно было молчать. Любой, кто публично заявлял, что он - Сын Бога, или един с Богом, или и есть Сам Бог, совершал ужасное богохульство - или, в противном случае, он действительно был уникальным Сыном Божиим! Так что Иисус был более или менее вынужден приписать своей божественности уникальность, или, в крайнем случае, это должны были сделать за него другие.

Мы не можем быть уверены в том, до какой степени исторический Иисус считал себя Богом в такой степени, в какой никто никогда бы не мог стать, кроме него. У его последователей не было его мистического гения, но они ощущали его магнетизм и авторитетность, и потому, что вполне естественно в этой немистической стране, они стали считать его абсолютно уникальным. Сначала они приписали ему роль обещанного национального спасителя, мессии, героя-посланника небес, который освободит евреев от политической зависимости и морального упадка: и, по-видимому, он принял на себя эту роль, не вовлекаясь при этом в политику. И со временем они стали приписывать ему более возвышенную роль уникального посредника, сочетающего в себе идеального пророка (который разъясняет Бога человеку) и идеального священника (который примиряет человека с Богом), так как сам он в некотором смысле был одновременно и Богом, и человеком.

Сначала казалось, что его распятие положило конец всем надеждам его учеников и означало полный провал его миссии. Но вскоре в их глазах оно и стало самой целью и кульминацией этой миссии. Его роль была еще более расширена: теперь он был не только пророком и священником, Богом и человеком, а окончательной и идеальной жертвой, которая примирила и объединила Бога и человека. Его ужасная смерть рассматривалась как осуществление, внутренний смысл многих тысячелетий животных жертвоприношений. Сам Господь, в лице Его любимого Сына ставший совершенным человеком, теперь стал жертвой, чья пролитая кровь искупила грехи человечества раз и навсегда. Таким образом, Бог остается идеально справедливым и при этом идеально любящим, и человек спасен - при условии, что он всем сердцем верит в Уникального божественного сына и действенность его жертвы.

Короче, Иисус Христос стал для своих ранних еврейских последователей полным осуществлением иудаизма как религии, вобрав в себя все его разрозненные значения и завершив его трагическую историю. Таким образом, не удивительно, что при изложении его жизненного пути в Евангелии их благоговение и любовь к нему вдохновили их на поэтическое, а не научное повествование. Нельзя ожидать, чтобы набожные биографы, будь они учениками Гаутамы Будды, Конфуция или Иисуса Христа, писали исторические очерки.

Но по духу Евангелия правдивы. Они описывают - так, как не под силу никакому бесстрастному изложению, - живой опыт учеников и то влияние, которое на них оказывал их Учитель. Попав под очарование его просветления, его пробуждения к Богоподобию, они сделали что могли, чтобы все мы тоже попали под это очарование. И как им это удалось! Кто может сравниться с ним - в истории религии, в истории всего мира?

"ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ" ВЗГЛЯД НА ХРИСТА

Это одна точка зрения, пример множества разных мнений, которые возникали у людей относительно Христа. Назвать ли это христианской точкой зрения или нет, решать вам. Наш следующий пример очень сильно отличается от предыдущего.

Он гласит, что Евангелия - точный отчет (кроме тех мест, где они явно друг с другом расходятся) о событиях в Иудее, происходивших почти 2000 лет назад. Вся эта история - включая Благовещение, рождение Христа от Девы, волхвы и звезда на востоке, Воскрешение Лазаря, кормление пяти тысяч людей, Воскрешение и Вознесение - все это сказано не образно, а буквальная правда. Если Христос и есть Тот, за кого он себя выдает, уникальный Сын Божий, если он не самозванец, тогда вряд ли Бог его подведет, вряд ли потерпит искаженное описание Своего великого плана для спасения мира. Или вы принимаете собственное мнение Христа о самом себе, в таком случае вы принимаете и все Евангелие, которое заявляет о нем, или вы отвергаете их обоих. В этом и состоит вызов Христа, тот выбор, который он принуждает нас делать, и этого не избежать.

Таким образом, Библия, и в особенности Новый Завет, - Божье Послание человеку, и она так же уникальна среди священных писаний мира, как Иисус - среди людей. И послание его вот в чем: Иисус - единственный Спаситель, единственный Посредник между Богом и людьми, и его смерть на кресте - одновременно окончательное искупление наших грехов и окончательное раскрытие Природы Бога, которая есть совершенная любовь. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Все уже сделано. Наши собственные усилия не будут иметь результата. Нам нужно лишь положиться на его совершенную работу по спасению, броситься к его ногам в полной самоотдаче и спастись. Господь не станет нас специально наказывать, если мы отвергнем Его Сына: но это непринятие и наша последующая отделенность от Бога и есть Ад, вечное проклятие.

Это второй вариант ответа на вопрос "Кто такой Иисус?". Оставив на минуту вопрос о его истинности, давайте признаем его эффективность: оно оказалось действенным в бесчисленных случаях. Мужчины и женщины были избавлены от страданий, греха, эгоизма и бессмысленности их жизней. В своей лучшей форме такого рода религия порождает настоящих святых. Так же как, должен добавить, и религия "Чистой земли" Китая и Японии, в которой (как мы видели) преданный полностью предается любви Амиды, надеется исключительно на добродетели Амиды и его клятву спасти всех, кто воззовет к нему.

Конечно, существует еще много разных мнений о Христе, много других разновидностей христианской религии - большинство из которых находятся где-то между тех двух крайностей, которые мы рассмотрели.

Каждый из нас должен сам решить, в чем правда. Но давайте честно. Разве мы воздерживаемся от суждений, пока рассматриваем все альтернативы, пробуя многочисленные христианские и нехристианские верования, чтобы понять, какое из них "истинное"? Разве мы сначала собираем и рассматриваем сведения, а потом уже приходим к какому-то выводу? Нет, большинство из нас подходит к вопросу, уже более или менее определившись. Но, сравнив наше представление о христианстве с высочайшими религиозными откровениями Востока, у нас, по крайней мере, появляется более четкое представление о том, во что же мы верим. Результат такого сравнения может не только многое прояснить, но и оказаться весьма удивительным.

ХРИСТИАНСКОЕ СООБЩЕСТВО

Например, мы склонны считать великие западные религии - иудаизм, христианство и ислам - сторонниками Божьего Единства, Его неделимого Единения, в отличие от "языческого" Востока, с его множеством странных богов. На самом деле все наоборот. Восток монистический, сторонник Единого, тогда как Запад плюралистический, сторонник Множества. Таким образом, Западный Бог создает бесчисленные "я", даруя нам свободу воли и достаточно независимости, чтобы сделать нас навсегда отделенными от Него. С другой стороны, Восточный Бог - Единое и Единственное "Я" (или Не-я), и наше отдельное существование и есть великая иллюзия, в этом и есть наша проблема, препятствие на пути к нашему просветлению. Опять же, мы на Западе считаем Бога добрым (хотя и допускающим зло), духовным (хотя и создавшим материю), обладающим одними качествами, а не другими: короче, Он находится на какой-то одной стороне. На Востоке, наоборот, Он нейтральный и является не более добрым и духовным, чем злым или материальным. Или скорее, включая в Себя все противоположности, Он не имеет характеристик. Он возвышается над всякой двойственностью, всяким разделением. На самом деле, на Востоке идут еще дальше, заявляя, что Реальность, которая вне всех описаний и чисел, даже не Одно: она превосходит даже Единство.

Христианство унаследовало от иудаизма свой индивидуализм, свой интерес к личному, его упор на отдельное "я" каждого верующего. Оно также унаследовало и Единство, но это единство группы - Церкви, христианского сообщества, прихода. Это единство братства, которое объединяет взаимная любовь и служение, сообщество, которое развивает отдельную индивидуальность ее членов, а не стирает ее. "Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общину Святых", - гласит "Символ веры". Эта община - священное товарищество во Христе, который был "первородным между многими братия ми" - глубокое откровение Запада, откуда и пошло многое из того, что в христианской цивилизации и христианском характере достойно восхищения: честность, общественный дух, хорошая организация, сотрудничество, взаимное уважение, служение. Безусловно, у христианства есть своя внутренняя и уединенная сторона, но, по сравнению с Востоком, это в основном общественное предприятие. Оно основано на Множественности, тогда как религии Востока основаны на Едином.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 410 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...