Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Академия Платона. 6 страница



Иоанн Салисбюрийский, отмечая достоинства обоих древних философов, добавляет, однако, что полное знание, истинная философия возможны только при вере, без которой древние мыслители впали в заблуждение. Таким образом, отношению средневековой спекуляции к древней при всем значении, которое имела последняя, нельзя придавать исключительное значение в истории развития схоластики; нужно иметь в виду и другие факторы, внутреннего характера. Учители церкви в глазах схоластиков должны были стоять выше, чем главы академии и лицея. Поэтому не без основания начало схоластики можно относить не к философии западного мыслителя IX в. И. С. Эригены, а к богословствованию греческого инока VIII в. св. Иоанна Дамаскина. Его сочинение «Πηγή γνώσεως» («Источник знания») даёт компендиум патристического богословия, с вводною философскою главою, причём философия прямо выступает в роли служебного орудия теологии.

Собственно вождём древней схоластики, когда явилась потребность дать содержанию веры рациональный и систематический вид, был Августин. Схоластики искали теологии как науки, которая совмещала бы в себе все элементы религии: положительный, спекулятивный и мистический. Первый шаг на пути к этой цели связан с именем Ансельма Кентерберийского (ум. 1109); его доказательства бытия Божия кладут начало рациональной теологии. XII-е столетие приносит с собой, с одной стороны, т. e. «Summae», компендиумы положительного содержания вероучения, с другой — мистические стремления, которые особенно обнаруживаются в Бернарде Клервоском.

К XIII в. относится в собственном смысле основание теологии как науки. Александр Галес († 1245) даёт ещё своей «Summa» форму комментария к Сентенциям Петра Ломбарда, но вместе с тем ставит и общие методологические вопросы: необходима ли sacra disciplina, одна ли она, практический ли имеет характер или теоретический, что служит её предметом, как излагать её. Теология у него — мудрость, направленная на улучшение сердца, а не на усовершенствование знания, как метафизика или philosophia prima. Альберт Великий идёт далее: он находит, что именно мудрость делает теологию или sacra disciplina наукой и роднит её с философией.

Фома Аквинат, наконец, доказывает необходимость мудрости, основанной на вере и завершающей все временно-достижимое познание; это — philosophia prima, предвосприятие, хотя и несовершенное, вечного созерцания. Здесь сказывается влияние аристотелевских понятий, но руководящие мысли выходят за пределы античной спекуляции. Чтобы удержаться на достигнутой высоте, требовалась не только научная ревность, но и постоянное согласие элементов религии, составляющих предварительное условие такого парения мысли. Учёный мир не сумел сохранить этого согласия и под влиянием духа времени в XIV и XV вв. отчасти опустился вниз, отчасти уклонился в сторону. Положительная теология, мистика и диалектика обособились друг от друга, высшие точки зрения были оставлены, спекулятивная сила оказалась в таком усыплении, что номинализм, который легко мог быть побеждён в период начинавшейся схоластики, теперь взял перевес.

Средневековая схоластика разделилась на два направления мысли: одно, не проявляя творчества, верно хранило приобретения цветущего периода — другое обнаруживало признаки саморазложения. Кроме внутренней причины падения схоластики, были и другие содействовавшие ему факторы — возбуждение интереса к изучению природы и возрождение знания древности. И тому, и другому должно было благоприятствовать усилившееся с XIII в. изучение Аристотелевой философии. Теологический характер обучения ещё господствовал в школе; все учреждения, влияние которых отражалось на направлении умов, были в ведении церкви: только благодаря тому, что схоластика сама в себе распадалась, могло взять верх другое направление. Распадение схоластики обнаружилось в XIV в., в решении старого философского вопроса об универсалиях. До XIV в. господствовал реализм; теперь перевес переходит на сторону номинализма.

Утверждая, что в общих понятиях мы познаем не истинное бытие вещей и не истинные мысли Бога, а только субъективные абстракции, слова и знаки, номинализм отрицал всякое значение за философией, которая, с его точки зрения, есть только искусство связывать эти знаки в положения и заключения. О правильности самих положений она не может судить; знания истинных вещей, индивидуумов она не может доставить. Это учение, в основе своей скептическое, проводило пропасть между богословием и светской наукой. Всякая мирская мысль — суета; она имеет дело с чувственным, но чувственное есть только явление. Истинным принципам научает только вдохновенный разум теологии; только через него мы научаемся познавать Бога, который есть индивидуум и вместе общая основа всех вещей и потому существует во всех вещах. Это противоречит принципу мирской науки, по которому никакая вещь не может быть одновременно во многих вещах; но мы узнаем это из откровения, мы должны этому верить.

Таким образом, в самый резкий контраст одна с другою ставятся две истины, естественная и сверхъестественная: одна знает только явления, другая — их сверхъестественные основы. Теология есть практическая наука; она научает нас заповедям Божиим, открывает путь ко спасению души. И как глубоко различаются между собою духовная и мирская наука, так же должны быть разделены мирская и духовная жизнь. Самый ярый номиналист, Уильям Оккам, принадлежал к самым строгим францисканцам, которые, дав обет бедности, не мирились с образом действий папской власти. Истинно духовный должен отречься от всякого мирского имущества, потому что он явления чувственной жизни считает за ничто. Иерархия должна отказаться поэтому от светской власти: царства мирское и духовное должны быть разделены; их смешение приводит к бедствиям. Духовному царству принадлежит преимущество перед мирским, как истине — перед явлением.

Учение о духовном и светском состоянии доведено здесь до крайних пределов, после чего должен был следовать поворот, так как с понятием иерархии несовместимо полное разделение духовной и светской власти. Сделаться общим воззрением номинализм не мог, но он достиг широкого распространения, привлёк к себе мистицизм, сродный ему по отвращению к мирской суёте, и расшатал в споре с реализмом схоластические системы. Он превратил систематическую тенденцию средневековой философии в полемическую. Спор номиналистов с реалистами не был проведён последовательно и не дал плодотворных результатов: отлучения заступили место доводов. Номинализм средних веков имел только отрицательное значение для философии. Он отделил от теологии научные исследования, поскольку отверг за светскими науками всякое значение для духовной жизни. Под его влиянием в XIV стол. философский факультет в своих изысканиях истины не по имени только отделился от теологического. Философское исследование приобрело более свободы, но потеряло в содержании. Формализм, в котором упрекают схоластику, теперь действительно является преобладающим в философии, занятой почти исключительно логическими формами. Здесь лежат начатки религиозного индифферентизма в разработке светской науки; он покоится на принципе разделения духовной и светской области.

История схоластической философии[править]

Периодизация [править]

1. Ранняя схоластика (IX—XII века), стоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: в Германии — Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторский; в Англии — Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Аделард из Бата; во Франции — Иоанн Росцелин,Пьер Абеляр, Гильберт Порретанский, Иоанн Сольсберийский, Бернард Шартрский, Амальрик из Бена; в Италии — Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура.

2. Средняя схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля (см. Европейская философия), имевшегося, правда, только в латинском переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина,Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий. Другие главные представители схоластики: в Германии — Витело, Дитрих Фрейбергский, Ульрих Энгельберт; во Франции — Винсент из Бове, Иоанн Жандунский; в Англии — Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Александр Гэльсский; в Италии — Эгидий Римский; в Испании — Раймунд Луллий.

3. Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в нач. XIV века церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: в Германии — Альберт Саксонский, Николай Кузанский; во Франции — Жан Буридан, Николай Орезмский, Пётр д’Альи, Николай из Отрекура; в Англии — Уильям Оккам; в Италии — Данте; в Испании — Саламанкская школа. В период гуманизма,Возрождения, Реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии. Неосхоластика защищает примат христианской философии. Схоластический — соответствующий методу схоластики; в отрицательном смысле — хитроумный, чисто рассудочный, спекулятивный.

Начало [править]

Самым ранним философом схоластического времени является Иоанн Скот Эриугена, живший в IX веке и изложивший свою философию главным образом в сочинении «De divisione naturae». Он примыкает по своим философским воззрениям к Псевдодионисию Ареопагиту, произведения которого перевёл на латинский язык, равно как и к его комментатору Максиму Исповеднику, Григорию Назианзину, Григорию Нисскому и другим греческим учителям церкви, а также и к латинским, именно к Августину. Истинная философия, по Эриугене, тождественна с истинной религией, и наоборот.

Система Эриугены, содержащая в себе зародыши как средневекового мистицизма, так и диалектического схоластицизма, была отвергнута церковною властью, как противоречащая истинной вере. Христианскую идею творения философ пытается понять, изъясняя её в смысле неоплатонического учения об эманациях. Бог есть высшее единство; Он прост и тем не менее многообразен. Происхождение из Него есть размножение божественного блага путём нисхождения от общего к отдельному; после самого общего существа всех вещей образуются роды высшей общности, потом следует менее общее, до видов, и, наконец, при посредстве специфических различий и свойств — индивиды.

Учение это основывается на гипостазировании общего, как ранее индивидов, в порядке бытия реально существующей сущности — следов., на платоновском учении об идеях, как оно потом выражено было в формуле: universalia ante rem. Однако Скотт не исключает бытия общего и в отдельном, но опровергает взгляд «диалектиков», которые, основываясь на сочинениях Аристотеля и Боэция, утверждали, что индивидуум есть субстанция в полном смысле, вид же и род — субстанции в смысле второстепенном. Происхождение конечных существ из Божества Скотт называет процессом раскрытия (analysis, resolutio); ему противопоставляется возвращение в Бога или обожествление (reversio, deificatio), сведение бесконечного множества индивидов к родам и, наконец, к простейшему единству всего, которое есть Бог; таким образом, Бог есть все и все есть Бог. К Псевдодионисию Скотт примыкает и в различении положительной теологии, которая приписывает Богу положительные предикаты в символическом смысле, и отрицательной, которая отрицает их у Него в собственном смысле.

Реализм и номинализм от IX до конца XI века [править]

Опровергнутое Эриугеною мнение «диалектиков» во время и после Эриугены нашло между схоластиками многочисленных приверженцев, из которых одни прямо защищали его против неоплатонической теории Эриугены, другие признавали истинную субстанциональность за общим. У некоторых диалектиков появилось сомнение, можно ли род признавать за нечто реальное, вещественное, так как общее может быть прилагаемо к индивидам только в качестве предиката, а между тем нельзя допустить, чтобы вещь могла быть предикатом другой вещи.

Сомнение это повело к утверждению, что роды должно признавать за слова (voces) только. При решении вопроса о реальности общих понятий, как уже сказано выше, образовались два направления: реализм и номинализм. Оба эти направления, частью в зародышевой форме, частью в некотором развитии, встречаются уже в IX и Χ вв. Школа Рабана Мавра (ум. в 856 г. архиепископом Майнцским) держится, аристотелевско-боэцианской точки зрения. Из числа её представителей Гейрик Оксеррский склонялся к умеренному реализму. Ученик Гейрика, Ремигий Оксеррский (кон. IX век), проводил реалистическую тенденцию: он учил, согласно Платону, что видовое и индивидуальное существует через участие в общем; не покидал он, однако, и боэциево-аристотелевской точки зрения на имманенцию. Занятия диалектикой, как и вообще свободными искусствами, продолжались и далее, в Χ и XI веке, но почти до самого конца последнего — без новых научных результатов. Из схоластиков этого времени известны: Поппо (X век), Герберт (впоследствии Папа Сильвестр II, † 1003), Фульберт (XI век), ученик его Беренгар Турский (999—1088), Гильдеберт (1057—1133), занимавшиеся главным образ. вопросом об отношении философии к церковному учению.

Во 2-й полов. XI век некоторые из схоластиков стали приписывать Аристотелю взгляд, что логика имеет и должна иметь дело с правильным словоупотреблением и что роды и виды суть только субъективные соединения индивидов, обозначенных одинаковыми именами; взгляд, приписывавший универсалиям реальное существование, стал подвергаться опровержению. Таким образом явился номинализм как противоположное реализму направление. Самый известный между номиналистами этого времени — Росцеллин. Современником Росцеллина был и его выдающийся противник — Ансельм, архиепископ Кентерберийский. Девиз Ансельма (1033—1109): credo, ut intelligam (см. Ансельм).

Пьер Абеляр (1079—1142) по вопросу об универсалиях проводил направление, чуждое и номиналистической крайности Росцеллина, и реалистической Вильгельма Шампо (считавшего род присущим каждому индивидууму по существу), но все же стоящее ближе к номинализму (см. Абеляр). Защитниками христиански модифицированного платонизма были Бернард Шартрский (род. около 1070—1080), Вильгельм де Конт и Аделар Батский (оба учили в 1-й половине XII век), державшийся, впрочем, и аристотелевских взглядов на познание чувственного мира. Между логиками-защитниками реализма имели значение Вальтер де Мортан († 1174) и в особенности Гильберт Порретан, составитель толкований на псевдобоэциевы «De trinitate» и «De duabus naturis in Christo» и автор сочинения о шести последних категориях.

Ученик Абеляра Пётр Ломбард († 1164), Magister sententiarum, составил учебник теологии, который долго служил главным источником теологического обучения и диалектического разъяснения теологических проблем. Против высокой репутации диалектики и в особенности против её применимости к теологии восставали мистические теологи, как Бернард Клервоский (1091—1153), Гуго († 1141) и Ричард († 1173) С.-Викторы. Против односторонней диалектики и за связь классического образования с школьной теологией выступил учёный и изящный писатель Иоанн Солсберийский († 1180), державшийся умеренного реализма. Алан ab Insulis († 1203) написал основанное на началах разума изложение теологии; Амальрих Бенский († 1206) и Давид Динантский († 1209) возобновили доктрины Дионисия Ареопагита и Иоанна Эригены, проводя пантеистическое отождествление Бога с миром. Алан de Insulis, Давид Динантский и Амальрих Бенский знали уже некоторые переводные арабские сочинения.

24. Философские идеи эпохи Возрождения.

Натурфилософия. Противоборство срвв. религиозной догматики (схоластики) и духа формирующегося научного мышления. Николай Кузанский, немецкий священник и ученый. Работы: «О сокрытом Боге», «О предпосылках», «О ученом незнании». Он выступил активным противником срвв. схоластики, сторонником человеческого разума и знаний. Основной в его творчестве была тема Бога и его отношения к миру. Кузанский исходит из принципа единства бесконечного Бога и мира конечных вещей. Тезис: «Бог есть все» - это сущность пантеизма как мировоззрения. Характеризуя Бога, Кузанский подчеркивал его творящие возможности. Геометрия, арифметик, музыка – все это творчество Бога как всеобщего архитектора. Природа – результат творческого деятельности этого великого мастера. Формы человеческого искусства – только подражание природе, в которой присутствует Бог. Бог есть «чеканщик монет». Но и человек может сделать практически все с помощью разума и искусных рук. Он способен создать мир культуры – «вторую природу». Кузанский сравнивал Бога с кругом, огромной космической машиной, у которой центр везде, а окружность нигде. Землю нельзя считать последней границей Космоса (поставлена под сомнение геоцентрическая картина мира античности). Развитие мира – непрерывное развертывание из прошлого в настоящее, из простого в сложное, из единого во многое. Бог не творил мир из ничего, Он лишь приводит в движение уже существующий мир. Идея человека как микрокосма, который как бы вбирает в себя большой Космос. Сближая человека, мир и Бога Кузанский наделял человека качествами Бога и прежде всего творческим началом. Иисус Христос являет собой личность, которая наиболее полно воплотила в себе свойства Бога. Это второй Бог. Познание мира человеком осуществляется с помощью чувства, разума и рассудка. Наиболее достоверно математическое знание, т.к. сам мир Кузанский почитал устроенным по математическим принципам. Большую роль призвана играть логика, как искусство размышлять и оперировать понятиями. Мир есть совпадение и слияние противоположных начал: темного и светлого, конечного и бесконечного. То же относится и к познанию, где истину часто сопровождает заблуждение. Истина – это сложный процесс бесконечного углубления познания на пути к Богу как непостижимому началу всего сущего. Каждое отдельное суждение – малая часть многогранной истины. Значение творчества Кузанского: он изложил основы пантеизма как философского мировоззрения. Бернардино Телезио. Работа «О природе вещей согласно ее установленным началам». Телезио был сторонником познания природы с помощью органов чувств, опытного естествознания. Главной задачей натурфилософии он считал изучение природы и ее объяснение. Николай Коперник, польский ученый. Работа «Об обращении небесных тел». Пересмотр сложившееся в эпоху античности астрономической картины мира. В основе – идея о том, что Земля не является неподвижным центром Космоса. Она есть всего лишь одна из множества планет. Джордано Бруно. Работы «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». Учение его – последовательный пантеизм: Бог растворен в природе, природа есть Бог в вещах и т.д.

Природу Бруно трактовал материалистически: природа (материя) есть то начало, которое все производит из своего лона. Все, что есть. Происходит из природы. Повсюду взаимопревращение всего и вся. О познании мира: Бруно верил в возможности человеческого разума. Был убежденным сторонником научного знания. Конечной целью познания должно быть добро, а движущей силой познания сомнение, скепсис. В своем учении о Космосе Бруно пошел дальше Коперника и Кузанского, и говорил, что Солнце есть лишь относительный центр мира, не единственное светило во вселенной. И Земля, и Солнце – лишь рядовые небесные тела. Идея бесконечного множества миров была самой смелой в его творчестве. За эту идею он долго сидел в тюрьме под инквизицией, а потом 17 февраля 1600 года был публично сожжен на костре в Риме на площади Цветов, как «нераскаявшийся еретик». Галилео Галилей. Изобретатель телескопа, основатель динамики как науки о движении физических тел («О движении»). Признавал наличие Творца мира, но считал, что больше Бог в мирские дела не вмешивается (деизм). Тоже был привлечен к суду, был принужден покаяться и отречься от своего учения. Галилей считал, что истина не есть нечто застывшее, а длительный и бесконечный интенсивный процесс углубления человеческой мысли в объект познания.
Гуманистический антропоцентризм. Т.е. человек – центр мира и высшая ценность. Эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на человеке. В это время сформировался гуманизм – идейно течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. Гуманизм и означал Возрождение античной традиции (Сократ, Эпикур) уважительного отношения к человеку. Как течение гуманизм зародился в Италии, в среде образованных городских слоев. Формировался в лоне худ. литературы как критическая реакции на догмы религии. Центр – Флоренция. Франческо Петрарка считается родоначальником гуманистического движения. Он был верующим, но критически относился к схоластике. В своих произведениях отстаивал права человека на земные устремления. Восстанавливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала прежде всего тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Пико делла Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Он подчеркивал важнейшее свойство человека – его свободу. По мнению Пико, человек представляет собой 4-ый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. Сотворив человека, Бог вложил в него семена разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Свобода – бесценный Божий дар, внутренняя сущность человека. Эта свобода дает возможность человеку стать творцом своей судьбы. Эразм Роттердамский (Голландия). Известен как переводчик и первый издатель Библии. «Похвала глупости». Глупость как иррациональное начало многолика: носит и инд. Характер, и коллективный. Развенчивание Глупости, по сути та же критика схоластического мышления, своеобразный бунт новой философии рациональной по сути и гуманистическому духу. «Схоластика – словесная псевдоученость». Эразм подчеркивал наличие у человека свободной воли – потому фортуна (судьба) больше всего ценит людей отважных и решительных. А разум нужен, чтобы свободная воля не сбивала человека см правильной дороги. Принцип «ничего сверх меры». Мишель де Монтень. Скептицизм Монтеня выступал опять-таки как критика срвв. схоластики. «Философствовать – значит сомневаться».
Никколо Макиавелли. Работа «Государь». Он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как источнике всех его поступков. Стимул всех поступков человека – интерес, причем имущественный (приобрести и сохранить собственность). Эгоизм неискореним, и нужно создать гос-во с жестким управлением. Государство как центр власти – происхождения естественного, а не божественного. Макиавелли был сторонником сильного централизованного государства с наделением его правителя большими полномочиями. Его действия оправданы, если продиктованы заботой о благе и безопасности своей страны. Государь вправе применять силу, но обязан по возможности быть добрым. Со временем тезис об оправдании силы в политике получил название макиавеллизма. Томас Мор, английский писатель. Роман «Утопия». Создал вымышленный образ государства с идеальным устройством. Резкая критика частной собственности, которая развивает в людях эгоизм и зависть. Важным принципом строения общества является справедливость. Томмазо Кампанелла. Тоже развивал идею утопического социализма. Роман «Город Солнца». Тоже общинный образ жизни, социальное равенство людей. Индивидуализм – это безбожие, которое надо решительно искоренять и заботиться о жизни целого.

Ренессанс – расцвет философского творчества. Активно развивалось новое мировоззрение, ориентированное на научное знание, носящее светский характер. Преодолевалась теологическая картина мира. Философская мысль становилась все более самостоятельной. Религия еще сохраняла большую роль в обществе, но развитие науки со временем вылилось в научную революцию раннего Нового времени (17 век).
25. Декарт и рационалистическая традиция философии Н. времени.

Рене Декарт, французский философ, считается основателем рационализма. Работы: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышления о новой философии». Все тот же вопрос: как человек постигает истину? Как получает знания о мире? Чувства обманывают, говорит Декарт. Математические знания тоже не абсолютно очевидны, т.к. требуют доказательства. Так что познание мира должно начинаться с поиска первоначала. Все должно пройти проверку разумом, все должно быть обосновано, даже то, чему мы привычно доверяем. Сделав ставку на разум, Декарт, в противовес эмпиризму Бэкона, оптимальным методом познания считает дедуктивный метод (от общего к частному). Но откуда берутся общие идеи? J Что есть первоначало познания? По Декарту первоначало обеспечивает интуиция.

Это «прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума». Интуиция – это не результат познания, а только его начало. Она является исходным пунктом дедукции, основанием первого суждения. А дальше дело логической техники. Нужно соблюдать определенные правила. 1. Истинным можно считать только то, что очевидно. 2. Нужно разделять сложные проблемы и простые. 3. Нужно мыслить, двигаясь от простого к сложному. 4. Нужно всегда учитывать все предыдущие этапы познания. Достаточно пропустить единственное звено, и рушится цепь, и становится невозможным вывод. Но интуиция не всегда ведет к истине, и Декарт вводит принцип сомнения. Сомнение направлено против слепой веры и за поиск очевидного. Исходный пункт познания – индивидуальный акт мышления. Само сомнение уже есть процесс мысли. Парадокс: «Я сомневаюсь во всем, кроме того, что существую». Но, несомненно: «Я мыслю, следовательно, существую». Что касается чувств, то они подводят нас сплошь и рядом. Недооценка чувственного познания. Для Декарта важно рассмотрение вещей не самих по себе, а в отношении к нашему интеллекту. Он не призывает изучать вещи такими, какими их создал Бог, а решить вопрос, каким образом могли быть созданы те вещи, которые мы воспринимаем посредством органов чувств. Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала, принципы природы он перенес из объективного мира в человеческий разум.

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия.

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

· к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)

· и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному

· голландской (Барух да Спиноза),

· немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)

· и французской (Николь Мальбранш)

школами.

Метод радикального сомнения [править]

Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. Выдающейся чертой французского ума всегда был скептицизм, равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона. Математические же науки в XVII столетии во Франции процветали.

Скептицизм и поиски идеальной математической точности — два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряжённого стремления достигнуть абсолютнодостоверной и логически непоколебимой истины. Им совершенно противоположны:

· с одной стороны — эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной,

· с другой — мистицизм, находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании.

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...